Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении материальных и духовных потребностей в нравственном развитии личности'

К вопросу о соотношении материальных и духовных потребностей в нравственном развитии личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1636
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / MATERIAL AND SPIRITUAL NECESSITIES / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / MORAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО / РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / REASONABLE NECESSITIES / CONSUMER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусейнов Омар Меджидович, Гусейнова Ж.О.

Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы соотношения материального и духовного в нравственном развитии личности, формирования у нее разумных потребностей, направленных на рост духовных и физических качеств человека, подъем уровня его нравственной и эстетической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about correlation of material and spiritual requirements in moral development of personality

The article is sanctified to the theoretical comprehension of problem of correlation of material and spiritual in moral development of personality, in forming her reasonable necessities, aimed at the rise of spiritual and physical virtues of man, raising of level of his moral and aesthetic culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении материальных и духовных потребностей в нравственном развитии личности»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин =

О.М. ГУСЕЙНОВ доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета*

Ж.О. ГУСЕЙНОВА кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин филиала Южного федерального университета в г. Махачкала

К вопросу о соотношении материальных и духовных в нравственном развитии личности

Законом цивилизованного общества должно быть стремление создать людям все условия для всемерного удовлетворения их материальных и духовных потребностей, направленных на всестороннее развитие человеческой личности. Без удовлетворения потребностей личности, образующих ядро ее структуры, невозможно представить себе формирование духовно и нравственно богатой личности, полноценное раскрытие ею своих способностей и талантов. Понятно, что это требует научного осмысления проблемы потребностей, выяснения их места и роли в нравственном развитии личности.

Общество, удовлетворяя многообразные человеческие потребности, одновременно должно решать и задачу их целенаправленного формирования, обеспечения гармоничного сочетания материальных и духовных потребностей,

потребностей

' Гусейнов Омар Меджидович, е-таН; Иатапп16 @уаг^ех. ги

воспитания у людей разумного отношения к своим потребностям. Только в этом случае мы можем успешно продвигаться вперед, правильно управлять экономическими и социальными процессами, происходящими в обществе, вести целенаправленную борьбу с проявлениями дисгармонии духовных и материальных потребностей, ведущими к духовному обеднению личности, ее нравственному распаду.

Потребности - сложное и многогранное явление, выражающее в своей основе противоречивое отношение между объектом и субъектом, между необходимым и желаемым. Сложность изучения потребностей личности состоит в том, что последние представляют из себя единство объективного и субъективного, объективно-субъективное отношение, обусловленное объективными факторами.

Между тем в литературе еще не преодолен однобокий подход в истолковании потребностей, связанный с абсолютизацией какой-то одной стороны противоречия — отождествление потребностей личности с субъективными формами их проявления, с определенными стремлениями, побуждениями человека или напротив, акцентирование внимания на внешней обусловленности потребностей и игнорирование в них субъективного момента.

Трактовка потребностей как некоего идеального явления, как формы отражения необходимости, абсолютизация в них субъективной стороны ведет к отождествлению потребностей с прихотями, с любыми человеческими желаниями, стремлениями. В то же время толкование потребностей как объективных условий бытия личности вне учета ее отношения к предмету своей потребности также не соответствует истине. Объективно необходимые условия жизнедеятельности человека сами по себе, без определенного к ним отношения со стороны субъекта еще не являются потребностями.

Потребность - это не внешняя по отношению к субъекту необходимость и не гипертрофированные желания и прихоти личности, а отношение человека к условиям своей жизни, проявляющееся в противоречии между имеющимся и необходимым, между возможным и действительным. Противоречие между субъектом и объектом реализуется в развертывании деятельности людей по удовлетворению той или иной потребности.

