УДК 347.277 ББК 67
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
РИНАТ РАФАИЛОВИЧ ХАЙДАРОВ,
Всероссийский государственный университет юстиции
(РПА Минюста России) E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.03 — гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических и исторических наук, профессор Н.Д. Эриашвили
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется содержание понятия «институт саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности».
Ключевые слова: саморегулирование, самоорганизация, институт саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности.
Annotation. This article analyzes the scope of self-regulation in entrepreneurial or professional activities. Keywords: self-regulation, self-organization, self-regulation in entrepreneurial or professional activities.
Предназначение института саморегулирования раскрывается в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. №2 315-ФЗ (в ред. от 03.12.2011 г., далее — Федеральный закон о саморегулируемых организациях). В числе основных из функций, возлагаемых на саморегулируемые организации, следует выделить следующие:
• осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
• проведение анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
• рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Саморегулируемые организации обладают также рядом полномочий, характерных для органов власти, а также юридических лиц, наделяемых статусом органов профессионального самоуправления.
В частности, им предоставляется право представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 5 Федерального закона о саморегулируемых организациях, членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируе-
мых организациях является добровольным. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.
Возможность указанного исключения встречает обоснованную критику представителей научного сообщества.
По мнению Т.В. Закупеня, закон должен исходить из того, что членство в саморегулируемых организациях должно быть выгодно предпринимателям, предоставлять целый ряд преимуществ, содействовать развитию бизнеса. В этом случае сами предприниматели будут заинтересованы в создании организации, саморегулирование будет инициироваться «снизу», а не «насаждаться» сверху по указке законодателя1.
Действительно представляется, что механизмы саморегулирования, и прежде всего контроля за соблюдением «корпоративных правил», только тогда смогут работать эффективно, когда стимулами для вступления субъектов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в саморегулируемые организации будут выступать желание хозяйствующих субъектов расширить объем и географию свей деятельности, а также их стремление создать и поддерживать на должном уровне деловую репутацию, являющуюся одним из условий успешной деятельности любого юридического лица.
Безусловно, найдутся противники данной точки зрения, утверждающие, что в тех областях профессиональной деятельности, где механизм государственного лицензирования был заменен на саморегулирование, обязательное членство в саморегулируемой организации в целях обеспечения контроля за субъектами предпринимательской деятельности должно играть роль «допуска к профессии».
Подобные соображения уже высказывали авторы комментария Федерального закона о саморегулируемых организациях2.
Достижение оптимального баланса интересов государства, субъектов предпринимательской и иной профессиональной деятельности, а также потребителей производимых ими товаров, работ и услуг, на наш взгляд, реализовано в требованиях ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 и ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ3.
Заложенные в указанных нормах критерии соответствуют идее вытеснения государства из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.
Напомним, что в качестве целей принятия Федерального закона о саморегулируемых организациях провозглашалось снижение степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения, а также бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием
и контролем деятельности участников саморегулируемых организаций4.
Между тем в странах с развитыми правопорядками идея саморегулирования возникла не по инициативе государства и не осуществлялась в административном порядке помимо воли того или иного профессионального сообщества. Саморегулирование в этих странах обусловлено, прежде всего, потребностью в этом самих предпринимателей и, что более важно, означало осознаваемую ими готовность по своим деловым качествам, в условиях доверия населения к бизнесу без излишнего вмешательства государства регулировать свою деятельность самостоятельно5.
По наблюдениям Е.А. Павлодского, идея саморегулирования в США, Великобритании, других странах заключается в защите интересов работников одной и той же профессии в первую очередь от чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу6.
Выполнение субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности обязанности вступать в члены саморегулируемой организации и получать соответствующее свидетельство о допуске к самостоятельному производству работ, составляющих предмет их хозяйственной деятельности, безусловно, должно обеспечиваться применением мер государственного контроля, а также возможностью наступления неблагоприятных последствий для предпринимателей и иных лиц в случае нарушения указанной обязанности.
