ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 14 (18) 2009
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 14 (18) 2009
УДК 612. 63/66
к вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников
© л. н. САВИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: [email protected]
савина Л. н. - к вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников // известия ПГПУ им. в. Г. Белинского. 2009. № 14 (18). с. 88-91. - Рассматривается состояние здоровья юных россиян за последние десять лет. Отмечается неблагоприятная ситуация со здоровьем детей в образовательных учреждениях в связи с воздействием различных неблагоприятных факторов.
Ключевые слова: здоровье, заболеваемость, школьные факторы риска, дезадаптация
Savina L. N. - On the problem of health of russian schoolchildren // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belin-skogo. 2009. № 14 (18). P. 88-91. - The health condition of Russian children examines for last ten years. The situation with the children health in the educational establishment is unfavorable. It marks with the influence of differente unpleasant factors.
Keywords: the health, the sick rate, the school factors of risk, the dezadaptation
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в стране, обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. На фоне социальной незащищенности нарастает проблема алкоголизации и наркомании детей и подростков, что несет угрозу нравственного разложения подрастающего поколения.
на состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей и т. п.
Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только не семье, но и на современной школе, которая следуя за техническим прогрессом, продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходит от проблемы благополучного самочувствия, физической и психической переносимости детьми школьных нагрузок, не отвечает современным требованиям гигиены и естественно-научным основам физиологии, вызывает дезадаптацию и хроническое переутомление школьников. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья школьников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства.
Здоровье детского населения, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет, и, вероятно, нам сегодня известны лишь начальные проявления неблагополучных попу-ляционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения России. Поэтому важно на основе закономерностей формирования здоровья подрастающего поколения понимать фундаментальные законы его развития, направлять действия общества на изменение неблагоприятных тенденций, пока жизненный потенциал населения страны не пострадал необратимо.
Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. Тенденции здоровья населения, в первую очередь детей и подростков, достаточно точно отражают уровень экономического развития и благосостояния страны. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни. Важнейшими факторами формирования здоровья населения России в современных условиях являются следствия кризисного состояния страны, охватывающие значительные массы населения. Прежде всего, это социальная напряженность, которая, по-видимому, не будет разрешена в ближай-
шее время в условиях активных процессов социальной дифференциации, формирования имущественного неравенства, нерешенных вопросов социальной защиты.
Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований («Демографический ежегодник России...», 1995-2000; «Здравоохранение Российской Федерации», 2000-2006; «Аналитические материалы Госкомстата., 2002; Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001-2002»), показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции, как на популяционном, так и на индивидуальном уровне.
Безусловно, как отмечено выше на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.
В районах, отличающихся интенсивно развитой промышленностью, среди детей уже дошкольного возраста особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата, а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. У детей и подростков страдает не только соматическое, но и психическое здоровье: возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций.
одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАо позволили не только выявить те школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и про-ранжировать их по значимости и силе влияния.
К числу школьных факторов риска относятся: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная компетентность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; несовершенство служб школьного врачебного контро-
ля; недостатки в существующей системе физического воспитания; неэффективность системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.). удельный вес негативных факторов внутришкольной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21%.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма, а также комплексно системно, длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет, ежедневно). Поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие значимо. Опасность влияния школьных факторов риска усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а кумулируется (накапливается) в течение ряда лет. кроме того, микросимптоматика этих нарушений не привлекает внимание врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.
По среднероссийским данным за последние годы заболеваемость детей до 14 лет возросла на 16%, подростков - на 18 %. Сегодня патологии в состоянии здоровья имеет даже не каждый второй ребенок, а почти 60% из них. Причем "пик" школьного нездоровья приходится на 10-14 лет [1].
для понимания сегодняшних тенденций формирования здоровья подрастающего поколения, важно отметить, что основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни и во время внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка во многом определяются здоровьем родителей, прежде всего, матери. Родителями детей, родившихся в 2000-2002 гг., стали бывшие подростки начала и середины 90-х годов, на которых пришелся основной «удар» экономико-политического кризиса России. Снижение общего уровня здоровья подростков непременно сказалось отрицательно на состоянии их репродуктивной функции.
Эта тенденция проявляется и в настоящее время. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН каждая третья девочка имеет нарушение становления менструальной функции, каждая пятая - выраженную патологию женской половой сферы (3).
Показатель материнской смертности в России в 5-10 раз выше, чем в экономически развитых странах мира. В течение года от осложнений беременности, родов и послеродового периода умирают 560-570 женщин.
Низкий уровень репродуктивного здоровья женщин (патология беременности и родов) является причиной неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья новорожденных детей. каждый второй ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождаемости недоношенных
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Естественные науки • № 14 (18) 2009 г.
и незрелых детей. Поражение центральной нервной системы новорожденных как результат перинатальной патологии прогнозируется у 50% детей. Впоследствии эти нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка либо иных нарушений функции центральной нервной системы.
Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68 %) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17 % детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым [1, 2, 5].
Сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно ослабляет их возможности успешного получения образования.
Одна из причин нарушения здоровья детей школьного возраста - интенсивность образовательного процесса. Специалисты утверждают: сегодня в нашей стране идет в школу функционально готовым к обучению только один ребенок из пяти. И это вдвое меньше, чем в 80-е годы, и втрое меньше, чем в 70-е. В результате, нелеченые функциональные нарушения усугубляются и появляются новые.
