Научная статья на тему 'К вопросу о социально-психологических аспектах ‘appearance’ перфекционизма'

К вопросу о социально-психологических аспектах ‘appearance’ перфекционизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«APPEARANCE» ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СТЕРЕОТИП ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ / ТЕЛЕСНЫЕ ПРАКТИКИ / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / APPEARANCE PERFECTIONISM / APPEARANCE / MEDIA / PHYSICAL ATTRACTIVENESS STEREOTYPE / CONCERN ABOUT APPEARANCE / BODILY PRACTICES / SUBJECT APPROACH TO THE APPEARANCE / ATTITUDES / INTERPERSONAL PERFECTIONISM / AND MISCOMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильин Геннадий Сергеевич

Рассматриваются социокультурные факторы актуализации «appearance» перфекционизма. Указывается на доминирование перфекционистских стремлений личности относительно физических компонентов ее внешнего облика. Раскрывается роль СМИ в формировании критериев привлекательности, значимости идеалов красоты для современного человека, а также в возникновении у него социальной обеспокоенности по поводу своего внешнего облика и как следствие в возникновении установки на его изменение. Указывается на роль личностных факторов в формировании «appearance» перфекционизма, а также на то, что особое внимание при их исследовании необходимо уделять субъектному отношению к своему внешнему облику. Утверждаются социально психологические особенности перфекционистской личности, которые могут приводить к затрудненному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-cultural factors of actualization of appearance perfectionism are considered. The author points to the dominance of perfectionistic aspirations of personality about the physical components of her appearance. The role of the media in shaping criteria for attractiveness, the importance of ideals of beauty for the modern man, as well as in forming his social concerns about his appearance and as a result in appearing of the setting to change it is explained. The role of personality factors in forming of appearance perfectionism is specified, as well as the fact that in study of these factors special attention should be given the subject relation to appearance. The author states the socio-psychological characteristics of perfectionistic personality that can lead to miscommunication

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-психологических аспектах ‘appearance’ перфекционизма»

К вопросу

о социально-психологических аспектах «appearance» перфекционизма

Ильин Г.С.

Рассматриваются социокультурные факторы актуализации «appearance» перфекционизма. указывается на доминирование перфекционистских стремлений личности относительно физических компонентов ее внешнего облика. Раскрывается роль СМи в формировании критериев привлекательности, значимости идеалов красоты для современного человека, а также в возникновении у него социальной обеспокоенности по поводу своего внешнего облика и как следствие в возникновении установки на его изменение. указывается на роль личностных факторов в формировании «appearance» перфекционизма, а также на то, что особое внимание при их исследовании необходимо уделять субъектному отношению к своему внешнему облику. утверждаются социально психологические особенности перфекционистской личности, которые могут приводить к затрудненному общению.

Ключевые слова: «appearance» перфекционизм, внешний облик, средства массовой информации, стереотип физической привлекательности, социальная обеспокоенность внешним обликом, телесные практики, субъектный подход к внешнему облику, социальные установки, интерперсональный перфекционизм, затрудненное общение.

В настоящее время проблема перфекционизма, связанного с внешнем обликом,1 активно освещается в научной литературе (Л.Т. Баранская, 2008; Е.Т. Соколова, 2009; В.В. Травова, 2008; Downey C.A. & Chang E.C., 2007; Dunn J.G.H., Gotwals J.K., & Causgrove Dunn J., 2005; Evans P.C., 2003; Haase A.M., Prapavessis H., & Owens R.G., 2002 и др.). Во многих работах утверждается, что перфекционизм (чрезмерное стремление к совершенству) стал важнейшей характеристикой современного человека. Актуализация перфекционизма связывается с психологией консюмеризма (потребительства), характеризующей современное общество, в котором значимое место отводится идеальному, вечно молодому, стройному и подтянутому телу, являющемся эталоном успешности, жизненной состоятельности, счастья и удовлетворенности собой [2]. Культ совер-

1 На наш взгляд, для обозначения перфекционистских тенденций личности, связанных с ее внешним обликом целесообразно использовать понятие «appearance» (от англ. appearance - внешность, внешний вид, внешний облик) перфекционизм» вместо более распрастраненного понятия «телесного перфекционизма». Так как вводимое нами понятие охватывает все компоненты, входящие в структуру внешнего облика, а не только тело (габитус)

шенства, порождаемый таким образом, превращается в массовую погоню за идеалом, приобретающую черты зависимости, которую Е.Т. Соколова называет, нарциссическим перфекционизмом. Е.Т. Соколова так описывает современного человека-нарцисса: «он постепенно теряет внутреннюю определенность..., его чувство Я диффузно, расплывчато... Жизнь теряет привлекательность и все усилия сконцентрированы на поддержании самоуважения. Сущность нарцисси-ческого самоутверждения состоит в непрестанной шлифовке манипуляций, заставляющих других людей обращать внимание на «блестящий фасад» и не замечать ужасающей внутренней пустоты...» [10, с. 69].

