УДК
Б01: 10.18384/2310-6794-2020-4-112-122
ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Глотов С. А., Алешкова И. А.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская
Федерация
Аннотация.
Цель. Анализ принципов экономического развития в системной взаимосвязи с принципами предпринимательского права.
Процедура и методы. При проведении исследования в качестве общенаучных методов использованы общие логические приёмы (анализ, синтез, обобщение), а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой) в их различном сочетании. Результаты. Авторы подчёркивают, что предпринимательские отношения являются частью экономических отношений и, соответственно, принципы, составляющие основу российской модели предпринимательского права, тесно связаны со стратегическим, экономическим и социальным развитием страны. Система принципов предпринимательского права, с одной стороны, устойчива в силу закрепления базовых установлений, определяющих основы экономической деятельности на конституционном уровне, с другой стороны, весьма гибкая ввиду специфики российской модели экономики, а также институтов составляющих предпринимательское право. В статье рассмотрены принципы, лежащие в основе российской модели предпринимательского права, и отмечены принципы, являющиеся инновационными в российской модели предпринимательских отношений.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть учтены законодателем, а также использованы в преподавании дисциплины «Предпринимательское право».
Ключевые слова: предпринимательское право, принципы права, экономические отношения, свобода предпринимательской деятельности, рыночные отношения, тенденции развития
Благодарности. Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 19-011-00058 и СПС «КонсультантПлюс».
PRINCIPLES OF BUSINESS LAW: TRADITION AND INNOVATION
S. Glotov, I. Aleshkova
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul, Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract.
Aim. To analyze the principles of economic development in the systemic relationship with the principles of business law.
© CC BY Глотов С А. , Алешкова И . А. , 2020.
vrny
Methodology. When conducting the research, general logical methods (analysis, synthesis, generalization) were used as general scientific methods, as well as specific scientific methods (formal legal and comparative legal) in their various combinations.
Results. The authors emphasize that entrepreneurial relations are part of economic relations and, accordingly, the principles that form the basis of the Russian model of business law are closely related to the strategic, economic and social development of Russia. The system of principles of business law, on the one hand, is stable due to the consolidation of the basic provisions that determine the foundations of economic activity at the constitutional level; on the other hand, it is very flexible due to the specifics of the Russian economic model, as well as the institutions that make up business law. The article shows the principles that form the basis of the Russian model of business law and points out the principles that are innovative in the Russian model of business relations.
Research implications. The results of this study can be taken into account by legislators, and also used in teaching the discipline «Business Law».
Keywords: business law, principles of law, economic relations, freedom of entrepreneurial activity, market relations, development trends
Acknowledgments. This research was supported by an RFBR grant № 19-011-00058 and LRS «ConsultantPlus».
- принцип свободы предпринимательской деятельности;
- принцип свободы конкуренции; принцип юридического равенства
Введение
Принципы российского предпринимательского права, включая в свою систему ряд принципов гражданского, коммерческого, корпоративного, договорного и хозяйственного права, являются не только значимыми регуляторами экономических отношений, но и выражают общую направленность развития российской модели экономических отношений
Система принципов российского предпринимательского права, ввиду многогранности затрагиваемых сфер, характеризуется гибридностью и многообразием, т к , с одной стороны, включает в своё содержание устоявшиеся веками требования к осуществлению экономической деятельности, с другой стороны, содержит гибкие, меняющиеся в зависимости от политических, стратегических, экономических, социальных факторов компромиссные установки
Среди принципов предпринимательского права можно выделить: - принцип свободы договора;
форм собственности;
- принцип законности в предпринимательской деятельности;
- принцип единства экономического пространства;
- принцип запрета недобросовестной конкуренции;
- принцип запрета произвольного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
- принцип ограничения монополистической деятельности [1; 4; 5; 11].
