гую, верхнюю губу вынесло пузырем, которая в прибавку к тому еще и треснула; словом, совсем некрасиво (МД).
Приведенное выше описание только нескольких секторов микрополя «Мучные и крупяные блюда» в лексико-семантическом поле «Еда» дает представление о возможных масштабах семантических исследований лексики художественных произведений отдельных авторов, а также всей лексической системы в целом.
Библиографический список
1. Левицкий, В. В. Типы лексических микросистем и критерии их различения / В. В. Левицкий // Филологические науки. 1988. № 5. С. 66-73.
2. Кривченко, Е. Я. К понятию «семантическое поле» и методам его изучения / Е. Я. Кривченко // Филологические науки. 1973. № 1. С.99-103.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
4. Набирухина, А. В. Структура лексико-семантического поля pleasure в современном английском языке / А.В. Набирухина // Вестник ЛГУ. 1990. Вып. 1 (№ 2). С. 69-73.
5. Куренкова, Т. Н. Галлицизмы в лексико-семантическом поле «Еда» / Т. Н. Куренкова, Т. В. Стрекалева // Проблемы преподавания русского языка в Российской федерации и зарубежных странах : материалы междунар. конф. (26-28 октября 2005 г.). В 2 т. Т. 1. М. : МОЦ МГУ, 2005. С. 132-134.
T. N. Kurenkova
THE MICRO FIELD «FLOURY AND GROATS DISHES» AS A PART OF THE LEXICO-SEMANTIC FIELD «FOOD»
It is considered the micro field «Floury and groats dishes» in the lexico-semantic field «Food». It is given the detailed description and analyses of 3 sectors of the micro field «Floury and groats dishes».
УДК 348.146
Л. А. Мартынова, С. Р. Вишневская
К ВОПРОСУ О СООТВЕТСТВИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Рассматриваются разделы математики, которые изучаются в школе обзорно, но являются востребованными при изучении курса высшей математики в вузе.
Курс математических дисциплин является основополагающим для других предметов в техническом вузе. Очевидно, что без качественной математической подготовки невозможно получить компетентного специалиста [1]. Цель обучения математики в вузе условно можно разделить на две составляющие: 1) освоение математической культуры, получение фундаментальной подготовки; 2) овладение навыками математического моделирования в своей конкретной профессиональной деятельности [2].
Обе эти составляющие взаимно обогащают друг друга, недостаток внимания к одной из них отразится снижением результативности другой.
Рассмотрим проблемы, связанные с изучением традиционного курса. Несмотря на большое количество часов, отводящихся для математических дисциплин на первых двух курсах технических специальностей, и солидный объем изучаемого материала, построение и демонстрация внутрипредметных связей остается слабым звеном. Особенно остро это ощущается при работе со студентами первого курса.
Рассмотрим недостаточную согласованность школьного курса математики и вузовского [3].
За последнее время ряд тем был исключен из курса математики средней школы или их преподавание све-
лось к обзорному упоминанию. В числе этих тем есть ряд разделов, которые активно используются при изложении высшей математики. Это создает неоправданные трудности как на пути изучения материала, так и при его изложении. Перечислим несколько таких тем: метод математической индукции; комбинаторика; комплексные числа; нахождение рациональных корней многочлена, определение кратности корня; деление многочлена на многочлен.
Перечисленные разделы востребованы в курсе высшей математики [4]. Так, метод математической индукции используется при доказательстве теорем линейной алгебры; комбинаторика - при изучении теории вероятностей; комплексные числа требуются при решении дифференциальных уравнений; нахождение рациональных корней многочлена применяется при вычислении собственных векторов и собственных чисел, при разложении дробей на простейшие дроби, при изучении дифференциальных уравнений; связанная с нахождением корней тема деления многочлена на многочлен используется для изучения пределов функций и интегрирования.
Разумеется, при изложении математических дисциплин преподаватели учитывают, что не все школьники знакомы с указанными темами и стараются донести основ-
ные понятия насколько это возможно. Но учитывая, что эти темы не являются программными для вузовского курса, они проходятся поверхностно, как если бы они лишь повторялись.
