Научная статья на тему 'Дискриминационные положения в федеральном законодательстве о религиозных объединениях'

Дискриминационные положения в федеральном законодательстве о религиозных объединениях Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
28
3
Поделиться
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / ПРИЗНАКИ ДИСКРИМИНАЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Бутко Андрей Викторович

В статье автор рассматривает правовое положение религиозных объединений через международные обязательства Российской Федерации в области соблюдения декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений принятой 25.11.1981 резолюцией 36/55 на 73 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН и недопущению дискриминации религиозных объединений согласно нормам национального законодательства. Так же автором рассмотрен вопрос комплексного характера регулирования правового положения религиозных объединений на федеральном уровне, где особое внимание уделено ряду ограничений в сфере религиозной деятельности, которые могут рассматриваться как дискриминация. Так автором выделено несколько проблемных вопросов в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»1, который определяет религиозное объединение по ряду признаков не определяющих, в конечном счете, ни точное определение религиозного объединения, что может дискриминировать ряд конфессий и верующих граждан в нашей стране. Кроме того, дискриминация может усматриваться также в разрешительном порядке деятельности в России иностранных религиозных объединений и иных положениях отечественного законодательства. При этом осознание общественной опасности такого явления как дискриминация в сфере религиозных объединений указывает на необходимость противодействия подобным общественным проявлениям, а значит, требует устранения пробелов в законодательстве страны

Discrimination provisions in the federal legislation on religious associations

In article the author considers a legal status of religious associations through the international obligations of the Russian Federation in observance of the declaration on elimination of all forms of intolerance and discrimination on the basis of religion or belief the adopted 25.11.1981 resolution 36/55 at the 73rd plenary session of the United Nations General Assembly and to prevention of discrimination of religious associations according to standards of the national legislation. Also the author considered a question of complex nature of regulation of a legal status of religious associations at the federal level where the special attention is paid to a number of restrictions in the sphere of religious activity which can be considered as discrimination. So the author allocated some problematic issues in the federal law "About a freedom of worship and about religious associations" which religious association determines by a number of the signs which aren't defining eventually exact definition of religious association that can discriminate a number of faiths and the believing citizens in our country. Besides, discrimination can be seen also in an allowing order of activity in Russia of foreign religious associations and other provisions of the domestic legislation. Thus awareness of public danger of such phenomenon as discrimination in the sphere of religious associations indicates counteractions to similar public manifestations the need, so demands elimination of gaps in the legislation of the country.

Текст научной работы на тему «Дискриминационные положения в федеральном законодательстве о религиозных объединениях»

1.2. ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Бутко Андрей Викторович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Московский Гуманитарный Университет. Подразделение: кафедра гражданского процесса и социальных отраслей права. E-mail: Andre85_85@mail.ru

Аннотация: В статье автор рассматривает правовое положение религиозных объединений через международные обязательства Российской Федерации в области соблюдения декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений принятой 25.11.1981 резолюцией 36/55 на 73 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН и недопущению дискриминации религиозных объединений согласно нормам национального законодательства. Так же автором рассмотрен вопрос комплексного характера регулирования правового положения религиозных объединений на федеральном уровне, где особое внимание уделено ряду ограничений в сфере религиозной деятельности, которые могут рассматриваться как дискриминация. Так автором выделено несколько проблемных вопросов в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»1, который определяет религиозное объединение по ряду признаков не определяющих, в конечном счете, ни точное определение религиозного объединения, что может дискриминировать ряд конфессий и верующих граждан в нашей стране. Кроме того, дискриминация может усматриваться также в разрешительном порядке деятельности в России иностранных религиозных объединений и иных положениях отечественного законодательства. При этом осознание общественной опасности такого явления как дискриминация в сфере религиозных объединений указывает на необходимость противодействия подобным общественным проявлениям, а значит, требует устранения пробелов в законодательстве страны.

Ключевые слова: дискриминация, признаки дискриминации, религиозные объединения, вероисповедание, религиозные интересы граждан.