Другой причиной «appearance» перфекционизма является, так называемый феномен индивидуализации, возникающий в связи с процессом модернизации индустриального или капиталистического общества и превращение его в глобальное общество - «общество индивида» [2]. В таком обществе, по меткому замечанию Л.Т. Баранской «Человек становится импресарио собственного облика, реализуя стратегию своего личного жизненного маркетинга, рекламы и PR» [2, с. 88]. Но в результате оказывается, что «облик не опирается на логику различия, индивидуации... Человек невсегда

Северо-Кавказский психологический вестник > № 8/1 2010 г .

контролирует этот имидж, который начинает жить своей жизнью, поскольку не отражает суть личности, ее идентичность, а является «личностью-для-других», обеспечивающей тайну возраста, этничности, пола» [там же].

В связи с данными характеристиками современного человека и общества в целом поднимаются проблемы «социокультурной патологии» самоидентичности (Е.Т. Соколова) и «культурной патологии» личности (Л.Т. Баранская). Существование данных феноменов указывает на огромную роль социально-культурных факторов в возникновении потребностей к совершенствованию телесности, внешнего облика.

Если рассматривать различные компоненты структуры внешнего облика, которые подвергаются идеализированию в современном обществе, и как следствие развиваются перфекционистские стремлений личности по отношению к ним, то «больший удельный вес» принадлежит именно телу или физическим компонентам внешнего облика. Ж. Липовецки следующим образом говорит о соотношении значимости оформления тела посредствам модной одежды и красоты самого тела: «Если мода в области одежды становится все менее настоятельной и ей отводится в бюджете все меньше места, то критерии красоты тела заявляют о себе с удесятеренной силой. Чем единообразнее мода, тем с большей очевидностью стройное и сильное тело превращается в общепринятую норму» [цит. по 2, с. 91]. Кинестические же паттерны (образцы движений и манера держаться) формируются и преобразуются посредствам систематических тренировок тела. Образ спортивного тела становится более важным, чем вся модная элегантность, которая его сопровождает [1].

В нашем информационном обществе ключевая роль в трансляции идеального, вечно молодого, здорового, подтянутого и сексапильного тела и ассоциированных с ним успеха, благополучия и удачи, принадлежит средствам массовой информации, которые наполнены поп-, глэм- культурным содержанием. СМИ влияют на формирования критериев «привлекательности», что доказывает факт социальной обусловленности в отношении телесносной организации человека или физических компонентов его внешнего облика [11]. Подтверждением факта культурного влияния на оценку физических компонентов внешности могут служить исследования, проведенные на материале косметологии. Как отмечает Т.А. Ребенко, ссылаясь на работы Багаег Р.В., Сгегапс1 С.Е [12], в последнее десятилетие не только расширился спектр «запросов» по оперативному изменению внешности, но и репертуар мишений «оперативного воздействия». Социокультурные факторы обусловливают не только идеал красоты, но и значимость данного параметра для человека [9].

С.Е. Мартынов на примере подростков следующим образом объясняет формирование образа идеального тела в самосознании человека [8]. В обществе складывается стереотип физической привлекательности, предполагающий, что более красивые люди счастливее, сексуальнее, коммуникабельнее, умнее и удачливее. Усвоение данных представлений происходит в раннем детстве. СМИ используют этот стереотип для создания мифа о жизни обладателей красивой внешности. Затем этот мифический образ занимает место эстетического и этического идеала в мире подростка, а также идеального образа тела в его самосознании. Находясь под постоянным влиянием СМИ, транслирующих идеальные формы тела, человек пытается соответствовать им, при этом его самоотношение находится в тесной связи с оценкой собственного тела. Осознание несоответствия идеалам красоты порождает социальную обеспокоенность по поводу своего внешнего облика. В результате формируется установка на его изменение

Однако не следует абсолютизировать роль социокультурных факторов в формировании перфекционистских тенденций личности, касающихся ее внешнего облика. Согласно классическому положению культурно-исторической теории Л.С. Выготского, внешнее (социокультурные факторы) действует через внутренние причины и только в том случае, если эти воздействия имеют отношение к внутренним состояниям системы, например, личностной организации [4]. В связи с этим необходимо рассматривать личные особенности людей в категориях потребностей, мотивов, ценностей, совладающих стратегий, когнитивной оснащенности и т.д. [3], обеспокоенных своей внешностью и постоянно прибегающих к разного рода телесным практикам и способам изменения (улучшения) своего внешнего облика. Помимо институциональных стандартов (в которых проявляется влияние глобального общества) в формировании тела принимает активное участие его обладатель: «Нет ни малейших оснований считать «я», сложившееся на основании переживания собственного тела и связанное с ним нерасторжимыми узами, послушным исполнителем чужих приказов, покорно воспроизводящим институционально принятые модели» [2, с. 91]. Так, типичными потребителями услуг, предлагаемых индустрией красоты, становятся люди, лишенные внутренних ориентиров, склонные к социальному комформизму, автоматически и некритически усваивающие пропагандируемые СМИ ценности и социокультурные стереотипы, относящиеся к телесному несовершенству и признакам старения, подталкивающих людей к самым радикальным методам усовершенствования внешности [10]. Но эти данные характеризуют лиц с погранично-нарциссической личностной организацией (Е.Т. Соколова), находящейся на границе с патологическим нарциссизмом.