Первичными и главными сентенциями появления обозначенных принципов были такие социальные ценности как свобода, равенство, порядок, добросовестность, партнёрство, солидарность, благотворительность и единство Они выступали регуляторами товаро-производственных и товарообменных отношений ещё задолго до образования государства и послужили предпосылками создания принципа вознаграждения за труд и принципа общей пользы
Vrny
¡$$N2072-8557 ^
Принципы предпринимательского права
В настоящее время государство посредством создания требований и гарантий (принятие соответствующих правовых предписаний) обеспечивает возможность реализации предпринимательской деятельности и формирует условия для её осуществления в условиях рыночных отношений. Рынок как площадка реализации предпринимательской деятельности является уникальным изобретением человечества. При этом рынок сам в состоянии регулировать многие отношения товарного производства и товарного обмена, купли продажи и др . явлений, вытекающих из действий объективных экономических законов
Соответственно, принципы как регуляторы выступают существенным элементом правового регулирования в экономических отношениях, одной из разновидностей которых являются предпринимательские отношения
Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность осуществляется на основе приоритетных принципов - публичного интереса, государственного контроля, безопасности и общенародной собственности В условиях интенсивного развития законодательства конструктивный подход, опирающийся на принципы предпринимательского права, является оптимальной моделью [9, с . 40-49]. В этом плане задача законодателя - не вмешиваться в те отношения, которые саморегулируются рынком [12, с . 12].
Доминирование государственного участия и интенсивное развитие цифровой экономики не могло не сказаться на принципах предпринимательского права [10].
Принципы эффективности использования бюджетных средств, рацио-
| 2020 / № 4
нального использования бюджетных средств, подконтрольности использования бюджетных средств, платного природопользования, рационального природопользования, индексации, конкуренции, многообразия форм собственности, достоверности бюджета, дифференциации государственного бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов, надлежащего финансового обеспечения организации и деятельности государственной власти, сформировавшие как каркас устойчивого развития экономики, развиваются, с одной стороны, автономно, а с другой стороны, очевидна их диалектическая взаимосвязь с принципами предпринимательского права Данные принципы создают основу для организации и деятельности в сфере предпринимательских отношений, в которых одним из субъектов выступает государство в лице его органов
Развитие современного информационного общества, введение цифровых технологий неизбежно вносит значительные изменения в тактику и стратегию экономического развития государств . Большинство принципов предпринимательского права системно взаимосвязаны с принципами экономического развития и имеют свои критерии реализации В первую очередь, это принципы свободы предпринимательской деятельности, свободы перемещения товаров и др Свобода заканчивается там, где требуется обеспечить сохранность и незыблемость основ конституционного строя и безопасности государства
Вместе с тем имеются основополагающие принципы для реализации всех иных принципов предпринимательского права: принцип экономического
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция
плюрализма; принцип экономического суверенитета; принцип добровольного сотрудничества; принцип добросовестности; принцип бережного отношения и сохранения ценных активов (экономического, экологического, политического и социального) государства.
Данные принципы направлены как на развитие рыночной экономики, так и не менее важны для оптимизации государственной экономической деятельности, сбалансированного развития государства и гражданского общества. Они играют существенную роль в обеспечении соответствия институтов государства потребностям функционирования демократического информационно развитого общества. В сочетании с иными общими принципами права, в частности, с принципом государственной безопасности, принципы экономического развития выступают как действенные регуляторы общественных отношений
В целом система принципов, составляющие основу российской модели предпринимательского права, как правило, включает традиционные для рыночных отношений принципы, а также принципы, которые находят своё закрепление в специальном законодательстве, регулирующем порядок организации и функционирования определённых институтов предпринимательского права Например, в ст. 5 Федерального закона № 224-ФЗ13 «О государственно-частном партнёрстве, муниципаль-но-частном партнёрстве в Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, в качестве принципов обозначены:
1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-Ф313 «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации, и внесении изме-
- открытость и доступность информации о государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
- обеспечение конкуренции;
- отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;
- добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;
- справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;
- свобода заключения соглашения
К числу принципов института технического регулирования в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 184-Ф314 «О техническом регулировании»2 относятся:
- принципы соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, уровню научно-технического развития;
- единая система и правила аккредитации;
- единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок и т д
Принципы института лицензирования формально определены в ст. 4 Федерального закона № 99-Ф315 «О лицензировании отдельных видов деятельности»3:
нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015 . № 29 (Ч . I). Ст. 4350.
2 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ О
техническом регулировании // Собрание законодательства РФ . 2002. № 52 (Ч . 1). Ст. 5140 .
3 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-Ф315 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ 2011. № 19 .Ст. 2716.
