Научная статья на тему 'К вопросу о системе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации'

К вопросу о системе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

810
106
Поделиться
Ключевые слова
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (АДМИНИСТРАЦИЯ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГУБЕРНАТОР / ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ (КРАЯ) / ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Опрятов В. И.

Эволюция правового статуса системы органов исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации, как край и область, достигла момента, когда назрела насущная необходимость её унификации на федеральном уровне. Принятие федеральных модельных актов, закрепляющих общие принципы создания и деятельности всей системы органов исполнительной власти на уровне субъекта Российской Федерации, позволило бы оптимизировать государственное управление на региональном уровне, способствовало бы решению многих проблемных вопросов, встающих перед «вновь наделёнными полномочиями » губернаторами на начальном этапе формирования собственной системы органов исполнительной власти, и укрепило бы вертикаль исполнительной власти России в целом.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Опрятов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»

ПРАВ О

В. И. ОПРЯТОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Орловского государственного университета

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эволюция правового статуса системы органов исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации, как край и область, достигла момента, когда назрела насущная необходимость её унификации на федеральном уровне. Принятие федеральных модельных актов, закрепляющих общие принципы создания и деятельности всей системы органов исполнительной власти на уровне субъекта Российской Федерации, позволило бы оптимизировать государственное управление на региональном уровне, способствовало бы решению многих проблемных вопросов, встающих перед «вновь наделёнными полномочиями» губернаторами на начальном этапе формирования собственной системы органов исполнительной власти, и укрепило бы вертикаль исполнительной власти России в целом.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, система органов исполнительной власти (администрация) субъекта Российской Федерации, губернатор, глава администрации области (края), высший орган исполнительной власти (правительство) субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание, что государственно-правовую систему разработать в проекте и осуществить затем на практике невозможно, то есть теория должна следовать за практикой, мы, раскрывая юридические, политологические и социологические основы построения систем органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, в первую очередь опираемся на изучение практического применения правовых норм, реализующих общественные отношения, правовое регулирование которых Конституцией РФ и федеральным законодательством1 отнесено к ведению субъектов Федерации или к их совместному ведению с Российской Федерацией.

В этой связи было странным открыть новый учебник административного права выдающихся правоведов, обнаружить в нём главу 11 «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации», отражающую реалии 1994 года и опирающуюся на давно уже не действующие Указы Президента РФ № 1723 от 22 октября 1993 г. и № 1969 от 3 октября 1994 г.2. Если теория на 15 лет отстаёт от практики, то что можно сказать о самой практике?

Собственная система органов исполнительной власти субъектов Федерации, имеющая достаточно сложное и неоднозначное для разных регионов организационное

© В. И. Опрятов

ПРАВО

выражение, по истечении последних 10 лет только в 12 субъектах, входящих в Центральный федеральный округ, не была приведена в соответствие с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ» 1999 года3. В 10 из них, а в целом по Российской Федерации в 37 субъектах до сих пор сохранены администрации, включающие в себя: губернаторов или глав администраций; их заместителей или вице-губернаторов; руководителей органов исполнительной власти края, области; отраслевых и территориальных структурных подразделений, других коллегиальных органов (правительств, коллегий, советов и т.д.), что полностью не отвечает современным реалиям государственного регионального строительства.

Здесь кажется логичным в отдельных субъектах в целях сохранения правовой легитимизации наименования должности «Глава администрации» на федеральном уровне законодательно закрепить понятие администрации края, области как системы органов исполнительной власти субъекта Федерации, состоящей из высшего должностного лица, высшего органа исполнительной власти и других органов исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, как это сделано в Орловской области4.

И наконец, в целях усиления взаимодействия федерального уровня исполнительной власти и

органов исполнительной власти субъектов Федерации между собой, выработки согласованных решений по вопросам их социально-экономического развития, разрешения проблемы двойного подчинения территориальных федеральных органов исполнительной власти и ликвидации двухуровневоети правового регулирования их деятельности, в целях укрепления единой вертикали исполнительной власти предлагается в субъектах Федерации образовывать Правительства во главе с Губернатором (Главой администрации) в качестве высшего коллегиального органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включающие в себя по должности руководителей территориальных федеральных органов, действующих в регионе и разрешающих вопросы, отнесенные к исключительному ведению Федерации и к их совместному ведению, руководителей иных территориальных органов специальной компетенции, создаваемых в соответствии с региональным законодательством, а также иных должностных лиц по согласованию с законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. В этой связи необходимым является разработка и принятие федеральных модельных нормативно-правовых актов, способствующих унификации организационных структур органов исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации.

Примечания

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года // Российская газета. № 237. 25.12.1993.; Федер. закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: принят Гос. Думой 22 сентября 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005 и др.

2. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М. Административное право России: учеб., 2-е изд., перераб. и доп. / Б.Н. Габричидзе. М.: Проспект, 2009. С.141-149.

3. Закон Курской области «О схеме управления Курской области»: принят Курской областной Думой 07 февраля 2002 г.// Курская правда. 2002. 23 марта.; Закон Московской области «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области»: принят Московской областной Думой 26 марта 2004 г.; Закон Московской области «О схеме управления Московской областью»: принят Московской областной Думой 13 марта 2000 г.; Закон Московской области «О структуре Правительства Московской области»: принят Московской областной Думой 14 марта 2000 г. и др.

4. Закон Орловской области «О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области»: принят Орловским областным Советом народных депутатов 30 ноября 2001 г.// Орловская правда. — 2001. — 15 декабря; Закон Орловской области «О схеме управления Орловской областью»: принят Орловским областным Советом народных депутатов 30 ноября 2001 г. //Орловская правда. — 2001. — 15 декабря.

Evolution of a legal status of system of enforcement authorities of such subjects of the Russian Federation as edge and area has reached such moment when the absolute must of its unification at federal level has ripened. Acceptance of federal modelling certificates fixing the general principles of creation and activity of all system of enforcement authorities at level of the subject of the Russian Federation would allow to optimise the government at regional level, would promote the decision of many problem questions rising before «again allocated powers» governors at the initial stage of formation of own system of enforcement authorities and would strengthen a vertical of an executive power of Russia as a whole.