Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании деятельности правоохранительных органов по выявлению и предупреждению ятрогенных преступлений'

К вопросу о совершенствовании деятельности правоохранительных органов по выявлению и предупреждению ятрогенных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ятрогенная преступность / правоохранительные органы / прокуратура / следственные органы / латентность ятрогенных преступлений / медицинский работник / врач / медицинские учреждения / iatrogenic crime / law enforcement agencies / Prosecutor’s office / investigative authorities / latency of iatrogenic crimes / medical worker / doctor / medical institutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богомолова Ксения Игоревна, Касаев Ильяс Хамзатович

Введение: на протяжении последних десятилетий наблюдается значительный рост ятрогенных преступлений. Данное обстоятельство диктует необходимость выработки действенных мер по их профилактике и предупреждению, в том числе силами уголовного законодательства. Но вместе с тем, одной из главных проблем является то, что в настоящее время Уголовный кодекс РФ не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за ятрогенные преступления. Это является одной из главных причин высокой латентности таких преступлений. Следует также констатировать отсутствие официальной статистики состояния преступности в сфере здравоохранения. Некоторые сведения о нарушении прав пациентов, совершаемых медицинскими работниками предоставляются к сведению общественности благодаря СМИ и обращениям самих пострадавших или их родственников в правоохранительные органы. Органы здравоохранения тщательно скрывают данные факты, что способствует криминализации рассматриваемой сферы и росту указанных преступлений. Кроме того, ятрогенные преступления вызывают серьезные трудности в их расследовании и раскрытии из-за необходимости использования специальных знаний. Цель: сводится к разработке теоретических положений и организационно-правовых предложений, научных и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности правоохранительных органов по выявлению и предупреждению ятрогенных преступлений. Методологическая основа: общенаучный диалектический метод познания с применением других взаимодополняющих приемов и методов: сравнительно-правового, системного, логического, формальноюридического и статистического анализов. Результаты: определены основные криминализующие признаки ятрогенных преступлений, причины латентности и способы их выявления. Сформулирован портрет личности преступника ятрогенных преступлений (специальный субъект преступлений данного вида — медицинский работник) и потерпевший-пациент. Предложены меры по профилактике и предупреждению данных преступлений, а также по совершенствованию деятельности правоохранительных органов по своевременному их выявлению. Прежде всего, необходимо ввести специальные уголовно-правовые нормы и их статистический учет, а также обеспечить профессиональную подготовку кадров по получению специальных знаний в области медицины. Нормативно урегулировать порядок и сроки проведения независимой экспертизы экспертной комиссией, участники которой должны быть из разных регионов. Наиболее результативными профилактическими мерами является регулярное информирование населения о мерах по противодействию нарушениям в сфере здравоохранения путем публикаций в СМИ, размещения информации в сети Интернет, выступлений правоохранительных органов на радио и по телевидению. Выводы: обосновывается, что проблема ятрогенной преступности является многосторонней, поскольку затрагивает интересы пациентов (и их родственников), медицинских работников (учреждений и органов здравоохранения, страховых медицинских организаций), а также касается деятельности правоприменителей (в гражданском и уголовном процессе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO DETECT AND PREVENT IATROGENIC CRIMES

