Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ МОТИВАЦИИ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ МОТИВАЦИИ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА / MOTIVE / MOTIVATION / REPRODUCTIVE MOTIVES / CHILD BIRTH MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Д.У.

Статья посвящена обзору современных исследований вопросов мотивации рождения ребенка у мужчин и женщин. Раскрываются основные представления о содержании мотивов деторождения у супругов разного пола в различных жизненных ситуациях: при бесплодии, при наличии ребенка, в период ожидания ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соколова Д.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE CONTENT OF MOTIVATION OF THE BIRTH OF A CHILD IN MEN AND WOMEN: THEORETICAL ASPECT

Scientific adviser: Biktina N.N., Candidate of Psychological Sciences., Associate professor of the department of social psychology, Orenburg State University, Orenburg The article is devoted to the review of modern research on the issues of the motivation of childbirth in men and women. The basic ideas about the content of the motives of childbearing among spouses of different sex in different life situations are revealed: with infertility, if there is a child, while the child is waited.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ МОТИВАЦИИ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 159.9

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ МОТИВАЦИИ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА У МУЖЧИН И

ЖЕНЩИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Соколова Д.У., студент группу З-12Пс(б)Сп, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: fushigi_kz@mail.ru

Научный руководитель: Биктина Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Статья посвящена обзору современных исследований вопросов мотивации рождения ребенка у мужчин и женщин. Раскрываются основные представления о содержании мотивов деторождения у супругов разного пола в различных жизненных ситуациях: при бесплодии, при наличии ребенка, в период ожидания ребенка.

Ключевые слова: мотив, мотивация, репродуктивные мотивы, мотивация рождения ребенка.

В психологической науке на сегодняшний день уделяется внимание мотивации рождения ребенка у женщин: рассматриваются репродуктивные мотивы женщин с бесплодием (О.С. Карымова), беременных женщин (О.В. Магденко), женщин на разных этапах детородного возраста (И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, Т.О. Отт, Е.А. Косарева, А.И. Антонов, А.В. Узик и др.). В существующих исследованиях отражены различные аспекты и факторы становления мотивации рождения ребенка у женщин. Однако те же вопросы относительно мужчин практически не рассматривается. В контексте семьи и деторождения особенности психологии мужчины изучаются в аспекте совладающего поведения в ситуации рождения второго ребенка (Е.Л. Калугина) и воспитательных функций отца (Ю.В. Евсеенкова, Ю.А. Токарева, А.Я. Варга). При этом внутренние мотивационные аспекты мужчины в ситуации рождения ребенка в психологической науке сегодня не освещены. Это может быть связано с тем, что исторически рождение детей, забота о них, воспитание и развитие детей лежат в сфере ответственности женщины. Рядом исследователей (Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.) указывается значимость не только матери, но и отца для полноценного развития личности ребенка. Следовательно, и мотивация рождения ребенка у мужчины имеет такое же высокое значение, как и мотивация рождения ребенка у женщин.

Теоретическая разработка мотивационных аспектов рождаемости ведется с нач. 70-х гг. 20 века. Выборочные исследования репродуктивной мотивации (мотивации рождения ребенка) стали возможны благодаря применению социологических методов и преодолению эмпирической ориентации на выявление помех рождению большего числа детей, чем имеется в семье. Мотив рождения ребенка характеризует смысл появления ребенка любой очередности и пола [1].

Согласно наиболее общему определению, под мотивацией рождения ребенка понимается совокупность, иерархия репродуктивных мотивов, мотивов рождения детей, а также психическое состояние личности, побуждающее ее к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей. Содержание репродуктивной мотивации раскрывает качественные стороны потребности человека в детях, ее содержание и выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки [1; 8].

Мотивация рождения ребенка (репродуктивная мотивация) понимается нами как совокупность, иерархию репродуктивных мотивов. Мотивы рождения ребенка (репродуктивные мотивы) - это движущие силы, побуждающие индивида к достижению

разного рода целей и личностной реализации через рождение ребенка. Среди мотивов рождения ребенка выделяют экономические, социальные и психологические, кроме того выделяют конструктивные и деструктивные мотивы. Конструктивные репродуктивные мотивы включают стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью неповторимостью. Деструктивные репродуктивные мотивы проявляются в стремлении иметь существо, которое реализует мечты и планы родителя, избежать одиночества. К деструктивным мотивам рождения ребенка также относятся мотивации, связанные с социальными ожиданиями, стремлением сохраненить отношения и удержать супруга в браке, достижением псевдодифференциации от родительской семьи и др. [2; 7].

