Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ЭКОНОМИКА / КРИЗИС / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кенджаева Муьтаба

В статье рассматривается социальное положение населения Республики Таджикистан в годы независимости. Автор на основе конкретных статистических данных анализирует состояние населения страны, указывает на причины, приведшие к ухудшению социальной защищенности населения в 90-е годы, характеризует деятельность Правительства страны по ее преодолению и показывает динамику улучшения уровня жизни населения в 2000-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF TAJIK POPULATION SOCIAL SITUATION DURING THE INDEPENDENCE OF TAJIKISTAN

The article considers the social situation of the population of the Republic of Tajikistan in the years of independence. The author on the basis of specific statistical data analyses the state of the population, indicates the reasons for the deterioration of social protection of the population in the 90-ies, describes the activities of the Government in its overcoming and shows the dynamics of improving the lives of the population in 2000-ies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ»

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF NATURAL-RESOURCE POTENTIAL OF BORDER AREAS IN THE NORTH-EASTERN AFGHANISTAN The development of natural resource potential in the north-eastern Afghanistan has several features. One of them is the cross-border nature of many types of natural resources. Natural resource base is composed of three categories: water, earth and minerals. The development of each of these categories is facing problems both internal and external.

Key words: North-east Afghanistan, border areas, natural resources, the Amu Darya, water, transboundary nature.

Сведения об авторе: Хайрхох Н., аспирант Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: turizm_2013@rambler.ru

Information about the author: Khairkhoh N., the post-graduate student of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА

В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Кенджаева М.

Худжандский государственный университет имени академик Б. Гафуров

Национальная экономика Таджикистана в начале независимости в результате вооруженных столкновений и разрыва торговых связей полностью разрушилась. Экономический ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 10 миллиардов долларов США. Более того, объем производства всех отраслей народного хозяйства по вышеуказанным причинам уменьшился на 55 процентов. Все это негативно повлияло на социальную защищенность общества. В результате уменьшения объема производства и повышения цен снизился уровень жизни народа.

По причине полной или частичной остановки предприятий много людей осталось без работы, государство не имело достаточных средств для социальной защиты народа и развития отраслей здравоохранения, культуры, науки и просвещения. Поэтому Маджлиси Оли и Правительство Таджикистана в условиях продолжающейся войны и политической нестабильности с целью выхода из кризисного состояния разработали программу развития страны. В ней предусматривалось упорядочение политики цен, кредитно-денежной системы и уменьшение расходов госбюджета в течение 1993 -1995гг. Постепенно осуществлялись реформа банковской и налоговой систем, реализовалась политика приватизации и разгосударствления собственности. Правительство уделяло особое внимание предпринимательству, принимало меры для привлечения зарубежных инвестиций, развивало рыночные отношения.

Организуя государственные и частные секторы экономики, обеспечивая паритет всех форм собственности, правительство, таким образом, создавало свободное и благоприятное пространство для развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.

Переходный период для любого государства проходит болезненно. В Таджикистане также при переходе к рыночной экономике в социальной жизни населения республики произошли существенные изменения. По словам ученого Н.Б.Хотамова «деление советского общества на рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенцию постепенно уступило место новым социальным делениям, в зависимости от материального состояния и положения в обществе: 1) очень богатых и богатых; 2) средних; 3) бедных и беднейших» [8, с. 245].

В первые годы государственной независимости, в Таджикистане резкое социальное расслоение общества обусловило появление многих сложных проблем. По заключению представителей ООН, в конце 2006 г. в республике абсолютно маленькая группа людей контролировала все национальные богатства Таджикистана, около 60%

населения республики страдало от острой нехватки продовольствия [1]. В республике повышение уровня бедности продолжалось до 2000г., что было обусловлено спадом экономики республики в годы гражданской войны и постконфликтным периодом восстановления. Когда спад экономики был приостановлен, началось постепенное ее оживление, жизненный уровень населения несколько улучшился. Тем не менее, по подсчетам ООН, в 2002г. уровень бедности в республике составлял 86% [7].

В Таджикистане в 1991 г. среднедушевой уровень производства валового внутреннего продукта (ВВП) составлял 550,1 долл. США. В результате спада экономики этот показатель в середине 90-х годов XX в. снизился более чем в 3 раза. По мере стабилизации экономики показатели ВВП на душу населения стали расти. В частности, они составляли: в 1998г. - 172,2 долл. США, в 2000г. - 189, в 2003г. - 236,6 долл. США. «Тем не менее, существующий среднедушевой уровень производства ВВП в 236,6 долл. США в республике является самым низким по сравнению со странами Центральной Азии и СНГ» [6, л. 8].

