К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ЖЕНЩИН ПОД СТРАЖЕЙ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ]
О. А. Платошина
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы регламентации содержания женщин под стражей международно-правовыми актами, проводится сравнительный анализ международного и российского законодательства по данному вопросу.
Ключевые слова: женщины, международное законодательство, условия содержания под стражей, следственный изолятор.
Summary: the article examines the questions of a regulation of detention by international legal acts, comparative analysis of international and Russian legislation on this issue.
Keywords: women, international legislation, detention conditions, pre-trial detention center.
В любом государстве женщины, находящиеся в пенитенциарных учреждениях, составляют лишь малую часть от общего числа заключенных, поэтому современные международные и российские нормативно-правовые акты не уделяют должного внимания условиям их содержания под стражей. Правовой статус заключенной женщины незначительно отличается от правового статуса мужчин, которым в качестве пресечения было назначено содержание под стражей. Нормативные документы содержат лишь отдельные дополнительные нормы, улучшающие положение женщин.
Важную роль среди международных актов общего характера по защите прав
и свобод человека играет Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 г. В ней осуждается дискриминация в отношении женщин во всех формах. Под дискриминацией в отношении женщин следует понимать любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, направленное на ослабление или сведение на нет признания, пользования или осуществления женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
Международные нормативно-правовые акты провозглашают равноправие всех лиц независимо от пола. Это закреплено в преамбуле Всеобщей декларации прав человека; ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах; ч. 1 п. 5 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; п. 2 Основных принципов обращения с заключенными. Статья 19 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» также имеют подобные нормы.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными предусматривают раздельное содержание мужчин и женщин. Главным образом, данная
норма необходима для обеспечения безопасности лиц женского пола.
Необходимо отметить, что содержащиеся под стражей лица обладают очень важным правом на возможность получения информации о режиме содержания под стражей, своих правах и обязанностях, требованиях дисциплины, порядке подачи заявлений, жалоб и предложений. Например, этого требует пр. 30 Европейских пенитенциарных правил, пр. 35 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, а также ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и т. д.
Во время нахождения под стражей очень много значит право на свидания, которые положены любому подозреваемому и обвиняемому, содержащемуся в следственном изоляторе [1, с. 4]. Для 65,8 % опрошенных осужденных возможность чаще встречаться с родственниками положительно воздействовала бы на поведение во время содержания под стражей [2, с. 55]. Подробно право на свидание регламентировано в гл. XVI Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов и ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Правило 37 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными закрепляет для них возможность регулярно общаться не только со своими семьями, но и с друзьями, обладающими незапятнанной репутацией. Европейские пенитенциарные правила (пр. 24) устанавливают, что заключенному разрешено максимально часто общаться по телефону, почте или с помощью прочих средств общения со своей семьей,
друзьями либо представителями каких-либо организаций. В некоторых странах, в частности Англии и Сингапуре, установлены специальные устройства, позволяющие заключенным общаться со своими семьями по видеоканалам связи. Работа в подобном направлении ведется и в России [3].
Материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся в следственных изоляторах нашей страны, остается одним из проблемных вопросов. Международное законодательство очень подробно регламентирует быт заключенных. В пр. 21 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и пр. 18 Европейских пенитенциарных правил указано, что во всех помещениях, где живут и работают заключенные, должны быть большие окна с хорошим естественным освещением и притоком свежего воздуха. Если этого нет, устанавливают систему кондиционирования воздуха и необходимое для зрения искусственное освещение. В пр. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов закреплено, что камеры должны быть оборудованы светильниками ночного и дневного освещения.
Правило 34 Европейских пенитенциарных правил закрепляет, чтобы при принятии любых решений администрация учреждения учитывала физические, социальные, психологические и профессиональные потребности женщин, содержащихся под стражей, а правило 19 устанавливает необходимость принятия во внимание физиологических особенностей женщин и создания необходимых условий для удовлетворения их санитарных потребностей.