Вопросы о том, кто более мотивирован на рождение детей - мужчины или женщины, и о самом содержании мотивации изучены плохо. По данным, полученным литовскими социологами, мужья после 13 лет в браке больше хотят иметь детей, чем жены. При этом некоторые мужчины более молодого возраста считают, что в семье можно обойтись и без детей, а девушек с подобной точкой зрения почти нет. Отмечается также, что на практике встречается не мало молодых семей, которые не планируют рождение детей в обозримом будущем [4].

С.И. Абшеева уделяет внимание обоим родителям при анализе мотивации рождения ребенка. Автор выявляет две группы родителей с разной мотивацией рождения первенца. Для одной группы определяющим явилось осознанное желание стать родителем (78% респондентов). Осознанное желание определялось автором тем, что родители данной группы уже на стадии беременности представляли, каким будет их ребенок, пытались взаимодействовать с ребенком (на вербальном и тактильном уровне), читали специальную литературу по уходу за ребенком и его воспитанию, планировали распределение обязанностей и пр. Так, родители представляли трудности, которые могут возникнуть с рождением ребенка, и готовились к их решению. Другую обширную группу, по данным С.И. Абшеевой, составили родители, решившие родить ребенка ради укрепления семьи (17%), решения личных проблем (12%), желания быть похожими на другие семьи с детьми (7%). Не готовились к появлению ребенка 10% супружеских пар: для них были характерны трудности в отношениях между собой и с родственниками, трудности в распределении ролей, материальные трудности [4, с. 205]. Так, автором отмечается, что сознательность решения о рождении ребенка определяет общий эмоциональный фон в семье и делает протекание беременности и рождения ребенка более комфортным для обоих супругов. Однако, С.И. Абшеева не рассматривает различия в мотивах рождения ребенка у супругов разного пола, не уделяет внимания согласованности мотивов будущих родителей.

А.В. Ломакина рассматривает различия в психологической готовности к родительству и в отношении к ребенку в период его ожидания у мужчин и женщин. У женщин такая готовность оказывается выше: желание иметь ребенка выражено больше в два раза, а также они проявляют больше активности в подготовке (читают литературу, посещают различные курсы и пр.). В то же время, по данным Ю.В. Борисенко, на предложение закончить фразу: «Мужчина без ребенка - это...» 72% опрошенных дали негативную реакцию по отношению к такому мужчине. Приводились следующие сравнения: по мнению мужчин-отцов, мужчина без ребенка - «это очаг без огня», «дом без крыши», «птица без крыльев», «жизнь впустую», «не мужчина», «без сердца», «пустота», «дерево без листьев», «дерево без ветвей», «машина без мотора», «тупик», «эгоист», «мальчик» [5, с. 207].

Одним из наиболее распространенных и освещенных в научных публикациях вопросов является вопрос репродуктивных мотивов и установок у бесплодных мужчин и женщин. Так, например, О.С. Карымова, рассматривая репродуктивные установки бесплодных и имеющих детей мужчин и женщин, делает ряд значимых выводов. Репродуктивная установка бесплодных является противоречивой, неопределенной. В структуре установки наиболее выраженным оказывается когнитивный компонент, содержание которого у мужчин и женщин имеет свои особенности (знания женщин о процессе лечения более детальны). Конативный компонент больше выражен у женщин, чем у мужчин (содержанием которого является активность в процессе лечения). Репродуктивная установка мужчин и женщин, имеющих детей является

гармоничной, определенной. В структуре установки выражен аффективный компонент (объектом переживаний является ребенок). Содержание когнитивного компонента имеет свои особенности у мужчин и женщин (знания женщин о ребенке более детальны и предметны); конативный компонент больше выражен у женщин, чем у мужчин (содержанием которого является постоянное взаимодействие с ребенком). Особенности репродуктивной установки проявляются прежде всего в мотивах рождения ребенка: у бесплодных носят практичный, инструментальный характер, часто навязаны окружением; мотивы мужчин и женщин, имеющих детей, чаще обусловлены собственным желанием стать родителем. Также мужчины чаще женщин выделяют объективные трудности, связанные с рождением ребенка [5].