В соответствии с основными видами деятельности людей их потребности делятся на материальные и духовные, хотя

строгое разграничение их в известной мере условно, ибо многие потребности характеризуются единством материального и духовного элементов, их тесным взаимопроникновением. В классической пирамиде потребностей американского психолога А. Маслоу у людей можно выделить пять основных уровней человеческих потребностей: физиологические потребности; потребность в безопасности; социальные потребности; престижные потребности и потребность в самореализации. В этой модели иерархии потребностей первые два типа потребностей личности А. Маслоу называет первичными (врожденными), низшими, а три остальных -вторичными, высшими. При этом сама пирамида А. Маслоу подразумевает движение от простых желаний к сложным, а не замену одних потребностей другими1.

Важнейшей закономерностью развития потребностей как первичных, материальных, так и вторичных, социально-духовных, является постоянное обновление их структуры, возникновение все новых и новых их форм под влиянием развития производства и общества в целом.

Человек не может жить и творить не удовлетворяя в первую очередь свои изначальные биотические (витальные) потребности. «Люди, - писал Ф. Энгельс, - в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством...»2. Однако удовлетворение материальных потребностей человека - не самоцель, а важнейшая предпосылка для развития способностей и дарований человека, его моральных и эстетических запросов.

Развитие человеческой природы таково, что удовлетворение одних потребностей стимулирует появление новых. Свидетельство тому - появление у многих народов нашей страны таких потребностей, которые им не были известны в прошлом. Так, например, народы республик Северного Кавказа в прошлом довольствовались лишь минимумом жизненных благ, необходимых для поддержания своего существования. Для большинства крестьян горного края была характерна постоянная нужда в продуктах питания, не всем были доступны такие предметы первой необходимости, как соль, сахар, чай. Питались горцы однообразно. Путешествовавший

1 См.: МаслоуА.Г. Мотивация и личность. М., 2011.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 350.

по Дагестану Н.И. Воронов писал в 1868 г.: «Мясо вообще редкость на столе горца. Большей частью он питается мучнистой пищей - толокном, хинкалом. Об овощах, фруктах, по крайней мере в Верхнем Дагестане, редкий хозяин имеет представление»1. Многие крестьяне остро ощущали нехватку хлеба и не имели возможности покупать его на стороне.

Наше время коренным образом изменило материальные и духовные потребности и создало человеку благоприятные условия для всё более полного раскрытия его способностей, для превращения производимых и потребляемых им материальных благ в средства воспитания духовно и нравственно богатой личности. Однако заботясь о повышении уровня жизни людей, общество должно одновременно ставить перед собой задачу подготовки и формирования человека, в совокупной структуре потребностей которого должна все более увеличиваться доля социально-культурных и духовно-нравственных запросов.

В то же время свободное и всестороннее развитие личности предполагает освобождение ее от мелочных, повседневных забот по обеспечению себя и своей семьи элементарными жизненными благами. В противном случае теряется масса сил и времени, необходимых человеку для разностороннего развития, обогащения и облагораживания своих интересов и склонностей, подъема уровня творческой активности, нравственной цельности.

Необходимый научно обоснованный уровень материального благосостояния формирует у индивида способность к выбору тех потребительских благ, которые имеют своей целью удовлетворение социально возвышенных потребностей. Тенденция увеличения расходов на предметы длительного пользования, на вещи и услуги, призванные удовлетворять духовные, культурные потребности членов общества, свидетельствует об изменении структуры самих потребностей, целью которых все меньше становится обладание вещью как таковой и все больше - использование последней как средства совершенствования образа жизни людей, всестороннего развития личности.

1 Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. I. Тифлис, 1868, с. 19.

Современный этап удовлетворения материальных потребностей характеризуется расширением сферы потребительских товаров, которые в недалеком прошлом еще не входили в структуру потребления основной массы населения. Это связано как с объективными тенденциями развития производства, вызывающего качественно новые потребности и их рост, так и с эволюцией социальных функций и ролей человека, с уровнем его культуры, ценностными установками, его отношением к миру вещей.

