Научная статья на тему 'К вопросу о содержании и сущности категории инновационная активность туристско-рекреационной сферы'

К вопросу о содержании и сущности категории инновационная активность туристско-рекреационной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная деятельность / инновационная активность / туристско-рекреационная сфера / организации продуценты. / innovations / innovative activity / innovative activity / tourist and recreational sphere / organizations producers.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапа Елена Александровна

Данная статья посвящена актуальному вопросу – инновационная активность, которая будет рассматриваться относительно туристско-рекреационной сферы. В работе будут рассмотрены вопросы инноваций, инновационной деятельности и инновационной активности в туристско-рекреационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the content and essence of the category of innovative activity of the tourist and recreational sphere

This article is devoted to the topical issue – innovative activity, which will be considered in relation to the tourist and recreational sphere. The paper will address the issues of innovation, innovation and innovation activity in the tourism and recreational sphere.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании и сущности категории инновационная активность туристско-рекреационной сферы»

К вопросу о содержании и сущности категории инновационная активность

туристско-рекреационной сферы To the question of the content and essence of the category of innovative activity of the

tourist and recreational sphere

а московский

mm экономический aJ журнал

УДК 228.2 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15117 Лапа Елена Александровна,

старший преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева)

Lapa E.A.,

Senior lecturer of the Department of General and strategic management, Samara National Research University

Аннотация: Данная статья посвящена актуальному вопросу - инновационная активность, которая будет рассматриваться относительно туристско-рекреационной сферы. В работе будут рассмотрены вопросы инноваций, инновационной деятельности и инновационной активности в туристско-рекреационной сфере.

Summary: This article is devoted to the topical issue - innovative activity, which will be considered in relation to the tourist and recreational sphere. The paper will address the issues of innovation, innovation and innovation activity in the tourism and recreational sphere. Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, туристско-рекреационная сфера, организации продуценты.

Keywords: innovations, innovative activity, innovative activity, tourist and recreational sphere, organizations producers.

На современном этапе экономического развития туристско-рекреационная сфера является приоритетной и стратегически значимой, что способствует активизации инновационной деятельности в данной области. Инновационная деятельность в туристско

- рекреационной сфере (ТРС) выступает в различных формах, которые имеют свои особенности, влияющие на ее развитие [1, с. 32].

Сфера туристско-рекреационных услуг определяется как комплекс интегрированных хозяйственных, территориальных и природно-восстановительных организаций, средств размещения, транспорта, объектов общественного питания, развлечения, объектов оздоровительного, лечебного, спортивного и другого назначения, направленных на отдых и восстановление деятельности человека [2, с. 33].

Понятие инноваций в современной ТРС включает в себя вопросы формирования, развития и продуцирования творческих идей, концепций и технологий, направленных на совершенствование качества оказываемых услуг, расширение спектра представляемых услуг, применение более эффективных (уникальных) способов реализации туристских и рекреационных продуктов, повышение степени удовлетворенности туристов, создание и применение на практике более эффективных управленческих стратегий по оказанию услуг.

По мнению Джанждугазовой Е.А., объектами инновационной деятельности в ТРС могут являться новые услуги, продукты, каналы сбыта, целевые группы, новые маркетинговые решения, новые инструменты продвижения и стратегии туристско-рекреационных услуг. Здесь необходимо отметить, что под инновациями понимается внедрение новых, креативных идей, импликация открытий. М.И. Халиков в работе «Педагогическая инноватика» характеризует инновации как реализованные изменения, которые из возможных стали действительными [3, с. 272].

Инновационная деятельность в туризме служит достижению следующих целей:

- росту эффективности деятельности организаций-продуцентов услуг ТРС и, соответственно повышения уровня их доходов;

- снижению издержек и организацию своевременной реакции на изменяющиеся запросы потребителей услуг;

- развитию конкурентоспособности путем создания различных преимуществ в деятельности по оказанию услуг, в том числе и новых услуг;

- повышению привлекательности услуг ТРС и массовости их приобретения;

- росту экологичности организаций-продуцентов услуг туристского бизнеса, охрана окружающей среды.