DISCRIMINATION PROVISIONS IN THE FEDERAL LEGISLATION ON RELIGIOUS ASSOCIATIONS

Butko Andrey Viktorovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Moscow Humanities University. Department: civil process and social branches of right chair. E-mail: An-dre85_85@mail.ru

Annotation: In article the author considers a legal status of religious associations through the international obligations of the Russian Federation in observance of the declaration on elimination of all forms of intolerance and discrimination on the basis of religion or belief the adopted 25.11.1981 resolution 36/55 at the 73rd plenary session of the United Nations General Assembly and to prevention of discrimination of religious associations according to

1 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях»// Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2013. N 27. Ст. 3477.

standards of the national legislation. Also the author considered a question of complex nature of regulation of a legal status of religious associations at the federal level where the special attention is paid to a number of restrictions in the sphere of religious activity which can be considered as discrimination. So the author allocated some problematic issues in the federal law "About a freedom of worship and about religious associations" which religious association determines by a number of the signs which aren't defining eventually exact definition of religious association that can discriminate a number of faiths and the believing citizens in our country. Besides, discrimination can be seen also in an allowing order of activity in Russia of foreign religious associations and other provisions of the domestic legislation. Thus awareness of public danger of such phenomenon as discrimination in the sphere of religious associations indicates counteractions to similar public manifestations the need, so demands elimination of gaps in the legislation of the country. Keywords: discrimination, discrimination signs, religious associations, religion, religious interests of citizens.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений определяет дискриминацию на основе религии или убеждений как любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод2.

По итогам Венской встречи 1986 г., зафиксированным в пункте 16 Итогового документа ОБСЕ государства-участники выразили среди прочего, решимость принимать эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации по религиозным мотивам3. На итоги Венской встречи следует обратить особое внимание. Ввиду отсутствия общеевропейского нормативного акта по вопросам конфессиональной дискриминации, они выполняют регламентирующую роль.

Итоговый документ Венской встречи 1986 г. (пункт 16) представителей государств — участников СБСЕ содержит решимость, среди прочего:

- принимать эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений, что подразумевало признание, осуществление и пользование правами человека и основными свободами во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, а также обеспечение действительного равенства между верующими и неверующими;

- содействовать взаимной терпимости и уважения всех верующих, а также верующих и неверующих;

- предоставлять объединениям верующих по их просьбе, законный статус.

Государства ОБСЕ согласились уважать право религиозных объединений:

- на свои свободно доступные места богослужений или собраний;

2 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Принята 25.11.1981 Резолюцией 36/55 на 73 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

3 Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений За-

ключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. 4 ноября 1986 года - 19 января 1989 года. М.: Издательство политической литературы, 1989. С. 21.

- на организацию в соответствии с собственной иерархической и институционной структурой;

- на выборы, назначение и смену своих иерархов и служащих по своим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними их государством;

- на поиск и получение добровольных пожертвований;

- на консультации с религиозными культами, учреждениями и организациями для достижения лучшего понимания потребностей религиозных свобод;

- на уважение права каждого давать и получать религиозное образование на языке по своему выбору индивидуально или совместно с другими;

- на уважение свободы родителей давать религиозное и нравственное воспитание детям в соответствии со своими религиозными убеждениями;

- на подготовку религиозного персонала в соответствующих заведениях;

- на уважение права верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповедованию религии или веры, и владеть ими;

- на производство, импорт и распространение религиозных изданий и материалов;

- на общественный диалог с религиозными объединениями, в том числе через средства массовой информации.

Государства участники Венской встречи также обязались (п. 32) разрешать верующим, религиозным культам и их представителям (группами или индивидуально) устанавливать и поддерживать прямые личные контакты и общение друг с другом в их собственных и других странах, посредством поездок, паломничества, участия в собраниях и других религиозных мероприятиях. В этом контексте и в той мере, в которой это соизмеримо с такими контактами и мероприятиями, рекомендовано разрешать приобретать, получать и перевозить религиозные публикации и предметы культа, относящиеся к исповедованию их религии или веры4. В целом, данные обязательства Российская Федерация выполняет, имплементировав основные нормы международного права в данной сфере.

