Научная статья на тему 'К вопросу о социально правовой поддержке семей с детьми в Оренбургской области'

К вопросу о социально правовой поддержке семей с детьми в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
363
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ПОД РОСТКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / HEALTH AND LIFE OF A CHILD / THE DEVELOPMENT OF QUALITY AND HEALTHY LIFE OF A TEENAGER / STATE AND PUBLIC CHILDREN SUPPORT / FAMILY SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирновская С. И.

Социальная поддержка семей с детьми это важный аспект развития здорового образа жизни. Автором анализируется это в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social family and children support+ is a very important aspect of healthy way of living development. The key words: health and life of a child, the development of quality and healthy life of a teenager, state and public children and family support.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально правовой поддержке семей с детьми в Оренбургской области»

Смирновская С.И.

Оренбургский государственный аграрный университет

E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Социальная поддержка семей с детьми - это важный аспект развития здорового образа жизни. Автором анализируется это в данной статье.

Ключевые слова: здоровье и жизнь ребенка; развитие качественной и здоровой жизни подростка; государственная и социальная поддержка детей, семейная политика.

Двадцатилетний опыт действия основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка в России свидетельствует о том, что произошли изменения не только в семейном законодательстве, но и в правоприменительной практике, в части, касающейся защиты интересов несовершеннолетних. Вместе с тем многие положения Конвенции, нашедшие свое обязательное воплощение в семейном законодательстве России, остаются скорее декларативными, нежели реально действующими. Так, в соответствии с п. 1 ст. 27 Конвенции государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Данное положение Конвенции служит основным ориентиром государственной социально-семейной политики по отношению к детям.

Обеспечение условий развития для качественной и здоровой жизни ребенка зависит от разных условий, в том числе от уровня жизни в данной стране, а также, как справедливо замечает А.М. Нечаева, от бедности и богатства страны, существующих сословных различий, степени материальных возможностей государства и т. п. [1, с. 71]

Из положения Конвенции (п. 1 ст. 27) следует, что основная ответственность за обеспечение благополучия ребенка лежит на родителях или законных представителях несовершеннолетнего. В условиях современного социальноэкономического состояния России это практически является самым проблематичным.

Следует согласиться с В.В. Гончаровым, который считает, что значительным препятствием на пути укрепления института семьи в Российской Федерации выступает отсутствие системы мер поддержки семьи, материнства, отцовства и детства со стороны государства [2, с. 35].

Государство в последние годы принимает различные программы, национальные проекты, направленные на государственную поддержку семей с детьми. К ним относятся: «Доступное и комфортное жилье гражданам России», «Дети России» и др., вместе с тем указанные программы охватывают лишь незначительную часть семей с детьми, нуждающихся в материальной поддержке.

В Оренбургской области также разработаны и действуют аналогичные меры государственной социальной поддержки семей с детьми: «Дети Оренбуржья», «Концепция демографической политики Оренбургской области на период до 2025 г.» и др. Региональные меры направлены на защиту разных категорий семей с детьми: неполные семьи, семьи с детьми-инва-лидами, семьи безработных родителей, семьи чернобыльцев, многодетные семьи, семьи с моральным неблагополучием, семьи участников боевых действий, семьи несовершеннолетних родителей и другие малообеспеченные семьи.

На 1 января 2010 года в Оренбургской области проживает более 730 тыс. семей, в том числе 295 тыс. семей с детьми (40%). Число семей, нуждающихся в особой заботе государства, составляет 137 тыс. - это 40% от общего числа семей с детьми. С заботой относятся к семьям с новорожденными детьми. В области действует программа «Губернаторский именной накопительный вклад». Каждому новорожденному жителю области перечисляется одна тысяча рублей на этот счет. За 6 лет открыто более 165 тыс. таких вкладов.

Особое внимание уделяется в Оренбургской области социальной поддержке многодетным семьям. Всего в Оренбургской области проживает 11 974 многодетных семей, в том числе 80,3% семей с тремя детьми, 12% семей с 4-мя детьми, 5,2% - с 5-10 детьми, 1,1% - с 6-10 деть-

ми, 0,8% - с 7-10 детьми, 0,3% - с 8-10 детьми, 0,2% - с 9-10 детьми, 0,1% - с 10-ю детьми. Всем многодетным семьям Оренбуржья, независимо от уровня их доходов, предоставляются меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Динамика выплаченных средств такой категории семей налицо. Если в 2006 году многодетных семей было 8,7 тыс. семей и выплачено было 20,4 млн. рублей, то в 2009 году таких семей 11,9 тыс. и выплачено 53,7 млн. рублей.