V11V
¡$$N2072-8557 ^
- установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
- единый порядок лицензирования;
- открытость и доступность информации о лицензировании и т п
В Указе Президента РФ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1 достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство определены как национальные цели развития Российской Федерации
Соответственно, для их достижения в условиях стремительно развивающихся отношений в сфере предпринимательской деятельности особое значение приобретают такие инновационные принципы как принцип устойчивого развития, принцип конституционной сдержанности, а также принцип поддержания доверия к закону и действиям государства, которые выполняют стабилизирующие функции применительно к тем сферам общественных отношений, которые в настоящее время не получили должного нормативно-правового обеспечения, а также оказывают существенное влияние на конкурентоспособность отечественной юрисдикции
Принцип устойчивого развития определяет требования по осуществлению ряда гарантий, затрагивающих социально-экономическую сферу жизнедеятельности общества, в их числе:
- требования, касающиеся предоставления нуждающимся помощи и защиты, благоприятных условий труда;
- справедливое вознаграждение за труд;
- защита прав потребителей;
1 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета . 2020. 22 июля .
I 2020 / № 4
- производство качественных продуктов;
- повышение качества жизни и справедливое распределение доходов;
- охрана здоровья, социальная защита и т п
В отношении коллективного права народов на развитие принцип устойчивого развития определяет направление совершенствования таких мер, как:
- улучшение положения развивающихся стран в международной торговле, в частности, путём обеспечения им благоприятных условий торговли и справедливых и выгодных цен для сбыта их товаров;
- оказание большей помощи и на более благоприятных условиях;
- облегчение условий займов развивающимся странам путём установления низких процентных ставок на займы и длительных льготных сроков их погашения;
- предоставление технической, финансовой и материальной помощи, в т. ч . для создания благоприятных условий для эксплуатации такими странами их национальных ресурсов и природных богатств;
- введение общей, не основанной на взаимности, недискриминационной системы преференций для экспорта из развивающихся стран в развитые;
- передача технических знаний, включая технологии производства и патенты и др 2
Принцип конституционной сдержанности стал использоваться как контекстуальный антоним термина «активизм» Появление данного принципа
2 Декларации ООН о праве на развитие от 04.12.1986 // ООН: [сайт]. https://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/ right_to_development. shtml (дата обращения: 20.03.20).
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция
было обусловлено потребностью развития «гибкой» концепции рыночной экономики, основанной на взаимном контроле при самостоятельности и независимости субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность Принцип конституционной сдержанности предполагает обязательное соблюдение требований осторожности, разумности и последовательности, выполнение которых обеспечивает надёжность правовых гарантий, устойчивость сформировавшейся модели современной рыночной экономики В условиях формирования правового поля цифровой экономики данный принцип имеет существенное значение, ибо именно он способен стать сдерживающей детерми-нантой, обеспечивающей недопущение перехода открытой рыночной экономики в теневую рыночную экономику
Принцип поддержания доверия к закону и действиям государства, в содержание которого включены такие морально-этические элементы, как добросовестность, верность, честность, порядочность, солидарность и др в основном в цивилистике и употребляется при характеристике таких институтов как доверительное управление имуществом, товарищество на вере, институт представителей и пр [3; 8]
В данных видах правоотношений доверие возникает между практически равными субъектами права
Исходя из того, что приоритетным направлением развития России является формирование общества, основанного на «доверии к публичной власти»1, кате-
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ 2008 № 47 Ст 5489
гория «доверие» стала активно использоваться для обозначения вектора развития государственной деятельности и взаимоотношений между личностью, обществом и государством . Государство стимулирует развитие правоотношений, основанных на доверии, в т ч создаёт конструкции ответственности за злоупотребление доверием лиц, осуществляющих публичную власть По сути, это позитивные превентивные меры, т к доверие между гражданским обществом и государством, особенно в кризисных ситуациях, реально может стать основой для формирования позитивных тенденций конституционного развития и конституционного правоприменения [12, с . 19-26].