Конституция РФ в соответствии с принципом гарантии равенства прав (статья 17), независимо от отношения к религии, убеждений (статья 19) не допускает никакие формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности, т.е. дискриминацию. Кроме того, для предотвращения дискриминации и обеспечения равенства каждому (статья 28 Конституции РФ), гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 14 Конституции РФ, закрепляя светский характер государства, устанавливает, что никакая религия не может устанавливаться как государственная или обязательная. При этом религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Таким образом, создана

4 Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. 4 ноября 1986 года - 19 января 1989 года. М.: Издательство политической литературы, 1989. С. 21.

основа конституционно-правового механизма предотвращения дискриминации по любым юридически не значимым основаниям.

Вопросы недопущения дискриминации на религиозной почве регулирует целый комплекс законодательства. Наряду с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»5, для регулирования отношений, составляющих предмет законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях приняты и другие федеральные зако-ны6. Российским законодательством защищены от дискриминации по религиозному признаку:

- военнослужащие (ст. 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»7);

- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания (пп. 9 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»8);

- пациенты, находящиеся в психиатрических стационарах (ст. 37 Закона РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»9);

- коренные малочисленные народы РФ (ст. 10 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»10);

- осужденные (ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 года № 1-ФЗ11);

- подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений (п. 14 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»12).

- умершие граждане и их родственники (ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»13, где регулируется деятельность вероисповедальных кладбищ.

Особое внимание в законодательстве уделено недопущению дискриминации религиозных объединений. Отношения с их участием регулируются Гражданским кодеком РФ (ст. 48, 50, 61, 65, 213 и др.). При этом ключевой является статья 117, в которой общественные и религиозные организации определяются как равные субъекты гражданских правоотношений.

Выполняя свои задачи, религиозные организации вступают в правоотношения различной правовой природы (гражданские, налоговые, трудовые, образовательные и т.д.) и подпадают под действие норм, содержащихся в актах самых разных отраслей законодательства:

- в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»14 (в ст. 6 религиоз-

5 Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

6 Например, Федеральный закон от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»// Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6423.

7 Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

8 Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

9 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

10 Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

11 Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

12 Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

13 Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 146.

14 Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

ная организация определяется как форма некоммерческой организации);

- Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ15 (в главе 54 определены особенности труда работников религиозных организаций);

- Налоговом кодексе РФ (части второй) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ 6 (установлены льготы по уплате религиозными организациями различных налогов);

- Федеральном законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»17 (в ст. 2 установлена возможность производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций);

- Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 года № 136-Ф318 (в ст. 24, 30, 36 и др. регулируются отношения по передаче религиозным организациям земельных участков);

- Лесном кодексе РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ19 (в ст. 47 регулируется использование лесов для осуществления религиозной деятельности) и т.д.

Комплексный характер регулирования на федеральном уровне в то же время ещё не свидетельствует о достижении равенства. Федеральное законодательство содержит ряд ограничений в сфере религиозной деятельности, которые могут рассматриваться как дискриминация.20 Так, федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 13.2) содержит запрет на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо рели-гии)21. Данное положение представляется дискриминационным, например, в отношении религиозного образования. В сфере светского образования (особенно высшего профессионального и послевузовского) приглашение высококвалифицированных специалистов - иностранцев не только не запрещается, но наоборот, ещё со второй половины XVII в. и до сих пор всячески приветствуется и стимулируется государством при условии их законного пребывания в РФ22. В соответствии с пунктом 2 статьи 105 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» РФ

15 Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

16 Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

17 Собрание законодательства РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.

18 Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

19 Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

20 Жинкин С.А., Пунченко С.И., (2015), Вопросы классификации видов эффективности норм права. Пробелы в российском законодательстве, 3: 38-40.

21 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2014. N 16. Ст. 1831.

22 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2014. N 16. Ст. 1831.

содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности педагогических, научных и иных работников системы образования23.

Ещё один пример дискриминации: федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который определяет24 религиозное объединение по следующим признакам:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

- добровольность;

- законность проживания членов на территории РФ;

- совместное исповедание и распространение веры.