Выделяют пять основных направлений осуществления инновационной деятельности в ТРС:

- производство инновационной продукции и услуг;

- осуществление инновационных процессов;

- внедрение инновационных технологий предоставления услуг;

- осуществление маркетинговых, организационных, логистических и управленческих инноваций;

- осуществление институциональных инноваций.

В таблице 1 показаны примеры инноваций в ТРС. Таблица 1 - Примеры инноваций в ТРС по областям применения

Продуктовые инновации (инновации в сфере услуг) 1 .Разработка и осуществление иоеых туристских маршрутов, новых услуг. 2.Предоставление номеров повешенное комфортности для размещения туристов. 3.Разработка маршрутов организации досуга с предоставлением информации об имеющихся услугах заведений по пути следования. 4.Организация туристских программ по наличию заинтересованных групп. 5.Нанесение логотипов и другой информации оо организации в номерах, столовых приборах, канцелярской продукции.

Инновационные процессы 1.Предоставление услуг Интернет на маршрутах и местах отдыха. 2 .Использование электронных систем бронирования мест в гостиницах. 3.Оказание услуг по перевозке нестандартного багажа.

Управленческие инновации 1.Внедрение систем менеджмента качества в ТРС. 2.Предоставление клиентам самостоятельного Еыбора интересующих их туристских н оздоровительных услуг.

Логистические и маркетинговые инновации 1.Привязка туристских маршрутов к транспортной сети увеличение количества узловых аэропортов. 2.Осуществление интернет-маркетинга туристских маршрутов.

Институциональные виды инновации 1.Предоставление льгот для определенных групп туристов на услуги ТРС. 2.Предоставление налоговых вычетов на определенные виды услуг.

Составлено автором

В данной статье автором уделяется внимание развитию инновационной активности организаций-продуцентов услуг в ТРС.

Данному направлению предшествует изучение таких понятий, как инновационная деятельность организаций-продуцентов сферы услуг и ее характеристика, организация инновационного процесса в сфере ТРС и его элементы, классификация инноваций. Все эти понятия тесно связаны между собой и на их базе можно определить сущность инновационной активности организаций-продуцентов в туристско-рекреационной сфере.

На основе анализ зарубежных и отечественных работ по инновационной деятельности, автором выявлено, что инновационная деятельность основывается на базе научных, исследовательских и опытно-конструкторских процессов, в которых

осуществляется реализация инновационного цикла по разработке инновационного продута (услуги). Весь комплекс процессов способствуют разработке определенного новшества, в виде товара, технологии или услуги, которые в дальнейшем и будут являться инновациями. Нужно отметить тот факт, что инновация- это коммерциализованное новшество. Для характеристики инноваций в ТРС, определения характера и сфер их применения, а также технологий и методов их использования требуется определенная классификация, необходимая для выявления их видового состава и уровня влияния на результаты деятельности организаций-продуцентов услуг. Отметим, что основным результатом осуществления инновационной деятельности в ТРС являются продуктовые (оказание услуг), технологические инновации, а также инновации, связанные управленческой, логистической и маркетинговой деятельностью, развитием имиджа как организаций, предоставляющих услуги, так и самих услуг, что проявляется в создании нового продукта (услуги) или в усовершенствовании самой ТРС [4, с. 104].

Классификация инноваций в ТРС имеет значение как для развития инновационной теории, так и для успешного осуществления инновационной деятельности в сфере туризма и рекреации. При осуществлении различных видов классификации инноваций необходимо учесть специфику ТРС. К специфике инноваций ТРС относятся [5, с. 208]:

- высокая степень динамики инновационной деятельности, зависящая от повышения потребностей потребителей услуг и ростом их численности;

- открытость инноваций - необходимость организации постоянной коррекции инновационной деятельности при ее реализации;

- альтернативность - возможность вариантов инновационного развития;

- непредсказуемость инновационной деятельности;

- неясность в получении конкретного результата;

- процессуальность - реализация инноваций по этапам деятельности;

- рисковый характер и значительная степень неопределенности в реализации инноваций, отсутствие гарантий коммерциализации инноваций.

