14. Лихачев, Б. Г. Общие проблемы воспитания школь- 16. Основы права и государства : учеб. пособие / под
ников / Б. Г. Лихачев. М. : Просвещение, 1979. С. 24. общ. ред. В. М. Шафирова ; Краснояр. гос. ун-т. Красно-
15. Котова, И. Б. Обучение как составная часть педаго- ярск, 2000. С. 98. гического процесса / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. М., 1996.
С. 48.
V V Safronov
LEGAL EDUCATION AS A METHOD OF FORMATION OF CONSCIOUSNESS OF AEROSPACE BRANCH
It is devoted to the analysis of legal consciousness of the specialist of aerospace branch. It is conducted the research of the process of the legal consciousness formation.
ХЦК 800.61
Т. Н. Куренкова
МИКРОПОЛЕ «МУЧНЫЕ И КРУПЯНЫЕ БЛЮДА» КАК ЧАСТЬ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ЕДА» (В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ АВТОРОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.)
Дана классификация лексики художественных произведений с точки зрения полевого подхода. Представлена структура лексико-семантического поля «Еда» в целом и одного из его микрополей - «Мучные и крупяные блюда».
Новизна настоящего исследования заключается в анализе лексики и вычленении лексико-семантического поля (ЛСП) «Еда» в произведениях М. А. Булгакова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова. По нашим данным, в современной лингвистике не предпринимались попытки описания лексико-семантического поля «Еда».
Цель данной работы - показать общую структуру лексико-семантического поля «Еда», а также проанализировать его часть - микрополе «Мучные и крупяные блюда».
Цля реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить основные теоретические характеристики семантических и лексико-семантических полей;
- дать структуру лексико-семантического поля «Еда»;
- выявить и описать дифференциальные признаки внутри микрополя;
- проанализировать 3 сектора микрополя, вычлененные на основе дифференциального признака «Вид начинки».
Лексика как подсистема языка является живым организмом, в котором постоянно происходят изменения. Ведущие лингвисты выделяют различные типы лексических микросистем. «Под лексической микросистемой понимается группа лексем, объединенных структурно-семантическими отношениями. К лексическим микросистемам относятся, например, лексико-семантические группы, синонимические ряды, семантические поля и другие группировки лексики» [1]. В нашей исследовательской работе мы имеем дело с лексико-семантическим полем «Еда», поэтому полевой подход к изучению лексики является для нас актуальным. Вопрос о сущности понятия
«семантическое поле» до сих пор остается спорным. Ряд исследователей считает семантическое поле явлением эк-стралингвистическим, но находящим отражение в языке. Согласно другой точке зрения, это явление языка, и вычленение его должно происходить на основе лингвистических данных [2]. «Цля семантического поля постулируется наличие общего семантического признака, объединяющего все единицы поля и обычно выражаемого архилексемой. Интегральные семантические признаки в определенных условиях могут выступать как дифференциальные. О взаимосвязи семантических полей в пределах всего словаря свидетельствует принадлежность многозначного слова к различным семантическим полям. Таким образом, семантические поля характеризуются связью слов или их отдельных значений, системным характером этих связей, взаимозависимостью и взаимооп-ределяемостью лексических единиц, относительной автономностью полей, непрерывностью смыслового пространства, обозримостью и психологической реальностью для среднего носителя языка» [3]. Лексико-семантическое поле - это сложная микросистема, которая обладает рядом свойств. Важнейшими свойствами лексикосемантических полей можно назвать отсутствие четких границ, незамкнутость, взаимодействие с другими полями, аттракция, наличие лакун, асимметричность построения, автономность, самостоятельность в лексико-семантической системе, специфичность в разных языках [4].
В ходе исследования в результате анализа фактического материала, отбор которого проводился способом сплошной выборки соответствующей лексики из произведений русских авторов конца XIX - начала XX вв. (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (далее - ММ),
«Собачье сердце» (далее - СС); Н. В. Гоголь «Мертвые души» (далее МЦ), А. П. Чехов, Свадьба с генералом» (далее СГ)), был сделан вывод, что в ЛСП «Еда», содержащем в целом 832 лексемы, можно выделить два микрополя: собственно «Еда» и «Напитки». Первое крупное микрополе распадается на 2 подполя с ядрами: а) блюда, б) способы приготовления и приема пищи. Подполе «Блюда», в свою очередь, делится на ряд микрополей: «Первые блюда», «Вторые мясные блюда», «Вторые рыбные блюда», «Цичь», «Закуски», «Грибы», «Мучные и крупяные изделия», «Цесерт», «Овощи и фрукты», «Жиры и специи», «Морепродукты». В ходе анализа фактического материала было выяснено, что подполе «Блюда» составляет 28 % от общего количества представленных лексем о еде. Подполе «Способы приготовления и приема пищи» подразделяется на: «Способы приема пищи и напитков», «В ресторане», «Предприятия общественного питания», «Обобщенные названия еды», «Время приема пищи», «Бытовые приборы для приготовления пищи», «Характеристика еды», «Посуда», «Проявление чувства аппетита». Цанное подполе содержит 59 % общего количества лексем о еде. Микрополе «Напитки» включает в себя 2 подполя: а) алкогольные напитки и б) безалкогольные напитки. В свою очередь, подполе «Алкогольные напитки» содержит 2 микрополя: «Вина» и «Водки». Микрополе «Напитки» составляет примерно 7% от общего
количества лексем о еде. Таким образом, из вышеприведенной статистики следует, что представленные микрополя значительно отличаются по объему: микрополе «Еда» составляет 87%, а микрополе «Напитки» - всего 7 % от общего количества слов из ЛСП «Еда»; 6 % составляют лексемы, относящиеся к микрополю «Разное», которое находится на периферии ЛСП «Еда» [5].