Правительство Республики Таджикистан, разработав Стратегию снижения бедности в стране (принято Маджлиси намояндагон 19 июня 2002г.), добилось определенных успехов в этом направлении. В свою очередь международные организации и фонды оказали Таджикистану финансовую помощь. В результате, уже в начале четвертого квартала 2005г. в стране уровень бедности по сравнению с 2002г. снизился на 22% и составил 64%. По словам бывшего министра труда и социальной защиты республики З. Вазирова, это стало результатом реализации стратегии снижения бедности, предварительные итоги которой были подведены в июне 2005г [7].

Для сокращения бедности и улучшения социального положения населения Таджикистана немаловажное значение имела гуманитарная помощь со стороны зарубежных стран и международных организаций. Подобная помощь впервые была оказана республике в 1992г., когда в Таджикистане началась гражданская война.

Предоставление гуманитарной помощи не прекращалось и в годы войны, и в период постконфликтного восстановления. В последующие годы гуманитарная помощь, оказываемая различными странами мира, постоянно увеличивалась. В 2001г. она составила 82,7 млн долл. США [2, с. 160] В 2002г. поступила помощь из 41 страны на сумму 107, 2 млн долл. США [5, л. 24]. В 2004г. республике была оказана гуманитарная помощь 38 странами ближнего и дальнего зарубежья на сумму 65,1 млн долл. США [9]. Выразилась она в следующих цифрах: республике было поставлено 45,6 тыс. т муки, 3,1 тыс. т масла растительного, 1,9 тыс. т пшеницы. Страна получила также продукты питания, обувь, одежду, постельные принадлежности, медикаменты и медицинское оборудование, транспортные средства, нефтепродукты и др. Всего объем гуманитарной помощи составил 64,0 тыс. тонн.

Безработица была и остаётся одной из серьезнейших проблем переходного периода. Первые официальные безработные появились с началом горбачевской перестройки. Это было связано, прежде всего, с разрывом хозяйственных связей между предприятиями Союза и постепенным приостановлением работы промышленных предприятий. В Таджикистане в советское время безработные появились в связи с естественным приростом населения еще в конце 70-х годов XX в., особенно в горных районах и сельской местности. Положение усугубилось в период гражданского противостояния, в связи с экономическим кризисом, когда все промышленные и сельскохозяйственные предприятия практически не работали.

Регистрация безработных начала проводиться соответствующими учреждениями, созданными Министерством труда и социальной защиты населения. После такой регистрации гражданин республики официально признавался безработным. Однако подобная практика регистрации в центрах занятости населения республики еще не нашла активного практического применения. В силу сказанного, статистические данные официальных учреждений о количестве безработных не отражали действительного положения [7].

Говоря о социальном положении населения Таджикистана в годы независимости, можно констатировать, что ее можно разделить на два этапа:

- 1990-е годы, когда по причине гражданской войны наблюдалось резкое ухудшение состояние экономики страны, что привело к снижению уровня защищенности населения

- 2000 годы период постепенного преодоления кризиса в экономике и, благодаря предпринятым усилиям Правительства Таджикистана по преодолению бедности в стране, улучшение благополучия населения. Этого подтверждают и приведенные данные Президента страны Э. Рахмона в его Послании Маджлиси милли и депутатам Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Таджикистана: «Одним из важных и приоритетных направлений государственной социальной политики является пенсионное обеспечение. В этом плане Правительство страны, в пределах финансовых возможностей госбюджета, ежегодно предпринимает конкретные меры.В результате за последние семь лет средний размер пенсии в стране вырос в 6,4 раза. В 2014 году финансирование социальных сфер составит 54,2 процента общего объёма расходов госбюджета или 7,7 миллиарда сомони, и мы намерены в течение предстоящих семи лет профинансировать социальные сферы, как важнейшее направление государственной политики, в общем объёме более 70 миллиардов сомони» [3].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Республика Таджикистан преодолела период экономического спада и ухудшения социального положения населения и твердо идет по пути укрепления экономики и повышения уровня жизни населения страны.

Литература:

1. Бухари-заде Н. ООН уполномочена оценить // Азия-Плюс. - 2006. - 23 ноября.

2. Итоги развития национальной экономики за 2001 г. // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. - 2002. - № 1.

3. Послание Президента Республики Таджикистан в парламент в 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.president.tj/ (Дата обращения: 20. 09. 2014).

4. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан за 2004 г.

5. ТА ЦСИ при Президенте РТ. Отчеты. «Анализ и оценка основных индикаторов макроэкономических показателей развития экономики РТ». 2004.

6. ТА ЦСИ привития экономики РТ. - 2004.

