Т. В. Бендас, О. С. Карымова
МОТИВЫ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ПРИ БЕСПЛОДИИ РОДИТЕЛЕЙ
В настоящее время, создавая семью, молодое поколение сталкивается с различными проблемами — от личностных до финансово-материальных. И именно в этот трудный период, когда молодые супруги отделяются от родителей, встают на первые «ступени карьерного роста», они задумываются о детях. Некоторые семьи достаточно быстро определяются с желанием иметь ребенка. Но, к сожалению, есть семьи, в которых этот вопрос по разным причинам встает достаточно остро. Одна из таких причин — бесплодие в семье.
На данный момент бесплодие в браке является достаточно актуальной проблемой современной молодой семьи. Это связано с тем, что частота бесплодных браков с каждым годом увеличивается, а возраст супружеских пар, столкнувшихся с бесплодием, снизился. По определению ВОЗ, бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств, беременность в течение года не наступает, учитывая, что супруги фертильного возраста [8].
В медицине с проблемой бесплодия знакомы давно. Однако в психологии эта проблема, к сожалению, до конца еще не изучена. Знание о психическом компоненте бесплодия (причинах возникновения, процессе протекания) позволит улучшить процесс лечения или предотвратить возникновение данного заболевания.
В связи с этим нами проведено исследование с целью изучения особенностей репродуктивной установки у женщин и мужчин, состоящих на учете по бесплодию, и женщин и мужчин, имеющих детей. В исследовании участвовали 162 человека, 82 из которых — женщины, 80 — мужчины. На учете по бесплодию состоят 43 женщины (21-35 лет) и 39 мужчин (27-40 лет). 39 женщин (19-43 года) и 41 мужчина (25-47 лет) имеют детей. Женщины обеих выборок фертильного возраста. Мужчины и женщины обеих выборок не являются супругами.
В рамках нашего исследования под бесплодием мы прежде всего понимаем один из вариантов репродуктивного поведения, сформированный репродуктивной установкой личности. Соответственно, рождение ребенка — это также один из вариантов репродуктивного поведения личности, обусловленный репродуктивной установкой [4]. Под репродуктивным поведением мы понимаем активность субъекта, направленную на воспроизводство потомства, рождение детей и дальнейшее их воспитание. Условно можно выделить первичное и вторичное репродуктивное поведение. Под первичным репродуктивным поведением будем понимать комплекс поведенческих актов, эмоций, мотивов человека к рождению детей и принятие соответствующих решений. Соответственно, вторичное репродуктивное поведение обусловливает отношение к ребенку после рождения (классификация репродуктивного поведения выделена нами). Репродуктивное поведение во многом обусловлено репродуктивной установкой, т. е. «психологической готовностью» к рождению ребенка. Установка формируется в течение жизни личности, под воздействием различных факторов, например макро- и микросоциума (в лице родителей, мужа или жены). Сформированная репродуктивная установка может быть как положительной, так и отрицательной. Исследования В.И.Брутмана о женщинах,
© Т. В. Бендас, О. С. Карымова, 2010
отказавшихся от новорожденных, Г. Г. Филипповой о нежеланной беременности и многие другие указывают на наличие у женщины отрицательной установки на рождение ребенка, сформированной в процессе взаимодействия с собственной матерью [4; 7; 9; 10].
Направленность установки отражается в репродуктивном поведении, например: рождение ребенка или отказ от рождения ребенка, через аборт или бесплодие. Таким образом, целью работы являлось исследование особенностей репродуктивной установки у женщин и мужчин, состоящих на учете по бесплодию, и у имеющих детей.
Соответственно, гипотезой нашего исследования было предположение о существовании различий в установке на рождение ребенка у женщин и мужчин, состоящих на учете по бесплодию, и у имеющих детей. Различия обусловлены следующими параметрами: 1) личностные качества женщины, мужчины (гендерная идентичность личности); 2) отношение личности к супругу; 3) представления о ребенке и о факте его рождения; 4) мотивы личности на появление ребенка в семье.
В исследовании мы использовали следующие методы: анкета, опросник системного многофакторного исследования личности (СМИЛ), опросник диагностики межличностных отношений (ДМО), семантический психогеометрический тест «Цветные фигуры», ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, методика «Факты, ассоциирующиеся с рождением ребенка». Для статистической обработки сырых данных применялись критерий Манна—Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ.
