УДК 343.85
Незнамова Юлия Николаевна Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева
Институт юстиции Россия, Екатеринбург uneznamova2@gmail.com Neznamova Yuliya Ural State Law University named after V.F. Yakovlev
Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
К ВОПРОСУ О СОКРАЩЕНИИ УРОВНЯ ВИКТИМНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Аннотация: в статье рассматриваются основные уровни виктимности применительно к сотрудникам внутренних дел, анализируется судебная и правоприменительная практика Российской Федерации по вопросу о совершении правонарушений в отношении данной категории, предлагаются пути решения предложенных проблем, в том числе с опорой на опыт иностранных государств.
Ключевые слова: виктимность, сотрудники органов внутренних дел, полицейские, криминология, ОВД, предупреждение преступности.
TO THE ISSUE OF REDUCING THE LEVEL OF VICTIMIZATION AMONG LAW ENFORCEMENT OFFICERS Annotation: The article considers the basic levels of victimhood in relation to the internal affairs officers, analyzes judicial and law enforcement practice of the Russian Federation on the issue of committing offenses against this category, proposes ways to solve the proposed problems, including relying on the experience of foreign states.
Key words: victimhood, internal affairs officers, police officers, criminology, internal affairs, crime prevention.
В условиях постоянных попыток дестабилизации общества немаловажное значение имеет деятельность правоохранительных органов государства, посредством которых обеспечивается поддержание общественного порядка внутри государства, стабильность и нормальное функционирование которых позволит сосредоточиться на иных проблемах внутри и за пределами государства. Тем не менее, обеспечить это возможно только в условиях безопасности сотрудников органов внутренних дел, в частности, которые осуществляя деятельность по раскрытию и расследованию преступлений сами нередко становятся жертвами преступлений. Данная проблема выступает в качестве дальнейшего исследования.
Криминологическая (криминальная) виктимология - это учение о закономерностях возникновения, существования и развития виктимности, как о вероятности определенных лиц и групп выступать в качестве жертв от общественно опасных посягательств, их поведении, личностных особенностях, методах защиты граждан от криминальных угроз [4, С.120].
Перед тем, как непосредственно перейти к исследованию, считаем необходимым провести анализ существующих классификаций, для наиболее полного понимания поставленной проблемы. В современной криминальной виктимологии, используя критерий масштабности, выделяют следующие уровни виктимности:
1. Индивидуальная (или личностная) виктимность - это качество отдельного индивида.
2. Видовая виктимность - выражается в предрасположенности отдельных категорий людей.
3. Групповая виктимность - свойственна для групп и коллективов людей, обладающих схожими особенностями. Ее разновидностями являются ролевая и
профессиональная виктимность. Профессиональной виктимностью обладают, к примеру сотрудники полиции.
4. Массовая виктимность - выражает наличие склонности, предрасположенности макросообществ людей.
В исследовании виктимности сотрудников полиции, значительное место нужно отводить изучению причин и условий, способствующих совершению в отношении них посягательств [5, С.105-106], это связано с тем, что виктимность - это многофакторное явление, содержащее в себе и социальные, и биопсихические компоненты [3, С.19.] На основании этого, в первую очередь, необходимо обеспечить информирование и обучение людей навыкам и методам предотвращения насилия. Для этого нужно понимать процессы, обуславливающие пребывание жертвы в виктимогенной ситуации [2, С.281-282]. Причиной виктимизации сотрудников органов внутренних дел в первую очередь выступает именно их профессиональная деятельность, следовательно для снижения уровня виктимизаци, необходима разработка мер специальной профилактики. Автором предлагаются следующие 3 взаимосвязанных направления, направленных на снижение уровня виктимности сотрудников полиции:
1) правильная организация профессиональной служебной подготовки, анализ практики, формирование знаний, умений и навыков обеспечения защищенности от преступных посягательств сотрудников полиции в ходе исполнения ими служебных обязанностей;
2) меры технического характера;
3) предупреждение недопустимых действий со стороны граждан.
Служебная подготовка состоит в создании практических заданий,
моделировании ситуаций, при которых возможно совершение преступлений в отношении сотрудников полиции, а также отработке правильного алгоритма действий сотрудников полиции в таких ситуациях. К примеру, ситуации
общения с гражданином, задержание, доставление задержанного в территориальные ОВД и др [1, С. 35].
Также обязательна психологическая подготовка сотрудников, в связи с ситуациями, в которых очевидно непонятна законность действий иной стороны или же просто неуверенность представителя власти. Наиболее ярким примером являются случаи применения служебного оружия, физической силы и иных спецсредств, предусмотренных ФЗ «О полиции». Ученые уже достаточно давно констатируют, что последствия применения оружия во многом оказывают негативное влияние на сотрудников органов внутренних дел. К таковым последствиям относится излишняя бюрократизация, т.е. процедура служебной проверки и дачи объяснений относительно обоснованности применения. Иными словами, сотрудники, применившие оружие, фактически вынуждены доказывать правомерность этого, что в свою очередь негативным стресс-фактором, столкнувшись к которым представитель власти не захочет сталкиваться вновь и постарается впредь избегать применения оружия и иных спецсредств.
По итогам данной подготовки возможно:
1) выработка навыков анализа практически значимой информации;
2) выделение круга имеющихся проблем правоприменительной практики и путей их решения;
3) закрепление на практике правил поведения, нацеленных на предупреждение виктимности сотрудника полиции и обеспечение законности его действий (например, гл.5 ФЗ «О полиции») [7, С. 155].
Также в рамках данного направления, необходима разработка и внедрение в деятельность системы МВД РФ инструкций для сотрудников полиции в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности, направленных на обеспечение личной безопасности и предупреждение конфликтного общения с гражданами.