Background: over the past decades, there has been a significant increase in iatrogenic crimes. This circumstance dictates the need to develop effective measures for their prevention and prevention, including the forces of criminal law. But at the same time, one of the main problems is that currently the criminal code of the Russian Federation does not contain in its norms a Special part of the very specificity of iatrogenic crimes. This is one of the main reasons for the high latency of such crimes. It should also be noted that there are no official statistics on the state of health crime. Some information about the violation of the rights of patients committed by medical professionals are made available to the public through the media and appeals of the victims themselves or their relatives to law enforcement agencies. Health authorities carefully hide these facts, which contributes to the criminalization of the sphere in question and the growth of these crimes. In addition, iatrogenic crimes cause serious difficulties in their investigation and disclosure due to the need to use special knowledge. Objective: it is reduced to the development of theoretical provisions and organizational and legal proposals, scientific and methodological recommendations to improve the activities of law enforcement agencies to detect and prevent iatrogenic crimes. Methodology: general scientific dialectical method of cognition using other complementary techniques and methods: comparative legal, systemic, logical, formal legal and statistical analyses. Results: the Problem of iatrogenic crime is multifaceted, since it affects the interests of patients (and their relatives), medical workers (health care institutions and bodies, medical insurance organizations), as well as the activities of law enforcement (in civil and criminal proceedings). Conclusions: Iatrogenic crimes have their clear criminalizing features, in particular, a special subject of the crime-a medical worker, as well as the victim — the patient. In order to improve the activities of law enforcement agencies for the timely detection and prevention of these crimes, first of all, it is necessary to introduce special criminal law norms and their statistical accounting, as well as to provide professional training to obtain special knowledge in the field of medicine. To regulate the procedure and terms of the independent examination by the expert Commission, the participants of which are from different regions. The practice of regularly informing the population about measures to counteract violations in the health sector through publications in the media, posting information on the Internet, speeches by law enforcement agencies on radio and television has an effective preventive effect.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании деятельности правоохранительных органов по выявлению и предупреждению ятрогенных преступлений»

DOI 10/24411/2227-7315-2020-1020 УДК 343.97

К.И. Богомолова, И.Х. Касаев

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЯТРОГЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Введение: на протяжении последних десятилетий наблюдается значительный рост ятрогенных преступлений. Данное обстоятельство диктует необходимость выработки действенных мер по их профилактике и предупреждению, в том числе силами уголовного законодательства. Но вместе с тем, одной из главных проблем является то, что в настоящее время Уголовный кодекс РФ не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за ятрогенные преступления. Это является одной из главных причин высокой латентности таких преступлений. Следует также констатировать отсутствие официальной статистики состояния преступности в сфере здравоохранения. Некоторые сведения о нарушении прав пациентов, совершаемых медицинскими работниками предоставляются к сведению общественности благодаря СМИ и обращениям самих пострадавших или их родственников в правоохранительные органы. Органы здравоохранения тщательно скрывают данные факты, что способствует криминализации рассматриваемой сферы и росту указанных преступлений. Кроме того, ятрогенные преступления вызывают серьезные трудности в их расследовании и раскрытии из-за необходимости использования специальных знаний. Цель: сводится к разработке теоретических положений и организационно-правовых предложений, научных и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности правоохранительных органов по выявлению и предупреждению ятрогенных преступлений. Методологическая основа: общенаучный диалектический метод познания с применением других взаимодополняющих приемов и методов: сравнительно-правового, системного, логического, формально-юридического и статистического анализов. Результаты: определены основные криминализующие признаки ятрогенных преступлений, причины латентности и способы их выявления. Сформулирован портрет личности преступника ятрогенных преступлений (специальный субъект преступлений данного вида — медицинский работник) и потерпевший-пациент. Предложены меры по профилактике и предупреждению данных преступлений, а также по совершенствованию деятельности правоохранительных органов по своевременному их выявлению. Прежде всего, необходимо

§ © Богомолова Ксения Игоревна, 2020

^ Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская

1 государственная юридическая академия); e-mail: Bogomolova-kseniya@mail.ru

i © Касаев Ильяс Хамзатович, 2020

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права (Учебно-научный комплекс по предварительному следствию в органах внутренних дел); e-mail: Iiyas.kasaev@yandex.ru

© Bogomolova Ksenia Igorevna, 2020

Candidate of law, associate Professor of the Department of Prosecutor's supervision and criminology (Saratov state law Academy)

© Kasaev Ilyas Khamzatovich, 2020

Candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of criminal law (Edu-178 cational and scientific complex for preliminary investigation in the internal Affairs bodies)

