СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.4:351.74
Ушакова Ольга Владимировна
Ushakova Olga Vladimirovna
аспирант кафедры социологии, политологии и регионоведения
Тихоокеанского государственного университета
PhD student, Sociology, Political Science and Regional Studies Department, Pacific State University
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ИМИДЖЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ
CONCERNING THE SOCIAL IMAGE OF DISTRICT POLICE OFFICERS
Аннотация:
Summary:
В статье рассматривается социальный имидж участковых уполномоченных полиции. Приведены результаты исследования мнения населения Хабаровского края об их деятельности.
The article considers the social image of district police officers. The author considers the results of the research of public opinion about their activities carried out in the Khabarovsk Krai.
Ключевые слова:
социальный имидж, полиция, органы внутренних дел, участковые уполномоченные полиции.
Keywords:
social image, police, internal affairs bodies, district police officers.
В течение последних десятилетий в российском обществе доминирует негативное представление о полиции (милиции), что отрицательно сказывается на морально-психологическом состоянии сотрудников органов внутренних дел и ведет к нежеланию российской молодежи связывать свою дальнейшую жизнь со службой в полиции. В связи с обозначенной тенденцией формирование и поддержание положительного образа полиции в глазах населения России и самих сотрудников органов внутренних дел для руководства страны и ведомства сегодня является приоритетным направлением, так как именно от него зависит укрепление престижа и репутации органов внутренних дел, а также рост доверия к сотрудникам ведомства.
В настоящее время исследованию имиджа полиции, в особенности его современного состояния, отводится достаточно много внимания. Известно, что от уровня профессионализма сотрудников, правосознания и социальной активности населения зависит процесс формирования имиджа полиции, который «предполагает наличие: активного субъекта, производящего воздействие; аудитории, на которую направлены действия субъекта; взаимодействия между ними» [1]. Одним из элементов имиджа полиции является социальный имидж, который зависит от состояния показателей социального имиджа ее структурных подразделений.
Для определения состояния социального имиджа участковых уполномоченных полиции необходимо оценивать их отношение к населению обслуживаемого участка, их профессиональную деятельность и, конечно же, эффективность взаимодействия «участковый - население», от которого напрямую зависит оперативная обстановка на участке. Кроме этого, немаловажным оценочным критерием является уровень желания самого населения активно сотрудничать с участковым для достижения спокойствия и обеспечения общественного порядка в месте проживания.
Социальный имидж может рассматриваться как некий проводник, с помощью которого гражданам, проживающим на определенной территории, доводится информация о том, что профессиональная деятельность участковых уполномоченных полиции направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, профилактику преступлений и правонарушений, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Исходя из этого, каждый участковый должен подходить к исполнению своих служебных обязанностей так, чтобы граждане обслуживаемой территории понимали, что они взаимодействуют с грамотным и порядочным человеком, способным помочь в сложной жизненной ситуации. В данном случае результаты социологического опроса населения [2] свидетельствуют о том, что участковые уполномоченные полиции обладают такими качествами, как: чуткость и понимание (14,3 %), тактичность и вежливость (32,7 %), компетентность (10 %), исполнительность (9,7 %), безразличие, бестактность (11,9 %), формализм (15,1 %), низкий уровень профессионализма (5,6 %). Несомненно, тех, кто оценивает деловые качества участковых положительно, больше, чем тех, кто оценил их отрицательно, но безразличие, формализм, а также низкий уровень профессионализма сотрудников ведут к снижению уровня социального доверия и эффективного взаимодействия с населением.
Нужно отметить, что позитивные тенденции прослеживаются в оценке профессиональной деятельности участковых уполномоченных полиции. Так, отвечая на вопрос «Удовлетворены ли
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)
Вы результатом обращения к участковому?», 36,4 % респондентов, которые непосредственно обращались к участковому по тем или иным вопросам, выразили свое четкое отношение к профессиональной деятельности исследуемой категории сотрудников органов внутренних дел. Из них «удовлетворены результатом» - 39,4 %, «скорее да, чем нет» - 22,2 %, «скорее нет, чем да» - 15,7 %, «не удовлетворены» - 22,7 %.
В целом отношение населения к участковым уполномоченным полиции в настоящее время является неоднозначным. На оценку профессиональной деятельности исследуемой категории сотрудников полиции влияние оказывают как объективные, так и субъективные факторы, к числу которых в первую очередь можно отнести объем полномочий участковых уполномоченных полиции [3], обширную территорию обслуживаемого участка и, конечно же, неоднозначный состав аудитории, с которой необходимо ежедневно взаимодействовать. В таких условиях участковые уполномоченные полиции должны в полном объеме использовать средства массовой коммуникации для того, чтобы не лишиться возможности полноценного общения с населением обслуживаемого участка, которое ведет к установлению доверия и эмоционального равновесия. В данном случае отсутствие информации о номере телефона участкового, о его рабочем месте и режиме служебного времени, несомненно, приводит к ухудшению связи «участковый - население», что ведет к снижению уровня профилактической работы. Результаты ответов на вопрос «Знаете ли Вы, где найти своего участкового и как с ним связаться?» свидетельствуют о том, что только 46,3 % опрошенных владеют такой информацией, а 53,7 %, то есть больше половины, - нет.
На состояние социального имиджа участковых уполномоченных полиции также оказывает влияние уровень желания населения сотрудничать с представителями указанного подразделения полиции. Об этом свидетельствуют данные ответов на вопрос «При необходимости Вы окажете помощь Вашему участковому (предоставите информацию, сообщите о правонарушениях, подозрительных лицах и т. д.)?». Нужно отметить, что 78,9 % опрошенных, независимо от того, знают ли они своего участкового или нет, ответили «да», 21,1 % - «нет», из них знают своего участкового - 47,1 %, не знают - 52,9 %. Отметим также, что готовы оказать помощь участковым 80,6 % студентов, 71 % работников различных производственных сфер, 85,8 % пенсионеров. В свою очередь отказались от предоставления помощи стражам порядка 19,4 % опрошенной студенческой молодежи, 29 % работников различных производственных сфер и 14,2 % пенсионеров. Полученные результаты указывают на высокий уровень готовности населения сотрудничать с участковыми уполномоченными полиции, что свидетельствует о повышении уровня массового сознания и доверия к сотрудникам органов внутренних дел.
Таким образом, социальный имидж участковых уполномоченных полиции как динамичный элемент имиджа сотрудников полиции нуждается в постоянном совершенствовании. Это необходимо для повышения социального доверия, способного уменьшить уровень неопределенности во взаимоотношениях между гражданами и участковыми уполномоченными полиции.
Ссылки и примечания:
1. Проказина Н.В., Старых Н.П. Особенности формирования имиджа органов местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 4. С. 74.
2. Опрос проводился в ноябре - декабре 2013 г. В опросе приняли участие 786 жителей Хабаровского края. Из них: 160 (20,4 %) студентов, 310 (39,4 %) работников различных производственных сфер, 316 (40,2 %) пенсионеров.
3. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Российская газета. № 6041. 2013. 27 марта.