УДК 377.5
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ТЕРМИНОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ ПРОБЛЕМАТИКУ ИНТЕРАКТИВНОГО И ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Я. А. Хатламаджиян
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Формирование и внедрение эффективных методик интерактивного и, в частности, цифрового обучения предполагает качественную проработку соответствующего понятийного аппарата. В рамках данной работы исследованы подходы современных российских ученых к проблеме, представлено собственное видение автора. С учетом развития интерактивных и цифровых процессов интерпретированы понятия «интерактивный метод», «интерактивное обучение», «познавательная деятельность», «активизация деятельности». Отмечены основные риски распространения мультимедиа в системе образования.
Ключевые слова: интерактивный метод, интерактивное обучение, познавательная деятельность, активизация деятельности, цифровое обучение, дистанционное обучение, мультимедийные риски в образовании.
ON THE SYSTEM OF TERMS DESCRIBING THE PROBLEM OF INTERACTIVE AND
DIGITAL LEARNING
Ya. A. Khatlamadzhiyan
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
The formation and implementation of effective methods of interactive and, in particular, digital learning requires a high-quality study of the corresponding conceptual framework. This paper examines the approaches of modern Russian scientists to the problem, and presents the author's own vision. Taking into account the development of interactive and digital processes, the concepts of "interactive method", "interactive learning", "cognitive activity", and "activity activation" are interpreted. The main risks of multimedia distribution in the education system are noted.
Keywords: interactive method, interactive learning, cognitive activity, activity activation, digital learning, distance learning, multimedia risks in education.
Введение. Интерактивным считается такой формат обучения, который предполагает перманентный активный диалог преподавателя и обучающегося. В этом случае участники образовательного процесса формируют и развивают навыки эффективной коммуникации и совместной деятельности. Актуальность исследования обусловлена глобальной цифровизацией коммуникаций, в том числе в сфере образования. В цифровую эпоху объекты образовательного процесса (обучающиеся) перегружены разнородной, иногда деструктивной информацией, они нетерпеливы, им сложно надолго сосредоточиться. В отношении такой аудитории традиционные методы обучения могут оказаться недостаточно действенными.
Цель представленной работы — изучение и уточнение базовых для данной темы терминов: «интерактивный метод», «интерактивное обучение», «познавательная деятельность», «активизация деятельности».
А. А. Шадрин утверждал, что возникновение интерактивного обучения можно обосновать потребностью в модернизации процесса, а также особыми задачами в профессиональном
педагогическом образовании1. Необходимость его реорганизации во многом обусловлена цифровой революцией. Мультимедиа меняют человека и социум в целом. В частности, новый импульс развития получают познавательная деятельность и образовательные процессы.
Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, интерактивное обучение
строится на взаимодействии учащегося с окружением и учебной средой — областью освоения
2 и
опыта . Сам обучающийся становится активным участником учебного процесса. На сегодня методологически лучше проработаны вопросы интерактивного обучения старшеклассников, студентов средних профессиональных и высших учебных заведений, взрослых обучающихся.
Н. В. Дороднева отмечает, что одна из главных задач интерактивного обучения — организация познавательной деятельности . При этом обучающиеся уточняют представления об изучаемых предметах и (или) явлениях, устанавливают между ними взаимосвязи, формируют систему, объемную картину из новых знаний и полученных ранее.
О. В. Михайличенко определяет интерактивный метод как взаимодействие, т. е. постоянный диалог [1]. Его принципиальное отличие от широко распространенных пассивных и активных подходов к обучению — эффективное взаимодействие не только с педагогом, но и с другими обучающимися. При этом межличностное взаимодействие доминирует.
По Н. В. Бордовской, обязательные характеристики качественной познавательной деятельности — это мотивированность, осознанность, целенаправленность, поэтапность, четкое видение конечного результата, мониторинг соответствия промежуточных итогов обучения целевым и при необходимости корректировка процессов [2]. Перечисленные элементы присутствуют в отечественных научных определениях интерактивного обучения (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики и определения интерактивного обучения в отечественной научной литературе
И. А. Зимняя Высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников
И. И. Голованова Специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает конкретные и прогнозируемые цели обучения
Ю. В. Братчикова Метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы с целью создания максимально комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность
Е. Н. Зарецкая Учебный процесс, организованный таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными, имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают
Н. В. Зайцева Обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта
1 Шадрин А. А. Интерактивное обучение общению студентов физкультурного колледжа как фактор развития творческой активности : автореф. ... дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 160 с.