Материальные блага, включенные в сферу личного потребления, не следует противопоставлять духовным и нравственным потребностям личности. Наоборот, важнейшим теоретико-методологическим требованием научного анализа понятий «материальное» и «духовно-нравственное» является рассмотрение их во взаимосвязи и взаимопревращении друг в друга. Действительно, предметы, продукты, вещи, которыми пользуется индивид в повседневной жизни, нужны ему не только для удовлетворения узко утилитарных потребностей, направленных на нормальное функционирование и воспроизводство человеческого организма, но и одновременно для своего духовно-нравственного, культурного и интеллектуального совершенствования, для удовлетворения определенных эстетических вкусов. В то же время духовно-нравственные и эстетические запросы личности невозможно удовлетворить без определенных вещей и услуг, без определенной «предметной», «материальной» структуры потребления (одежда, обувь, книги, телевизор, радиоприемники, магнитофоны и т.д.), являющейся воплощением и выражением духовно-нравственных и эстетических потребностей человека.

Предметная среда общества является важным компонентом жизни и деятельности человека, одной из форм самоутверждения личности. Значение вещей и предметов в жизни человека обусловлено выполняемыми ими функциями, способностью удовлетворять определенные потребности человека. Интегрируя в себе разум и чувства человека, вещи и предметы могут вызвать определенное настроение человека, повлиять на линию его поведения, способствовать формированию личности. Кроме того вещная среда, окружающая человека в повседневной жизни (мебель, одежда, утварь, украшения и т.п.), может красноречиво свидетельствовать о вкусах и потребностях человека, о его образе жизни и морали, о его мировоззрении. Поэтому общество призвано

создать для человека максимум удобств и комфорта, превратить предметы, производимые и потребляемые человеком, в средства удовлетворения его разнообразных потребностей, развития его сущностных сил.

В то же время было бы неверно полагать, будто структуру потребностей личности всецело детерминируют только материальные условия жизни людей. Последние составляют лишь необходимую основу для формирования разумных либо гипертрофированных потребностей. Вот почему при выяснении вопроса о соотношении «материального» и «духовно-нравственного» в сознании и поведении личности важно понять решающую роль социальных форм и способов присвоения и употребления людьми материальных благ, характер нравственных отношений, складывающихся в сфере потребления.

Подчеркивание роли и значения в жизни людей «вещного богатства» отнюдь не означает умаления или принижения значимости духовно-нравственных факторов. Мы за их сочетание, за гармонию. И нет никакого противоречия в том, что, ратуя за материальное благосостояние людей, мы одновременно осуждаем человека, для которого материальный интерес в ущерб духовно-нравственному стал гипертрофированным, абсолютным, самодовлеющим, хотя этот интерес является вполне естественным.

От уровня благосостояния людей, от возможности удовлетворения непосредственных потребностей в громадной степени зависят характер ценностных ориентаций личности, повышение ее социальной активности и социального оптимизма, мироощущение полноценности бытия.

Как показывают исследования, общественное мнение людей сегодня высоко ценит уют, бытовой комфорт. С каждым годом все более возрастает требовательность людей к качеству бытовых удобств. Различные бытовые трудности и неурядицы, которые раньше воспринимались как объективно неизбежные, теперь вызывают законное возмущение людей, которые не хотят мириться с фактами равнодушного отношения общества к удовлетворению человеком своих необходимых потребностей.

Однако для отдельных людей, духовно бедных, с низким уровнем нравственного развития, стало характерным пренебрежение разумным, рациональным отношением к материальному. Такие люди весь смысл своей жизни видят в

накопительстве, в приобретении материальных благ. Академик А.А. Гусейнов, отвергая потребительство как то, что разрушает человеческую личность, говорит о необходимости радикального изменения «всей ценностной структуры человеческого существования; не о том, например, чтобы ограничить потребительство, придать ему более умеренный, разумный вид, а о том, чтобы вообще поставить его под сомнение и вытеснить из пространства достойного человека существования»1.

