Научная статья на тему 'ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коробченко Андрей Иванович, Лыженкова Рита Станиславовна, Голубчиков Геннадий Михайлович, Арпентьева Мариям Равильевна

Цель исследования - выявление разных групп студентов, имеющих различные ценности здоровьесбережения; рассмотрение свойственных им режимов двигательной активности как показателей сформированной и реализуемой ими физической культуры; разработка рекомендаций по оптимизации двигательной активности студентов в вузе как компонента повышения их физической культуры. В статье представлены основные результаты теоретического и эмпирического исследования проблематики ценности здоровьесбережения и ее проявления в режимах двигательной активности современных российских студентов. Теоретической основой работы выступает компетентностно-деятельностный подход к анализу ценностей здоровьесбережения, физической культуры как одного из важнейших путей здоровьесбережения и отражающих их стратегий двигательной активности студентов. Эмпирическое исследование 2020-2021 гг. предполагало структурированное интервью «Ценность здоровьесбережения» с 50 студентами ИрГУПС. Выделены и рассмотрены различные стратегии двигательной активности студентов, возможности и пути их оптимизации средствами академических служб сопровождения. Показана важность академической поддержки студентов вуза в направлении достижения ими состояния самостоятельного здоровьесбережения, поленезависимости здоровьесбережения - наличия собственных ценностей и целей, собственных стратегий и собственных технологий и методов физического, психологического, нравственного и социального здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коробченко Андрей Иванович, Лыженкова Рита Станиславовна, Голубчиков Геннадий Михайлович, Арпентьева Мариям Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF HEALTH PRESERVATION AND THE MODE OF PHYSICAL ACTIVITY OF A STUDENT AS AN INDICATOR OF PHYSICAL CULTURE

The purpose of the study is to identify different groups of students with different values of health saving, to consider the modes of motor activity characteristic of them as indicators of the physical culture formed and implemented by them, to develop recommendations for optimizing the motor activity of students at the university as a component of improving their physical culture. The article presents the main results of theoretical and empirical research into the problems of the value of health saving and its manifestation in the modes of physical activity of modern Russian students. The theoretical main work is the competence-activity approach to the analysis of the values of health preservation, physical culture as one of the most important ways of health preservation and the strategies of students’ physical activity reflecting them. The empirical study for 2020-2021 involved a structured interview “The Value of Health Preservation” with 50 students. Different strategies of motor activity of students, possibilities and ways of their optimization by means of academic support services are singled out and considered. The importance of academic support for university students in the direction of achieving their state of independent health saving, field independence of health saving - the presence of their own values and goals, their own strategies and their own technologies and methods of physical, psychological, moral and social health saving is shown.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.И. КОРОБЧЕНКО, Р.С. ЛЫЖЕНКОВА, ИрГУПС, г. Иркутск, Россия;

Г.М. ГОЛУБЧИКОВ, ВСФ РГУП, г. Иркутск, Россия;

М.Р. АРПЕНТЬЕВА, Центр «Содействие», г. Калуга, Россия

Аннотация

Цель исследования - выявление разных групп студентов, имеющих различные ценности здоровьесбережения; рассмотрение свойственных им режимов двигательной активности как показателей сформированной и реализуемой ими физической культуры; разработка рекомендаций по оптимизации двигательной активности студентов в вузе как компонента повышения их физической культуры. В статье представлены основные результаты теоретического и эмпирического исследования проблематики ценности здоровьесбережения и ее проявления в режимах двигательной активности современных российских студентов. Теоретической основой работы выступает компетентностно-деятельностный подход к анализу ценностей здоровьесбережения, физической культуры как одного из важнейших путей здоровьесбережения и отражающих их стратегий двигательной активности студентов. Эмпирическое исследование 2020-2021 гг. предполагало структурированное интервью «Ценность здоровьесбережения» с 50 студентами ИрГУПС. Выделены и рассмотрены различные стратегии двигательной активности студентов, возможности и пути их оптимизации средствами академических служб сопровождения. Показана важность академической поддержки студентов вуза в направлении достижения ими состояния самостоятельного здоровьесбережения, поленезависимости здоровьесбережения - наличия собственных ценностей и целей, собственных стратегий и собственных технологий и методов физического, психологического, нравственного и социального здоровьесбережения.

Ключевые слова: здоровьесбережение, физическая культура, самостоятельное здоровьесбережение, компетентностно-

деятельностный подход, двигательный режим.