Микрополе «Мучные и крупяные блюда», состоит из 60 лексем, что составляет примерно 7,2 % от общего числа лексем ЛСП «Еда», 8,2 % лексем микрополя «Собственно Еда» и 25,6 % лексем подполя «Блюда». Микрополе «Мучные и крупяные блюда» является самым большим по величине в подполе «Блюда». Все лексические единицы микрополя «Мучные и крупяные блюда» могут быть дифференцированы на основе следующих признаков, представленных в табличном виде для удобства восприятия. После каждой таблицы приведен пример из художественного произведения (табл. 1-11).
На основе дифференциального признака «Вид начинки» лексемы микрополя «Мучные и крупяные блюда» могут, в свою очередь, образовать как минимум 3 сектора данного микрополя. Обратимся к рассмотрению этих секторов.
Первый вид начинки - творожная. К данному сектору относится одна лексема - ватрушка. Толковый словарь С. И. Ожегова дает следующее определение данной лек-
Таблица 1
Круглая Продолговатая Фигурная Вытянутая трубочкой
Каравай Кулебяка Калач Макароны
Блины Пирожок Крендель
Пример. Тяжело дыша после бега по раскаленной дороге, Левий овладел собой, очень степенно вошел в лавчонку, приветствовал хозяйку, стоявшую за прилавком, попросил ее снять с полки верхний каравай, который почему-то ему понравился больше других, и, когда та повернулась, молча и быстро взял с прилавка то, чего лучше и быть не может, - отточенный, как бритва, длинный хлебный нож, и тотчас кинулся из лавки вон (ММ).
Таблица 2
Высота
Плоское Средней высоты Высокое
Лепешка Булка Кулич
Блины Пирог
Пример. Поставь самовар, слышишь, да вот возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую: там на полке есть сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна, чтобы подали его к чаю! (МЦ).
Таблица 3
Вид теста
Кислое Заварное Дрожжевое Пресное Сдобное Из любого теста
Блин Баранка Булка Пресный пирог Кулич Лепешка
Пряглы Пряник
Пример. Пресный пирог с яйцом! - сказала хозяйка (МЦ).
Таблица 4
Способ приготовления
Варка Жарка Выпекание
Каша Блины Калач
Макароны Пряглы Булка
Пример. Пожарные ужинают кашей, как вам известно. Но это - последнее дело, вроде грибов (СС).
Таблица 5
Наличие начинки
С начинкой Без начинки
Ватрушка Пряник
Кулебяка Баранка
Пример. Но господа средней руки, что на одной станции потребуют ветчины, на другой поросенка, на третьей ломоть осетра или какую-нибудь запеканную колбасу с луком и потом как ни в чем не бывало садятся за стол в какое хочешь время, и стерляжья уха с налимами и молоками шипит и ворчит у них меж зубами, заедаемая расстегаем или кулебякой с сомовьим плесом так что вчуже пронимает аппетит, - вот эти господа, точно, пользуются завидным даянием неба! (МЦ).
Таблица 6
Вид начинки
Творожная Рыбная С любыми начинками (кашей, мясом, овощами и т. п.)
Ватрушка Расстегай Пирог
Лепешка с припекой с творогом Кулебякой с сомовьим плесом Шанишки
Пример. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было (МД).
Таблица 7
Местоположение начинки
Внутри изделия Сверху изделия
Пирог Ватрушка
Пряженцы Расстегай
Пример: - Вся разница в том, что теперь ты упишешь полбараньего бока с кашей, закусивши ватрушкою в тарелку, а тогда бы ты ел какие-нибудь котлетки с трюфелями (МЦ).
Таблица 8
Количество сладкого компонента
С небольшим количеством сладкого или без него С большим количеством сладкого
расстегай пряник
кулебяка кулич
Пример. Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло; где харчевня с нарисованною толстою рыбою и воткнутою в нее вилкою (МД).