Определение в диспозиции федерального закона

нельзя признать корректным, в нем явно нарушена логика и присутствует тавтология: «...исповедания и распространения веры - вероисповедание.». Кроме того, требование законности проживания ее членов на территории РФ вызывает недоумение, так как оно, например, отсутствует в федеральных законах, регламентирующих деятельность других общественных объединений25 и политических партий26. Явно некорректна постановка вопроса об «объединении граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ»27. В контексте закона, если речь идет о «гражданах и иных лицах.», образующих общую неопределенную совокупность, то конкретнее говорить о верующих. Иные категории населения, как правило, в религиозные объединения не входят. Кроме того, если лицо проживает в РФ временно, но не хочет терять связи с религиозной общиной и считает необходимым участвовать в религиозной жизни, то по указанному закону, оно не имеет права этого делать.28 В ту же ситуацию попадает гражданин РФ, проживающий без постоянной регист-

рации.29

Вопросы временной и постоянной регистрации, что неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ30, не могут ограничивать конституционные права, в том числе - на членство в религиозном объединении. Кроме того, часть 1 статьи 6 не соответствует части 1

23 Яковлева Е.В. К вопросу о необходимости установления пределов ограничений действия принципа равноправия в рамках конституционно-правового статуса иностранных граждан// Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23.

24 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от

02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях»// Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2013. N 27. Ст. 3477.

25 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от

21.07.2014) «Об общественных объединениях»// Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2014. N 30 (Часть I). Ст. 4237.

26 Кожевников С.Н., (2015), Теоретические аспекты и правовые подходы к определению законности. Пробелы в российском законодательстве, 4: 33-35.

27 Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О политических партиях»// Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2014, N 30 (Часть I), ст. 4237.

28 Кудрявцев М.А. Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

29 Бурьянов С.А. Свобода совести как право человека и институт российского конституционного права// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. С. 23-30.

30 Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П); Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П.

статьи 7 этого же федерального закона, где речь идет исключительно о гражданах, и нет никаких «иных лиц», а вопросы их законного проживания вообще не затрагиваются. В то же время в части 2 статьи 7 «иные лица» с обязательным постоянным проживанием вновь появляются.

В пункте 3 статьи 8 помимо ценза оседлости («постоянного проживания») для членства в религиозной организации появляется и возрастной ценз - 18 лет, чего общее определение религиозного объединения не содержит. Налицо явная непоследовательность законодателя. В совокупности такие нормы способны дискриминировать верующих.

Исходя из необходимости предотвратить потенциальную возможность дискриминации, считаю необходимым:

- изложить часть 1 статьи 6 ФЗ «О свободе совести...» в следующей редакции: религиозное объединение - добровольное самоуправляемое объединение верующих для совместного исповедания и распространения веры, богослужения, совершения религиозных обрядов и церемоний, религиозного обучения и воспитания на условиях и с целями, предусмотренными данным законом;

- исключить из федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» как дискриминирующую религиозные объединения статью 13.2 содержащую запрет на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия религиозной деятельностью.

Признаки дискриминации могут усматриваться также в разрешительном порядке деятельности в россии иностранных религиозных объединений. Реализуя переданные ему полномочия по нормативно-правовому регулированию, Минюст России издал Приказ от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе»31, которым были утверждены Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, Положение об экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, а также Приказ от 3 марта 2009 года № 62 «Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций»32. Считаю, что в данном случае отказ в регистрации иностранного религиозного объединения может быть обусловлен не экспертизой, а лишь наличием в перечне экстремистских или террористических организаций, деятельность которых в РФ запрещена.

Так же нельзя не обратить внимание на явно дискриминационный (фактически запретительный для группы граждан) порядок создания религиозной организации. В соответствии с федеральным законом (часть 1 статья 9)33, создать религиозную организацию можно двумя путями:

1) не менее 10 граждан РФ, составляющих религиозную группу, имеющую подтверждение своего существования на данной территории не менее 15 лет, вы-

31 Российская газета. 2009. 13 марта № 43.

32 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 13.

33 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от

02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях»// Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2013. N 27. Ст. 3477.