ввести специальные уголовно-правовые нормы и их статистический учет, а также обеспечить профессиональную подготовку кадров по получению специальных знаний в области медицины. Нормативно урегулировать порядок и сроки проведения независимой экспертизы экспертной комиссией, участники которой должны быть из разных регионов. Наиболее результативными профилактическими мерами является регулярное информирование населения о мерах по противодействию нарушениям в сфере здравоохранения путем публикаций в СМИ, размещения информации в сети Интернет, выступлений правоохранительных органов на радио и по телевидению. Выводы: обосновывается, что проблема ятрогенной преступности является многосторонней, поскольку затрагивает интересы пациентов (и их родственников), медицинских работников (учреждений и органов здравоохранения, страховых медицинских организаций), а также касается деятельности правоприменителей (в гражданском и уголовном процессе).

Ключевые слова: ятрогенная преступность, правоохранительные органы, прокуратура, следственные органы, латентность ятрогенных преступлений, медицинский работник, врач, медицинские учреждения.

K.I. Bogomolova, I.K. Kasaev

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO DETECT AND PREVENT IATROGENIC CRIMES

Background: over the past decades, there has been a significant increase in iatrogenic crimes. This circumstance dictates the need to develop effective measures for their prevention and prevention, including the forces of criminal law. But at the same time, one of m the main problems is that currently the criminal code of the Russian Federation does not h contain in its norms a Special part of the very specificity of iatrogenic crimes. This is one C of the main reasons for the high latency of such crimes. It should also be noted that there T are no official statistics on the state of health crime. Some information about the viola- S tion of the rights of patients committed by medical professionals are made available to the I public through the media and appeals of the victims themselves or their relatives to law J enforcement agencies. Health authorities carefully hide these facts, which contributes to S the criminalization of the sphere in question and the growth of these crimes. In addition, » iatrogenic crimes cause serious difficulties in their investigation and disclosure due to the 0

Sc

need to use special knowledge. Objective: it is reduced to the development of theoretical s

provisions and organizational and legal proposals, scientific and methodological recom- |

mendations to improve the activities of law enforcement agencies to detect and prevent K

iatrogenic crimes. Methodology: general scientific dialectical method of cognition using a

other complementary techniques and methods: comparative legal, systemic, logical, formal J

legal and statistical analyses. Results: the Problem of iatrogenic crime is multifaceted, |

since it affects the interests of patients (and their relatives), medical workers (health care №.

institutions and bodies, medical insurance organizations), as well as the activities of law (

enforcement (in civil and criminal proceedings). Conclusions: Iatrogenic crimes have their )

clear criminalizing features, in particular, a special subject of the crime-a medical worker, g

as well as the victim — the patient. In order to improve the activities of law enforcement 0 agencies for the timely detection and prevention of these crimes, first of all, it is necessary to introduce special criminal law norms and their statistical accounting, as well as to provide professional training to obtain special knowledge in the field of medicine. To regulate the procedure and terms of the independent examination by the expert Commission, the participants of which are from different regions. The practice of regularly informing the

population about measures to counteract violations in the health sector through publications 179

in the media, posting information on the Internet, speeches by law enforcement agencies on radio and television has an effective preventive effect.

Key-words: iatrogenic crime, law enforcement agencies, Prosecutor's office, investigative authorities, latency of iatrogenic crimes, medical worker, doctor, medical institutions.

На современном этапе обеспечение реализации права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, есть одно из самых приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации, о чем говорится в Конституции РФ1 и неоднократно упоминается в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию России2.

Основные задачи по обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь возложены, в том числе и на правоохранительные органы.

Медицина как никакая другая область знаний, вбирая в себя все новейшие достижения физики, химии, техники, создала высокоэффективные и в то же время довольно агрессивные лекарственные препараты и методики диагностики заболеваний и их лечения. В связи с этим, значительно возросла опасность причинения вреда пациенту в процессе оказания медицинской помощи.

