Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельность / студенты / смешанное обучение / физическая культура / самостоятельные занятия / здоровьесбережение / independence / students / blended learning / wellness / self-study / health care

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыженкова Рита Станиславовна

Самостоятельность здоровьесбережения будущих специалистов это системный феномен, который предполагает необходимость применения новых образовательных подходов и методов, в том числе, в смешанном обучении. Именно смешанное обучение предоставляет возможности системной подготовки будущих специалистов к самостоятельному здоровьесбережению в той мере, в какой оно представляет собой оптимальное сочетание различных методов обучения, и создает возможность формирования и развития разных компонентов самостоятельного здоровьесбережения: физического, психологического, социального и духовного. Смешанное обучение при его правильной организации способно обеспечивать взаимодействие представителей студенческой молодежи как субъектов здровьесберегающей деятельности. В данной статье обоснована актуальность проблемы формирования самостоятельности студентов вузов в сфере здоровьесбережения средствами физической культуры. Отмечается необходимость решения вопроса о том, как формировать и развивать самостоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыженкова Рита Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The independence of health care of future specialists is a systemic phenomenon that implies the need to apply new educational approaches and methods, including in blended learning. It is the mixed training that provides opportunities for systematic training of future specialists for independent health care to the extent that it is an optimal combination of various teaching methods, and creates the possibility of formation and development of various components of independent health care: physical, psychological, social and spiritual. Mixed learning, with its proper organization, is able to ensure the interaction of representatives of student youth as subjects of health-saving activities. This article substantiates the relevance of the problem of the formation of independence of university students in the field of health care by means of physical culture. It is noted that it is necessary to solve the question of how to form and develop independence, what it consists of at different stages of the student's development as a person, partner and as a professional.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.172

старший преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт» Лыженкова Рита Станиславовна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» (г. Иркутск)

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация. Самостоятельность здоровьесбережения будущих специалистов - это системный феномен, который предполагает необходимость применения новых образовательных подходов и методов, в том числе, в смешанном обучении. Именно смешанное обучение предоставляет возможности системной подготовки будущих специалистов к самостоятельному здоровьесбережению в той мере, в какой оно представляет собой оптимальное сочетание различных методов обучения, и создает возможность формирования и развития разных компонентов самостоятельного здоровьесбережения: физического, психологического, социального и духовного. Смешанное обучение при его правильной организации способно обеспечивать взаимодействие представителей студенческой молодежи как субъектов здровьесберегающей деятельности. В данной статье обоснована актуальность проблемы формирования самостоятельности студентов вузов в сфере здоровьесбережения средствами физической культуры. Отмечается необходимость решения вопроса о том, как формировать и развивать самостоятельность.

Ключевые слова: самостоятельность, студенты, смешанное обучение, физическая культура, самостоятельные занятия, здоровьесбережение.

Annotation. The independence of health care of future specialists is a systemic phenomenon that implies the need to apply new educational approaches and methods, including in blended learning. It is the mixed training that provides opportunities for systematic training of future specialists for independent health care to the extent that it is an optimal combination of various teaching methods, and creates the possibility of formation and development of various components of independent health care: physical, psychological, social and spiritual. Mixed learning, with its proper organization, is able to ensure the interaction of representatives of student youth as subjects of health-saving activities. This article substantiates the relevance of the problem of the formation of independence of university students in the field of health care by means of physical culture. It is noted that it is necessary to solve the question of how to form and develop independence, what it consists of at different stages of the student's development as a person, partner and as a professional.

Key words: independence, students, blended learning, wellness, self-study, health care.

Введение. Основным и главным принципом физического воспитания в вузе является его оздоровительная направленность, которая обеспечивается всем содержанием и организацией работы по соответствующим направлениям в учебной и внеаудиторной работе. Эффективность этой работы усиливается, в частности, самостоятельностью студентов. Занятия физической культурой могут являться важным средством оптимизации и гармонизации подготовки будущих специалистов к самостоятельному здоровьесбережению в процессе смешанного обучения, поскольку физическое здоровье человека выступает как важный компонент его здоровья, в культуре и характеристиках которого отражается состояние иных компонентов: психологического, социального, духовного. Самостоятельность помогает студентам принимать ответственность за свое обучение и жизнь. Они учатся организовывать свои действия, принимать решения и решать проблемы самостоятельно. Эти навыки будут полезны не только в учебе, но и в будущей профессиональной жизни студентов. В связи с чем, мы считаем актуальным в современной ситуации введение термина «самостоятельность здоровьесбережения студенческой молодежи», включающего самостоятельность здоровьесбережения студентов конкретного вуза.