Т.В. Бендас и О.С. Карымова рассматривают мотивы рождения ребенка у мужчин и женщин. Авторами приводятся данные об иерархии представлений о ребенке на основе ассоциаций. У женщин в ряду ассоциаций первые места занимают такие утверждения как «Ребенок - радость материнства», «Рождение ребенка - радость в доме», «Ребенок придает смысл жизни», «Ребенок - самый благодарный объект вложения наших сил», «Ребенок - самый близкий человек в горе и радости» и т.п. Первые три ассоциации по рангам совпадают у мужчин и женщин. У мужчин далее четвертое место занимает утверждение «Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами», а пятое - «Ребенок - проблема жилья». Далее в ассоциативном ряду у женщин идет акцент на психологические и эмоциональные аспекты, а у мужчин встречаются такие утверждения как «Дети - это волнение за их судьбу, будущее», «Ребенку сложно дать хорошее образование, профессию» и др. По описанным данным можно видеть, что ассоциации, связанные с рождением ребенка, различны у мужчин и женщин. Первые места в ассоциативном ряду занимают позитивные представления о том, что ребенок это радость и смысл жизни. Однако далее у женщин можно видеть также преимущественно позитивные представления, наполненные эмоциональными переживаниями, а у мужчин - более прагматичные и тревожащие ассоциации с необходимостью улучшения жилищных условий, обеспечения образования. Т.В. Бендас и О.С. Карымова связывают такие результаты с реализацией традиционной функции мужчины в семье как добытчика [3]. По результатам, приведенным авторами, можно заключить, что содержание мотивов рождения ребенка у мужчин и женщин является различным по эмоциональной окрашенности: женщины склонны к более позитивному восприятию рождения ребенка, а у мужчин чаще встречается тревога, связанная с материальными аспектами рождения и воспитания ребенка.

А.А. Попова приводит данные, указывающие на различия в мотивации рождения ребенка у мужчин и женщин, имеющих и не имеющих детей. Особенности бездетных выборок основаны на том, что общение с маленькими детьми для бездетных респондентов является ограниченным - только в кругу родственников или друзей, имеющих детей. Редкость и поверхностный характер таких контактов не дает возможности прочувствовать общение с маленьким ребенком, понять его. Этим автор объясняет тенденцию бездетных респондентов связывать слово «ребенок» с внешними проявлениями его существования, которые не имеют яркой эмоциональной окраски и глубокой личностной значимости. Лишь рождение собственного ребенка и проживание связанных с этим событием изменений и эмоций меняет ситуацию. Имеющие детей респонденты больший акцент делают на переживании контакта, общения с ребенком и взаимопонимания. Для имеющих детей испытуемых характерно меньшее количество несколько официальных упоминаний ответственности, при большем количестве упоминаний радости, любви и усталости. А.А. Попова отмечает, что различия мужчин и женщин очевидны по ряду категорий. Так, например, категория «Обучение» при анализе мотиваций более отчетливо проявлена у отцов. Это интересное распределение может говорить о том, что матери ориентированы более на личностное развитие и воспитание ребенка, а отцы -на правильное прохождение этапов социализации ребенка, в частности на получение хорошего образования и профессии. Если судить также по первому месту отцов в категории «Финансы», то высокая частота упоминаний обучения и образования интересует отцов и с точки зрения оплаты [6]. Так, здесь можно видеть, что в мотивации рождения ребенка у отцов более

выраженными оказываются экономические составляющие, а у матерей - личностные, эмоциональные (психологические).

Таким образом, мотивация рождения ребенка у супругов разного пола имеет свою специфику. Во многом содержание мотивов и представлений о рождении ребенка опосредуется традиционно приписываемыми функциями ролей мужа и жены. В силу этого, мотивация рождения ребенка у женщин включает преимущественно мотивы психологического содержания (потребность в определенных эмоциях, тепле, общении с ребенком и пр.), а мотивация рождения ребенка у мужчин наряду со смыслообразующими психологическими мотивами включает мотивы деструктивного характера, основанные на представлениях о материальных (финансовых) аспектах родительства. Однако, в современных прихологических исследованиях отмечается дефицит данных о различиях в содержании мотивации рождения ребенка у мужчин и женщин, что свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения вопроса.

Литература

1. Антонов, А.И. Социология семьи: учебник / А.И. Антонов. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 640 с.

2. Морозова, И.С. Апробация опросника «Репродуктивные мотивы» / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, Т.О. Отт // Вестник КемГУ. - 2014. - № 3(59), Т. 3. - С. 140-145.

3. Бендас, Т.В. Мотивы рождения ребенка при бесплодии родителей / Т.В. Бедас, О.С. Карымова // Вестник СпбГУ. Сер. 12. - 2010. - № 3. - С. 190-195.

4. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.

5. Карымова, О.С. Социально-психологические особенности репродуктивной установки бесплодных мужчин и женщин: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О.С. Карымова. -Оренбург: ОГУ, 2010. - 24 с.

6. Попова, А.А. Контент-анализ ассоциативного ряда к слову «ребенок» / А.А. Попова // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. - 2011. - №1-2(2). - С. 118131.

7. Морозова, И.С. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, Т.О. Отт. - Кемерово: КемГУ, 2015. - 240 с.

8. Тырнова, Н.А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Н.А. Тырнова. - Москва: РАГС при Призеденте РФ, 2005. - 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.