Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
616
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СВОБОДА КОНКУРЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолова О. Н.

В статье предлагается производить первичную классификацию принципов правового регулирования предпринимательской деятельности в соответствии с основной целью и функциями регламентации данного вида экономической активности. Подробно анализируется принцип свободы предпринимательской деятельности и его соотношение с иными началами правового регулирования, в частности с принципом свободы конкуренции. В системе принципов предлагается различать основные принципы и принципы уровня государственного регулирования как фундаментальные, основанные непосредственно на положениях Конституции РФ, и более гибкие, отражающие актуальные потребности текущего момента соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE SYSTEM OF PRINCIPLES OF LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article proposes to make a primary classification of the principles of legal regulation of entrepreneurial activity in accordance with the main purpose and functions of regulation of this type of economic activity. According to the author, the main directions of legal influence (functions) are the authorization of entrepreneurial activity and ensuring the inadmissibility of causing harm from its implementation. The principle of freedom of entrepreneurial activity and its correlation with other principles of legal regulation are analyzed in detail. In the system of principles, it is proposed to distinguish the basic principles and principles of the level of state regulation as fundamental, based directly on the provisions of the Constitution of the Russian Federation, and more flexible, reflecting the current needs of the current moment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 346, 347

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. Н. Ермолова

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Саратовская государственная юридическая академия 410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1 E-mail: olga_ermolova@bk.ru

Аннотация: в статье предлагается производить первичную классификацию принципов правового регулирования предпринимательской деятельности в соответствии с основной целью и функциями регламентации данного вида экономической активности. Подробно анализируется принцип свободы предпринимательской деятельности и его соотношение с иными началами правового регулирования, в частности с принципом свободы конкуренции. В системе принципов предлагается различать основные принципы и принципы уровня государственного регулирования как фундаментальные, основанные непосредственно на положениях Конституции РФ, и более гибкие, отражающие актуальные потребности текущего момента соответственно.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; правовое регулирование; принципы права; цель и функции регулирования; государственное регулирование; свобода предпринимательской деятельности; свобода конкуренции; развитие и ограничение предпринимательской деятельности.

ON THE ISSUE OF THE SYSTEM OF PRINCIPLES OF LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

0. N. Ermolova

Saratov State Law Academy,

1, Volskaya st., Saratov, 410056, Russia E-mail: olga_ermolova@bk.ru

© Ермолова О. Н., 2022

Annotation: the article proposes to make a primary classification of the principles of legal regulation of entrepreneurial activity in accordance with the main purpose and functions of regulation of this type of economic activity. According to the author, the main directions of legal influence (functions) are the authorization of entrepreneurial activity and ensuring the inadmissibility of causing harm from its implementation. The principle of freedom of entrepreneurial activity and its correlation with other principles of legal regulation are analyzed in detail. In the system of principles, it is proposed to distinguish the basic principles and principles of the level of state regulation as fundamental, based directly on the provisions of the Constitution of the Russian Federation, and more flexible, reflecting the current needs of the current moment.

Key words: business activity; legal regulation; principles of law; purposes and functions of regulation; state regulation; freedom of entrepreneurial activity; freedom of competition; development and restriction of entrepreneurial activity.

Исследование проблематики принципов правового регулирования предпринимательской деятельности продолжает оставаться актуальным в юридической науке и порождает все большее количество представлений об их количестве и взаимосвязях в системе. Такая ситуация является важным и необходимым этапом для наиболее обоснованного анализа и приближения доктринального знания к пониманию существа и внутренней структуры этого явления.

На данный момент в правовом регулировании сформировался приоритет закрепления нормативных основ предпринимательской деятельности гражданским законодательством. При этом также очевидно, что гражданско-правовыми нормами регулирование предпринимательской деятельности не исчерпывается. Субъекты этой деятельности с неизбежностью участвуют и в иных отношениях, регламентируемых различными по своей отраслевой принадлежности нормативными актами. В этой связи нельзя не согласиться с позицией Н. Н. Надежина, что принципы, в том числе основные начала, гражданского законодательства применяются к отношениям между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, если это не противоречит понятию и сущности предпринимательской деятельности1.

1 Надежин Н. Н. Гражданско-правовое обеспечение предпринимательства в России. М.: Статут, 2019. 144 с.; Он же. Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности // Юрист. 2019. № 8. С. 33-38.

На наш взгляд, исследование заявленной проблематики должно быть обусловлено, прежде всего, выявлением главной цели и определением функций правового регулирования предпринимательской деятельности, что позволит сформировать основы представлений о системе принципов.