3аметной тенденцией развития современного права является расширение влияния принципов права как регуляторов общественных отношений на международно-правовом и национально-правовом уровнях
Общими принципами взаимодействия в экономической сфере для всех стран мира являются:
- принцип незыблемости суверенитета государств при осуществлении экономической деятельности;
- принцип суверенитета государств над своими ресурсами и экономической деятельностью - право государств владеть и использовать свои ресурсы на благо своего народа;
- принцип мирного урегулирования экономических споров;
- принцип взаимовыгодного сотрудничества государств с целью развития
- принцип открытости и либерализации национальной экономики;
- принцип добросовестной конкуренции;
- принцип добровольного сотрудничества
ISSN 2072-8557^
Анализ содержания конституций различных стран мира позволяет выделить ставшие классическими принципы экономического развития:
• принцип многообразия форм собственности;
• принцип свободы экономической деятельности;
• принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
• принцип единства кредитно-денежной системы;
• принцип запрета монополии;
• принцип равенства субъектов экономических отношений;
• свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности;
• принцип неприкосновенности частной собственности;
• принцип запрета на лишение имущества иначе как по решению суда и
др -1 •
Для успешного развития конкурентоспособной России важно синтезировать традиционные и инновационные принципы и применять их с учётом их диалектического единства [13].
Так, например, диалектическая взаимосвязь принципов конкуренции и устойчивого развития социально-экономической сферы жизни выражается в их системном развитии и взаимозависимости; в субсидиарности взаимодействия; не идентичном по степени и формам, но в равнозначном по важности влиянии указанных принципов на
1 Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония, Бразилия: учебное пособие / сост. В . В . Маклаков . М . : Волерс Клувер . 2010 . 656 с
| 2020 / № 4
процессы функционирования и развития экономических отношений
В целом можно выделить ряд закономерностей диалектической взаимосвязи традиционных и инновационных принципов предпринимательского права, в их числе:
1 системное развитие принципов предпринимательского права;
2 взаимозависимость принципов предпринимательского права;
3 субсидиарность действия принципов предпринимательского права;
4 равнозначное по значению влияние традиционных и инновационных принципов экономического развития в процессе их реализации
Вместе с тем следует отметить, что существует прерывность развития ряда принципов предпринимательского права В частности, такой важный принцип участия предпринимателей в благотворительности длительный период времени был безосновательно забыт Надежда на его возрождение появилась с закреплением в Конституции РФ положения, однако практика его реализации недостаточно эффективна и результативна Также практически не уделяется внимание принципам конкурентоспособности отечественной юрисдикции, сбалансированной инновационной финансовой активности, конструктивной электронной открытости и др.
Ещё одним моментом, на который следует обратить внимание, является тот факт, что необходимо конкретизировать некоторые принципы предпринимательского права Например, актуальным является вопрос, что следует понимать под принципом добросовестной конкуренции Не исключены случаи, когда термин добросовестность как морально-нравственная категория трактуется по-разному
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция
V4118y
Заключение
Тенденции и перспективы развития предпринимательства России сегодня нельзя назвать позитивными. Исходя их статистических данных Федеральной службы государственной статистики, можно сделать вывод, что в России наблюдается хроническая «депопуляция» бизнеса. Так, за 2017-2019 гг. ликвидировано в 2 раза больше предприятий, чем создано новых:
- 2017 г. : создано - 359 430, закрыто - 510 669;
- 2018 г. : создано - 290 288, закрыто - 622 111;
- 2019 г. : создано - 264 595, закрыто - 611 7551 .
В 2020 г. ситуация в этой сфере ещё хуже. Закрытие предприятий ведёт к уменьшению количества рабочих мест и негативно сказывается в целом на развитии экономики . По данным Росстата, с 2016 по 2018 г. в стране было ликвидировано примерно на 92 тыс рабочих мест больше, чем создано новых2
Как подчёркивают аналитики, «сокращение зарплатного фонда страны связано с несколькими факторами: прямым урезанием зарплат или надбавок, уменьшением общего числа занятых, переводом части сотрудников на неполный рабочий день»3
Заменить их моделью «самозанятых» не представляется перспективным, хотя потенциал самозанятых оценивается в
1 Демографические показатели предприятий
по видам экономической деятельности // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://www. gks . ru/storage/ mediabank/bush-dem1.htm (дата обращения: 21.07.2020).
2 Башкатова А . Депопуляция бизнеса стала хронической // Независимая газета . 2020. 1 марта .
3 Башкатова А . Каждый пятый работник поте-
рял треть оклада // Независимая газета 2020
12 июля .