Данная специфика инноваций ТРС определяет инновационные процессы в качестве креативных, имеющих значительную чувствительность к неопределенности. Кроме этого, новизна инноваций осуществляется по технологическим по организационным и прочим критериям, с учетом их рыночной востребованности. Еще в семидесятых годах ХХ века ученый Н. Мончев по видам деятельности и характеру осуществляемых операций, для всех организаций, выделил следующие инновации [6]:

- технические - инновации, развивающие технический прогресс и способствующие появлению на рынке новой продукции;

- научные - инновации, приводящие к созданию новых наук или новых научных направлений деятельности;

- научно-технические инновации, осуществляющие трансформацию новшеств в рыночно значимую продукцию с инновационными технико-экономическими показателями.

Специфика деятельности организаций-продуцентов услуг ТРС накладывает определенные отпечатки на инновационную деятельность в данной сфере. Основными отличительными признаками являются возрастающие потребности потребителей услуг, требования по предоставлению новых знаний и новых методов рекреации, восстановления жизнедеятельности человека.

Автором в таблице 2 приведена основная классификация инноваций в ТРС.

Таблица 2 - Классификация инноваций б ТРС

Признак классификации Виды инноваций

В зависимости от технологии предоставления пр о дукции-' у слух Продуктовые — использование новых ендов сырья, материалов, комплектующих и полуфабрикатов для создания туристско-рекреационной продукции

С-оздание принципиально новых продуктов в ТРС

Разработка н создание принципиально ноеых услуг е ТРС

Организационные (новые методы организации производства, новые технологии) - связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия, фирм

В зависимости от организации деятельности Процессные — организация новых методоЕ производства, использование новых технологий, организация новых процессов оказания уснут ТРС

Маркетинговые - организация новых маркетинговых методов по повышению привлекательности ТРС

Управленческие - организация и внедрение новых методов управления в ТРС

Логистические — оптимизация логистики ТРС на основе инноваций

Организационные -новое функциональное построение организации-продуцента услуг ТРС

По типу рыночной новизны Создание инновационного продукта, не имеющего аналогов на мировом рынке

Создание инновационного продукта, не имеющего аналогов на отечественном рынке

Создание инновационного продукта, не имеющего аналогов в организации- продуценте услуг ТРС

По глубине вносимых изменении Базовые- характерные для всей ТРС

Улучшающие — характерные для большинства организаций-продуцентов услуг ТРС

M о ди ф икагг ионные — характерные для части услуг или части организаций

Составлено автором

На основе анализа подходов к классификации инноваций можно сказать, что главным критерием классификаций является сфера реализации инноваций. По данному критерию осуществляется деление инноваций на научные, концептуальные, экономические,

социальные, информационные, технические, технологические, организационные, управленческие, информационные, социальные [7].

Федеральной службой статистики РФ (ФСС РФ) определен термин «инновационная активность», с точки зрения деятельности, связанной с формированием и внедрением принципиально новых или технологически усовершенствованной продукции (услуг), методов их создания, как выполненных самим предприятием, а так и издержки на оплату работ (услуг) сторонних организаций [8, с. 384].

В работах академика Львова Д.С. инновационная активность рассматривается как динамичная, целенаправленная деятельность, по созданию, освоению в производстве и вывод на рынок продуктовых, организационных, процессных и управленческих инноваций. Инновационно-активная организация-продуцент услуг получает от данной деятельности коммерческую выгоду и повышает свои конкурентные преимущества.

Активность организации, в общепринятом понимании, может рассматриваться через такие экономические категории, как: запасы, ресурсы, и возможности. В раках данного направления появляется еще одно последствие развития инновационной активности как устойчивость функционирования организации. Активность организации, как базис ее развития объединяет цели, задачи, имеющиеся ресурсы, силы, способы и источники развития. Автором предлагается содержание инновационной активности раскрыть через ряд характеристик:

- инновационная активность - динамической характеристика, которая проявляется в процессе ее формирования и применения;

- инновационная активизация сопровождаться изменением качественных и количественных параметров организации;

- все процессы использования инновационной активности являются непрерывными во времени и дополняющими друг друга. Таким образом, структурно можно отобразить инновационную активность как набор уровней и характеристик проявления (рисунок 1).