Ятрогенные преступления — это умышленные или неосторожные общественно опасные деяния медицинских работников, нарушающие основные принципы и условия оказания медицинской помощи, установленные Конституцией РФ и иными законодательными актами России, совершаемые при исполнении своих профессиональных или служебных обязанностей и ставящие под угрозу здоровье или причиняющие вред жизни, здоровью и иным законным правам и интересам пациента.

В последние годы наблюдается тенденция неуклонного роста ятрогенных преступлений. Это тревожит и требует усиления борьбы с этим явлением силами правоохранительных органов. Вместе с тем приходится констатировать, что Уголовный кодекс РФ не содержит специальных норм за подобные деяния.

Одними из самых распространенных составов преступлений, относящихся к нарушению медицинскими работниками прав пациента на жизнь и здоровье являются:

причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ); причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ); заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ); неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ);

незаконное осуществление медицинской деятельности (ст. 235 УК РФ); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ); выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ);

халатность (ст. 293 УК РФ).

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2 Послание Президента РФ Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения:

180 21.09.2019).

Наиболее частыми случаями нарушений оказания медицинской помощи являются следующие: установление неправильного диагноза из-за проведения недостаточного осмотра и обследования больных; недооценка данных анамнеза и тяжести заболевания; нарушение общепринятой методики обследования; нарушение правил по уходу за новорожденными; нарушение ведомственных нормативных актов в части преемственности в деятельности медицинских учреждений; небрежность и невнимательность, а также недобросовестное отношение медицинского персонала к своим обязанностям.

Официальных статистических данных, связанных с ятрогенными преступлениями в настоящее время не существует. Некоторые сведения о преступности в этой сфере можно получить от потерпевших, обратившихся за помощью и из средств массовой информации. Кроме этого, сами медицинские работники стараются всячески скрыть имеющиеся факты нарушений, что повышает уровень криминализации и рост ятрогенных преступлений. Затрудняет процесс выявления таких преступлений правоохранительными органами корпоративная солидарность медицинских работников. Следует отметить необходимость использования специальных знаний сотрудниками правоохранительных органов в осуществлении деятельности по раскрытию и расследованию такого рода преступлений, которые зачастую отсутствуют, что также характеризует ятрогенные преступления как высоколатентные.

Для своевременного принятия действенных мер по выявлению и предупреждению ятрогенной преступности, необходимо выделить основные причины латентности таких преступлений и способы их выявления.

Важной методологической основой исследования проблемы латентности ятро- ш генных преступлений является определение ее видов и конкретных признаков и ее проявления. Как известно из теории криминологии латентные преступления а бывают скрытые и скрываемые. о

К скрытым ятрогенным преступлениям относятся не ставшие известными, К по ряду причин правоохранительным органам и суду (это как раз те случаи, о

с

когда потерпевшие по причине неверия в возможности правосудия не заявля- а ют о случившимся либо действует корпоративной солидарность медицинских в работников). о

Такие случаи встречаются наиболее часто. Основным способом решения ю

Т5

проблем сокрытия преступлений медицинскими работниками может быть уста- |

новление системы обмена проведением судебно-медицинских экспертиз между К

регионами, когда следственный орган отправляет материалы на экспертизу в а

другой регион, с целью исключения заинтересованности обвинения в корпора- |

тивности. При этом целесообразно осуществлять присутствие следователя при и

производстве экспертизы, согласно ст. 197 УПК РФ, что позволит следователю №

полнее уяснить содержание и смысл ответов экспертов на поставленные вопросы 11

и выяснить на основе каких медицинских данных они получены. Кроме того, )

следователь может сам послушать объяснения врачей, которые часто приглаша- 0 ются на комиссионную экспертизу и сделать свои выводы по делу. На практике зачастую возникают проблемы с назначением и проведением экспертиз, что влечет затягивание сроков предварительного расследования и потерю (искажение) вещественных доказательств в виде медицинской документации. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, создание независимых экспертных комиссий

в каждом субъекте РФ, которые, во взаимодействии с Федеральной службой по 181

надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором), комплексно и оперативно смогут проводить необходимые экспертизы в кратчайшие сроки.

