Научная статья на тему 'К вопросу о социально-психологической экспертизе интернет-информации, формирующей суицидальное поведения подростков'

К вопросу о социально-психологической экспертизе интернет-информации, формирующей суицидальное поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
403
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНТЕРНЕТ-ИНФОРМАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENTS / HARM TO HEALTH AND PERSONAL DEVELOPMENT / INFORMATION SECURITY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL EXPERT EVALUATION OF INTERNET INFORMATION / TECHNIQUE GUIDELINES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фондеркина Лариса Анатольевна

Статья посвящена проблеме социально-психологической экспертизы интернет-информации на предмет профилактики суицидального поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ISSUE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL EXPERT EVALUATION OF THE INTERNET CONTENT CAPABLE OF IMPOSING SUICIDAL BEHAVIOUR IN ADOLESCENTS

Short abstract: The paper deals with an issue of social and psychological expert evaluation of the Internet-provided information in order to prevent suicidal behavior in adolescents.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-психологической экспертизе интернет-информации, формирующей суицидальное поведения подростков»

УДК 740

Фондеркина Лариса Анатольевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи", методист psviarv@vandex.ru

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ИНТЕРНЕТ-ИНФОРМАЦИИ, ФОРМИРУЮЩЕЙ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена проблеме социально-психологической экспертизы интернет-информации на предмет профилактики суицидального поведения подростков.

Fonderkina Larissa Anatolyevna,

Methodologist, Federal State-funded Research Institution «Research Center on Minors Upbringing, Shaping Patterns of Healthy Lifestyle, Drug Abuse Prevention and Social and Educational Support for Minors and Youth»

psylary@yandex.ru

AN ISSUE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL EXPERT EVALUATION OF THE INTERNET CONTENT CAPABLE OF IMPOSING SUICIDAL BEHAVIOUR IN ADOLESCENTS

Short abstract: The paper deals with an issue of social and psychological expert evaluation of the Internet-provided information in order to prevent suicidal behavior in adolescents.

Ключевые слова: суицидальное поведение подростков, вред здоровью и развитию, информационная безопасность, социально-психологическая экспертиза интернет-информации, методические рекомендации.

Keywords: suicidal behavior in adolescents, harm to health and personal development, information security, social and psychological expert evaluation of Internet information, technique guidelines.

На сегодняшний день Интернет является неотъемлемой частью жизни детей и подростков. Практически в каждом доме установлен компьютер, который значительно упрощает выполнение многих учебных задач. Однако интернет-пространство включает в себя массу не только положительных, но и отрицательных факторов влияния на поведение и психику детей.

В сети Интернет молодые люди могут получить практически неограниченную информацию о способах и видах самоубийств. Сегодня, в сети можно найти большое количество сайтов, на которых выкладывается полный алгоритм действий: как уйти из жизни, что может прямо или косвенно спровоцировать суицидальное поведение несовершеннолетних.

По мнению психологов можно выделить три основные причины совершаемых подростками самоубийств [2].

Первая - это аутоагрессивные действия, либо шантажно-демонстративные суициды, которые часто переигрываются, так как подростки не знают или недооценивают летального потенциала средств и методов, ими применяемых.

Второй распространенной причиной является отсутствие у подростка представления о смерти. Смерть и сон для ребенка - почти одно и то же, жизнь не воспринимается как конечная, а смерть - как необратимая.

Третьей причиной может стать заразительность суицидальных примеров, что в контексте нашего исследования наиболее вероятно.

К сожалению, современные достижения в области информационно-коммуникационных технологий и телевидения дают возможность насаждать в обществе любые идеи. Суицидальное поведение массово пропагандируется в песнях и клипах многих исполнителей, как на телеэкранах, так и в социальных сетях. В теле- и видеосюжетах периодически мелькают бритвы, вскрытые вены, бинты на руках, в текстах звучат фразы, смысл которых сводится к «я не могу жить без тебя», что находит благодатную почву у подростков, страдающих от неразделенной любви [6].

Еще в 1986 г. в «Нью Ингленд Джорнел оф Медсин» Дэвидом Филлипсом и Линди Кар-стенсен было опубликовано исследование о влиянии теленовостей и боевиков на частоту самоубийств. Ученые пришли к выводу, что чем больше телеканалов показывают передачи, связанные с суицидами, тем выше становится частота самоубийств. Иоганн Вольфганг Гете в 1774 г. опубликовал повесть «Страдания юного Вертера» о молодом человеке с художественными наклонностями, который застрелился в результате неразделенной любви. В свое время эта книга была очень популярна в Европе, и автора даже обвиняли в том, что под ее влиянием впечатлительные юноши совершали самоубийства. Вскоре возник термин «эффект Вертера», обозначающий имитационное суицидальное влияние.

Согласно исследованиям суицидологов, эффект Вертера подтверждается статистически достоверной взаимосвязью между отражением проблемы суицидов в средствах массовой информации и повышением частоты самоубийств среди подростков [3].