Анализ юридической литературы и положений отечественного законодательства свидетельствует о наличии единой цели правового регулирования в сфере предпринимательства - обеспечение баланса частных и публичных интересов. Гармонизация интересов представляется именно целью права, поскольку являет собой то идеальное состояние, к которому стремится регламентация этого явления.

Данная цель, на наш взгляд, реализуется в двух основных направлениях правового воздействия (функциях): во-первых, дозволении предпринимательства и, во-вторых, обеспечении недопустимости причинения вреда от осуществления предпринимательской деятельности.

Выделение именно таких функций стало возможным в силу двойственности правового регулирования предпринимательской деятельности, отраженной изначально в его цели, а именно присутствия в данной сфере экономики как частных, так и публичных интересов и необходимости их баланса, гармоничного сочетания.

В соответствии с обозначенными функциями достижение идеальной модели правовой регламентации предпринимательских отношений предполагает реализацию таких задач, как признание права на осуществление предпринимательской деятельности и его защиту, а также установление пределов этого права.

Признание частной экономической активности, ее дозволение провозглашено на уровне Конституции РФ. Основной закон государства закрепляет право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, одновременно декларируя свободу экономической деятельности в качестве основы конституционного строя (ст. 8 и 34 Конституции РФ).

Как справедливо отмечают Т. В. Казанина и Р. В. Шагиева, предоставление государством права на занятие предпринимательской деятельностью направлено на решение комплекса социальных задач, которые власть призвана выполнять ежедневно1. При этом социальная

1 Казанина Т. В., Шагиева Р. В. Принципы и функции правового регулирования предпринимательской деятельности // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2020. № 3 [58]. С. 86.

значимость данного явления одновременно с его признанием требует обеспечения определенных гарантий и мер защиты.

Также нельзя не согласиться с утверждением, о том, что «большинство принципов предпринимательского права системно взаимосвязаны с принципами экономического развития и имеют свои критерии реализации В первую очередь, это принципы свободы предпринимательской деятельности, свободы перемещения товаров и др. Свобода заканчивается там, где требуется обеспечить сохранность и незыблемость основ конституционного строя и безопасности государства»1.

Противоположное по направленности требование недопустимости причинения вреда, недопустимости нарушения интересов других лиц представляет собой диаметральную противоположность дозволению, выступая в качестве ограничителя, определителя пределов и границ этой деятельности. Реализация данного направления воздействия раскрывает содержание второй из выделенных функций правового регулирования предпринимательской деятельности.

Нормативную основу формирования принципов второй группы образует прежде всего установление Гражданского кодекса РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и закрепленный Конституцией запрет нарушать права и свободы других лиц как предел осуществления прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, систему принципов правового регулирования предпринимательской деятельности следует исследовать с позиции их подразделения на две основные группы в зависимости от осуществляемой ими функции.

Остановимся на характеристике предлагаемых принципов более подробно.

Реализация права, предусмотренного пунктом 1 статьи 34 Конституции РФ, осуществляется прежде всего через категорию гражданской правоспособности, что означает возможность приобретения статуса индивидуального предпринимателя или участия в учреждении коммерческой организации, объективную необходимость формировании имущественной базы своей деятельности, заключения и исполнения договоров.

1 Глотов С. А., Алешкова И. А. Принципы предпринимательского права: традиции и инновации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 4. С. 114.

Будучи элементами правоспособности, данные действия как потенциальные права, или, иначе, свободы, нередко выделяются в качестве самостоятельных принципов. Традиционно принято выделять свободу предпринимательской деятельности и свободу договора, однако помимо этих принципов в литературе предлагают и иные, например, принцип свободы создания организации бизнеса1.

Представляется, что принцип свободы предпринимательской деятельности является собирательным и включает в себя как указанные, так и иные принципы, более узкие по своему содержанию, но имеющие важное значение в формировании системы законодательства.

Так, основные начала гражданского законодательства, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 1 ГК РФ, несомненно, проявляются и применительно к сфере предпринимательской деятельности в части ее осуществления.

Кроме того, текст Конституции РФ содержит несколько установлений, направленных на установление экономических основ и связанных с правом на свободу деятельности, которые представлены в положениях пункта 1 статьи 8 Конституции РФ. Речь идет, прежде всего, о свободе экономической деятельности, а также достаточно тесно сопряженными и взаимозависимми с ней правилами о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции.

