Научная статья на тему 'К вопросу о согласовании педагогических позиций между воспитателями и педагогами начальной школы: «Идеальный портрет первоклассника»'

К вопросу о согласовании педагогических позиций между воспитателями и педагогами начальной школы: «Идеальный портрет первоклассника» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / PRE-SCHOOLER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / SCHOOL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанникова Анна Вячеславовна, Суденко Ирина Александровна, Данькова Алла Александровна

Проблема качества образования на начальной ступени обучения в условиях разработки и введения ФГОС дошкольного образования связана с согласованием профессиональной общественностью психолого-педагогических ориентиров личностного развития старшего дошкольника. Выделены средние значения оцениваемых качеств и умений «идеального первоклассника» при поступлении в школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанникова Анна Вячеславовна, Суденко Ирина Александровна, Данькова Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE QUESTION OF AGREEMENT OF PEDAGOGICAL POSITIONS: “IDEAL PORTRAIT OF A FIRST-GRADER”

The question of education quality at pre-school stage of education in the context of development and introduction of Federal State Educational Standard of preschool education is connected with an agreement of psychological and pedagogical priorities of a senior pre-schooler personal enhancement by professional community. There are elicited average values of estimated qualities and skills of an “ideal first-grader” when entering school.

Текст научной работы на тему «К вопросу о согласовании педагогических позиций между воспитателями и педагогами начальной школы: «Идеальный портрет первоклассника»»

К ВОПРОСУ О СОГЛАСОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: «ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА»

Казанникова Анна Вячеславовна

канд. пед. наук, зам. директора по учебно-воспитательной работе, государственное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-

детский сад № 624, РФ, г. Санкт-Петербург Суденко Ирина Александровна зам. директора по воспитательной работе, государственное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-детский сад № 624, РФ,

г. Санкт-Петербург Данькова Алла Александровна педагог-психолог государственное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-детский сад № 624, РФ, г. Санкт-Петербург

TOWARDS THE QUESTION OF AGREEMENT OF PEDAGOGICAL POSITIONS: “IDEAL PORTRAIT OF A FIRST-GRADER”

Anna Kazannikova

candidate ofpedagogic sciences, Deputy Director for studies and pedagogical work, State Funded Educational Institution primary school-kindergarten № 624, Russia

Saint Petersburg Irina Sudenko

deputy Director for pedagogical work, State Funded Educational Institution primary

school-kindergarten № 624, Russia Saint Petersburg

Alla Dankova

educational psychologist, State Funded Educational Institution primary schoolkindergarten № 624, Russia Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

Проблема качества образования на начальной ступени обучения в условиях разработки и введения ФГОС дошкольного образования связана с согласованием профессиональной общественностью психолого-педагогических ориентиров личностного развития старшего дошкольника. Выделены средние значения оцениваемых качеств и умений «идеального первоклассника» при поступлении в школу.

ABSTRACT

The question of education quality at pre-school stage of education in the context of development and introduction of Federal State Educational Standard of preschool education is connected with an agreement of psychological and pedagogical priorities

of a senior pre-schooler personal enhancement by professional community. There are elicited average values of estimated qualities and skills of an “ideal first-grader” when entering school.

Ключевые слова: дошкольник; ФГОС дошкольного образования;

готовность к обучению в школе.

Keywords: pre-schooler; Federal State Educational Standard of preschool education; school readiness.

Дошкольное образование согласно новому Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ [3] является уровнем общего образования. Процесс стандартизации дошкольного образования связан с введением федеральных государственных стандартов (ФГОС), разработкой и апробацией основной образовательной программы (ООП) в рамках требований ФГОС дошкольного образования. Подготовка детей к обучению в школе в рамках реализации ООП является важным направлением деятельности детских садов. Приоритет данного аспекта отвечает потребностям общества и государства в сегменте обеспечения каждому ребенку дошкольного возраста «равного старта» [2], который позволит ребенку быть не только успешным при обучении в школе, но и повысит качество образования на начальной ступени обучения, в том числе и за счет обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Актуальность этой проблемы для нашего образовательного учреждения (ОУ)-ГБОУ начальная школа-детский сад (ГБОУ НШ-ДС) № 624

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга связана с реализацией опытноэкспериментальной работы (ОЭР) по теме «Инновационная образовательная программа дошкольного образования в контексте требований ФГОС (проект) в условиях ГБОУ НШ-ДС», в рамках государственного заказа (распоряжение администрации Адмиралтейского района СПб от 08.08.2013 № 1315).

Преемственность, по нашему мнению, заключается в единстве требований к ребенку на «выходе» из детского сада и на «входе» в начальную школу. Особенно важна такая согласованность педагогических требований между воспитателями и педагогами для такого типа учреждений как начальная школа-детский сад. Другими словами, у выпускающих воспитателей и принимающих педагогов в рамках одного ОУ должны быть единые требования к детям и согласованные профессиональные взгляды на будущих первоклассников.

Вместе с тем, необходимо отметить, что конечные образовательные результаты ребенка на «выходе» из детского сада, часто зависят от конкретных пожеланий родителей выпускника детского сада, которые под «готовностью ребенка к обучению в школе» понимают умение читать, выполнять простейшие математические действия с числами и даже писать, и не видят проблем с несоответствием физической и психологической готовности своего ребенка к обучению в школе. Как показали исследования, проведенные в ГБОУ НШ-ДС № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, проблематика готовности ребенка к школе, а именно: что ребенок должен знать и уметь при поступлении в первый класс волнует родителей. Более того, они готовы обсуждать тему «как подготовить ребенка к школе» со специалистами ГБОУ НШ-ДС № 624 [1].