Таблица 9
Наличие жидкости
Со средним количеством жидкости С малым количеством жидкости Практически без жидкости
Каша Хлеб Сухарь
Овсянка Пряник Баранка
Пример. В этот ужасный день еще утром Шарика кольнуло предчувствие. Вследствие этого он вдруг заскулил и утренний завтрак - полчашки овсянки и вчерашнюю баранью косточку - съел без всякого аппетита (СС).
Таблица 10
Степень помола зерна
Цельное зерно Дробленое зерно (среднего помола) Мелко помолотое зерно
Зерно Овсянка Мука ржаная
Крупа Крупичатая мука Мука гречневая
Пример. - Ну, да изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнацией! Только смотри, отец мой, а насчет подрядов-то: если случится муки брать ржаной, или гречневой, или круп, или скотины битой, так уж, пожалуйста, не обидь меня (МД).
Таблица 11
Размер
Маленький Средний Большой
Сухарики Блин Каравай
Пирожок Ватрушка Расстегай
Пример. Распороть ей брюхо, выпустить оттеда икру, смешать ее, знаешь, с толчеными сухариками, лучком, перцем и приидите, насладимся! (СГ).
семы. Ватрушка - род открытого пирога, пирожка с творожной начинкой.
Пример. За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке (МЦ).
Цалее к данному сектору можно отнести лексему лепешка с припекой с творогом. Лепешка - плоское круглое изделие из печеного теста. Припек по словарю В. И. Цаля - посыпка на лепешки, блины, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт и быстро припекается к блину на разогретой сковородке.
Следующий сектор данного микрополя - с рыбной начинкой больше по объему. Лексема расстегай - большой круглый открытый сверху пирог с начинкой (обычно из рыбного фарша); вообще пирожок с открытой начинкой.
Кулебяка - это большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты, каши, так что исходя из определения, лексема кулебяка может относиться к сектору - с любой начинкой, но так как у Н. В. Гоголя кулебяка с сомовьим плесом, то мы можем отнести эту лексему к сектору - с рыбьей начинкой. Цалее к этому сектору относится пирог с головизною, куда вошли хрящ и щеки девятипудового осетра.
Пример. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щеки девятипудового осетра, другой пирог -с груздями, пряженцы, маслянцы, взваренцы (МЦ).
Вообще пирог - печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Следовательно, пирог может относиться к сектору - с любой начинкой. Из примера видим, что пирог с груздями является лексемой третьего сектора. Так же как пирог пресный с яйцом относится к сектору -с разными начинками.
Пример. Нужно его задобрить: теста со вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов; хорошо бы также загнуть пирог пресный с яйцом, у меня его славно загибают, да и времени берет немного (МЦ).
Еще двелексемы дополняют третий сектор: пирог-курник и пирог-рассольник.
Пример. Пирог-курник и пирог-рассольник выглядывали даже наверх (МЦ).
К этому же сектору относим городской мягкий пирог.
Пример. Или просто жаль оставлять отогретое уже место на людской кухне под тулупом, близ печи, да щей с городским мягким пирогом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь, и слякоть, и всякую дорожную невзгоду? (МЦ).
Лексема пирожок имеет три значения: 1. см. пирог.
2. Маленький закрытый пирог удлиненной формы. 3. пе-рен. Мужская шапка без полей с продольно вдавленным верхом (разг.). В данном микрополе, мы встречаем примеры второму и третьему значению.
Пример. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряг-лы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было (МЦ).
Пример. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе, второй - плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке - был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках (ММ).
Вернемся снова к лексеме припека. Лексема лепешка с припекой со сняточками относится ко второму сектору, так как сняточки - это рыба. По В. И. Далю сняток
- рыбка вандыш (озерная форма корюшки).
Лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком относятся к третьему сектору.
Следующая лексема - шанишки не представлена в словаре С. И. Ожегова, но в «Кулинарном словаре» В. Похлебкина находим следующее: шанишки, или шаньги (от коми sanga), - блюдо практически утерянное: их повсеместно заменили пирожки. Шанишки, они же, но слепленные в виде ватрушек и не наполненные начинкой, а лишь смазанные ею. Начинка-смазка бывает, какая угодно.
Таким образом, можно сделать вывод, что из всех 58 лексем микрополя «Мучные и крупяные блюда», по дифференциальному признаку «Вид начинки» могут быть расклассифицированы только 15. Из них 2 можно отнести к первому сектору - с творожной начинкой, ко второму - с рыбной начинкой принадлежит 4 лексемы, а к третьему сектору относятся 9 лексем. Все лексемы стилистически нейтральны, лишь лексема пирожок представлена в переносном значении.
Все микрополе содержит 43 стилистически нейтральных лексемы. К разговорному стилю принадлежат 5 лексем.