Изложение основного материала статьи. В ходе нашей исследовательской работы была поставлена цель: выявить актуальное состояние самостоятельности здоровьесбережения студентов при смешанном обучении и проанализировать полученные результаты. Методологию исследования составляет анализ и обобщение современных исследований в области здоровьесбережения, смешанного и дистанционного обучения. Изучение современного состояния вопроса позволяет заключить, что такое явление, как смешанное обучение, крайне мало и редко рассматривается в рамках методики преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях и университетах. В работах часто выделяются наиболее перспективные направления и практические решения в методике преподавания предмета «Физическая культура и спорт» на основе модели смешанного обучения. В целом, существует пробел исследований в этой области, что обусловливает значимость данного исследования, а так же формирование стремления к самостоятельному здоровьесбережению в процессе смешанного обучения у студенческой молодежи. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы педагог на каждом занятии не только способствовал сохранению здоровья учащихся, но и формировал это здоровье. А для этого следует максимально раскрыть возможности педагогики в аспекте здоровьесбережения, показать теоретические основы здоровьесберегающей педагогики, а также направления внедрения их в практику современной высшей школы [6].

На данный момент все физкультурно-спортивные мероприятия в вузе выступают как важное средство формирования и развития культуры здоровьесбережения, а также социализации обучающихся, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для развития мотивации студента к здоровьесбережению необходимо создание специальных условий, что невозможно сделать без соответствующего учебно-методического обеспечения, помогающего сформировать необходимые мотивационные факторы [5].

Современный студент находится в сложнейших условиях возникших противоречий между человеком и научно-техническим прогрессом, противостояния различных, отрицающих друг друга ценностей, идеалов, целей, социальных миров. Традиционная система образования, рассчитанная на бесконфликтное формирование личности специалиста, оказалась несостоятельной в решении новых задач, поэтому понадобилась новая концепция образования и воспитания, новая психолого-педагогическая стратегия, основу которой составляет теория гуманистической педагогики и психологии [7]. Смешанное обучение широко известно как активный процесс с использованием несколько методов обучения. Рассматривая проблемы реализации моделей смешанного обучения в вузах, исследователи видят его преимущества [9]. И тут роль личности педагога трудно переоценить. Если преподаватель профессионально и творчески относится к своей работе, старается получить отклик от каждого учащегося, пробуждает личную заинтересованность в результате занятий, чтобы увлечь учащихся, пробудить у них интерес к ведению здорового образа жизни, приобретению прекрасной физической формы, обучению новым двигательным навыкам, то и результат не заставит себя долго ждать [1]. В этом и заключается суть изменения педагогического мировоззрения на возможность применения электронно-образовательных ресурсов и платформ, способных обогатить дополнительной информацией, не снижая роль двигательной активности

предмета «Физическая культура и спорт», а через самопознание ее ценностей привлечь к пониманию роли физической культуры человека в онтогенезе [2].

Так же в современных условиях, когда особо остро стоит проблема сохранения здоровья подрастающего поколения, становится весьма актуальным вопрос формирования системы здоровьесберегающих знаний и убеждений у педагогов. Следует полагать, что существующий педагогический процесс нуждается в перестройке таким образом, чтобы его механизмы были здоровьеформирующими и здоровьесберегающими [8]. Авторы отмечают важность того, чтобы в процессе получения высшего образования у студентов сформировались и развивались способность и готовность самостоятельного трансформирования реализуемых стратегий здоровьесбережения и предпочитаемых видов (направлений) активности, гармоничной самореализации и самоактуализации. Ведь именно формирование у студенческой молодежи ценностей и компетенций здоровьесбережения происходит, в первую очередь, в плане реализации рекреационного и развивающего потенциала физической культуры [3]. В целом, исследователи также отмечают важность заботы студентов, преподавателей и иных субъектов образования о том, чтобы учащиеся занимались здоровьесбережением целенаправленно, осознанно и закономерно, в том числе в контексте развития учебной самостоятельности [4].

В исследовании исходного уровня самостоятельности здоровьесбережения приняли участие студенты Иркутского университета путей сообщения, обучающиеся на факультетах: «Экономика и управление» (ФЭиУ), «Управление транспортом и информационными технологиями» (ФУТиИТ), «Транспортные системы» (ФТС), «Системы обеспечении транспорта» (ФСОТ), «Строительство железных дорог» (ФСЖД). Общее количество - 120 студентов, в период с ноября 2021 года по март 2022 года. Занятия физкультурой велись во всех группах по сходным программам. Все опрошенные студенты имели опыт дистанционного обучения в период 2020-2022 годов. Студентам предлагалось ответить на вопросы, где задачами исследования было выявить актуальное состояние самостоятельности здоровьесбережения студентов и представлений о ней в целом, а также исследовать возможности развития данных представлений в условиях направленной стимуляции в смешанном обучении.