2 Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002. 528 с.
3 Дороднева Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете) : дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2005. 152 с.
Ю. Г. Шумскис Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы
А. А. Реан и коллектив авторов Сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний
Г. В. Фадина Сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь
С. М. Вишнякова Совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности по трем направлениям: педагогическому, социально-психологическому и социально-экономическому
С. А. Лыгина Постоянное побуждение к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе учащихся
Основная часть. Основные особенности современной цифровизации:
— доминирование информационно-коммуникационных технологий,
— виртуализация и интеграция организационных структур,
— широкое внедрение электронных процессов и услуг.
Сложно говорить об исчерпывающем определении интерактивного обучения. Тем не менее представим собственную систему дефиниций, описывающих объект исследования.
— Интерактивный метод обучения — особая форма организации образовательного процесса с прогнозируемыми целями обучения, возникшая в результате цифровой революции и отвечающая потребностям общества.
— Интерактивное обучение — получение знаний, умений и навыков, при котором активно и плодотворно взаимодействуют все участники процесса.
— Познавательная деятельность — активность обучающегося, нацеленная на приобретение новых знаний, умений и навыков.
— Активизация деятельности — организуемый и поддерживаемый педагогом процесс, ориентированный на повышение интереса обучающихся к приобретению и закреплению знаний.
Познавательная деятельность (и в том числе ее активизация) могут разниться в зависимости от конкретного учебного предмета. Ю. А. Семенчук указывает, что при обучении важно создавать ситуации, требующие от обучающихся творческой активности, инициативы в формировании и развитии ценных навыков (рис. 1) [3, 4].
Рис. 1. Взаимодействие элементов системы интерактивной познавательной деятельности
Более того, интерактивный образовательный процесс призван выработать у учащихся потребность в самостоятельном получении новых знаний, умение находить нужную информацию и адекватно оценивать ее качество.
Анализ портала научной электронной библиотеки Library.ru дал следующие результаты:
— в 187243 работах упоминается или изучается некий «интерактивный метод»,
— 181473 исследования обращаются к термину «интерактивное обучение»,
— авторы 517954 публикаций работают с понятием «познавательная деятельность»,
— проблемы активизации деятельности рассматриваются в 406526 исследованиях.
Эти цифры еще раз подтверждают актуальность заявленной темы.
Учитывая курс на цифровизацию и внедрение дистанционного образования, в рамках данной работы рассмотрены проблемы преодоления так называемых мультимедийных рисков, присущих новейшим учебным процессам:
— известное «цифровое неравенство» учеников и педагогов, то есть разный уровень доступности информационных и цифровых технологий;
— чрезмерная и слабо контролируемая самостоятельность обучающихся, которая может обернуться субъективностью и фрагментарностью знаний;
— не вполне сформированная методология и нормативно-правовая база дистанционного обучения.
Заключение. Итак, в научной и прикладной литературе пока не представлены исчерпывающие формулировки понятий «интерактивное образование» и «цифровое образование». При этом достаточно хорошо терминологически проработаны такие элементы системы, как «интерактивный метод», «интерактивное обучение», «познавательная деятельность», «активизация деятельности», что открывает возможности более серьезных исследований в данном
направлении. Итоги представленной научной работы позволяют хорошо ориентироваться в понятийной сфере, что открывает возможности изучения практики интерактивного и цифрового образования, в частности, вопросов купирования мультимедийных рисков.
Библиографический список
1. Михайличенко, О. В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе / О. В. Михайличенко. — Сумы : СумДПУ, 2009. — 122 с.
2. Современные образовательные технологии / Под ред. Н. В. Бордовской. — Москва : КНОРУС, 2011. — 432 с.
3. Семенчук, Ю. А. Интерактивное обучение студентов английской экономической лексике / Ю. А. Семенчук ; под науч. ред. О. Б. Тарнопольского. — Тернополь : Вектор, 2017. — 211 с.
4. Гончарова, Ю. Л. Активизация познавательного интереса студентов вуза на основе применения интерактивных средств обучения / Ю. Л. Гончарова, М. Г. Масесьянц, Я. А. Хатламаджиян // Педагогический журнал. — 2019. — Т. 9, № 5А, ч. I. — С. 230-239. DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.137
Об авторе:
Хатламаджиян Яков Акопович, магистрант кафедры «Теория и методика профессионального образования» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected]
Author:
Khatlamadzhiyan, Yakov A., Master's degree student, Department of Theory and Methods of Professional Education, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), yak3943 @ gmail.com