Пример. Пса в столовой прикармливаете, - раздался женский голос, - а потом его отсюда калачом не выманишь (СС).
Одна лексема является разговорной с пометой нео-добр.
Пример. На улицах показались крытые дрожки, неведомые линейки, дребезжалки, колесосвистки - и заварилась каша (МЦ).
3 лексемы разговорного стиля используются в переносном значении.
3 стилистически нейтральных лексемы используются в переносном значении.
Пример. Все это не то, что наш брат холоп, все четвертого или пятого класса, полковники, а кое-где и толстый макарон блестит на эполете - генералитет, словом, такой (МЦ).
6 лексем являются устаревшими.
Пример. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою (МЦ).
3 лексемы данного микрополя используются для сравнения.
Пример. У иных были лица, точно дурно выпеченный хлеб: щеку раздуло в одну сторону, подбородок покосило в дру-
гую, верхнюю губу вынесло пузырем, которая в прибавку к тому еще и треснула; словом, совсем некрасиво (МЦ).
Приведенное выше описание только нескольких секторов микрополя «Мучные и крупяные блюда» в лексико-семантическом поле «Еда» дает представление о возможных масштабах семантических исследований лексики художественных произведений отдельных авторов, а также всей лексической системы в целом.
Библиографический список
1. Левицкий, В. В. Типы лексических микросистем и критерии их различения / В. В. Левицкий // Филологические науки. 1988. № 5. С. 66-73.
2. Кривченко, Е. Я. К понятию «семантическое поле» и методам его изучения / Е. Я. Кривченко // Филологические науки. 1973. № 1. С.99-103.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
4. Набирухина, А. В. Структура лексико-семантического поля pleasure в современном английском языке / А.В. Набирухина // Вестник ЛГУ. 1990. Вып. 1 (№ 2). С. 69-73.
5. Куренкова, Т. Н. Галлицизмы в лексико-семантическом поле «Еда» / Т. Н. Куренкова, Т. В. Стрекалева // Проблемы преподавания русского языка в Российской федерации и зарубежных странах : материалы междунар. конф. (26-28 октября 2005 г.). В 2 т. Т. 1. М. : МОЦ МГУ, 2005. С. 132-134.
T. N. Kurenkova
THE MICRO FIELD «FLOURY AND GROATS DISHES» AS A PART OF THE LEXICO-SEMANTIC FIELD «FOOD»
It is considered the micro field «Floury and groats dishes» in the lexico-semantic field «Food». It is given the detailed description and analyses of 3 sectors of the micro field «Floury and groats dishes».
УЦК 348.146
Л. А. Мартынова, С. Р. Вишневская
К ВОПРОСУ О СООТВЕТСТВИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Рассматриваются разделы математики, которые изучаются в школе обзорно, но являются востребованными при изучении курса высшей математики в вузе.
Курс математических дисциплин является основополагающим для других предметов в техническом вузе. Очевидно, что без качественной математической подготовки невозможно получить компетентного специалиста [1]. Цель обучения математики в вузе условно можно разделить на две составляющие: 1) освоение математической культуры, получение фундаментальной подготовки; 2) овладение навыками математического моделирования в своей конкретной профессиональной деятельности [2].
Обе эти составляющие взаимно обогащают друг друга, недостаток внимания к одной из них отразится снижением результативности другой.
Рассмотрим проблемы, связанные с изучением традиционного курса. Несмотря на большое количество часов, отводящихся для математических дисциплин на первых двух курсах технических специальностей, и солидный объем изучаемого материала, построение и демонстрация внутрипредметных связей остается слабым звеном. Особенно остро это ощущается при работе со студентами первого курса.
Рассмотрим недостаточную согласованность школьного курса математики и вузовского [3].
За последнее время ряд тем был исключен из курса математики средней школы или их преподавание све-
лось к обзорному упоминанию. В числе этих тем есть ряд разделов, которые активно используются при изложении высшей математики. Это создает неоправданные трудности как на пути изучения материала, так и при его изложении. Перечислим несколько таких тем: метод математической индукции; комбинаторика; комплексные числа; нахождение рациональных корней многочлена, определение кратности корня; деление многочлена на многочлен.
Перечисленные разделы востребованы в курсе высшей математики [4]. Так, метод математической индукции используется при доказательстве теорем линейной алгебры; комбинаторика - при изучении теории вероятностей; комплексные числа требуются при решении дифференциальных уравнений; нахождение рациональных корней многочлена применяется при вычислении собственных векторов и собственных чисел, при разложении дробей на простейшие дроби, при изучении дифференциальных уравнений; связанная с нахождением корней тема деления многочлена на многочлен используется для изучения пределов функций и интегрирования.
Разумеется, при изложении математических дисциплин преподаватели учитывают, что не все школьники знакомы с указанными темами и стараются донести основ-