данное органами местного самоуправления местную могут учредить религиозную организацию;

2) указанная религиозная группа должна получить подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.

Приведенный легальный порядок является явно дискриминационным так как порядок создания общественных объединений, политических партий иных институтов гражданского общества не предусматривает столь длительный предварительный «испытательный» срок - 15 лет. Таким образом, нарушен фундаментальный принцип равенства.

В литературе встречаются и иные дискриминационные положения, не подкрепленные, однако анализом законодательства и правоприменительной практики. Так, ряд исследователей отмечают определенный патернализм государства в отношении Русской православной церкви (далее - РПЦ), тогда как, по мнению В.А. Бачинина, российские протестанты и католики «продолжают подпадать под определение «чужих» и стали объектом иногда скрытой, а порой и явной чи-новничье-бюрократической ксенофобии». В то же время В.А. Бачинин исходит из «религиоведческой аксиомы» об a priori положительном (не может быть источником вреда ни для государства, ни для общества»34) поведении христиан. Данная позиция фактически делит религии на «добрые» и «злые», что противоречит конституционным принципам равенства и само по себе уже представляет дискриминацию.

В целом, в современной России сформирована стройная система законодательства всех уровней, содержащая прямой запрет на дискриминацию по религиозным мотивам. В то же время, она не свободна от коллизий и противоречий и требует корректировки.

Список литературы:

1. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Принята 25.11.1981 Резолюцией 36/55 на 73 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях»// Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2013. N 27. Ст. 3477.

3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общественных объединениях»// Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2014. N 30 (Часть I). Ст. 4237.

4. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О политических партиях»// Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2014, N 30 (Часть I), ст. 4237.

5. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2014. N 16. Ст. 1831.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П); Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П.

7. Приказ от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» // Российская газета. 2009. 13 марта № 43.

34 Бачинин В.А. Геноцид, дискриминация и ксенофобия в религиозной сфере// Российский криминологический взгляд. 2008. № 1. С. 161-168.

8. Бачинин В.А. Геноцид, дискриминация и ксенофобия в религиозной сфере// Российский криминологический взгляд. 2008. № 1. С. 161-168.

9. Бурьянов С.А. Свобода совести как право человека и институт российского конституционного права// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. С. 23-30.

10. Жинкин С.А., Пунченко С.И., (2015), Вопросы классификации видов эффективности норм права. Пробелы в российском законодательстве, 3: 38-40.

11. Кожевников С.Н., (2015), Теоретические аспекты и правовые подходы к определению законности. Пробелы в российском законодательстве, 4: 33-35.

12. Кудрявцев М.А. Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

13. Яковлева Е.В. К вопросу о необходимости установления пределов ограничений действия принципа равноправия в рамках конституционно-правового статуса иностранных граждан// Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23.

Рецензия

на статью «Дискриминационные положения в Федеральном законодательстве о религиозных объединениях», автор Бутко Андрей Викторович

Представленная статья посвящена новому и актуальному направлению - исследованию правового положения религиозных объединений через международные обязательства России в области ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации, а так же законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях содержащих ряд ограничений в сфере религиозной деятельности, которые, как утверждает автор могут рассматриваться, как дискриминационные положения различных религиозных объединений.

В статье приведен анализ международного и отечественного законодательства в области правового регулирования статуса религиозных объединений, где автором выделено несколько проблемных вопросов и обозначены наглядные примеры правоприменительной практики Российской Федерации по вопросам дискриминации религиозных объединений и их верующих. Сделан вывод о правовой неопределенности понятия «религиозное объединение», его разнопонимании, и разрешительном порядке деятельности в России иностранных религиозных объединений, что в целом может дискриминировать ряд конфессий и верующих граждан в нашей стране. Автором внесено предположение о целесообразности уточнения признаков по которым определяется понятия «религиозное объединение», а так же устранения пробелов и противоречий в отечественном законодательстве.

Статья обладает научной ценностью, может быть использована в дальнейших научных исследованиях и рекомендована к публикации.

Рецензент, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета Т. А. Сошникова