THE VALUE OF HEALTH PRESERVATION AND THE MODE OF PHYSICAL ACTIVITY OF A STUDENT AS AN INDICATOR OF PHYSICAL CULTURE

A.I. KOROBCHENKO, R.S. LYZHENKOVA, IrSURT, Irkutsk city, Russia; G.M. GOLUBCHIKOV, ESB of RSUE, Irkutsk city, Russia;

M.R. ARPENTYEVA, Centre "Sodeystvie", Kaluga city, Russia

Abstract

The purpose of the study is to identify different groups of students with different values of health saving, to consider the modes of motor activity characteristic of them as indicators of the physical culture formed and implemented by them, to develop recommendations for optimizing the motor activity of students at the university as a component of improving their physical culture. The article presents the main results of theoretical and empirical research into the problems of the value of health saving and its manifestation in the modes of physical activity of modern Russian students. The theoretical main work is the competence-activity approach to the analysis of the values of health preservation, physical culture as one of the most important ways of health preservation and the strategies of students' physical activity reflecting them. The empirical study for 2020-2021 involved a structured interview "The Value of Health Preservation" with 50 students. Different strategies

of motor activity of students, possibilities and ways of their optimization by means of academic support services are singled out and considered. The importance of academic support for university students in the direction of achieving their state of independent health saving, field independence of health saving - the presence of their own values and goals, their own strategies and their own technologies and methods of physical, psychological, moral and social health saving is shown.

Keywords: health preservation, physical education, independent health preservation, competence-activity approach,

motor mode.

Введение

Проблема ценности здоровьесбережения и оптимизации режимов двигательной активности студентов уже на протяжении нескольких последних десятилетий остается одной из наиболее важных, привлекающих внимание многих исследователей [1, 2]. Однако ее решение далеко от завершения, системных обобщений ее различных уровней, аспектов и сторон до сих пор не существует [3, 4]. Несмотря на очевидную важность этого момента в обеспечении качества подготовки будущих специалистов, на доступные для операционализации концепции и понятия, на возможности привлечения студентов и преподавателей в реорганизацию образовательной среды вуза с целью ее оздоровления и поддержки развития, остается много вопросов. Один из основных - вопрос о том, насколько двигательная активность студента может быть рассмотрена как показатель его физической культуры, как можно сопоставить двигательные режимы разных субъектов в контексте проблемы «здоровьесбережения - здоровьеразрушения», каковы оптимальные пути их оптимизации и оптимизации всего учебно-воспитательного процесса вуза.

Цель исследования - выявление разных групп студентов, имеющих различные ценности здоровьесбереже-ния; изучение свойственных им режимов двигательной активности как показателей их физической культуры.

Материалы и методы исследования. Методы исследования - эмпирическое и теоретическое изучение проблемы ценности здоровьесбережения современных российских студентов, анализ практикуемых ими режимов двигательной активности как показатель физической культуры. Теоретическая основа работы - компетент-ностно-деятельностный подход к анализу ценностей здо-ровьесбережения и физической культуры как одного из важнейших путей здоровьесбережения [5]. Эмпирическое исследование 2020-2021 гг. предполагало структурированное интервью «Ценность здоровьесбережения» с 50 студентами ИрГУПС, интересующимися проблемами здоровьесбережения.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретический анализ проблемы показывает, что многие исследователи отмечают - стресс, связанный с учебой, может снизить успеваемость, мотивацию получения образования, а также мотивацию здоровьесбережения, увеличить риск отсева из университета и снизить общее благополучие и его субъективное ощущение себя человеком [1, 2, 6, 7]. Систематический анализ исследований

роли физической активности в жизни человека показывает, что люди, подвергавшиеся стрессу (например, во время экзаменов), с меньшей вероятностью проявляли физическую активность, влияние которой связано с множеством потенциально взаимосвязанных неблагоприятных исходов для физического здоровья, избегали рисковать, а иногда вообще избегали интенсивной физической активности [8, 9, 10]. Стресс также может приводить к развитию физических (психосоматических) и психических заболеваний, в том числе в результате нездорового образа жизни и дисрегуляции стрессовой системы. Снижение физической активности и увеличение количества нездоровых привычек образа жизни усиливают академический стресс. А университетские программы, нацеленные на управление стрессом, уменьшают его и улучшают навыки совладания с ним [11].