Интересной научно-практической задачей в рамках ОЭР ГБОУ НШ-ДС № 624 стало изучение преемственности педагогического подхода на уровне: детский сад-начальная школа. Для реализации этого шага была проведена процедура экспертной оценки, подготовленная специалистами службы сопровождения ОУ, на различных звеньях системы образования в условиях ГБОУ начальная школа-детский сад: в детском саду и начальной школе. Сравнительный анализ мнений педагогов школы и воспитателей детского сада, позволил выявить как сходства, так и различия в представлениях об идеальном первокласснике, что может быть связано с несоответствием программ подготовки детей к школе и ожиданий педагогов начальной школы.

Целью нашего исследования было сопоставление «идеальных портретов будущего первоклассника» с позиции воспитателей детского сада и педагогов

начальных классов. Для этого был предложен опросник «Идеальный портрет первоклассника (психолого-педагогическая готовность к учебной деятельности и учению глазами педагогов начальной школы и воспитателей детского сада)». В предложенной анкете необходимо было:

• выбрать и отметить из нижеперечисленных характеристик (качеств и умений) те характеристики, которые педагоги считали обязательными для «идеального первоклассника»;

• проранжировать выбранные характеристики по степени их важности для систематического обучения в школе.

В анкетировании принимали участие: 8 воспитателей детского сада, 12 классных руководителей 1—4-х классов и 5 учителей-предметников начальной школы. Полученные данные были сформированы в три соответствующие группы, внутри каждой группы по выбранным учебным качествам подсчитаны средние ранги.

Средние значения по всем оцениваемым качествам и умениям, расположили их в порядке предпочтений и представили в таблице 1. Первые позиции в таблице заняли качества и умения, получившие наибольшую значимость у педагогов, последующие места расставлены по убыванию. Анализ данных из таблицы 1 показывает некоторый разброс в оценках качеств и умений идеального первоклассника, как его видят педагоги школы и воспитатели.

Таблица 1.

Средние значения оцениваемых качеств и умений «идеального первоклассника» при поступлении в школу (ГБОУ НШ-ДС № 623, октябрь

2013 г.)

Воспитатели детского сада

Классные

Учителя-

предметники

руководители

- умение войти в детский 1 коллектив и найти свое место в нем.

1—4-х классов

- стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

- стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

- выраженность познавательных интересов.

3 - хороший словарный запас.

- умение управлять своим поведением (на уроке, во

4 время перемены);

- эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).

- принятие системы

5 требований, предъявляемых школой и учителем.

- звуковая культура речи

6 (чистая речь);

- сохранение

работоспособности в течение

- интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в

самостоятельную цель деятельности);

- выраженность познавательных интересов.

-развитое воображение; -произвольная регуляция внимания (концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания).

умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены)

- хороший словарный запас;

- развитое нагляднообразное мышление;

- умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

- умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;

- хорошая память.

- звуковая культура речи (чистая речь);

- эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).

- хорошее физическое здоровье

- эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

- способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному).

- хорошая общая осведомленность;

- развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

- интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в

самостоятельную цель деятельности);

- умение

устанавливать контакт со сверстниками. развитая регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции)

- хороший словарный запас;

- хорошее физическое здоровье.

одного урока и в течение учебного дня.

развитая тонкая моторика

7 (владение карандашом,

ручкой, ножницами, навыки рисования)

9

- развитая регулирующая

функция речи сохранение

(выполняет словесные работоспособности в

инструкции);

- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.

умение задерживать

- умеет развернуто ответить на свои импульсы

вопрос; (например, не

- развитое воображение. перебивать других в

разговоре)

- развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей

действительности; умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);

- развитая регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции).

- хорошая ориентировка в пространстве и времени;

- предпосылки абстрактнологического мышления: способность понимать символы, способность формулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать);

- умение задерживать свои

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- хорошая ориентировка в пространстве и времени.

течение одного урока и в течение учебного дня

- звуковая культура речи (чистая речь);

- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем;

- умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

- умение установить контакт с учителем.

- развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

- умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены).

-умеет развернуто ответить на вопрос;

- навыки рисования;

- выраженность познавательных интересов.

- навыки счета: (знание цифр, умение считать);

- развитое воображение;

- умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

8

импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

- умение выполнять совместную работу;

- хорошее физическое здоровье.

Группировка наиболее значимых качеств и умений по категориям, а именно педагогическая готовность, интеллектуальная, эмоционально-волевая, мотивационная, физиологическая и коммуникативная готовность свидетельствовала о следующем: и воспитатели и педагоги школы наибольшую значимость отдают умениям и качествам относящимся к интеллектуальной готовности (37 % / 39 % — воспитатели и педагоги школы, соответственно) и эмоционально-волевой готовности (21 % / 23 % — воспитатели и педагоги школы, соответственно) и в меньшей степени коммуникативной готовности (5 % / 11 % — воспитатели и педагоги школы, соответственно).

Таким образом, результаты анкетирования выявили коллективную точку зрения педагогов школы и воспитателей детского сада на то, какие психологопедагогические качества являются наиболее значимыми для систематического обучения — идеальные портреты первоклассника у воспитателей и учителей расходятся несущественно. Ранжирование показателей позволило:

• сформулировать понятие «психологической готовности» как набор реальных, знакомых педагогу начальных классов, характеристик детей.

• наметить определенные шаги в коррекции программ подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, осуществляемых воспитателями детского сада.

Список литературы:

1. Казанникова А.В., Суденко И.А. О проблеме согласования ценностных

ориентиров личностного развития дошкольника в условиях внедрения

ФГОС дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы

педагогики и психологии. № 10 (33) сборник статей по материалам ХХХІІІ международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — С. 120—127.

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг. Указ Президента РФ от 01.06. 2012 № 761.

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.