Научная статья на тему 'К вопросу о силах, действующих в гребной механической системе академической лодки'

К вопросу о силах, действующих в гребной механической системе академической лодки Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
510
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛОДКА / ГРЕБНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДВИЖУЩАЯ СИЛА / СИЛА / ПРИЛОЖЕННАЯ К РУКОЯТКЕ ВЕСЛА / ЛОПАСТИ ВЕСЛА / ВЕРТЛЮГУ / ПОДНОЖКЕ / СИЛА РЕАКЦИИ ВОДЫ НА ЛОПАСТЬ ВЕСЛА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Белоусов Сергей Игоревич

В статье рассматривается взаимодействие сил в гребной механической системе академической лодки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Белоусов Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on the forces operating in rowing mechanical system of the academic boat

The article considers the interaction of forces in rowing mechanical system of the academic boat.

Текст научной работы на тему «К вопросу о силах, действующих в гребной механической системе академической лодки»

исправительной системы. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава по разработке оптимальной модели тренировки по боевым приемам борьбы для сотрудников УИС. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для разработки оптимальной модели тренировки по боевым приемам борьбы для сотрудников УИС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.

REFERENCES

1. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

Контактная информация: a_baturin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2016

УДК 797.123

К ВОПРОСУ О СИЛАХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ГРЕБНОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛОДКИ

Сергей Игоревич Белоусов, инженер-исследователь, Санкт-Петербургский НИИ физической культуры (ФГБУ СПб НИИФК)

Аннотация

В статье рассматривается взаимодействие сил в гребной механической системе академической лодки.

Ключевые слова: академическая лодка, гребная механическая система, движущая сила, сила, приложенная к рукоятке весла, лопасти весла, вертлюгу, подножке, сила реакции воды на лопасть весла.

TO THE QUESTION ON THE FORCES OPERATING IN ROWING MECHANICAL SYSTEM OF THE ACADEMIC BOAT

Sergey Igorevich Belousov, the research engineer, St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

The article considers the interaction of forces in rowing mechanical system of the academic boat.

Keywords: academic boat, rowing mechanical system, motive power, force enclosed to the handle of an oar, blade of an oar, to the swivel, footstep, and force of reaction of water on the blade of an oar.

Механизм взаимодействия гребной механической системы академической лодки с водой в настоящее время, казалось бы, досконально изучен при помощи инструментов биомеханики и математики. Но и сейчас особенности работы этой системы продолжают привлекать биомехаников спорта.

Существует мнение, что сила, движущая лодку вперёд - это направленная по ходу лодки составляющая силы реакции воды, которая приложена к лопасти весла [1]. Это утверждение требует уточнения (далее в тексте под "силами" будут подразумеваться их составляющие, действующие в направлении движения лодки).

Точка приложения усилия, продвигающего лодку вперёд, находится на вертлюге лодки. И расположена она между точками приложения двух сил: силой реакции воды на лопасть весла, и силой, с которой гребец тянет за рукоятку [2, 3].

Понятие "сила" подразумевает конкретную точку её приложения, и сила реакции воды, действующая на лопасть, не продвигают лодку вперёд, а только численно равна силе, которая участвует в продвижении лодки и приложена к одному из двух вертлюгов. Поэтому можно сказать, с некоторой долей условности, что сила, продвигающая лодку, имеет две составляющие, приложенные к вертлюгам.

Рассмотрим взаимодействие сил, действующих в гребной механической системе академической лодки.

Сила реакции воды фиксирует в продольном направлении ось вращения рычага второго рода, каким является весло академической лодки (без этого весло не могло бы работать как рычаг и продвигать лодку вперёд). Фиксация лопасти весла в воде в данном случае - понятие условное, потому что сила реакции воды полностью не останавливает перемещение лопасти в воде во время гребка, а сводит это перемещение к минимуму -происходит так называемое "всплывание" лопасти, и тем меньшее, чем с большим усилием (чем с большей скоростью) гребец тянет за рукоятку.

Сила реакции воды, действуя в паре с силой тяги за рукоятку, создаёт "рабочую силу" на вертлюге. А вот уже удвоенная (по количеству вёсел) сила на вертлюге, складываясь с противоположно направленной составляющей силы, с которой гребец давит на подножку, в результате даёт силу, продвигающую лодку вперёд, и сила эта равна по величине удвоенной силе реакции воды на лопасть вёсла.

Сумма сил на двух рукоятках всегда уравновешивается силой на подножке. Эти силы действуют всегда в паре, противоположно направлены и равны по величине, как силы действия и противодействия. При этом они определяют силу, с которой лопасть весла действует на воду, а, значит, и силу реакции воды.

Внутренний рычаг весла академической лодки примерно в 2,5 раза меньше внешнего, поэтому для уравнивания моментов вращения относительно оси вертлюга сила тяги за рукоятку должна быть в 2,5 раза больше силы давления лопасти на воду и силы реакции воды (соотношение этих сил равно 2,5:1).

Сила тяги за рукоятку и сила реакции воды в сумме дают силу на вертлюге, поэтому получается, что сила на вертлюге в 3,5 раза больше силы реакции воды на лопасть весла. Проиллюстрируем сказанное схемой на рисунке, на которой показан момент прохождения вёслами перпендикуляра к корпусу лодки (отношение размера внешнего рычага весла к внутреннему изменено). При других положениях вёсел аналогичным образом рассматриваются направленные по ходу движения лодки, составляющие соответствующих сил.