Гораздо реже у некоторых студентов, самостоятельно и сознательно использующих упражнения, стресс влияет на физическую активность позитивно (происходит «поведенческая активация»). Также исследователи отмечают важность разработки и внедрения программ сопровождения студентов, направленных на поддержку здоровьесбе-режения, его самостоятельности, осознанности, систематичности. Сами студенты часто отмечают, что, оставаясь физически активным, можно улучшить качество жизни, а также оценку благополучия и самочувствия [1, 11, 12].

Теоретический анализ проблемы позволяет сформулировать гипотезу исследования о существовании нескольких групп студентов, отличающихся по характеру двигательной активности и отношению к здоровьесбере-жению. Физическая культура предполагает, что ее двигательная и иные виды активности являются компонентами направленного, осознанного, системного здоровьесбере-жения. У многих современных студентов двигательная активность не включена в процесс здоровьесбережения и не является компонентом физической культуры.

Группа студентов, не имеющих сформированной физической культуры, прибегает к занятиям физической культурой и спортом только в рамках учебно-воспитательных занятий и специализированных мероприятий, при необходимости выполнения задач, прямо с задачами сбережения здоровья не связанных: студенты «потребляют» имеющийся телесный капитал до исчерпания. Их двигательная активность отлична от двигательной активности студентов, ставящих цели здоровьесбережения и имеющих довольно высокий уровень физической культуры, в том числе прибегающих к регулярным, соотнесенным с конкретными возможностями и способностями

занятиям физической культурой и спортом. Студентам, не интересующимся проблемами здоровьесбережения, свойственна низкая самостоятельность в сфере оздоровительной, в том числе и двигательной активности: «по-лезависимость» двигательной активности [9]. Им также могут быть свойственны школярство и перфекционизм, не связанные с состоянием их здоровья и физической активностью: высокая удовлетворенность собой в сферах, не связанных с физической культурой и спортом на фоне игнорирования проблем и задач телесного функционирования и развития, вплоть до игнорирования острых и хронических заболеваний. Но есть и другой вариант: физическая культура и спорт могут достаточно активно использоваться как бегство от задач развития в сферах, не связанных с телесной активностью. Однако они не ставят задач здоровьесбережения, хотя им могут быть свойственны состояния ипохондрии, депрессии и астении.

Студентам, полагающих здоровье и его сбережение важным ценностным ориентиром, свойственно самостоятельное здоровьесбережение как высокий уровень развития здоровьесберегающей активности. Также типично наличие собственных ценностей и целей, собственных стратегий и собственных технологий и методов физического, психологического, нравственного и социального здоровьесбережения, «поленезависимость» двигательной активности. Им также не свойственно использовать физическую культуру и спорт для того, чтобы игнорировать задачи образовательной и иных форм жизнедеятельности, убегая от развития в других областях, кроме телесного здоровья.

Промежуточный вариант, свойственный основной массе современных российских студентов, характеризует: неосознанный, спорадический, бессистемный характер организации и осуществления двигательной активности; нестабильный и не отвечающий особенностям, потребностям и возможностям организма режим движения, питания, сна и т.д.; низкий уровень физической культуры и общее состояние аморфности или астратегичности; отсутствие/несформированность здоровьесберегающей активности как деятельности; низкий уровень общей активности; выученная беспомощность и прокрастинация.

Результаты теоретического исследования позволяют сделать ряд выводов:

1. Двигательный режим студента - интегративная характеристика его двигательной активности в течение периода получения высшего образования. Как правило, оптимальным считается современный двигательный режим, который объединяет разные типы аэробно-циклических и иных физических упражнений и физического труда, дающих возможность предупредить состояния гипокинезии и/или гиподинамии. Также закаливающие процедуры и купание в форме специальных занятий физической культурой и спортом в секциях, на университетских занятиях или самостоятельно, а также в форме утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток и физкультпауз в университете.

2. Необходимо и продуктивно введение представления о стратегиях двигательной активности, имеющих ценностно обусловленную (целенаправленную), более или менее осознанную организацию. Наиболее интересным здесь является выделение стратегий по критерию заботы о здоровьесбережении. Разные стратегии отражают разный уровень физической культуры человека. Важным критерием культуры являются особенности видов и форм двигательной активности человека в течение того или иного этапа его жизни. Ценностная обусловленность здо-ровьесберегающей активности, включая формирование и развитие физической культуры человека, отражает дея-тельностную природу здоровьесбережения. Режим двигательной активности, выбираемый и реализуемый человеком как самостоятельную (осознанную, ответственную, свободную) работу над состоянием своего здоровья, отражает сформированность здоровьесбережения как деятельность, а также сформированность и развитость студента как субъекта здоровьесбережения (здоровьесбе-регающей деятельности). Каждая стратегия более или менее направленно, системно, постоянно поддерживает развитие двигательной активности человека, направляя его усилия к активизации «зон ближайшего развития» (Выготский Л.С.) в сфере телесного, социального, психологического и духовного здоровья, к выявлению и компенсации слабостей и пробелов такого развития и т.д.