В ходе анализа данных опроса студенты уже разделились по двум внутренним критериям: пассивные - респонденты, не занимающиеся регулярно самостоятельными занятиями физической культурой и спортом и здоровьесбережением (16,7%, 20 человек); и активные, которые регулярно самостоятельно занимаются физической культурой и здоровьесбережением (76,7%, 92 человека). Так же были выявлены - профессионалы - респонденты, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом и имеющие определенные навыки здоровьесбережения (6,7%, 8 человек). По определению отношения к смешанному обучению студенты разделились на негативно оценивающих смешанное обучение (53,3%, 63 человека); положительно оценивающих смешанное обучение (21,7% или 26 человек); двойственно оценивающих смешанное обучение (25,8% или 31 человек).

Наибольшие отличия продемонстрировали группы ФЭиУ и ФУТиИТ: среди ФЭиУ больше студентов, демонстрирующих более активную позицию в отношении здоровьесбережения и управления здоровьем, а также неудовлетворенную позицию в отношении смешанного обучения. Среди ФУТиИТ чаще можно было увидеть «профессионалов» и «положительно настроенных» к смешанному обучению. Студенты ФТС и ФСЖД проявили чуть большую амбивалентность оценок перспектив и ограничений смешанного бучения и чуть большую по сравнению с иными группами пассивность. Среди ФСОТ наиболее заметные различия связаны с наличием «компетентных» студентов, однако, различие небольшое, невыраженное, позиция в отношении смешанного обучения - наиболее неоднозначная.

Анализ полученных результатов опроса показывает, что среди многих студентов, ведущих относительно более пассивный или зависимый от обстоятельств образ жизни, имеют неоднозначное отношение к смешанному обучению (14 человек, 70%). Активные студенты, предпочитают традиционные формы обучения, дополненные возможностями цифровых технологий, самостоятельной теоретической и практической учебной активностью, а также активизирующими мероприятиями (51 человек, 55,4% и 6 человек, 75%). Среди активных студентов также много неоднозначно относящихся к смешанному обучению (25 человек, 27,2%). Это говорит о том, что опрошенные нами студенты, заинтересованные в здоровьесбережении и способные к самостоятельной активности в данной сфере, оценивают смешанное обучение преимущественно негативно, однако, чаще вносят свои предложения по его улучшению для решения задачи поддержки и развития самостоятельности обучающихся.

Далее, студентам предлагалось ответить на вопросы, в которых задачами данного этапа исследования было выявить актуальное состояние самостоятельности здоровьесбережения студентов и представлений о ней, в целом, и в рамках смешанного обучения в вузе. Также нам было интересно исследовать возможности развития данных представлений и развития самостоятельности здоровьесбережения в условиях направленной стимуляции в смешанном обучении. Текст опросника был более традиционным: предлагались открытые вопросы, посвященные разным аспектам самостоятельности здоровьесбережения студентов. Полученные ответы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Представление студентов о характеристиках здоровьесбережения

№ Характерология ответов % студентов, выбравших ответы, по факультетам

ФЭиУ ФУТИиТ ТС ФСЖД ФСОТ

1 Главный принцип жизнедеятельности-ЗОЖ 12% 10% 13% 12% 15%

2 Поддержание здоровья, поддержание иммунитета 17% 15% 16% 18% 17%

3 Достижение и поддержание благополучия 17% 17% 14% 15% 10%

4 Поддержание внешней формы 15% 13% 12% 15% 17%

5 Регулярные занятия физической культурой и спортом 13% 13% 10% 10% 13%

6 Забота о психологическом состоянии благополучия 7 % 9% 8% 10% 10%

7 Забота о правильном питании 15% 13% 15% 10% 10%

8 Соблюдение режима дня 4% 10% 12% 10% 8%

Для опрошенных с разных факультетов наибольший вклад в характеристику смысла и понятия здоровьесбережения, в целом, по выборке вносят такие подкатегории: шкалы поддержания здоровья, достижения благополучия и заботы о поддержании иммунитета; вторыми по значимости идут шкалы правильного питания, поддержания внешней формы и регулярные занятия физической культурой и спортом. Также можно выделить стремление к поддержанию телесного и

психологического здоровья и регулярным занятиям спортом. Среди респондентов, лояльно относящихся к смешанному обучению, выражены ориентации на внешние, пассивные формы сохранения здоровья: поддержания телесного здоровья и внешней формы, правильного питания и иммунитета. В целом это говорит о том, что наиболее самостоятельные, активные студенты имеют более целостное, системное представление о здоровьесбережении, как деятельности сохранения и развития своих возможностей. Среди них также чаще попадаются те, кто представляет здоровьесбережение как самостоятельную, важную сферу своей жизни, имеет потребность и возможность соблюдать режим двигательной и иной здоровьесберегающей активности.

Далее, чтобы выявить понимание студентов о физической культуре, были предложены группы понятий. Студентам нужно было выбрать соответствующую характеристику (таблица 2).