Меры технического характера могут обеспечиваться за счёт повышения технической оснащенности органов внутренних дел, которое в свою очередь позволило бы наиболее эффективно содействовать в расследовании и предупреждении совершения общественно опасных посягательств, исключая риск для жизни и здоровья. К примеру, в США у офицеров полиции есть нагрудные камеры, которые они надевают перед каждым рабочим днём, что позволяет в случае спорных ситуаций, сократить число жалоб на полицейских и т.п. Увидеть наглядный принцип действия этого технического средства в одном из фильмов 2018 г.: у двух напарников случился конфликт и один из них решил подставить другого, не помогал, когда того избивали преступники, а чтобы не было доказательств того, что он наблюдал за происходящим - выключил нагрудную камеру, однако она записывает происходящее за две минуты до её включения и две минуты после выключения, каждый офицер знает о такой особенности, но каким-либо образом повлиять не может, т.к. объективно не известно что случится дальше и в какой момент её нужно выключить, чтобы выждать этот промежуток принудительной работы[8].
Предупреждение недопустимых действий со стороны граждан заключается в предотвращении провоцирующего поведения, которое может повлечь совершение административных и уголовных правонарушения. Сегодня данное поведение со стороны граждан является широко распространенным (только за период 1 полугодия 2022 г. в суды РФ поступило 8284 дел о совершении преступлений против лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование, других представителей власти) [9].
Данная работа должна проводиться с использованием:
1) размещения информации на официальных сайтах МВД России и УМВД по субъектам Российской Федерации, в образовательных учреждениях, местах работы граждан и иных общественных местах (торговые центры, места общественного питания и т.д.), в социальных сетях, в данном случае необходимо
учитывать устойчиво-формирующееся у населения «клиповое» мышление, через яркие и быстроменяющиеся образы;
2) в связи с предыдущим - проведение учебных и информационных встреч в учебных коллективах в образовательных организациях различного уровня, среди работников предприятий;
3) социальной рекламы, нацеленной на представление положительного образа сотрудника ОВД, в примеру в социальной сети «ВКонтакте» существует официальная группа Министерства внутренних дел Российской Федерации, Следственного Комитета России и других правоохранительных органов, в которых публикуются новости об их деятельности, интервью с сотрудниками и их семьями, позволяющие взглянуть на них через призму представителя власти, рядового представителя общества, который выполняет свой долг перед государством[10,11]. К счастью, данные меры - не инновационные, они имеют место в действительности, но считаем, что если данные меры будут более направленными и учащенными, то эффекта от них будет в разы больше.
Информационно-пропагандистская работа должна быть нацелена на разъяснение обязанности граждан выполнять законные требования сотрудников органов внутренних ден, на возможность обжалования их действий, но данную работу необходимо проводить в комплексе с иными право-просвещающими мероприятиями.
Однако, сокращение числа конфликтных ситуаций, и вероятность стать жертвой преступного посягательства находится в зависимости от соблюдения сотрудниками полиции положений закон и морально-этических норм.
1. Е. Г. Комиссарова в своей работе указывала, на то, что довольно часто имеют место случаи, когда сотрудники ОВД оправдывают факты нарушения требований законодательства сотрудниками органов внутренних дел, негативной социальной средой, которая их окружает [6, С.34].
На основании изложенного выше можно сделать несколько выводов. В первую очередь о том, что ввиду особого статуса сотрудников полиции, как представителей власти они обладают повышенной и особой виктимностью, требующей выработку особых мер профилактики и превенции преступлений против них. Во-вторых, хочется заметить, что необходимо воздействовать не только на сотрудников правоохранительных органов, но и на потенциальных преступников, граждан, подрастающее поколение с целью формирования у них отношения к сотруднику полиции как к лицу, осуществлявшему свои полномочия по поддержанию общественного порядка и действующего во их благо.
Список литературы:
1. Гарманов В. М. Отдельные направления предупреждения виктимности сотрудников полиции // Виктимология. 2014. №2 С. 34-39
2. Думанская, Е. И. Индивидуальная виктимность и виктимологическая профилактика жертв домашнего насилия / Е. И. Думанская, А. Г. Меньшикова // Виктимология. - 2022. - Т. 9, № 3. - С. 280-287.
3. Думанская, Е. И. Психологическая обусловленность индивидуальной виктимности / Е. И. Думанская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2019. - Т. 19, № 4. - С. 19-22.
4. Клеймёнов, М. П. Криминология: учебник / М.П. Клеймёнов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 400 с.
5. Козаченко, И. Я. Криминология: учебник и практикум для вузов / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 277 с.
6. Комиссарова Е. Г. Профессиональные честь и достоинство государственных служащих: предпосFылки междисциплинарного подхода // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. №4 С. 29-35
7. Чумичкин, А. С. Некоторые вопросы реализации виктимологической профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов
внутренних дел / А. С. Чумичкин // Труды Академии управления МВД России. -2019. - № 2(50). - С. 151-157.
8. Камера для офицера: как в США борются с подбрасыванием наркотиков (эл.ресурс) // URL: https://www.rbc.ru/opinions/politics/08/07/2019/5d1f06fb9a7947c24573017d (дата обращения 06.04.2023 г.).
9. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2022 года (эл.ресурс) // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7096 (дата обращения 07.04.2023 г.).
10. Следственный Комитет России, группа ВКонтакте (эл.ресурс) // URL:https://vk.com/sledcomru (дата обращения 06.04.2023 г.).
11. Министерство Внутренних Дел Российской Федерации, группа ВКонтакте (эл.ресурс) // URL:https://vk.com/mvd (дата обращения 06.04.2023 г.).