О соотношении содержания этих двух конституционных аксиом о свободе деятельности заметим, что они обе посвящены одному явлению, но в разных аспектах. В одном случае законодатель осуществляет признание и дозволение процесса использования своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, одновременно обеспечивая это использование режимом свободы, в другом речь идет об установлении правового режима для осуществления самой деятельности.

В литературе принято говорить о свободе предпринимательской деятельности в аспекте основ ее регулирования. Однако нужно отметить, что через дозволение частной экономической активности [в ст. 34 Конституции) принцип свободы содержит в себе признание ее основных, конститутивных признаков, характеристик, в числе которых свобода деятельности является, пожалуй, одним из ведущих.

М. Г. Лапуста, анализируя представления экономистов о сущности предпринимательства, приходит к выводу, что оно является свобод-

1 Казанина Т. В., Шагиева Р. В. Указ. соч. С. 83.

ным экономическим хозяйствованием1, которому свойственна твор-ческо-поисковая, инновационная функция, связанная с использованием новых идей, выработкой новых средств и факторов. Данная функция, подчеркивает автор, обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательства, условиями принятия управленческих решений2.

Заметим, что в соответствии с понятием, данным в ГК РФ, предпринимательская деятельность не указывается как свободная.

В учебной литературе отмечается, что один из аспектов самостоятельности предпринимательской деятельности - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности. Предприниматель действует своей властью и в своем интересе, своими действиями реализуя предоставленные ему законодательством права3.

Анализ всех приведенных положений приводит к некоторым выводам. Во-первых, не все признаки предпринимательской деятельности как экономического явления находят свое отражение в его легальном понятии, во-вторых, в целях правоприменения не все они и требуют такого отражения. И самое важное: творческое начало как его сущность предпринимательской деятельности способно к проявлению только в условиях невмешательства, минимального количества публичных ограничений, т.е. в целом предоставления свободы действий субъекту деятельности.

В содержательном аспекте тезис о свободе одновременно объединяет как инициативную самостоятельность действий участников, так и уровень ее обеспеченности в государстве. Следовательно, о необходимости обеспечения свободы предпринимательской деятельности можно говорить только в условиях ее регулирования, ограничения.

Таким образом, творческая, инновационная функция предпринимательства оказалась разнесенной в законодательстве на две составляющие: самостоятельность в качестве признака самой деятельности и свободу осуществления - с позиции правового режима этой деятельности.

Принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, работ, финансовых средств, при ближайшем

1 Лапуста М. Г. Предпринимательство: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 7.

2 Там же. С. 13.

3 Предпринимательское право: учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2017. С. 32.

рассмотрении, не регулируют предпринимательскую деятельность. Они скорее являются гарантиями, элементами механизма обеспечения свободы этой деятельности в определенном аспекте ее осуществления - недопустимости установления препятствий предпринимательскому обороту со стороны регулирующих органов, недопустимости необоснованного, произвольного вмешательства в эту сферу экономических отношений.

Свободу конкуренции в аспекте правового регулирования предпринимательской деятельности также следует рассматривать в качестве гарантии обеспечения свободы предпринимательской деятельности по следующим мотивам.

Свобода конкуренции по своему содержанию может быть раскрыта как возможность и беспрепятственность осуществления предпринимательской деятельности в рамках конкретного товарного рынка. Другими словами, данная свобода совпадает с понятием свободы предпринимательства, но анализируется с позиции дозволения существованию нескольким субъектам деятельности, реализующим одинаковую [сходную) продукцию [взаимозаменяемые товары) на определенной территории.

Свобода конкуренции направлена на защиту отдельного хозяйствующего субъекта только исходя из возможности ограничения его деятельности, что приведет к недопущению, ограничению, устранению конкуренции - состязательности субъектов. Мотивом недопущения, ограничения или устранения конкуренции могут быть интересы другого хозяйствующего субъекта [что в большинстве случаев характерно для актов недобросовестной конкуренции и может присутствовать в актах и действиях [бездействии) органов власти) либо такой мотив может отсутствовать.

Важно подчеркнуть то ключевое обстоятельство, что защита прав субъектов предпринимательства не является самоцелью при защите его интересов в такой ситуации. Данная защита является средством обеспечения экономической ситуации, которая обозначена термином «конкуренция». И сама дефиниция «конкуренция» сформулирована в Федеральном законе таким образом, чтобы было возможным обеспечение процессов свободного пребывания [входа и выхода, а также осуществления деятельности) субъектов хозяйствования на рынке реализации их продукции, а также рыночного механизма самоограничения недобросовестных действий, приводящих к исключению состязательности субъектов.