Исследование влияния информации в сети Интернет (в частности, сообщений в социальной сети Фейсбук) на суицидальную активность пользователей провели в 2010 г. Томас Д. Рудер и Гари М. Хэч. Цель исследования заключалась в выявлении потенциального влияния предсмертных записок, оставленных в Фейсбуке, на подражательное копирование суицидов. Авторы описывают несколько случаев суицида пользователей Фейсбука, объявивших о своих намерениях через социальную сеть. Все они страдали от того, что недавно были разорваны отношения с близкими им людьми [5].

Исследование Дарен Бейкер и Сары Фортуне также посвящено изучению проблемы членовредительства и склонности к суициду у молодых людей, посещающих так называемые «просуицидальные» сайты. Учеными были проведены интервью с 10 посетителями подобных сайтов посредством электронной переписки. Данные интервью анализировались с помощью Фуколдианского анализа дискурса (FDA). Большинство участников исследования указывали на то, что они находят на таких сайтах «сочувствующее понимание» со стороны других людей, а в официальных службах психологической помощи такого понимания нет. По словам участников, ни семья, ни друзья, ни широкая общественность, включая службы медицинской и психологической помощи, не могут их понять так, как пользователи таких сайтов. Авторы исследования считают, что следует проводить больше исследований, направленных на изучение влияния «просуицидальных» сайтов (в частности, почему люди предпочитают обращаться к таким сайтам вместо профессиональных служб) [4].

В целом, по данным ВОЗ, существует немало свидетельств, подтверждающих, что «некоторые формы документальных сообщений о самоубийствах связаны со статистически достоверным ростом уровня самоубийств, самое сильное воздействие, по-видимому, они оказывают на молодежь» [1].

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что важность целенаправленной работы по исключению доступа детей и подростков к сайтам вредоносного содержания несомненна.

В последнее время вопросы обеспечения благополучного и защищенного детства стали одними из основных национальных приоритетов и в нашей стране. Указами Президента Российской Федерации утверждены Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и др. В 2012 г. Российской Федерацией был принят Федеральный закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию», который четко определяет информационную продукцию, не допустимую для детской аудитории.

Работа по оценке интернет-информации, формирующей суицидальную активность подростков, проводится экспертами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В ходе этой работы актуализируются вопросы, касающиеся экспертизы наиболее сложных материалов, требующих привлечения высококвалифицированных специалистов в области психиатрии, психологии, филологии, педагогики, социологии, и определены дальнейшие направления методического обеспечения деятельности экспертов и

др. [7].

Используя социально-психологическую экспертизу вредоносной интернет-продукции, можно своевременно блокировать рискованные ситуации, снимать социальное напряжение, а также принимать рациональные управленческие решения в вопросах профилактики суицидального поведения подростков.

Деятельность социально-психологической экспертизы должна осуществляться в пределах ее научной компетенции и в соответствии с требованиями действующего уголовнопроцессуального законодательства.

Основная задача данной экспертизы состоит в оказании помощи экспертам при решении вопросов психологического содержания, а главная ее функция заключается в получении на основе практического применения специальных психологических знаний и методов исследования, новых фактов, позволяющих точно и объективно оценивать информационную продукцию на предмет наличия информации о способах совершения самоубийства или призывов к его совершению.

Методические рекомендации по вопросам разработки социально-психологической экспертизы информационной продукции должны быть ориентированы на реальную помощь экспертам и иметь четко выраженную методическую направленность; точно и понятно определять

цели, задачи и назначение экспертизы; отражать технологию и методы проведения экспертизы; обеспечивать преемственность знаний и навыков, полученных при проведении предшествующих экспертиз; последовательно и упорядоченно излагать материал; выделять наиболее существенные смысловые связи и ключевые понятия; представлять единый подход к употреблению терминов, используемых при проведении экспертизы.

Целью методических рекомендаций является выработка единых подходов к разработке технологии социально-психологической экспертизы информационной продукции на предмет наличия информации о способах совершения самоубийства или призывов к его совершению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Всемирная организация здравоохранения. Превенция самоубийств. Руководство для специалистов средств массовой информации. - Женева, 2000. - С.7.

2. Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст]: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. -С.50

3. Суицидология: Прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., «Когито-Центр», 2001. - 569 с.

4. Baker D., Fortune S. Understanding Self-Harm and Suicide Websites A Qualitative Interview Study of Young Adult Website Users // Crisis 2008; Vol. 29(3):118-122.

5. Ruder T.D., Hatch M., Ampanozi G., Thali M. J., Fischer N. Suicide Announcement on Facebook // Crisis 2011; Vol. 32(5): 280-282.

6. http://www.ritsu.ru/sn37-podrostkovyiy-suitsid.html

7. www.rospotrebnadzor.ru

8. References

9. World Health Organization. Suicide prevention. Guide for media professionals. Geneva 2000. C.7.

10. Mihajlina, M. Psychological help adolescents in crisis prevention, technology, counseling, employment, training [Text] / M. Mihajlina, MA Pavlova. - Volgograd: Teacher, 2009. - P.50

11. Suicidology: Past and Present: the problem of suicide in the works of philosophers, sociologists, therapists and artistic texts. - M., "Kogito Center", 2001. - 569 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.