Эмпирическая проверка гипотезы как ее первый этап, предполагала структурированное интервью со студентами Иркутского государственного университета путей сообщения. Интервью проводились в 2020-2021 г. с опорой на структуру авторского опросника «Ценность здо-ровьесбережения».

В структуру опросника было включено несколько групп вопросов: Что для Вас означает понятие «здоровье»? Насколько для Вас важна здоровьесберегающая деятельность? Как организована Ваша двигательная активность? Как Вы относитесь к идее о том, что физическая культура - важная часть общей культуры человека? В эмпирическом исследовании принимали участие 50 студентов 1 и 3 курсов (25 юношей и 25 девушек, в том числе: 25 чел. - 1 курс, 25 чел. - 3 курс). Студенты отбирались по критерию желания участвовать в исследовании. В целях удобства сравнительного исследования участники были объединены в две разнотипные подвыборки (юноши и девушки, первокурсники и третьекурсники).

Результаты эмпирического исследования прошли обработку методом контент-анализа. Общей задачей стала оценка важности и сформированности разных сторон здоровьесберегающей активности. Наличие указаний на таковые на уровне подкатегорий контент-анализа фиксировалось оценкой «1»; отсутствие указаний, прямые или косвенные указания на незначимость или негативное отношение - оценкой «0». Помимо подсчета частот встречаемости упоминаний в подгруппах юношей и девушек, студентов 1 и 3 курсов, выделены подгруппы студентов, отличающиеся характером отношения к здоро-вьесбережению: а) полезависимые, с несформированной

Таблица 1

Здоровьесбережение как самостоятельная активность студентов

Группа вопросов в структуре опросника Частота упоминаний (важности) показателей здоровьесбережения (% и абсолютное число)

Девушки Юноши 1 курс 3 курс Полезависимые Поленезависимые Аморфные

Значимость здоровья и здоровьесбережения 64 (16) 48 (12) 60 (15) 24 (6) 12 (6), в подгруппе 100 (6) 20 (10), в подгруппе 100% 36 (18), в подгруппе 100%

Здоровьесберегающая деятельность 32 (8) 28 (7) 24 (6) 36 (9) 0 (0) 20 (10) в подгруппе 100% 20 (5), в подгруппе 27%

Двигательная активность студентов 44(11) 48 (12) 52(13) 40 (10) 4 (2), в подгруппе 33,3 (2) 20 (10), в подгруппе 100% 24 (12), в подгруппе 67%

Занятия физической культурой и спортом 36 (9) 40 (10) 32 (8) 44 (11) 4 (2), в подгруппе 33,3 (2) 20 (10), в подгруппе 100% 14 (7), в подгруппе 39%

Сформированность физической культуры 28 (7) 24 (6) 24 (6) 28 (7) 17 (1) 20 (10), в подгруппе 100% 6 (3), в подгруппе 19%

ценностью здоровьесбережения; б) поленезависимые, со сформированной ценностью здоровьесбережения; в) аморфные, с частично сформированной ценностью здо-ровьесбережения. Полученные данные можно кратко суммировать обобщающей табл. 1.

Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы.

В целом в студенческой выборке преобладает достаточно низкая сформированность физической культуры, особенно у юношей-первокурсников. Но в занятия физической культурой и спортом они вовлечены больше, чем девушки, в том числе и на 3 курсе: общая физическая активность молодых людей выше. Что касается значимости здоровья, то она декларируется как значимая ценность основной части выборки, особенно студентами 3 курса. Вместе с иными показателями это говорит о существовании и прогрессе состояний, обращающих внимание студентов на важность заботы о здоровье и двигательной активности. При этом здоровьесберегающая деятельность, двигательная активность, включая занятия физической культурой и спортом, становятся особенно актуальными для юношей 3 курса. Для девушек более важными остаются другие виды физической активности, помимо физической культуры и спорта, в том числе танцы, плавание и т.д. Некоторые студенты сознают важность самостоятельной заботы о здоровье, а также то, что образовательные условия не вполне поддерживают эту заботу. Стрессы в образовании и иные обстоятельства актуализируют важность физической культуры и спорта в связи с возникающими нарушениями здоровья, что заметно по росту интереса к здровьесбережению от 1 к 3 курсу университета. Но без поддержки этот рост остается слабым, аморфным (неоформленным), спорадическим.