Дело в том, что психология и мораль потребительства разрушают не только внутренний мир человека, подверженного перечисленным негативным явлениям, но и разлагающе влияют на окружающих. Такие люди, как справедливо отмечает проф. Ю.Г. Волков, забывают о том, что «истинно человеческое богатство, - это духовное богатство его и общества. На основе духовного, а не материального богатства формируется человеческая личность. Подлинное человеческое (а не животноподобное) формирование личности, раскрытие ее творческой сущности возможно только в таком обществе, где будет приоритет духовного над материальным»2.

Материальное благополучие является важной основой духовного и физического совершенствования человека. Сущность приобретательства заключается не в стремлении человека иметь необходимые материальные блага, быть красиво и модно одетым, а в превращении материальных благ в смысл существования, в извращенный показатель «престижа» личности. Мы не противопоставляем материальным благам и ценностям духовные, мы за их гармонию, за разумное сочетание, за такое их соотношение, которое служило бы основой всестороннего развития личности.

Опережающий рост духовных, нравственных, эстетических, познавательных потребностей человека перед потребностями материальными является одним из важнейших показателей развития культуры потребления. В противном случае рост благосостояния может закрепить неразвитые вкусы, вести к распространению потребительской психологии.

1 Гусейнов А.А. Мораль как прорыв к бытию // Философские науки, 2014, № 4, с. 10.

2 Волков Ю.Г. Гуманистическая перспектива России как общенациональная цель // Социально-гуманитарные знания, 2005, № 1, с. 19.

В то же время пропаганда духовных, социальных, нравственных потребностей и ценностей, не подкрепляемая расширением материальных потребностей и материального потребления, повышением жизненного уровня может привести не только к девальвации социальных и культурных ценностей, но и к появлению иных форм потребительства, таких, как иждивенчество, неуважение к труду, непомерные притязания.

Возвышение потребностей личности предполагает взаимодействие и взаимодополнение материальных и духовных потребностей, удовлетворение как потребностей физического существования на достаточно высоком уровне, так и формирование условий для изменений в сфере культуры и общественного сознания, утверждения в повседневной жизни общечеловеческой системы ценностей.

Одной из причин однобокого увлечения отдельных людей материальными потребностями в ущерб подлинным ценностям, реальному богатству человеческих отношений является недостаток общей культуры, ограниченность и примитивность духовно-нравственного мира человека1. Преодоление проявлений вещной болезни предполагает дальнейшее повышение культуры потребления, воспитание человека в духе общечеловеческих ценностных установок и ориентаций, создание возможностей для критического и взвешенного отношения человека к своим потребностям, к бытующим на уровне массового сознания стандартам поведения. Общечеловеческая мораль во все времена осуждала тех, кто жил только стремлением к материальному благополучию, нездоровой жаждой наживы, пренебрегая при этом интересами и потребностями ближних, окружающих, разумным отношением к удовлетворению своих материальных потребностей.

В последние годы опубликован ряд монографических исследований, содержательных статей, в которых рассматриваются различные аспекты формирования разумных потребностей. Однако многие теоретические вопросы, затронутые в публикациях, нуждаются в дальнейшем осмыслении и тесной увязке с задачами развития общества и бережного отношения человека к среде своего обитания. Мы солидар-

1 См./ Гусейнов О.М., Гусейнова Ж.О. Нравственная культура личности. Махачкала, 2015.

ны с проф. К.Х. Момджяном в том, что сами по себе потребности не могут быть разумными или неразумными. Таковыми могут быть, как отмечает К.Х. Момджян, «лишь способы удовлетворения объективно данных, предписанных человеку потребностей»... И свобода человеческой воли, -отмечает далее автор, - «не должна интерпретироваться как способность создавать или устранять свои потребности. В действительности свобода воли выступает как способность оценивать и выбирать поведенческие реакции на безальтернативные факторы принуждения, к числу которых, несомненно, относятся потребности. В этом плане употребление алкоголя или наркотиков следует рассматривать как контрпродуктивные и потому неразумные попытки удовлетворить естественные для человека потребности в эмоциональных удовольствиях, психологической релаксации, самоуважении, самоутверждении и пр.»1.