Инновационная активность организалии

Возможность X формированию (ресурсы, запасы, заделы инновационной деятельности)

Готовность X реализации (экономическая востребованность)

Организация деятельности (имеющийся инновационный потенциал)

Устойчивое функционирование организации

Сг;таЕ~ено автором

Рисунок 1 - Структура инновационной активности организации

Ресурсные возможности к формированию являются основой инновационной активности предприятия.

Готовность организации к восприятию и реализации инноваций отражается через экономическую востребованность инновационной продукции.

Организация деятельности, как структурный элемент инновационной активности, включает способность к развитию инноваций и отражает уровень развития инновационной и информационной инфраструктуры.

Устойчивое развитие организации - это достижение ею индикаторов инновационной стратегии.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вместе со Статистической службой Евросоюза (Евростат), разработали документ «Руководство Осло», в котором термин «инновационная активность» включает: научную, организационную, финансовую и коммерческую деятельность, технологии производства, инвестиции в новые идеи и знания, направленные на создание и коммерциализацию инновационных продуктов или процессов [9, с. 86].

Отметим, что в западной научной литературе понятие «инновационная активность» шире, чем в России, так как включает дополнительно организационную и финансовую деятельность.

Некоторые отечественные ученые, такие как А. А. Трифилова, инновационную активность представляют интенсивностью инновационной деятельности хозяйствующими

субъектами, включающей формирование и вовлечение в хозяйственный оборот инновационной продукции (услуг) или технологий [10, с. 127].

Исследователи О. С. Сухарев и Е. В. Сесюнина считают, что инновационная активность - это уровень использования инновационного потенциала, отражающего возможность эффективного формирования и использования инноваций [11, с. 7].

Проанализировав подходы к определению инновационной активности, автор делает вывод, что данная категория представляет понятие, в котором находят свое отражение динамика инновационной деятельности и уровень эффективности реализации инновационного потенциала. А под инновационной активностью понимаются конечные результаты инновационной деятельности, оцениваемые по ряду параметров за конкретный период времени.

Переходя к исследованию инновационной активности организаций-продуцентов услуг ТРС, отметим, что она является комплексной характеристикой их инновационной деятельности, которая включает: степень способности, возможности и готовности к разработке и внедрению инновационной продукции (услуг) для удовлетворения растущих потребностей потенциальных пользователей, уровень восприимчивости к сферы услуг к инновациям, степень интенсивности осуществляемых мероприятий по созданию инноваций, их своевременность, рациональность технологического обеспечения инновационного процесса по объему, составу и последовательности проведения операций. С помощью инновационной активности определяется характеристика, объем и состав инновационной деятельности, то есть она показывает взаимосвязь между инновационной деятельностью и получаемым результатом, который потенциально еще не определен. Поэтому, кроме ресурсного показателя, оценивающего инновационную активность, основным является показатель интенсивности инновационной деятельности, оцениваемый как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде деятельности [12, с. 90].

Инновационная активность является самостоятельной экономической категорией, применяемой для оценки характера и направленности инновационной деятельности.

Инновационная активность ТРС обладает определенными признаками, которые представляют ее основные свойства:

- наличие элементов и подсистем инновационной активности организаций-продуцентов, взаимосвязанных и дополняющих друг друга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- противодействие факторам внешних воздействий;

- интегрированность элементов и подсистем инновационной активности;

- организация мероприятий по безопасности потребителей и сохранению экологичности окружающей среды при оказании услуг;

- способность организаций автономно предоставлять полный комплекс услуг ТРС. Ключевым моментом в развитии инновационной активности ТРС является

инновационная среда, под которой понимается целостная система, состоит из экономических, организационных, социальных и институциональных сред, обеспечивающих инновационную деятельность.