Гипотеза исследования подтвердилась, выявлены группы студентов:

А. Студенты, у которых двигательная активность не включена в процесс здоровьесбережения и не является компонентом физической культуры. Они прибегают к занятиям физической культурой и спортом только в рамках

учебно-воспитательных занятий и специализированных мероприятий, а также при необходимости выполнения задач и достижения целей, прямо не связанных с задачами сбережения здоровья. Такие студенты, как правило, «потребляют» имеющийся телесный капитал до его исчерпания. Нередки случаи направленного повреждения здоровья, в том числе вредные привычки и иные черты масштабного нарушения здорового образа жизни. В целом студенты этой группы не только не интересуются проблемами здоровьесбережения, но им также свойственна низкая самостоятельность в сфере оздоровительной, в том числе и двигательной активности: «полезависимость» двигательной активности. В образовании и жизни в целом им свойственны школярство и перфекционизм, не связанные с состоянием их здоровья и физической активностью: высокая удовлетворенность собой в сферах, не связанных с физической культурой и спортом на фоне игнорирования проблем и задач телесного функционирования и развития, вплоть до игнорирования острых и хронических заболеваний. Однако есть и другой подтип студентов: физическая культура и спорт могут использоваться как бегство от задач развития в сферах, не связанных с телесной активностью. Студенты также не ставят задач здоровьесбережения, даже проходя через состояния ипохондрии, депрессии и астении. Они нуждаются в работе со специалистами, побуждающими обратить внимание на состояние их здоровья и важность заботы о нем.

Б. Студенты, у которых сформирована физическая культура, их двигательная и иные виды активности являются компонентами направленного, осознанного, системного здоровьесбережения: есть свои проекты (траектория) и устоявшиеся самостоятельные режимы двигательной активности. Здоровье осознается как часть человеческого, в том числе и телесного капитала. У них сформировано развернутое представление об особенностях, функциях и процессах, ограничениях и возможностях (способностях), эффектах и путях развития телесного капитала, занятий физической культурой и спортом.

Таким студентам свойственны самостоятельное здоровье-сбережение как высокий уровень развития здоровье-сберегающей активности, наличие собственных ценностей и целей, собственных стратегий и собственных технологий и методов физического, психологического, нравственного и социального здоровьесбережения, «полене-зависимость» двигательной активности. Они нуждаются в подтверждении значимости и поощрении развития.

В. Студенты с аморфным отношением к здоровьесбе-режению демонстрируют неосознанный, спорадический, бессистемный характер организации и осуществления двигательной активности; нестабильный и не отвечающий особенностям, потребностям и возможностям организма режим движения, питания и т.д.; низкий уровень физической культуры и состояние аморфности или астра-тегичности, отсутствия и (или) несформированности здо-

ровьесберегающей активности как деятельности; низкий уровень общей активности; выученную беспомощность и прокрастинацию. Стиль здоровьесбережения меняется от полезависимого к неустойчивым «вспышкам» поле-независимого. Эта группа студентов, не имея мотивации развития в изучаемой сфере, требует особого внимания.

Заключение

Цель академической поддержки студентов вуза -достижение состояния самостоятельного здоровьесбе-режения, поленезависимости здровьесбережения как наличие собственных ценностей и целей, собственных стратегий и собственных технологий и методов физического, психологического, нравственного и социального здоровьесбережения.

Литература

1. Арпентьева, М.Р. Здоровьесбережение в вузе: проблемы и перспективы / М.Р. Арпентьева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2018. - № 4 (11). - С. 14-36.

2. Ермакова, М.А. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности у студентов в процессе физического воспитания / М.А. Ермакова, Т.И. Меерзон // Фундаментальные исследования. - 2013. -№ 10-6. - С. 1341-1346.

3. Иванова, В.В. Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов в процессе профессионального образования в вузе / В.В. Иванова, В.В. Пономарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 58-60.