В рамках данной статьи раскроем особенности мотивов обеих выборок. Мы считаем, различия в репродуктивной установке обусловлены мотивами рождения ребенка. В связи с этим испытуемым было предложено указать три мотива (причины) появления ребенка в семье. После обработки сырых данных мы получили следующие группы мотивов: рожавшие женщины в качестве основной причины рождения ребенка указывают свое собственное желание иметь детей (90%). По 55% набрали такие мотивы, как любовь к детям и полноценная семья с рождением ребенка. Крепкие супружеские отношения, любовь и уверенность в супруге (50%)—четвертый вид мотивов рождения ребенка. И последняя группа, характерная для данной выборки, — рождение ребенка из-за «проснувшегося» чувства материнства, готовность стать мамой (20%).
Мотивы женщин, состоящих на учете по бесплодию, разнообразней и во многом отличны от мотивов противоположной выборки. Главными являются возраст (45%), а также укрепление семьи с рождением ребенка (45%). По 35% набрали такие причины, как желание со стороны супруга и продолжение рода. На наш взгляд, эти два мотива можно было бы и объединить, учитывая, что чаще именно мужчина воспринимает ребенка как продолжателя фамилии, рода [7]. Скорее всего, указывая в качестве причины «продолжение рода», женщина ориентируется, ссылается (возможно, несознательно) на мнение мужчины. Рождение ребенка по собственному, внутреннему желанию — это следующий мотив, которым руководствуются только 30% женщин. Такое же количество женщин считает, что рождению ребенка может благоприятствовать материальная обеспеченность семьи. И 15% выборки определили в качестве причины рождения ребенка поиск смысла жизни.
Мужчины-отцы основной причиной считают продолжение рода (51,2%), далее — желание иметь ребенка (41,4%), любовь к детям (26,8%). По 20% выборки указали такие причины, как полноценная семья и укрепление семьи. Интересно получается, что основная группа мотивов «продолжение рода» относится к «ложным» или инструментальным. Однако две другие группы — это истинные мотивы рождения ребенка. Такие мотивы, как возраст, желание кого-нибудь из родственников, поиск смысла жизни,
указаны в 4 случаях, что говорит об отсутствии значимости данных фактов для испытуемых при мысли о рождении ребенка, в то время как в группе бесплодных мужчин причина возраста была указана в 69,2% случаях. Мы считаем, это связано с отсутствием ребенка у данной выборки, в то время как средний возраст составляет 31 год, поэтому данная причина является значимой. Однако чаще (74,3% выборки) указывали в качестве причины рождения ребенка желание, что относится к группе истинных мотивов. На наш взгляд, это обусловлено отсутствием ребенка и затруднением его рождения. Причина «продолжения рода» в группе бесплодных мужчин указана в 61,5% случаях, далее — укрепление семьи (30,7%), полноценная семья (20,5%). Менее 10% выборки указали такие причины, как желание родителей и любовь к детям.
Таким образом, мы можем предположить, что рождение ребенка обусловлено истинными и инструментальными мотивами. Истинными в данном случае мы будем считать те мотивы, цель которых — рождение ребенка. Таковыми будут являться: желание женщины; любовь к детям; чувство материнства, готовность стать матерью. Такие мотивы, по нашему мнению, будут способствовать созданию репродуктивной установки, которая найдет выражение в реализованном материнстве.
Инструментальные мотивы, в нашем понимании, являются на самом деле целью, а рождение ребенка — способом достижения этой цели. К этой группе мотивов мы отнесем: продолжение рода, укрепление и создание полноценной семьи, поиск смысла жизни. С нашей точки зрения, эти мотивы могут оказать двойной эффект. С одной стороны, они могут привести женщину или мужчину к реализации репродуктивного поведения через рождение ребенка. А с другой стороны, может возникнуть борьба мотивов, например, между нежеланием иметь ребенка и необходимостью удержать мужа или жену, укрепить семью с помощью ребенка. Или в эту борьбу может «вмешаться» мотив из другой сферы жизнедеятельности, например, профессиональной. Но и в том, и другом случае результатом этой борьбы, временным или постоянным, может быть репродуктивная установка, выраженная в бесплодии.
Однако, исходя из перечня мотивов той и другой выборки, мы можем выделить третью группу, условно назвав ее «мотивы извне». То есть мотивом реализации той или иной установки будет объективное обстоятельство или мнение, действие другого человека. В эту группу мы отнесем такие причины рождения ребенка, как желание мужа или жены, родственников, материальная обеспеченность, возраст, а также любовь и уверенность в супруге.