В ходе проведенного нами анализа уголовных дел, связанных с нарушениями оказания медицинских услуг выявлено, что в 87,6% случаев возбуждаются по заявлению потерпевшего, родственников и знакомых, 12,4% — свидетелей, по сообщениям медицинских учреждений о травмированных, по сообщениям правозащитных организаций, страховых компаний, куда потерпевший обращался, а также правозащитных организаций3.

Из этого следует вывод о том, что допрос родственников, друзей и знакомых, которые общались и видели больного в период оказания ему медицинских услуг имеет особое значение для выявления латентных преступлений и их качественного и своевременного расследования. Благодаря этому можно установить в течение какого периода и на какие боли жаловался потерпевший, в какие медицинские учреждения он обращался, какая помощь была оказана или может быть он пользовался одновременно помощью разных специалистов. Пациенты, которые одновременно находились с потерпевшим в медицинском заведении могут также дать показания о наблюдавшихся симптомах протекания заболевания, о высказываниях самого потерпевшего о состоянии здоровья и самочувствии, его отношении к оказываемым медицинским услугам и т.п.

Особого внимания при выявлении и устранении причин латентности рассматриваемых преступлений требует допрос медицинских работников, т.к. зачастую они уклоняются от дачи правдивых показаний или утаивают важные сведения об обстоятельствах совершенного преступления. В основном это объясняется нежеланием обострять отношения с администрацией медицинского учреждения или стремлением скрыть преступные действия коллеги.

Кроме этого, следует учитывать тот факт, что специализация и уровень подготовки врача (медработника) должен соответствовать объему знаний и навыков. Поэтому, если, например, при допросе в своих пояснениях причин произошедшего врач ссылается на неполноту описания рентгенограммы, следует установить его квалификацию, т.к. врач-травматолог от второй до высшей категории обязан читать рентгеновские снимки самостоятельно.

Одной из причин латентности преступлений является также недостаток информации, обусловленной неполнотой заполнения медицинских документов в отношении конкретного пациента либо их отсутствием. Так, например, заполнение наркозных карт и карт интенсивной терапии при быстрой смене клинических проявлений нередко выполняется ретроспективно, а в связи с этим возможно сокрытие определенных преступных действий, исправления или даже замены карты.

Скрываемая часть ятрогенной преступности включает в себя те деяния, которые стали известны правоохранительным органам и суду, но по ряду причин не нашли отражения в статистике: фактические не рассмотрения заявлений, неверная оценка деяний как непреступных, ошибка в квалификации содеянного, вынесение оправдательных приговоров, в виду того, что отсутствуют достаточные доказательства вины.

3 Исследовано 47 уголовных дел, возбужденных по ст.. 109, 124, 236, 238, 293 УК РФ за 182 период с 2017 по 2018 гг. URL: httpSudact.ru (дата обращения:17.11.2019).

Следует отметить определенную сложность выявления преступлений, связанных с нарушениями оказания медицинской помощи из-за необходимости выяснения сугубо профессиональных вопросов медицины и некомпетентности правоохранительных органов в них и отдельно взятой клинической ситуации. Необходимо отличать «врачебную ошибку» от умышленных преступных действий, таких как небрежность, халатность или невежество [1]. Вокруг этого понятия постоянно ведется много споров среди философов, медиков и юристов. Наибольшим признанием пользуется определение известного патологоанатома И.В. Давыдовского, который сформулировал «медицинскую ошибку» как «добровольное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки и методов ее исследования, либо вызванное особенностями течения заболевания определенного больного, либо объясняемое недостатками знаний, опыта врача» [2, с. 53]. Кроме того, врачебные ошибки следует отличать от несчастных случаев, которые тоже не влекут уголовной ответственности. Поэтому для своевременного установления наличия состава преступления, правоохранительным органам необходимо в кратчайшие сроки изъять медицинскую документацию (во избежании ее исправления или утраты), провести осмотр места происшествия, допросить потерпевших, медицинских работников, имеющих непосредственное отношение к оказанию медицинской помощи пациенту, руководителей самого лечебного заведения для восстановления общей картины происшедшего и своевременного назначения обязательной для данной категории дел комиссионной судебно-медицинской экспертизы, сроки проведения которой являются достаточно длительными.