7. Таджикистан. Экономический ракурс // Азия-Плюс. - 2005. - 27 октября [Электронный ресурс]. - URL: http://www.news.tj/ru/news/tadzhikistan-ekonomicheskii-rakurs-11-28 (Дата обращения: 20.09. 2014).

8. Хотамов Н.Б. Социально-экономические преобразования Республики Таджикистан в период суверенитета (1991-2006 гг.). - Душанбе, 2008.

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

В статье рассматривается социальное положение населения Республики Таджикистан в годы независимости. Автор на основе конкретных статистических данных анализирует состояние населения страны, указывает на причины, приведшие к ухудшению социальной защищенности населения в 90-е годы, характеризует деятельность Правительства страны по ее преодолению и показывает динамику улучшения уровня жизни населения в 2000-е годы.

Ключевые слова: Республика Таджикистан, социальная защита, экономика, кризис, гражданская война, частный сектор, уровень жизни, социальная сфера, производства.

THE QUESTION OF TAJIK POPULATION SOCIAL SITUATION DURING THE INDEPENDENCE OF TAJIKISTAN

The article considers the social situation of the population of the Republic of Tajikistan in the years of independence. The author on the basis of specific statistical data analyses the state of the population, indicates the reasons for the deterioration of social protection of the population in the 90-ies, describes the activities of the Government in its overcoming and shows the dynamics of improving the lives of the population in 2000-ies.

Key words: Republic of Tajikistan, social protection, economy, crisis, civil war, private sector, quality of life, social services, manufacturing.

Сведения об авторе: Кенджаева Муътабар, соискатель Худжандского государственного университета имени ак. Б. Гафурова, е-mail: mkendzhaeva@inbox.ru

Information about the author: Kenjaeva Mutabar, researcher of the Khujand State University named after academician B. Ghafurov

ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ЗЕРАВШАНСКОГО РЕГИОНА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ РАСТЕНИЕВОДСТВО

Рузбахони М. Х.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Зеравшанский регион находится в Согдийский области Республики Таджикистан, занимая почти половину ее южной части, расположена в верхней части бассейна р. Зеравшан. Таджикская часть Зеравшанского региона (длиной около 300 км и шириной 50 км) почти целиком занята горными хребтами. В целом по региону может быть намечено четыре высотных пояса: предгорный-пустынно-степной и сухостепной, средне-горный лесо-луговостепной, высокогорный - степной и лугово-степной, гляциально-нивальный.

Первый-нижний, предгорный пустынно-степной и сухостепной пояс простирается на высоте от 900-1000 м до 1400 м н. у. м., охватывая в основном крайние западные части округа. Это наиболее теплый и наиболее богатый атмосферными осадками пояс Зеравшанского региона. Сумма положительных температур за теплое время года в этом поясе достигают 4200-44000, количество атмосферных осадков в суме за год превышает 320 мм, достигая местами почти 450 мм, что обеспечивает получение урожая богарных зерновых колосовых культур в 75-90% лет. Этот пояс, занимает 7,8% площади района.

Второй по высоте среднегорный-лесо-лугово-степной пояс, распространяющийся от 1400 м до 2600 м н. у. м. и располагающийся восточнее первого, значительно беднее как термическими ресурсами, так и атмосферными осадками. Термические ресурсы влажной части теплого периода года способны обеспечить нормальное развитие богарных зерновых культур всего в 50-75% лет. Этим поясом занято 26% площади округа.

Третий - высокогорный степной и лугово-степной пояс, занимающий пространство от высот 2600 м до 4000 м по высоте, более прохладен и по дну долин еще более беден осадками, но, несмотря на это, за счет меньшей бесполезной траты воды на испарение, обеспечен влагой. В этом поясе, до высот около 2800 м, где еще достаточно тепла для нормального созревания колосовых зерновых культур на богаре, число лет благоприятствующих их нормальному развитию, повышается до 75-95%.

Занимая 53% площади региона, этот пояс определяет облик рассматриваемой территории.

Четвертый высотный пояс-гляциально-нивальный выходит за пределы 4000 м. абс. и распространяется в основном на богатые скалистыми выходами коренных пород высокогорные площади. Этим поясом занято всего лишь 5% территории региона.

Зеравшанский регион можно разделить на пять физико-географических микрорайонов: Пенджикентский, Захматабадский (Айнийский), Ягноб-Искандеркульский, Матчинский и Лянглифский. Каждый район занимает определенный отрезок долины Заравшана с обращенными к нему склонами хребтов.

Пенджикентский физико-географический район, занимая долину р. Зеравшан с обращенными к ней склонами Туркестанского и Гиссарского хребтов, распространяется вверх по долине Зеравшана примерно до устья реки Арчамайдан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.