Провозглашение более чем широкого перечня целей антимонопольного законодательства [п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции») следует признать не в полной мере соответствующим другим положениям закона, в частности, посвященным предмету регулирования и сфере применения закона (п. 1 ст. 1, ст. 3 данного ФЗ).

Общеизвестно, что цели должны соответствовать предмету и сфере применения, с неизбежностью определяться ими. Конституционные принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности являются связанными с состоянием товарных рынков, на которых осуществляется предпринимательская деятельность, поскольку являются экономическими основами конституционного строя, определяющими в том числе и основы предпринимательства.

В анализируемой ситуации наблюдается очевидное расширение целей закона до идеальных состояний, связанных с товарным рынком, но выходящих за пределы защиты конкуренции на них.

Можно сделать вывод, что свобода конкуренции не проявляется в российском законодательстве в качестве принципа правового регулирования предпринимательской деятельности: законодательство о конкуренции имеет своей целью охрану конкуренции как самостоятельной конституционной ценности.

В пределах функции дозволения предпринимательской деятельности право на свободу деятельности обеспечивается рядом уже названных принципов-гарантий, а также правом на защиту.

Категорию защиты предпринимательской деятельности также следует относить к числу принципов, поскольку содержательно данный постулат является закрепленным в отечественном законодательстве, хотя и не выделенным в данном качестве.

Полагаем, что данный принцип базируется на одном из важнейших положений Конституции РФ об обязанности государства по признанию, а также соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Основного закона).

Помимо положений Гражданского кодекса РФ (об обеспечении восстановления нарушенных прав и их судебной защите, о способах и судебном порядке защиты нарушенных прав) на защиту прав и интересов субъектов именно предпринимательской деятельности направлено множество положений федерального законодательства. Здесь прежде всего следует назвать Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», обеспечивающий гарантии государственной защиты и соблюдения прав и законных интересов субъектов пред-

принимательства через деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Положения ряда нормативных актов, регулирующих деятельность органов государственной и муниципальной власти и порядок взаимоотношений с ними частных лиц, содержат специальные правила, посвященные защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Так, сферой применения Федерального закона от 31 августа 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле [надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» охватывается установление гарантий защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц в отношениях по организации и осуществлению государственного контроля [надзора), то есть значительной части публично-правового элемента правосубъектности предпринимателей. В этой связи нельзя не назвать и такие законы, как Федеральный закон от 13 августа 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля [надзора) и муниципального контроля».

На наш взгляд, название принципа должно звучать именно как защита предпринимательства, а не как его безопасность, во-первых, потому, что это соответствует общеправовым категориям, а во-вторых, в силу того обстоятельства, что с таким названием нами предложен принцип, направленный на реализацию второй функции [определение пределов предпринимательской деятельности) и относящийся к уровню ее государственного регулирования.

Формулируя основное начало правового регулирования, раскрывающее содержание второй функции, направленной на обеспечение недопустимости причинения вреда от осуществления предпринимательской деятельности, обозначим его как принцип безопасности предпринимательской деятельности и ее результатов.

Требование о ненарушении прав и свобод в самом общем виде представляет собой общеправовое правило о недопустимости причинения вреда и угрозы его причинения, что применительно к сфере предпринимательства может быть обозначено как требование безопасности предпринимательской деятельности и ее результатов.

Безопасность предпринимательской деятельности и ее результатов обеспечивается посредством ограничения свободы предпринимательства путем определения пределов предпринимательской деятельности.

На отраслевом уровне наиболее общим пределом осуществления прав является запрет ГК РФ на реализацию правомочным субъектом своего права, если мотивом такой реализации является исключительно причинение вреда другому лицу (п. 1 ст. 10).

Анализируя федеральные законы, обнаруживаем многочисленные примеры ограничения свободы предпринимательства по критерию его безопасности.

В аспекте требования безопасности продукции субъектов предпринимательства следует назвать прежде всего Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральные законы от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, полагаем возможным в рамках двух предложенных функций правового регулирования выделение в качестве основных начал принципов: свободы предпринимательской деятельности и ее защиты, а также безопасности предпринимательской деятельности и ее результатов. Указанные принципы представляются фундаментальными (основополагающими), поскольку являются проявлениями аксиоматичных правил об общей свободе и праве каждого на защиту, а также недопустимости нарушения прав и свобод других лиц.