С инновационной средой связано понятие инновационной инфраструктуры. От развития инфраструктуры организаций-продуцентов услуг ТРС зависит уровень привлекательности всей ТРС. В исследовании сущности инновационной инфраструктуры выделяют ряд подходов:

- инновационная инфраструктура как комплексное обеспечение инновационной деятельности;

- инновационная инфраструктура как система обслуживания инновационной деятельности;

- инновационная инфраструктура как совокупность институтов;

- инновационная инфраструктура как совокупность условий для организации инновационной деятельности.

Автором в исследовании используются все подходы, но предпочтение отдается комплексному обеспечению инновационной деятельности.

Инновационная активность в ТРС не только способствует ее подстраиванию к изменяющемуся характеру туризма и рекреаций, вызванных увеличение туристских потоков, за счет использования новых технологий, но также и благодаря развитию возможностей окружающей среды, которая способствует созданию инновационных продуктов (услуг) и процессов. Инновационные процессы в ТРС развивается через туристско-рекреационный рынок, а также через уровень удовлетворенности потребителей. Кроме этого, на данные процессы воздействуют решения органов власти, органов управления туристско-рекреационной деятельностью, различных общественных организаций [13, с. 18]. Данные решения должны повышать степень востребованности туристско-рекреационных услуг региона.

К инновационной активности в ТРС предъявляются требования:

- инновации в ТРС должны отражать и удовлетворять потребности потребителей в разнообразных видах туризма и рекреации;

- формирование и развитие инновационной активности в ТРС должно осуществляться с учетом региональных особенностей (природные, экологические, экономические и пр.) и региональной инфраструктуры по оказанию услуг ТРС;

- мероприятия по формированию и развитию инновационной активности организаций-продуцентов услуг ТРС должны быть обоснованы;

- развитие инновационной активности должно осуществляться на условиях безопасности для туристов и сохранности окружающей среды.

Инновационная активность в ТРС вносит значительный вклад экономику того региона, где она осуществляется. Поэтому роль органов управления регионом в сфере ТРС заключается в формировании инновационного климата с целью использования новых идей и технологий для развития ТРС.

Список литературы

1. Овчаренко, Г. В. Управление социальными инновациями в неиндустриальных экономических системах / Г. В. Овчаренко // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС. - 2015. - No 1. - С. 32-38.

2. Богомолова, Е. С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Богомолова Елена Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2008. - 32 с.

3. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование / Е. А. Джанджугазова. - М.: Академия / Academia, 2014. - С. 272-274.

4. Халиков, М. И. Управление и менеджмент: теоретико-методологический анализ: монография / М. И. Халиков. - М.: Флинта, 2013. - 104 с.

5. Новиков В.С. Инновации в туризме. - М.: Академия, 2007. - 208 с.

6. Инновационные технологии, изменившие ресторанный бизнес [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://business-opening.ru/franchises/ ста- тьи/555275-2/

7. Мобильная регистрация в отелях бренда Marriott Hotels [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.frontdesk.ru/news/mobilnaya-registraciya-v- otely-brenda-marriott-hotels

8. Проблемы развития инновационно-креативной экономики: сб. докл. по итогам междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29 марта-09 апреля 2010 г. / под общ. ред. проф. О. Н. Мельникова. - М.: Креативная экономика, 2010. - 384 с.

9. Совершенствование национальной инновационной системы как основы экономического роста / С.Н. Ефимушкин, А.Б. Овсянникова // Российское предпринимательство. Часть 1. - 2004. - №5. - с. 86 - 92.

10. Мончев Н. Разработки и нововведения. - М., 1978. - с.127.

11. Афанасьев, О. Е. Этапы развития сферы туристских услуг в Крыму / О. Е. Афанасьев // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - № 1. - С. 5-13.

12. Совершенствование национальной инновационной системы как основы экономического роста / С.Н. Ефимушкин, А.Б. Овсянникова // Российское предпринимательство. Часть 1. - 2004. - №5. - с. 86 - 92.

13. Мальгин, В. А. Государственное регулирование инновационной деятельности в современных условиях / В. А. Мальгин // Актуальные проблемы экономики и права. -2009. - Ш 1. - С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.