Общим недостатком исследований по проблемам формирования разумного отношения людей к удовлетворению своих потребностей является ограничение рассмотрения критерия последних лишь личностным уровнем, когда интересы и запросы личности отрываются от потребностей и интересов других людей, общества в целом. Между тем преодолеть противоречия между крайним индивидуализмом и морализирующей этикой долга, понять активную роль личности как субъекта процесса формирования разумных потребностей можно только исходя из диалектической взаимосвязи личных потребностей с потребностями других живущих на Земле людей.

Формирование разумных потребностей предполагает воспитание человека, который всегда считается с потребностями других людей. Главный критерий разумности потребностей, на наш взгляд, заключается в том, насколько потребности личности способствуют развитию духовных и физических качеств человека, подъему уровня его нравственной и эстетической культуры. Однако разумность потребностей не следует жестко связывать только с интересами, желаниями и влечениями личности, с сиюминутной выгодой отдельных людей. Не все потребности, которые объективно способствуют возвышению человека, его всестороннему

1 Момджян К.Х. Универсальные потребности и родовая сущность человека // Вопросы философии, 2015, № 2, с. 10.

развитию, являются разумными, если они идут вразрез с долговременными интересами общества, других людей.

Изучая современное состояние соотношения потребностей и запросов личности и общества, не следует забывать о тех негативных явлениях, которые могут оказать и в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на формирование потребностей человека, на становление гармоничных отношений между потребностями личности и общества. Речь идет о таких антиподах подлинно высокой культуры потребления, как потребление «напоказ», стремление иных людей демонстрировать свой материальный достаток, которые могут вызвать у окружающих зависть, пробудить нездоровое соперничество, чуждые требованиям гуманистической морали стандарты и образцы поведения.

Культура потребления не означает отказа от удовлетворения актуальных потребностей, а требует преодоления односторонней ориентации на удовлетворение материальных потребностей. Поэтому мы выступаем против культа потребления. Всё, что связано с жадностью, корыстолюбием, неумеренностью в удовлетворении человеческих потребностей, все, что идет вразрез с всесторонним и гармоничным развитием личности и потому причиняет вред человеку и обществу в целом, в народном представлении издавна именуется неразумными потребностями.

Потребности личности не следует смешивать с разного рода субъективными желаниями и влечениями, противоречащими естественным и необходимым потребностям личности. Еще Эпикур отмечал, что «желания бывают: одни - естественные и необходимые, другие - естественные, но не необходимые, третьи - не естественные и не необходимые, но происходящие от пустых мнений»1.

Решительным противником алчности и накопительства был Платон. Категорически выступая против крупных состояний, указывая на отрицательные стороны владения этими состояниями, Платон, однако, не осуждал стремления к богатству, если оно для человека лишь средство улучшить свою жизнь, повысить свой духовный и культурный уровень. В «Законах» он признает, что богатство - это благо, если оно «не слепое, а зоркое, спутник разумности»2.

1 Материалисты Древней Греции. М.,1955, с. 216.

2 Платон. Законы. Соч. В 3 т., т. 3, ч. 2, с. 93.

Потребности личности зачастую проявляются как эмоции, как субъективные переживания, которые не осознаются человеком до конца. Вот почему важно добиться «перевода» потребностей с эмоционального уровня на рациональный. Чем осознаннее подходит человек к удовлетворению своих потребностей, чем выше степень его свободы, тем более ответственным должно быть его поведение, тем более развитым должно быть чувство нравственного долга, способность личности сочетать свои желания с потребностями и интересами других людей. «Попытайся освободить себя от долженствования, - писал В.А. Сухомлинский, - и ты превратишься в раба своих прихотей»1.

Одним из объективных факторов, формирующих разумные потребности личности, является общее состояние культуры общества и личности, в особенности культуры потребления, выступающей неотъемлемой частью духовно-нравственной и эстетической культуры.