В качестве одного из таких последствий можно рассматривать установление административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ст. 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях7.
К сожалению, законодатель не посчитал нужным предусмотреть административную ответственность за осуществление других видов деятельности, в области которых вводится саморегулирование, без вступления в члены соответствующего профессионального объединения.
Однако в связи с тем, что отказ от государственного лицензирования и контроля требует, на наш взгляд, применения в качестве компенсирующих механизмов иных средств побуждения к правомерному поведению, данное решение вряд ли можно рассматривать в качестве верного, на что также указывалось в юридической литературе.
Так, А.В. Басова отмечает, что в целях защиты публичных интересов необходимо ввести юридическую ответственность за осуществление предпринимательской или профессиональной деятельности без вступления в члены саморегулируемой организации, если такая обязанность возлагается на субъекта законом8.
Говоря о саморегулировании как о правовом институте, следует подчеркнуть, что он имеет межотраслевую правовую природу. С одной стороны, саморегулирование выступает проявлением гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. С другой стороны, для наиболее полной реализации воз-
можности саморегулирования необходимо публично-правовое определение его границ, а также формирование правовых предписаний о создании, в том числе и о государственной регистрации саморегулируемой организации, введение механизмов публичного контроля и соответствующей ответственности.
Основная цель создания саморегулируемой организации на сегодняшний день сводится к обеспечению соблюдения прав всех участников правоотношений, связанных с осуществлением профессиональной или предпринимательской деятельности в той или иной сфере экономики.
Оценивая требования законодательства Российской Федерации о добровольном и обязательном членстве в саморегулируемых организациях, функционирующих в различных областях, еще раз подчеркнем, что механизмы саморегулирования, и прежде всего контроля за соблюдением «корпоративных правил», только тогда смогут работать эффективно, когда стимулами для вступления субъектов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в саморегулируемые организации будут желание хозяйствующих субъектов расширить объем и географию свей деятельности, а также их стремление создать и поддерживать на должном уровне деловую репутацию.
В тех же областях профессиональной деятельности, которая оказывает влияние на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, где механизм государственного лицензирования был заменен на саморегулирование, обязательное членство в саморегулируемой организации в целях обеспечения контроля за субъектами предпринимательской деятельности должно играть роль «допуска к профессии».
В этих случаях выполнение субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности обязанности вступать в члены саморегулируемой организации и получать соответствующее свидетельство о допуске к самостоятельному производству работ, составляющих предмет их хозяйственной деятельности, безусловно, должно обеспечиваться применением средств побуждения к правомерному поведению, мер государственного контроля, а также возможностью наступления неблагоприятных последствий для предпринимателей и иных лиц в случае нарушения указанной обязанности.
1 Закупень Т.В. Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях // Безопасность бизнеса. 2011. № 1. С. 13.
2 Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному за-
кону «О са-морегулируемых организациях» / СПС «Консультант Плюс»
3 Введен в действие Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16; 2012. № 31. Ст. 4322.
4 Паспорт проекта федерального закона № 348631-3 «О са-морегулиру-емых организациях» // СПС «Консультант Плюс»
5 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управ-ление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, Инфра-М., 2011. С. 257.
6 Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал рос. права. 2009. № 1. С. 41.
7 Введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2012. № 41. Ст. 5523.
8 Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпри-нимательского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.
Литература
Нормативно-правовые акты
1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-р) // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.
2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-ФЭ (в ред. от 03.12.2011 г.) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076; 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7061.
3. Градостроительный кодекс РФ. Введен в действие Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16; 2012. № 31. Ст. 4322.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2012. № 41. Ст. 5523.
Научная литература
1. Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
2. Закупень Т.В. Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях // Безопасность бизнеса. 2011. № 1.
3. Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» / СПС «Консультант Плюс»
4. Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал рос. права. 2009. № 1.
5. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, Инфра-М., 2011.