Вместе с тем правоохранительным органам необходимо максимально исключать вероятность необоснованных обвинений при неблагоприятном исходе лечения, если профессиональные обязанности медицинского работника были добросовестно и грамотно выполнены в полном объеме.

Сотрудники правоохранительных органов должны справедливо реагировать как на нарушения прав пациента, так и обоснованно в соответствии с законом обеспечивать защиту медицинских работников.

Немаловажную роль в деятельности по предупреждению ятрогенных преступлений играет прокурорский надзор. Приказом Генеральной Прокуратуры от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» акцентировано особое внимание на защиту закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь4. Восстановление нарушенных прав и устранение нарушений законности в сфере здравоохранения средствами прокурорского реагирования происходит эффективно и в кратчайшие сроки.

При осуществлении прокурорского надзора, выявляются случаи неоказания (некачественного оказания) медицинской помощи больным, несоблюдения стандартов ее качества. В результате прокурорских проверок устанавливаются факты смерти пациентов. В нередких случаях причиной этому является нехватка самих медицинских работников.

Благодаря надзорной деятельности прокуратуры к ответственности за нарушение законодательства о здравоохранении виновных привлекают и вне уголовно-правовой сферы. Прокурорами выносятся представления, по резуль-

4 См.: Законность. 2008. № 3.

183

татам рассмотрения которых лица привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности.

В ходе прокурорских проверок неоднократно выявляются нарушения, связанные с тем, что региональные органы принимают нормативные акты противоречащие федеральному законодательству, нарушения требований законодательства и соответствующих стандартов при проведении иммунизации населения, касающихся соблюдения хранения вакцин, заполнения медицинских документов и добровольных согласий на оказание медицинской помощи. Зачастую, благодаря надзорным функциям прокуратуры, удается выявить нарушения порядка лицензирования фармацевтической и медицинской деятельности, ненадлежащая переподготовка и повышение квалификации медицинского персонала и врачей. В результате принятия мер прокурорского реагирования, устраняются факты нецелевого использования денежных средств, неэффективный и несвоевременный ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, нарушения прав самих медицинских работников и другие нарушения прав граждан на охрану здоровья. Вместе с тем, проводимая работа прокуратуры по осуществлению надзорной функции в данном направлении требует дальнейшего совершенствования и повышения эффективности. Задачами органов прокуратуры является действенное устранение нарушений прав граждан на охрану здоровья, принятие полного комплекса мер, направленных на предотвращение данного рода нарушений, использование упреждающего характера прокурорского надзора в этой сфере общественных отношений, усиление контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления по охране прав граждан. Выполнение вышеперечисленных задач позволит добиться высокого профилактического эффекта, направленного на предупреждение ятрогенных преступлений.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов в данном направлении призвана способствовать созданию обстановки нетерпимости к нарушениям прав граждан на охрану здоровья, повышению ответственности каждого должностного лица, и самих граждан за здоровье как отдельного человека, так и всей нации.

Библиографический список

1. Гецманова И.В. Актуальные вопросы расследования и оценки преступлений, связанных с дефектами оказания медицинской помощи // Медицинское право. 2007. № 2, 2 кв.

2. Давыдовский И.В. Врачебные ошибки // Советская медицина. 1941. № 3.

References

1. Getsmanova I.V. Actual issues of investigation and assessment of crimes related to defects in the provision of medical care // Medical Law. 2007. No. 2, 2 sq.

2. Davydovsky I.V. Medical errors // Soviet medicine. 1941. No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.