Возраст и материальная обеспеченность как причины рождения ребенка значимы для личности, состоящей на учете по бесплодию. Можно предположить, что, достигнув определенных успехов в профессиональной деятельности, став вполне зрелой, личность сама или с помощью других (мужа или жены, родственников, друзей, родителей и т. д.) приходит к мысли о рождении ребенка. Необходимо учитывать, что достаточно сложно отказаться от привычного уклада жизни, сформированного как минимум за 25 лет. Поэтому, с нашей точки зрения, личность находит своеобразный компромисс в болезни.
Таким образом, мотивы рождения ребенка у женщин и мужчин, состоящих на учете по бесплодию, и у имеющих детей разные. Они связаны с репродуктивной установкой, определяющей репродуктивное поведение.
Следующим параметром, определяющим различие в репродуктивной установке, на наш взгляд, является представления о факте рождения ребенка. Рождению ребенка всегда предшествуют мысли о том, как это будет: тяжело или легко. Разные ассоциации возникают при обдумывании решения о рождении ребенка [7].
Для исследования данного вопроса использована модифицированная нами методика «Факты, ассоциирующиеся с рождением ребенка в семье» В. В. Бойко. При составлении методики мы ориентировались на классические опросники изучения установок — шкалы Лайкерта и Терстоуна [1; 5], поэтому процесс создания методики напоминает этапы построения шкал и Лайкерта и Терстоуна. По данной методике, мы предполагали, что выбор позитивных фактов соответствует положительной установке на рождение ребенка. Соответственно, выбор негативных фактов соответствует отрицательной установке на рождение ребенка. После обработки данной методики с помощью критерия Пирсона мы получили подтверждение гипотез о том, что распределение выбора факторов, ассоциирующихся с рождением ребенка, по каждой выборке отличается от нормального распределения, а также распределение выбора факторов, ассоциирующихся с рождением ребенка, у рожавших женщин и женщин, состоящих на учете по бесплодию, отличается между собой. Можно сказать, выбор суждения каждая группа делала на основании особенностей своей выборки.
Рожавшие женщины больше выбирают факты, которые наполнены положительным смыслом (табл. 1). Для рожавшей женщины ребенок — это прежде всего возможность реализовать свою материнскую функцию. При этом рождение ребенка рассматривается как самостоятельный факт, несущий радость, смысл, волнение. Ребенка не рассматривают как препятствие, преграду, не возлагают на него функции миротворца или цепей, связывающих семью. Наоборот, они, на наш взгляд, видят в нем самого близкого, родного человека, который со временем станет опорой и помощником. Мы предполагаем, что выбор именно таких суждений рожавшими женщинами говорит о чадолюбии [7], положительном отношении к ребенку. В чем мы видим проявление положительной установки на рождение ребенка.
Таблица 1. Иерархия фактов, ассоциирующихся с рождением ребенка у рожавших женщин и женщин, состоящих на учете по бесплодию
Рожавшие женщины Место Женщины, состоящие на учете по бесплодию
Ребенок — радость материнства 1 Ребенок придает смысл жизни
Рождение ребенка — радость в доме 2 Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами
Ребенок придает смысл жизни 3 Ребенок — помощник в семье, опора в старости
Ребенок — самый благодарный объект вложения наших сил 4 Дети — это волнение за их судьбу, будущее
Ребенок — самый близкий человек в горе и радости 5 Ребенок — самый благодарный объект вложения наших сил
Дети — это гордость родителей 6 Ребенок — наследник всего хорошего во мне
Дети — это волнение за их судьбу, будущее 7 Рождение ребенка — радость в доме
Ребенок — это детская ласка, привязанность к отцу, матери 8 Ребенок — самый близкий человек в горе и радости
Ребенок — помощник в семье, опора в старости 9 Рождение ребенка — возможность вырастить доброго, отзывчивого человека
Ребенок — наследник всего хорошего во мне 10 Ребенок — радость материнства
Если обратить внимание на иерархию противоположной выборки, то мы увидим, что рождение ребенка у женщин, состоящих на учете по бесплодию, прежде всего ассоциируется с волнением за его судьбу. Возможно, неуверенность женщины в своей собственной дальнейшей жизни порождает тревогу за ребенка. Отсю-
да и беспокойство за то, что ребенку трудно дать хорошее образование, профессию.