4. Stults-Kolehmainen, M.A. The effects of stress on physical activity and exercise / M.A. Stults-Kolehmainen, R. Sinha // Sports Medicine (Auckland, N.Z.). - 2014. -Vol. 441. - Pp. 81-121. - Retrieved from: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pubmed/24030837

5. Голубчиков, М.Г. Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здо-ровьесбережения на основе компетентностно-деятель-ностного подхода / М.Г. Голубчиков, А.И. Коробченко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. -№ 2 (36). - С. 125-131.

6. Аршинова, В.В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках / В.В. Аршинова, М.Р. Арпентьева, Н.В. Кузнецова, А.В. Новаков // Физическая культура.

Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4. -№ 1. - С. 106-114.

7. Лунева, Л.А. Использование образовательной среды колледжа для формирования культуры здоровьесбережения обучающихся / Л.А. Лунева // Инновационная наука. - 2019. - № 1. - С. 122-124.

8. Теоретико-методологические основы развития здоровьесбережения в высшей школе XXI века / М.В. Живо-гляд, А.А. Костенко, Е.А. Плужникова, Н.А. Тарасьян, А.А. Терсакова, А.Л. Третьяков // Мир образования -образование в мире. - 2020. - № 2 (78). - С. 40-51.

9. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. - СПб: Питер, 2004. - 384 с.

10. Кононец, В.В. Педагогические аспекты обеспечения личностно-ориентированного подхода в практике физического воспитания студентов вуза / В.В. Кононец, Е.В. Тарабарина, А.А. Романова, Е.Л. Комарова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. -С. 377-382.

11. School programs targeting stress management in children and adolescents: A meta-analysis / G. Kraag, M.P. Zeegers, G. Kok, C. Hosman, H.H. Abu-Saad // Journal of School Psychology. - 2006. - Vol. 44 (6). - Pp. 449472.

12. Caspersen, CJ, Powell, K.E., Christenson, G.M. Physical activity, exercise, and physical fitness: definitions and distinctions for health-related research // Public Health Rep. - 1985. - Vol. 100 (2). - Pp. 126-131.

References

1. Arpentyeva, M.R. (2018), Health saving at the university: problems and prospects, Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta, no. 4 (11), pp. 14-36.

2. Ermakova, M.A. and Meerzon, T.I. (2013), Peda-

competence among students in the process of physical education, Fundamental'nye issledovaniya, no. 10-6, pp. 13411346.

3. Ivanova, V.V. and Ponomarev, V.V. (2019), Integration of mental performance and motor activity of students,

gogical conditions for the formation of health-saving Fizicheskaya kul'tura, no. 1, pp. 58-60.

e*)

4. Stults-Kolehmainen, M.A. and Sinha, R. (2014), The effects of stress on physical activity and exercise, Sports Medicine, vol. 441, pp. 81-121.

5. Golubchikov, M.G. and Korobchenko, A.I. (2019), Designing educational results of students in the field of self-sustaining health care based on the competence-activity approach, Nauka o cheloveke, no. 2 (36), pp. 125-131.

6. Arshinova, V.V., Arpentyeva, M.R., Kuznetsova, N.V. and Novakov, A.V. (2019), Questions of psychological support in sports, recreational and health-improving and medical practices, Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya, no. 1, pp. 106-114.

7. Luneva, L.A. (2019), The use of the educational environment of the college for the formation of a culture of health saving students, ïnnovatsionnaya nauka, no. 1, pp. 122124.

8. Zhivoglyad, M.V., Kostenko, A.A., Pluzhnikova, E.A., Tarasyan, N.A., Tersakova, A.A. and Tretyakov, A.L. (2020),

Theoretical and methodological foundations for the development of health saving in higher education of the XXI century, Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire, no. 2 (78), pp. 40-51.

9. Kholodnaya, M.A. (2004), Cognitive styles. About nature of the individual mind, St. Petersburg: Piter, 384 p.

10. Kononets, V.V., Tarabarina, E.V., Romanova, A.A. and Komarova, E.L. (2015), Pedagogical aspects of providing a personality-oriented approach in the practice of physical education of students, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 6, pp. 377-382.

11. Kraag, G., Zeegers, M.P., Kok, G., Hosman, C. and Abu-Saad, H.H. (2006), School programs targeting stress management in children and adolescents, Journal of School Psychology, vol. 44 (6), pp. 449-472.

12. Caspersen, C.J., Powell, K.E. and Christenson, G.M. (1985), Physical activity, exercise, and physical fitness, Public Health Rep,, vol. 100 (2), pp. 126-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.