16 млн чел . Так, в 2019 г. в 4 регионах, где проводился эксперимент по самозанятости, таковыми зарегистрировалось чуть более 250 человек, а ведь этот эксперимент проходил в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области - регионах экономического роста. А. Башкатова, анализируя экономические показатели России, подчёркивает тенденцию к спаду российской экономики и отмечает, что «какой прогноз ни возьми, итоги года будут неутешительными»4
Негативные последствия сокращения числа предприятий и рабочих мест, рост напряжённости на рынке труда, замедление роста заработных плат -всё это мешает устойчивому развитию российской экономики и минимизирует надежду на то, чтобы «победить бедность в богатой стране» По официальным данным, в 2019 г. в России порядка 20 млн бедных - это люди, чей месячный доход ниже прожиточного минимума5
При этом важно подчеркнуть, что существенно изменилась система ценностей, с которыми большинство людей ассоциируют своё благосостояние В частности, А Бондаренко отмечает, что в их числе «первый показатель - стоимость бензина; второй - приобретение новых автомобилей; третий - покупка смартфонов, который стал предметом первой необходимости» . Удивительно, но факт: всё чаще человек сначала покупает новый гаджет, а затем новую одеж-
4 Башкатова А . По экономическим показателям Россия осталась на уровне 2010 года // Независимая газета 2020 22 июля
5 Раскина Ю . У бедности есть черты генетических заболеваний // Meduza: [сайт]. URL: https://meduza . io/feature/2020/01/06/u-bednosti-est-cherty-geneticheskih-zabolevaniy (дата обращения: 23 07 2020)
¡$$N2072-8557 ^
ду, более того, 25-30% смартфонов приобретается в кредит1
Некоторый оптимизм относительно перспектив развития экономики и социальных отношений, а также действенной реализации принципов предпринимательского права вызвывают изменения, внесённые в Конституцию РФ в 2020 г. 2 . Наконец-то акцентировано внимание на значимых конституционных приоритетах, способствующих устойчивому экономическому росту государства Своё конституционное выражение получили принципы взаимного доверия, уважения труда граждан и социального партнёрства (ст. 751) . Важным является и концентрация внимания на значимости принципов си-
1 Бондаренко А Искусственный интеллект спрогнозировал будущее постковидной экономики // Российская газета. 2020. 23 июля .
2 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФК3 «О совершенствовании
регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ 2020 № 11 Ст 1416
| 2020 / № 4
стемы пенсионного обеспечения (п 6 ст 75) Одним из главных направлений деятельности Правительства РФ определено содействие развитию предпринимательства и частной инициативы (п . е3 п . 1 ст. 114) . Доминирование обозначенных принципов, наряду с тенденцией централизации и консолидации государственных институтов, в сфере предпринимательской деятельности видится перспективным и оправданным
Следует также отметить, что существенное значение имеет диалектическая взаимосвязь как традиционных, так и инновационных принципов предпринимательского права Важно при этом сохранить и обеспечить действенность традиционных, выверенных жизнью принципов предпринимательского права, которые доказали положительное влияние на развитие экономики и сформировали позитивную практику реализации инновационных принципов предпринимательского права
Статья поступила в редакцию 25.09.2020 г.
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция
ЛИТЕРАТУРА
1. Белых В. С. К вопросу о принципах предпринимательского права // Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности / отв . ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М. : Юстиц- информ, 2016 . С. 29-34.
2. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М. : Проспект, 2005 430 с
3. Беневоленская 3. Э . Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства: монография. М. : Проспект, 2017. 304 с.
4. Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М. : Юристъ, 2002. 286 с.
5 . Лаптев В . В. Предмет и система хозяйственного права. М. : Юридическая литература,
1969 175 с
6 . Львов Ю . А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб . , 1992. 382 с.
7 Мамутов В К Совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности (методология, направления). Киев: Наукова думка, 1982. 238 с
8 Нам К В Принцип добросовестности: развитие, система, проблемы теории и практики М. : Статут, 2019. 278 с.
9 . Певцова Е. А. , Соколов Н. Я. Профессиональное поведение юристов в электронном го-
сударстве в случаях несовершенства законодательства // Журнал российского права. 2018 . № 6 (258). С 40-49.
10 . Принципы конкуренции и устойчивого развития в экономике: диалектика взаимодей-
ствия в контексте информационной глобализации / И. В . Ростовщиков, И. А. Умнова-Конюхова, И . А. Алешкова, А. В . Сердюк // Springer Nature Switzerland / под ред . А. О . Иншакова, Е. И. Иншакова. 2019 . С. 503-510.