Интересен тот факт, что для женщин данной выборки значимым является укрепление семьи, причем эту функцию они возлагают на ребенка. Стоит отметить, что радость материнства значима для женщин, состоящих на учете по бесплодию. Возможно, материнство притягивает их как нечто неизведанное, незнакомое, но по природе свойственное. Однако подчеркнем, что волнение на первом месте, очевидно, по той же причине неизвестности. Женщины, состоящие на учете по бесплодию, испытывают тревогу за себя, вероятно, поэтому в качестве значимых ассоциаций на рождение ребенка выделяют такие, как риск для здоровья, необходимость оставить работу, коллектив. Вспомним, что для данной категории женщин работа, карьера является неотъемлемой частью их жизни. Поэтому мы можем предположить, что ребенок ими воспринимается как преграда для дальнейшего продвижения по профессиональной лестнице. Учитывая вышесказанное по выборке женщин, состоящих на учете по бесплодию, мы можем сказать, что отношение к факту рождения ребенка двойственное, что, на наш взгляд, мешает формированию однозначной позиции по факту рождения ребенка.
На основании анализа средних значений по ранжированию выбора каждого суждения нами составлена иерархия фактов по каждой выборке мужчин. Из данного перечня видно (табл. 2), что обе группы мужчин чаще выбирают и ставят на первое место суждения, наполненные положительным или объективным смыслом. Однако если рассматривать выбранные ассоциации более детально по каждой группе, то мы увидим, что мужчины-отцы отдают приоритет фактам, несущим личностно-положительный смысл, например, радость отцовства, радость в доме. Если соотносить данные суждения с мотивами рождения ребенка, то это будет соответствовать истинным мотивам.
Таблица 2. Иерархия фактов, ассоциирующихся с рождением ребенка у мужчин-отцов и мужчин, состоящих на учете по бесплодию
Мужчины-отцы Место Мужчины, состоящие на учете по бесплодию
Ребенок — радость отцовства 1 Ребенок придает смысл жизни
Рождение ребенка — радость в доме 2 Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами
Ребенок придает смысл жизни 3 Дети — это волнение за их судьбу, будущее
Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами 4 Ребенок — помощник в семье, опора в старости
Ребенок — проблема жилья 5 Ребенок — радость в доме
Дети — это волнение за их судьбу, будущее 6 Ребенок — это самый благодарный объект вложения наших сил
Ребенок — самый близкий человек в горе и радости 7 Ребенок — самый близкий человек в горе и радости
Ребенок — это возможность вырастить доброго, отзывчивого человека 8 Ребенок — наследник всего хорошего во мне
Ребенок — это детская ласка, привязанность к отцу, матери 9 Рождение ребенка — возможность вырастить доброго, отзывчивого человека
Ребенку сложно дать хорошее образование, профессию 10 Ребенок — проблема жилья; Ребенку сложно дать хорошее образование, профессию
Мужчины, состоящие на учете по бесплодию, на первые места выбирают факторы с положительным смыслом, но соответствующие инструментальным мотивам. То есть рождение ребенка понимается как инструмент для достижения определенной цели, например укрепления семьи, нахождения смысла жизни и т. д.
Интересен тот факт, что в целом обе выборки мужчин чаще, чем женщины, выбирают суждения, содержащие нейтральные, объективные трудности (проблема жилья, сложно дать образование и т. д.). Мы связываем это с реализацией функции мужчины в семье как добытчика. Эти результаты не противоречат данным исследований в сфере отцовства [7].
Таким образом, представления мужчин и женщин обеих выборок о ребенке, отношение к самому факту его рождения различны. Наблюдаются сходства внутри выборки бесплодных и группы, имеющих детей. Это, на наш взгляд, объясняется сходством реализованного репродуктивного поведения: рождением ребенка или отсутствием его.
В качестве вывода отметим, что выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение: различия в репродуктивной установке у женщин и мужчин, состоящих на учете по бесплодию, и у имеющих детей есть по всем приведенным параметрам.
Литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002. С. 444-445, 501-502.
2. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 200-238, 293318, 403-405.
3. Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. М.: Мысль, 1988. С. 15-34, 122-150.
4. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Еникополов С. И. Женщины, отказывающиеся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. №5. С. 31-36.
5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2001. 528 с.
6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. С. 54-59, 272-274.
7. Психология и психоанализ беременности: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: ИД Бахрах-М, 2003. С. 3-10, 16-19, 33-37, 321-326.
8. Пшеничникова Т. Я. Бесплодие в браке. М.: Медицина, 1991. С. 5-13; 290-301.
9. Филиппова Г. Г. О нарушениях репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. Тематический выпуск: Перинатальная психология и психология родительства. 2003. №4-5. С. 83-108.
10. Филиппова Г., Печникова Е. Нежелательная беременность // 9 месяцев. 2002. № 1.
Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.