Необходимо подчеркнуть, что отмеченными принципами содержание правового регулирование предпринимательской деятельности, конечно же, не исчерпывается. Как представляется, реализация каждой функции находит свое воплощение в принципах двух уровней. Прежде всего, в приведенных основных принципах, которые основываются непосредственно на конституционных правилах регулирования социальных отношений и образуют базовый уровень правового регулирования. Предлагаемые же нами далее обобщенные положения, вытекающие из федерального законодательства, также вправе претендовать на статус основных начал регулирования, однако образуют иной его уровень.

Объединяющим признаком для правил этого уровня выступает необходимость удовлетворения общественных и государственных интересов. Указанное обстоятельство приводит к выводу о том, что данный уровень правового регулирования коррелирует с понятием государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Именно такое соотношение общеправового регулирования как фундаментального, обладающего принципами с соответствующими качествами непреходящего явления, и государственного регулирова-

ния как наиболее подвижной части правовой регламентации, подверженной потребностям текущего момента и модифицируемой соответственно этому моменту, представляется достаточно показательным и обоснованным.

Исходя из предложенного подразделения принципов на два основных уровня относительно каждой из функций правового регулирования выделим, помимо принципов общеправового аспекта [принципов свободы предпринимательской деятельности и ее защиты, а также принципа безопасности), специальные принципы, выражающие потребности современного государственного регулирования предпринимательства, - принципы развития и ограничения предпринимательской деятельности.

Остановимся подробнее на характеристике принципа развития предпринимательской деятельности как основного начала уровня государственного регулирования предпринимательства.

Гражданский кодекс РФ при определении предпринимательской деятельности обозначил цель получения прибыли в качестве одного из признаков этого явления.

Исследование иных нормативных актов демонстрирует четко прослеживающуюся тенденцию правового регулирования, направленную на сохранение и поддержание прибыльности предпринимательской деятельности, развитие предпринимательства в целом.

На предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности организации направлены правила о санации и финансовом оздоровлении Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности [банкротстве)».

Достижению данной цели в аспекте содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства призваны содействовать положения специального одноименного закона1. Также следует акцентировать внимание и на изменениях этого закона, произведенных в 2019 г., связанных с предоставлением поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства.

Полагаю, что как приведенные, так и иные положения законодательства уже значительное время не просто отражают тенденцию правового регулирования, а сложились в принцип регулирования, пронизывающий отечественное законодательство, обозначенный

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

нами как принцип поддержания прибыльности предпринимательской деятельности, развития предпринимательства в целом.

Предлагаемая идея не только соответствует состоянию законодательства, но и соотносится с предложениями других авторов. Так, С. А. Глотов и И. А. Алешкова в своей работе характеризуют принцип устойчивого развития как один из принципов экономического развития вообще1. С этой позиции предлагаемый нами принцип обеспечения прибыльности предпринимательской деятельности, развития предпринимательства в целом является частным случаем, проявлением обозначенного авторами принципа устойчивого развития применительно к сфере предпринимательства.

Принцип уровня государственного регулирования, соответствующий второй функции правовой регламентации предпринимательской деятельности, проявляет себя как начало ее ограничения именно в текущих общественных и государственных интересах. Так, в частности, Г. Я. Гольдштейн указывал, что в аспекте государственного регулирования предпринимательской деятельности «правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве»2.

Реализация данного принципа осуществляется через правила и положения законодательства, устанавливающие запреты, ограничения и обязывания.

Совокупность запретов, ограничений и обязываний, адресованных субъектам предпринимательства и используемому ими имуществу, обозначаются в правовой литературе как обязательные требования или «требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности». Как представляется, совокупность таких требований отражают сущность прямого государственного воздействия на деятельность субъектов предпринимательства и должна рассматриваться в качестве ограничений предпринимательской деятельности.

Специфика реализации данного уровня регламентации предпринимательской деятельности заключается не только в установлении обязательных требований, но и в одновременном закреплении контроля за исполнением установленных требований. Состояние отече-

1 Глотов С. А., Алешкова И. А. Указ. соч. С. 116.

2 Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. Параграф 18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. 2-е изд., доп. и перераб. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. URL: http://www.konsalter.ru/biblioteka/m77/18_3.htm.

ственного законодательства и современные тенденции его совершенствования демонстрируют устойчивую позицию законодателя о признании идеи контроля за соблюдением обязательных требований в качестве устойчивого состояния государственного регулирования экономических отношений, что позволяет нам говорить о сформировавшемся принципе правового регулирования.