11. Современное предпринимательское право / И . В . Ершова, Л. В . Андреева, Н . Г. Апресова и др . М . , 2014. 344 с .
12. Умнова (Конюхова) И . А. Тенденции конституционного развития и конституционного правоприменения в условиях угроз и вызовов человечеству // Государство и право 2018 . № 2. С. 19-26 .
13. Kudrin A. , Mau V. The principles and goals of the Russian state in the twenty-first // Russia: Strategy, Policy and Administration. 2017. P. 17-29 .
REFERENCES
1. Belyh V. S . K voprosu o principah predprinimatel'skogo prava // Problemy realizacii principov prava v predprinimatel'skoj deyatel'nosti / otv. red. V. A. Vajpan, M. A. Egorova. M. : YUstic-inform, 2016 . S . 29-34.
2. Belyh V. S . Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti v Rossii. M. : Prospekt, 2005 430 s
3. Benevolenskaya Z. E . Doveritel'noe upravlenie imushchestvom v sfere predprinimatel'stva: monografiya. M. : Prospekt, 2017. 304 s.
4 . Gadzhiev G . A . Konstitucionnye principy rynochnoj ekonomiki (razvitie osnov grazhdanskogo
prava v resheniyah Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii). M . : YUrist", 2002. 286 s .
5 . Laptev V. V. Predmet i sistema hozyajstvennogo prava. M. : YUridicheskaya literatura, 1969.
175 s
6 . L'vov YU. A . Osnovy ekonomiki i organizacii biznesa. SPb . , 1992. 382 s .
7 . Mamutov V. K. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya hozyajstvennoj deyatel'nosti
(metodologiya, napravleniya). Kiev: Naukova dumka, 1982. 238 s.
8 . Nam K. V. Princip dobrosovestnosti: razvitie, sistema, problemy teorii i praktiki. Moskva:
Statut, 2019. 278 s .
9 . Pevcova E . A. , Sokolov N . YA . Professional'noe povedenie yuristov v elektronnom gosudarstve
v sluchayah nesovershenstva zakonodatel'stva // ZHurnal rossijskogo prava. 2018 . № 6 (258). S. 40-49.
10 . Principy konkurencii i ustojchivogo razvitiya v ekonomike: dialektika vzaimodejstviya v
kontekste informacionnoj globalizacii / I. V. Rostovshchikov, I . A. Umnova-Konyuhova, I. A. Aleshkova, A. V. Serdyuk // Springer Nature Switzerland / pod red. A. O. Inshakova, E. I . Inshakova. 2019 . S. 503-510. 11. Sovremennoe predprinimatel'skoe pravo / I . V. Ershova, L. V. Andreeva, N . G . Apresova i dr. M . , 2014. 344 s .
12 . Umnova (Konyuhova) I . A . Tendencii konstitucionnogo razvitiya i konstitucionnogo pravoprimeneniya v usloviyah ugroz i vyzovov chelovechestvu // Gosudarstvo i pravo . 2018 . № 2. S. 19-26 .
13. Kudrin A. , Mau V. The principles and goals of the Russian state in the twenty-first // Russia: Strategy, Policy and Administration. 2017. P. 17-29 .
V12y
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Глотов Сергей Александрович - доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Алешкова Ирина Александровна - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Научной лаборатории проблем развития современного права, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Sergey A. Glotov - Dr. Sci . (Law), Cand. Sci . (Philosophy), Prof. , Department of Entrepreneurial Law, Faculty of Law, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Irina A. Aleshkova - Cand . Sci . (Law), Assoc . Prof. , Senior Researcher, Scientific Laboratory for the Development of Modern Law, Department of Law, INION RAS, Moscow Region State University; e-mail: ialeshkova@mail . ru
Глотов С. А. , Алешкова И . А. Принципы предпринимательского права: традиции и инновации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2020. № 4 . С . 112-122 . БО!: 10.18384/2310-6794-2020-4-112-122
Glotov S . A . , Aleshkova I . A . Principles of Business Law: Tradition and Innovation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2020, no . 4, pp . 112-122 . DOI: 10.18384/2310-6794-2020-4-112-122
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
FOR CITATION