Обозначения, принятые на рисунке:

/Л - сила давления лопасти весла на воду...............................................(1 часть).

/*рв - сила реакции воды на лопасть весла...............................................(1 часть).

Рдв - сила, движущая лодку вперёд..........................................................(2 части).

/р - сила тяги за рукоятку весла...............................................................(2,5 части).

^ - сила, возникающая на вертлюге вследствие действия на весло силы тяги за

рукоятку и силы реакции воды на лопасть весла...............................................(3,5 части).

- сила на подножке...............................................................................(5 частей).

Кроме этого, примем, что:

а - внешний рычаг весла (расстояние от точки приложения силы реакции воды на лопасть весла до оси вращения весла на вертлюге);

Ь - внутренний рычаг весла (расстояние от точки приложения силы, действующей на рукоятку весла, до оси вращения весла на вертлюге).

С учётом вышесказанного, для приведённых величин будут справедливы следующие равенства:

Р =2 5Р

р рв

Рв ^р ^^рв 2,Щв ""Ъ^рв

(1) (2)

Рп = 2^.....................................................................

^дв — — РП — 7 — 2 — 7/^в — — 2ЕрВ.

.(3) .(4)

^рвП)

1 Рдв<1)

(2,5)

Направление движения лодки

с д. р — с *р ' грв гв

^гр гп

Рисунок - Схема сил, действующих в академической лодке и участвующих в образовании движущей силы

Моменты вращения относительно оси вертлюга равны:

Ррв ха = Рр хЬ.

Поэтому величина силы на рукоятке будет рассчитываться, как

р — _ р

ГР ь рв •

При этом величина усилия на подножке примет следующее выражение:

Рп 2/*Р 2 ^ Ррв

. (5) . (6) .(7)

Тогда в общем виде уравнения (2) и (4) будут выглядеть так:

Рв = Рр+Ррв =^Ррв + Ррв = (§ +1)Грв .........................................................(8)

^в = 2/^ — /п = 2 (|+1) Ррв -2 ^ = 2^в............................................(9)

То есть сила, продвигающая лодку вперёд и приложенная к вертлюгам, численно равна удвоенной силе реакции воды на лопасть весла.

Надо отметить, что при работе в лодке необходимо ощущение "единства системы", то есть чувство объединения гребца и лодки в единое целое - гребную механическую систему. Это способствуют рационализации гребли, то есть повышению средней скорости движения лодки при тех же энерготратах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребной спорт : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Т.В. Михайловой. - М. : Академия, 2006. - 400 с.

2. Кирсанов, В.А. Техника и биомеханика академической гребли / В.А. Кирсанов, В.В. Клешнев ; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 1996. - 50 с.

3. Клешнев, В.В. Новости Февраля: Соотношение сил на лопасти и рукоятке [Электронный ресурс] / В. В. Клешнев // Новости Биомеханики Гребли. - 2014. - № 155. - Режим доступа: http://www.biorow.com/RBN ru2014 files/2014RowBiomNewsRu02.pdf. - (дата обращения 01.03.2015 г.).

REFERENCES

1. Ed. Mikhaylova, T.V. (2006), Rowing: the textbook for students of the highest pedagogical educational institutions, Academy, Moscow.

2. Kirsanov, V.A. and Kleshnev, V.V. (1996), Technic and biomechanics of rowing, Lesgaft Academy, St. Petersburg.

3. Kleshnev, V.V. (2014), News of February: "Ratio of forces on the blade and the handle", News Biomechanics rowing, No. 155, available at: http://www.biorow.com/RBN ru 2014 files/2014 RowBiomNewsRu02.pdf.

Контактная информация: sb1219@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2016

УДК 796.07

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО

АРМЕЙСКОМУ БИАТЛОНУ

Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург, Максим Владимирович Лисичкин, соискатель, Военная академия войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского, Смоленск

Аннотация

Обоснована ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону. Этими условиями являются: подбор наиболее эффективных упражнений для тренировки биатлонистов, обеспечивающих высокий уровень готовности к соревнованиям; разработка технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки; направленность основных усилий на повышение психологической устойчивости биатлонистов во время стрельбы в ходе соревнований. Менее значимыми условиями являются: создание соревновательной обстановки в ходе тренировочного процесса, а также во время стрельбы на огневом рубеже; постоянное использование в тренировочном процессе стрельбы из пневматической винтовки на фоне высокой физической нагрузки; применение средств во время тренировки, повышающих концентрацию внимания во время стрельбы.

Ключевые слова: армейский биатлон; психолого-педагогические условия; качественная подготовка спортсменов к соревнованиям; стрельба из пневматической винтовки.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR HIGH-QUALITY TRAINING OF ATHLETES FOR COMPETITIONS IN ARMY BIATHLON

Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Maxim Vladimirovich Lisichkin, the competitor, The Vasilevskiy Military Academy Army Air Defense of the Armed Forces of Russian Federation, Smolensk

Annotation

The rank structure of the psychology and pedagogical conditions necessary for high-quality training of athletes for competitions in army biathlon has been proved. These conditions are: the selection of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.