В правовой литературе присутствуют близкие рассуждения, например, о том, что государственное воздействие на предпринимательскую деятельность осуществляется на основе приоритетных принципов - публичного интереса, государственного контроля, безопасности и общенародной собственности1.

В условиях современного состояния предпринимательской деятельности, которое характеризуется учеными как бессистемное, противоречивое и пробельное2, представляется обоснованным выделение Т. В. Казаниной и Р. В. Шагиевой принципа унификации требований и четкой определенности положений нормативных актов, не допускающих двоякого толкования3. Однако данное начало является элементом системы государственного регулирования, применительно же к принципам правового регулирования предпринимательской деятельности является требованием, определяющим характер ограничений. В этом же ключе следует рассматривать и устойчивость, стабильность правового регулирования - как пределы государственной деятельности по установлению ограничений.

Указанные авторы также выделяют принцип системного контроля отдельных видов деятельности4. Следует согласиться с позицией о системности контроля применительно к отдельным видам деятельности, однако это не отменяет и не заменяет того, что правило контроля как принцип регулирования проявляется в законодательстве РФ применительно ко всем видам предпринимательства.

Контроль - обратная связь процесса регулирования, и на сегодняшний день мы не можем назвать вида предпринимательской деятельности, к которому не предъявляется никаких требований по его осуществлению. Требования могут более общего характера, но тем не менее они есть. Они могут не нуждаться в системном контроле, но действующее законодательство и реалии правоприменительной дея-

1 Глотов С. А., Алешкова И. А. Указ. соч. С. 114.

2 Кванина В. В., Громова Е. А., Спиридонова А. В. К вопросу о системе принципов предпринимательского права // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. № 1. С. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Казанина Т. В., Шагиева Р. В. Указ. соч. С. 85.

4 Там же. С. 83-84.

тельности демонстрируют систематичность контроля в отношении всех субъектов предпринимательства. В качестве дополнительного аргумента можно привести ежегодные планы проверок хозяйствующих субъектов во исполнение законодательства о государственном контроле.

Совершенно справедливым следует признать утверждение о том, что «с учетом именно структуры предмета предпринимательского права и должна выстраиваться система его принципов. Однако данное обстоятельство исследователями принципов предпринимательского права в большинстве случаев не учитывается; предложенная ими система принципов произвольна и не затрагивает всех элементов предмета предпринимательского права, либо они вообще выходят за его предмет»1. Однако не менее значимым и важным представляется анализ, демонстрирующий систему принципов правового регулирования предпринимательской деятельности в качестве явления, имеющего определенные виды и уровни, проведенный в разрезе выявления главной цели и основных функций правового регулирования.

В соответствии с проведенным исследованием совокупность принципов правового регулирования предпринимательской деятельности подразделяется на две основные группы в зависимости от осуществляемой ими функции.

Внутри каждой группы принципы распределяются на два уровня: основной (уровень преломления конституционного регулирования в правовой режим предпринимательства) и специальный (уровень государственного регулирования).

К принципам первого уровня относятся фундаментальные принципы свободы предпринимательской деятельности и защиты прав и интересов ее субъектов, а также безопасности предпринимательской деятельности; к принципам второго уровня - поддержка и развитие предпринимательства, ограничение предпринимательской деятельности и ее контроль.

В силу внутренней дихотомии цели правового регулирования правила законодательства, раскрывающие и конкретизирующие принципы первой группы, наделяют субъектов предпринимательской деятельности правами; правила законодательства, соответствующие принципам второй группы, налагают на таких субъектов ограничения и запреты, т.е. возлагают на них обязанности.

1 Кванина В. В., Громова Е. А., Спиридонова А. В. Указ. соч. С. 18-20.

Библиографический список

1. Глотов С. А., Алешкова И. А. Принципы предпринимательского права: традиции и инновации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 4. С. 112-122.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 230 с.

3. Казанина Т. В., Шагиева Р В. Принципы и функции правового регулирования предпринимательской деятельности // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2020. № 3 (58). С. 83-84.

4. Кванина В. В., Громова Е. А., Спиридонова А. В. К вопросу о системе принципов предпринимательского права // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. № 1. С. 18-21.

5. Лапуста М. Г. Предпринимательство: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 608 с.

6. Надежин Н. Н. Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности // Юрист. 2019. № 8. С. 33-38.

7. Надежин Н. Н. Гражданско-правовое обеспечение предпринимательства в России. Москва: Статут, 2019. 144 с.

8. Предпринимательское право: учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2017. 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.