Итоги Всероссийской диспансеризации детского населения РФ неутешительны: недуги органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной системы, соединительной ткани, кроветворных органов. Увеличивается количество учеников с эндокрин-но-обменными нарушениями. Но в числе лидеров -функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы.
нервно-психические расстройства (невротические и астенические состояния, эмоциональные расстройства и расстройства поведения) в структуре функциональных отклонений идут сразу же за сердечнососудистыми. Ученые отмечают, что стрессу сегодня постоянно подвержены 80 % школьников. одним из наиболее распространенных видов стресса является стресс ограничения времени. Этот стресс сегодняшний школьник испытывает постоянно. Ведь педагоги и родители требуют от него, чтобы он быстрее читал, быстрее писал, быстрее думал. По данным Института возрастной физиологии, сегодня почти у 70 % старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства, включая предбо-лезненные состояния.
Данные Научного центра здоровья детей РАМН говорят о том, что непродуманное реформирование в сфере образования детям нашим обходится очень дорого. 40% сегодняшних школьных программ и учебников ориентировано на "продвинутых" детей и соответствующий уровень образования. А сегодня среди школьников брать "высокие планки" в обучении способно только 15 %. доля же одаренных детей - 6 %. Нагрузка школьников учебным материалом превышает их познавательные возможности по иностранному
языку в 3 раза, по математике в 20 раз, что приводит к возникновению переутомления [4].
один из факторов школьного риска - нерациональная организация процесса обучения. Вопрос рациональной организации учебного процесса не всегда соответствует гигиеническим требованиям даже в школах, называющих себя школами здоровья.
При поступлении в школу, где резко увеличивается интенсивность психо-эмоциональной и физической нагрузки, здоровье детей продолжает ухудшаться. По данным медицины, за время обучения в школе 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесбере-гающей школьной среды. Только 10 % школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50 % имеют хронические заболевания и 40 % относятся к группе риска.
Беспокойство вызывает учебная ситуация в школах нового типа. Анализ изучения состояния здоровья детей экспериментальных школ подтверждает данные многолетних наблюдений об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения. Установлено, что заболеваемость в школах нового типа в 1,5 раза выше, а индекс здоровья в 3 раза ниже, чем в общеобразовательных школах. От 1 к 10 классу в 2 раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями зрения и слуха. Особо следует отметить увеличение в 5 раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в 2 раза - с заболеванием туберкулезом (в 10 классе 5,5 % детей болеют туберкулезом) (6). Около 50 % гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, тогда как в общеобразовательной школе эти цифры составляют 20-30%. Среди учащихся школ нового типа распространенность пограничных нервно-психических нарушений достигает 55 % [6].
Рейтинговая оценка хронических заболеваний российских школьников (по данным Института возрастной физиологии РАО) показала, что первое место в 1 классе занимает кариес, а в 10 - заболевания опорно-двигательного аппарата. Второе и третье места соответственно в 1 классе - ЛОР-заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата, а в 10 классе -нарушения зрения и слуха и ЛОР-патология.
Рейтинговая оценка позволяет более четко проследить динамику изменениия структуры заболеваемости за годы обучения. Особую тревогу вызывает увеличение от 1 к 10 классу в 2 раза заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и в 5 раз заболеваний других внутренних органов. Количество эндокринных заболеваний к 10-му классу возрастает в
8 раз. Это может свидетельствовать о серьезном напряжении и перенапряжении механизмов эндокринной регуляции школьников в период полового созревания (6-9 класс). Нельзя исключить, что существенную роль в этом играет чрезмерная учебная нагрузка и стрессы, испытываемые школьниками в течение длительного времени. необходимо подчеркнуть, что ни содержание, ни объем учебной нагрузки, ни ее распределение по годам в течение каждого учебного года не учитывают снижение адаптивных возможностей организма школьников в период полового созревания [4].
Следует отметить, что это данные выкопиров-ки медицинских карт, в которых нередко отсутствуют данные о реальной заболеваемости учащихся. Дополнительное обращение к родителям учащихся за сведениями об их здоровье доказало, что сведения о заболеваемости детей в школе и семье существенно различаются. Реально болеющих детей по многим видам заболеваний достоверно больше, чем это регистрируют школьные документы. Причем чем старше школьник, тем менее достоверны сведения школы. К сожалению, в данных о состоянии здоровья по результатам выко-пировки медицинских карт, представленным школой, отсутствуют сведения о состоянии психического здоровья школьников, их нервно-психического статуса. Анализ этих показателей состояния здоровья в школе не ведется, а именно состояние психического здоровья наиболее чутко реагирует на учебные перегрузки, нерациональную организацию учебного процесса и другие школьные факторы риска.
Обобщив вышесказанное, обозначим особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН):
1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1.5 раза, хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни.
3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое - болезни почек и мочевыводя-щих путей.
4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет -3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения определяют необходимость тщательного изучения и всестороннего анализа здоровья учащихся для того, чтобы оказать своевременную помощь школьникам и целесообразно спланировать здоровьесберегающую деятельность образовательных учреждений.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг)», проект № 3.1.2/5236.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педагогический журнал. 1998. №1. С. 5-8.
2. Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М.: Аспент пресс. 2000. 143 с.
3. Кучма В .Р. Комплексный подход к охране здоровья подростков в общеобразовательных учреждениях, содействующих укреплению здоровья // Матер. Конференции «Современный подросток». М., 2001. С. 28-36
4. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 380 с.
5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Н. В. Сократова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.