Безусловно, указанные мероприятия региональной социально-правовой поддержки семей с детьми сказались на качестве жизни детей и на снижении таких показателей, как темпы естественной убыли населения - с 1,9 в 2008 г. до 0,6 в 2009 г.; численность семей, нуждающихся в заботе государства, - на 2%; численность семей с моральным неблагополучием - на 13%; численность безнадзорных детей - на 11,4%. Кроме того, в 22 территориях области наблюдался естественный прирост населения.

Вместе с тем размер различных видов пособий, выплачиваемых семьям с детьми, остается недопустимо низким. Так, единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, составляет 473,9 руб. - это с учетом уральского коэффициента. Ежемесячное пособие на ребенка - 143,75 рубля, что, конечно, не отвечает реальным потребностям детей. Аналогичная ситуация во многих других субъектах Российской Федерации. Государство уклоняется от многих вопросов, касающихся защиты семей с детьми, в том числе это относится к трудоустройству родителей, потерявших работу.

Существующая государственная социальная поддержка семей с детьми далеко несовершенна и низкоэффективна.

Однако в СССР был хороший опыт проведения государственной социальной семейной политики в отношении семей с детьми, это период с 1980 по 1990 г. В это время было внесено очень много изменений в трудовое и семейное законодательство в части, касающейся социально-правовой поддержки семьи [3]. К наиболее интересным изменениям относится то, что запрещено было отказывать беременным женщинам в приеме на работу; в общий трудовой стаж, дающий право на получение государственной пенсии, засчитывалось время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, время это-

го отпуска также засчитывалось и в льготный стаж, и в стаж по специальности (ст. 167 КЗоТ РСФСР) [4, с. 167].

Существовали и другие дополнительные отпуска, позволяющие женщинам сочетать труд с материнством. Так, предоставлялся дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск независимо от места работы женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет. По согласованию с администрацией предприятия возможно было получить дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель.

Кроме того, было положение и о включении в общий стаж, необходимый для исчисления государственной пенсии, времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Так, при рождении первого ребенка - три года засчитывались в общий стаж, при рождении второго ребенка -еще три года, если женщина не работала, а находилась в отпуске по уходу за ребенком. Таким образом, при рождении двух детей и нахождении в отпуске по уходу за ними работающей женщине в общий стаж засчитывалось 6 лет.

Все вышеназванные меры поддержки со стороны государства, направленные на материальное обеспечение семей с детьми, конечно повлияли на рождаемость и на график рождений, приблизив период рождения второго ребенка [5, с. 27].

Интересным представляется опыт правового регулирования социально-правовой государственной поддержки семей с детьми во Франции. Французское государство выделяет значительную часть своего ВВП (около 4%) на проведение семейной политики. Во Франции деторождение выгодно, а многодетные семьи оказались наиболее обеспеченными и уважаемыми обществом. Также существует система пособий, создающая возможность поддержки детей на протяжении длительного периода времени (до 14-18 лет) в том случае, если они проживают в малообеспеченных семьях. Так, максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33 658 евро, в отношении детей до трех лет [5, с. 27].

Краткий обзор наиболее актуальных проблем государственной социальной правовой поддержки семей с детьми позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, существующие

меры государственной поддержки низкоэффективны, не позволяют в полной мере защитить интересы детей. Во-вторых, следует согласиться с существующим мнением, что в настоящее время в России отсутствует четкая, хорошо продуманная система мер поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В-третьих,

прежний опыт социально-правовой поддержки семей с детьми в СССР и ныне действующая практика в зарубежных странах свидетельствуют о том, что меры поддержки семей с детьми влияют на рождаемость, на демографическую ситуацию в целом и на качество жизни семей с детьми.

14.01.2011

Список литературы:

1. Нечаева А.М. Конвенция о правах ребенка — 20 // Государства и право. — 2009. — №11.

2. Гончаров В.В. Роль семьи как социального института в сохранении и развитии российской государственности // Семейное и жилищное право. — 2010. — №1.

3. Постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР —1990. —№16. — Ст. 269. (утратило силу)

4. Ставцев А.И., Теребилова В.И. Комментарий к законодательству о труде. —1987.

5. Калинкина М.Ю. Политико-правовая природа института детства, семьи и молодежи: французский опыт. // Семейное и жилищное право. — 2010. — №3.

Сведения Смирновская С.И., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Оренбургского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент

UDC 342

Smirnovskaya S.I.

ON THE PROBLEM OF SOCIAL-LAW SUPPORTING FAMILIES WITH CHILDREN IN ORENBURG REGION

Social family and children support- is a very important aspect of healthy way of living development. The key words: health and life of a child, the development of quality and healthy life of a teenager, state and public children and family support.

The key words: health and life of a child, the development of quality and healthy life of a teenager, state and public children support, family support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.