Таблица 2

Представление студентов о физической культуре и спорте

№ Характеристики % студентов, выбравших ответы, по факультетам

ФЭиУ ФУТИТ ФТС ФСЖ ФСОТ

1 Спорт как вид деятельности 9% 5% 7% 9% 10%

2 Способ поддержания внешнего вида 30% 30% 30% 32% 30%

3 Способ развития физических качеств 15% 18% 10% 14% 15%

4 Способ психологической разрядки 11% 15% 15% 15% 15%

5 Область деятельности 30% 27% 30% 25% 28%

6 Важная часть жизни 5% 5% 8% 5% 2%

Анализ полученных данных показывает, что представления студентов с разных факультетов о физической культуре и спорте сходны между собой. Наибольший вклад в понятие «физическая культура и спорт», в целом по выборке студентов, вносят такие характеристики, как «область деятельности» и «поддержание внешнего вида», меньше - «важная часть жизни» и «способ психологической разрядки», «вид деятельности». Среднее место занимают ответы - «развитие физических качеств». Таким образом, опрошенные воспринимают занятия физической культурой и спортом достаточно утилитарно, ограниченно, перспективы их жизни с физической культурой и спортом связаны мало, двигательной активности явно не хватает.

Выводы. Опираясь на полученные данные теоретического анализа и практического изучения представлений студентов о самостоятельности в сфере здоровьесбережения, складывающиеся на данном этапе исследования из представлений о характеристиках здоровьесбережения и значении физической культуры и спорта, можно выделить следующие моменты. Формирование и развитие у студентов ценностей и компетенций здоровьесбережения должно быть нацелено на понимание сути самостоятельности в данной области собственной жизнедеятельности. Практика и теория здоровьесбережения представляют собой сферу заботы человека и социума о перспективах своего развития. Подготовка специалистов должна включать как практику, так и теорию. В смешанном обучении есть возможности для формирования фундаментальных знаний и умений в области здоровьесбережения.

В ходе исследования выяснилось, что наиболее самостоятельные, активные студенты имеют более целостное, системное представление о здоровьесбережении, как деятельности сохранения и развития своих возможностей. Так же представления респондентов с разных факультетов о значении физической культуры и спорта в значительной мере совпадают, что позволяет говорить об имеющихся общих тенденциях в выстраивании работы со студенческой молодежью. Смешанное обучение, как одно из направлений современного образования, не всегда устраивает студентов, стремящихся заниматься серьезно собственным здлровьесбережением. Но, в то же время, оно не вызывает категорического отторжения и, при грамотной работе преподавателя, может стать благоприятной средой для формирования стремления и навыков самостоятельного здоровьесбережения. Полученные данные о представлениях студентов, их соотнесение с активностью в области самостоятельного здоровьесбережения позволяют нам выстроить следующие перспективные шаги работы со студентами в этом направлении.

Литература:

1. Васильева, Н.И. Использование цифровой образовательной среды при изучении предмета «Физическая культура» / Н.И. Васильева // Школьные технологии. - 2020. - № 5. - С. 20-32

2. Голикова, Е.М. Перспективные направления и практические решения в методике преподавания предмета «Физическая культура» на основе модели смешанного обучения / Е.М. Голикова // Шаг в науку. - 2021. - № 4. - С. 5-10

3. Коробченко, А.И Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в контексте стратегий жизненной активности / А.И. Коробченко, Р.С. Лыженкова, Г.М. Голубчиков, М.Р. Арпентьева // Северный регион: наука, образование, культура. -2022. - № 1 (49). - С. 61-72

4. Лыженкова, Р.С. Здоровьесберегающие технологии вузовского обучения / Р.С. Лыженкова, М.Р. Арпентьева // Современнее тренды высшего образования. Коллективная монография. - Ульяновск, 2023. - С. 253-264

5. Рыжкин, Н.В. Учебно-методическое обеспечение деятельности спортивной кафедры непрофильного вуза по развитию мотивации студентов к здоровьесбережению / Рыжкин Николай Валентинович Дис. канд. пед. наук...13.00.01. -Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2011. - 140 с.

6. Тихомирова, Л.Ф. Методические преобразования в школе в рамках осуществления идей здоровьесберегающей педагогики / Л.Ф. Тихомирова // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. - 2003. -№ 4. - С. 21-22

7. Хачирова, И.Х. Педагогические условия стимулирования самостоятельной работы студентов (На примере обучения социологии) / Хачирова Индира Халитовна. Дис. канд. пед. наук... 13.00.08 Карачаевск, 2001. - 167 с.

8. Хорошева, Т.А. Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования / Т.А. Хорошева // Молодой ученый. -2017,- № 13 (147). - С. 619-622

9. Sorokova, M.G. E-course as blended learning digital educational resource in university / M.G. Sorokova 11 Psychological Science and Education. - 2020. - Vol. 25. - № 1,- P. 36-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.