В ст. 30 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений» закреплено, что в местах содержания под стражей беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе малолетних детей, должны создаваться улучшенные материально-бытовые условия. Эти лица расселяются в максимально комфортные, сухие и светлые камеры с естественным светом, по возможности, снабженные горячей водой. Такие камеры оснащают одноярусными спальными местами и находятся в отдельных режимных корпусах или отделенных отсеках режимных корпусов. На окнах камер устанавливают металлические решетки. Аналогичные материально-бытовые условия предусмотрены Правилами внутреннего распорядка в следственных изоляторах органов государственной безопасности Республики Беларусь.
Важно упомянуть и о соблюдении норм санитарной площади, приходящейся на заключенных. Средний размер камерной площади на одного человека, содержащегося в СИЗО, в настоящее время составляет 4,6 м2 (при положенной норме в 4 м2), в то время как норма жилой площади для матери с ребенком должна составлять не менее 8 м2. В международных и российских нормативных актах ничего не упоминается относительно увеличения камерной площади для беременных женщин и женщин с детьми, содержащихся под стражей, тем не менее было бы целесообразно увеличить размер этой площади до 10 м2.
Согласно пр. 36 Европейских пенитенциарных правил разрешается оставлять в местах заключения маленьких детей только тогда, когда это в наибольшей степени отвечает их интересам. Статья
30 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» разрешает женщинам иметь при себе детей в возрасте до трех лет. Для приема в следственный изолятор женщины, имеющей при себе детей, не достигших трехлетнего возраста, могут быть приняты свидетельства о рождении или другие документы, подтверждающие принадлежность ребенка матери, а если такие документы отсутствуют, то письменное указание лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело (п. 7 Правил внутреннего распорядка СИЗО).
В местах лишения свободы, где содержатся женщины, международные документы регламентируют создание специализированных яслей. Туда могут помещаться дети на время, пока их родители участвуют в судебных заседаниях или следственных действиях (например, пр. 36 Европейских пенитенциарных правил и пр. 23 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). В случае рождения ребенка в местах заключения администрация должна создавать соответствующие условия и оказывать необходимую помощь женщине (пр. 34 Европейских пенитенциарных правил).
В заключение хотелось бы отметить, что женщины и тюрьма — несовместимые понятия, хотя в нашей реальности они все же встречаются [4, с. 42]. Несмотря на наличие особых международных документов, определяющих особенности правового статуса женщин, очень мало внимания уделяется условиям их содержания под стражей. Поэтому самостоятельный нормативно-правовой акт международного уровня, регулирующий содержание под стражей подозре-
ваемых и обвиняемых женщин, оказал бы помощь государствам в формировании законодательства в данной сфере.
Литература
1. Ноянова О.Е. Международные стандарты общения осужденных к лишению свободы с внешним миром и их реализация в российском законодательстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2000. — С. 4.
2. Караваев ИВ. Международно-правовые стандарты содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их роль в развитии следственных изоляторов России: монография. — Рязань, 2012. — С. 55.
3. Куликов В. Кому положено видеосвидание // Рос. газ. — 2008. — 18 сент.
4. Зарипов З.С., Семенец МЮ. Причины и условия женского рецидивизма в контексте проблем ре-социализации осужденных женщин // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 3. — С. 42.
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СТ. 321 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 321 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества», его признаков и возрастной характеристики, а также особенности квалификации данного преступления в отношении несовершеннолетних, приведены мнения ученых и практических работников по вопросу определения специального субъекта в ст. 321 УК РФ.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, воспитательные колонии, дезорганизация, несовершеннолетние осужденные, персонал, профилактика преступлений.
Summary: the author of this article, the issue was the defining characteristics of the perpetrator under Art. 321 of the Criminal Code «Disruption of the activities of providing isolation from society», its
С. Н. Сухарев
features and characteristics of the age, and especially the qualification of the crime against minors. Cites the opinion of scholars and practitioners on the definition of a special subject in art. 321 of the Criminal Code.
Keywords: juvenile criminality, educational colonies, disorganization, juvenile offenders, staff, crime prevention.
Специфика совершения отдельных видов преступлений предполагает, что в соответствии с положениями закона субъект в каждом конкретном случае должен обладать дополнительными признаками, или свойствами, для выполнения объективной стороны преступления.
Данное обстоятельство дает возможность определить специальный субъект преступления и играет существенную роль для более правильной квалификации общественно опасных деяний. Само же уяснение понятия специального субъекта преступления имеет важное как теоретическое, так и практическое значе-