Многое в формировании разумной ориентации в потребительской деятельности личности зависит от ближайшего окружения человека, от организации его семейно-бытовой жизнедеятельности, которая непосредственно определяет интересы, желания, мотивы поведения личности. В быту, в семье, как и в других сферах жизнедеятельности людей, молодой человек должен быть ориентирован на разумные потребности, на соответствие своих потребностей трудовому вкладу.

Игнорирование этого факта пагубно сказывается на нравственном развитии человека. Как показывают практика и специальные исследования, не всё, что связано с воспитанием детей в сегодняшней семье, обстоит благополучно. Как выяснилось в ходе социологических исследований, 84% опрошенных старшеклассников и студентов рассчитывают при осуществлении своих повышенных потребностей на помощь родителей, взрослых членов семьи, родственников. В то же время 62% опрошенных родителей хотели бы, чтобы их дети не выглядели хуже своих сверстников, и потому выразили желание создать им все условия для полнокровной, полноценной жизни. Исследования других авторов также говорят о том, что отдельные родители, удовлетворяя любые запросы детей, не всегда отчетливо представляют

1 Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978, с. 43.

себе отдаленные последствия, вытекающие из праздной жизни, которую они создают своим детям.

В отдельных семьях, в кругу своих знакомых дети и молодежь подчас сталкиваются с примерами неразумного потребления, с гипертрофированными потребностями, с возможностью безрассудно тратить деньги и другими привычками, и традициями, противоречащими сути общечеловеческой морали. Такой «негативный» опыт ведет не только к иждивенчеству, но порой и к аморальным поступкам, преступным действиям при удовлетворении своих псевдопотребностей.

Потребительские ориентации детей во многом формируются под влиянием семейно-бытовых традиций и обычаев, которые, регулярно повторяясь, передаваясь от поколения к поколению через мир настроений и эмоциональных переживаний, поддерживают у членов семьи те или иные устойчивые взгляды на то, что считать разумным, а что неразумным в потребностях и потреблении. Люди могут и должны сознательно влиять на укрепление одних и изживание других традиций. Важно настойчиво внедрять в повседневную жизнь людей традиции и обряды, призванные формировать у личности разумные материальные потребности. И здесь многое зависит не только от ближайшего окружения, но и от самой личности, от уровня её духовно-нравственного сознания, от правильного понимания ею своих потребностей и интересов.

Преодоление неразумных потребностей, низкой культуры потребления, различных проявлений гипертрофии материальных потребностей в современных условиях все в большей степени происходит на основе нравственных требований, предъявляемых к личности общечеловеческой моралью. При этом очень важно, чтобы моральные принципы и нормы, господствующие в обществе, превратились во внутренние побудители деятельности личности, определяли ее повседневное поведение, ее моральный выбор.

Одновременно с выработкой у личности возвышенных потребностей и запросов следует обращать неослабное внимание и на формирование у нее соответствующего круга обязанностей перед другими людьми. Причем обязанности должны расти и усложняться по мере расширения и углубления потребностей личности.

Гусейнов О.М., Гусейнова Ж.О. К вопросу о соотношении материальных и духовных потребностей в нравственном развитии личности. Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы соотношения материального и духовного в нравственном развитии личности, формирования у нее разумных потребностей, направленных на рост духовных и физических качеств человека, подъем уровня его нравственной и эстетической культуры.

Ключевые слова: материальные и духовные потребности, нравственное развитие личности, потребительство, разумные потребности.

Huseynov O.M., Huseynova J.O. To the question about correlation of material and spiritual requirements in moral development of personality. The article is sanctified to the theoretical comprehension of problem of correlation of material and spiritual in moral development of personality, in forming her reasonable necessities, aimed at the rise of spiritual and physical virtues of man, raising of level of his moral and aesthetic culture.

Keywords: material and spiritual necessities, moral development of personality, consumer, reasonable necessities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.