При рассмотрении же «appearance» перфекционизма основанном на «нормативной» социальной обеспокоенности своим внешним обликом обсуждаемые внутренние причины наполняются другим содержанием. В прояснении последних необходимо прибегнуть к субъектному подходу к внешнему облику, предлагаемому В.А. Лабунской [7]. С позиции данного подхода внешний облик представляет собой репрезентацию «моделей мира», активно выстроенных субъектом, а преобразовательная активность, направленная на внешний облик, является средством преобразования этим субъектом самого мира, личности и ее бытия [там же]. Неудовлетворенность своим внешним обликом, возникающее желание его изменить являются показателями субъектного отношения к нему, включения его в систему значимых переживаний и превращения в одну из ценностей, «смысловых центров человеческого бытия» [там же].

Таким образом, несмотря на явные социокультурные факторы, приводящие к возникновению неудовлетворенности внешним обликом, нельзя относиться к данному феномену однозначно. Для его полного понимания и исследования перфекционистских установок личности, касающихся ее внешнего облика, необходимо учитывать и «внутренние причины», среди которых отводится особое место субъектному отношению личности к своему внешнему облику.

С другой стороны, при рассмотрении «appearance» перфекционизма как социально-психологического феномена, возникает необходимость раскрытия социальных установок перфекционистской личности. Данная характеристика может быть концептуализиро-ванна в рамках так называемого интерперсонального перфекционизма, представляющего собой отдельный компонент перфекционизма [5]. Так из представленных в литературе многомерных моделей перфекционизма (модели П. Хьюита и Г. Флита; Р. Фроста, Р. Слэни и Дж. Эшби) его интерперсональному компаненту в модели Хьюита и Г. Флита соответствуют параметры: «перфекционизм, адресованный другим людям» (ожидание совершенства от людей и постоянное их оценивание), «социально-предписываемый перфекционизм» (убежденность, что люди нереалистичны в своих ожиданиях, в том числе и касательно самого индивида) [5]. В рамках модели Р. Слэни и Дж. Эшби выделяется параметр «проблема в интерперсональных отношениях». Помимо этого «appearance» перфекционизм в своем интерперсональном компоненте может быть связан со склонностью завистливого отношения к людям, чей внешний облик по субъективным оценкам перфекционистской личности является «лучше». Как отмечает Б. Килборн: «зависть играет важную роль в защите от стыда» [6, с. 46], возникающего в результате крайней неудовлетворенности своим внешним обликом.

Данные социально-психологические характеристики личности могут выступать причинами затрудненного общения. В этой связи, на наш взгляд, особенно актуальным представляется исследование перфекционистской личности как субъекта затрудненного общения.

литература

1. Алкемайер Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки / Пер. с нем. В. Калиничеко // Логос. - 2006. - 3 (54). -С. 141-146.

2. Баранская Л.Т. Психология нарциссической трансформации действий человека, направленных на изменение внешности // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 56. -С. 88-97.

3. Баранская Л.Т. Развитие специфического личностного синдрома у пациентов эстетической хирургии // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 60. - С. 26-34.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 3.

5. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. -С. 74-83.

6. Килборн Б. Исчезающие люди: стыд и внешний облик / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2007. - 269 с. (Библиотека психоанализа).

7. Лабунская В.А. Субъектная интерпритация феномена «нормативной неудовлетворенности внешним обликом». Субъектный подход в психологии / Под. ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергеенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 355-371.

8. Мартынов С.Е. Влияние СМИ на отношение человека к собственному телу (на материале молодежной аудитории). Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т.11: Феномен «разорванной коммуникации»: Сб. статей / Под. ред. Я.Н. Засурского, Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой, ЕЛ. Вартановой, А.И. Подольского. - М.: Аспект Пресс,

2008. - 399 с.

9. Ребенко Т.А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин // Психологический журнал. -2010. - Т. 31. - № 1. - С. 15-31.

10. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. -

2009. - № 1. - С. 67-81.

11. Fallon E.A., Hausenblas H.A. Media image of the «ideal» female body: Can acute exercise moderate their psychological impact? // Body Image. - 2005. - V. 2. -N 1. - P. 81-86.

12. Sarwer D.B., Crerand C.E. Body image and cosmetic medical treatment // Body Image. - 2004. - V. 1. - N 1. -P. 99-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.