Конечно, ряд школьников, обучающихся в школах с углубленным изучением математики, соприкасаются с некоторыми из перечисленных тем. Но даже для них эти темы остаются как бы в стороне от основного курса.
Учитывая, что с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) основные усилия и со стороны учителей, и со стороны учащихся в старших классах направлены на достойную его сдачу, то темы, не включенные в стандарт ЕГЭ, будут рассматриваться как второстепенные.
Что касается прикладных аспектов математики, призванных развить навыки математического моделирования в конкретной профессиональной деятельности, то подготовительным этапом в этой области являются текстовые задачи. По сути, школьники решают этот тип задач, начиная с начальной школы. При этом школьная программа построена следующим образом: сначала решаются некоторые абстрактные уравнения, а затем даются текстовые задачи, решение которых сводится к составлению аналогичных уравнений. При этом ученик заведомо знает, к какому уравнению или методу нужно свести задачу, поэтому теряется исследовательская компонента. Стоит отметить, что эта важнейшая часть математики оказывается размытой по всему курсу и остается без повторения и систематизации. В результате для выпускников школы текстовые задачи представляют наибольшую трудность. Школьники не видят единого подхода, не в состоянии их классифицировать [5].
Обычно под текстовой задачей подразумевают задачи на движение, на работу, смеси и сплавы и т. д. Но если считать текстовой задачу, где условия формулируются в виде текста, и учащемуся нужно самому определить, какие методы необходимо применить (например, на применение производной, геометрических приложений), то область, охватываемая такими задачами, носящими исследовательский характер, существенно расширяется. Очевидно, что при такой постановке проблемы происходит как осмысление теоретического материала на более глубоком уровне, так и развивается навык по применению фундаментальных знаний к решению прикладных задач, умение моделировать ситуацию математическими методами, выделять главные связи между явлениями. Кроме этого, рассмотрение таких задач позволяет продемонстрировать применение математики для решения задач других дисциплин, та-
ких как физика, химия, механика, тем самым устанавливая межпредметные связи, что снимает любимый студенческий вопрос: «А зачем нам это нужно?»
В курсе высшей математики таким задачам соответствуют задачи на составление дифференциальных уравнений, на составление интегральных сумм и интегрирование, на применение методов дифференциального исчисления.
Для обеспечения согласованности школьного и вузовского курса математики было бы целесообразно после зачисления студентов предлагать комплект методической литературы, рассматривающей такие темы для самостоятельного изучения, а в первые недели обучения для студентов первого курса провести обзорную лекцию и несколько практических занятий вводного плана. По завершении этого вводного курса провести контрольную работу. Затраченные часы на вводный курс повысили бы эффективность занятий как по алгебре, так и по математическому анализу.
Библиографический список
1. Осипов, В. В. Математическое образование в подготовке конкурентноспособного специалиста / В. В. Осипов // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2006. С. 247-248.
2. Носков, М. В. Фундаментальное математическое образование и компетентностное обучение в современном вузе / М. В. Носков, В. А. Шершнева // Внутривузов-ские системы обеспечения качества подготовки специалистов : материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2006. С. 235-237.
3. Дорофеев, Г. В. О новой парадигме школьного образования / Г. В. Дорофеев // Математика, образование, культура : сб. тр. II Междунар. науч. конф. Ч. 2. Тольятти, 2005. С. 34-36.
4. Мартынова, Л. А. К вопросу об устранении некоторых пробелов в математических знаниях / Л. А. Мартынова // Повышение качества высшего профессионального образования : материалы Всеросс. метод. конф. Красноярск, 2007. С. 245-246.
5. Баранова, И. А. Сравнительный анализ структурных изменений знаний студентов и школьников по некоторым разделам математики / И. А. Баранова, С. Р. Вишневская, Л. А. Мартынова // Повышение качества высшего профессионального образования : материалы Всеросс. метод. конф. Красноярск, 2007. С. 253-259.
L. A. Martynova, S. R. Vishnevskaya
ABOUT CORRESPONDENCE MATHEMATICAL KNOWLEDGE OF SECONDARY SCHOOL TO REQUIREMENT OF HIGH SCHOOL
It is considered divisions of mathematics, which are studied in secondary school shortly, but they are urgent for course of high mathematics in high school.