Научная статья на тему 'К вопросу о самосознании культуры мордвы'

К вопросу о самосознании культуры мордвы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МОРДВА / САМОСОЗНАНИЕ / МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО / ГОСУДАРСТВО / CULTURE / MORDVA / SELF-CONSCIOUSNESS / MONGOL-TATAR INVASION / STATE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абрамов Владимир Алексеевич, Савкин Николай Степанович

Статья посвящена изучению вопроса становления самосознания мордовского народа, его культуры и быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Абрамов Владимир Алексеевич, Савкин Николай Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SELF CULTURAL CONSCIENCE OF MORDVA

The article is devoted to the investigation of the question of development of Mordovian people, his culture and ordinary life.

Текст научной работы на тему «К вопросу о самосознании культуры мордвы»

УДК m.3(=51L152) ББК Т3(2Рос.Мор.)5

в. А. Абрамов, н. С. Савкин

к вопросу о самосознании культуры мордвы

ключевые слова: культура, мордва, самосознание, монголо-татарское иго, государство.

V. A. Abramov, N. S. Savkin

TO THE QUESTION OF SELF CULTURAL CONSCIENCE OF MORDVA

Key words: culture, mordva, self-consciousness,

Культурная среда, материальные и духовные ценности составляют субстанциальную ткань народа и цивилизации. Культурное пространство любого народа многомерно и всегда повержено трансформации, обновлению. Характер его метаморфозных многообразий сам по себе исторически изменчив. Тенденции, которые проявляются при этом, весьма интересны, привлекательны для исследований, особенно в плане регулярности.

В общих чертах рассмотрим культуру мордвы. Культура мордвы изначально не была изолированной и в ней всегда присутствовала социально-психологическая оппозиция «свой - чужой», «мы - они (не мы, чужие)», составляющая суть всякой этнической идентичности. «Основные признаки древнемордовской культуры сложились в начале I тысячелетия н. э. С этого времени можно говорить о древней мордве как сформировавшейся этнической общности» [1, с. 25]. Историки отмечают тесные контакты мордвы с соседними племенами, например с пришлыми племенами именьковской культуры. В первой четверти II тысячелетия вследствие контактов с другими народами произошли значительные изменения в сфере орудий труда. Появились лесорубные и бортные топоры, серпы, что, собственно, ускорило переход от первобытно-общинного обустройства жизнедеятельности к раннеклассовому обществу.

В XI-XIII вв. противоборство Руси и Волжской Булгарии оказало непосредственное влияние на Мордовскую землю. Обе стороны пытались подчинить, распространить свою власть на мордву, которая была вынуждена защищаться или обороняться. Это

mongol-tatar invasion, state. привело к возникновению новых городищ, оборонительных сооружений и формированию профессиональных защитников-воинов. Именно тогда произошли первые существенные контакты и заимствования мордвы и Руси. Мокшане и эрзяне за последующие столетия заимствовали большое количество слов из русского языка. Проникло на мордовские земли и христианство.

Разрушительное нашествие монголо-татарской Орды начиная с 1237 г. закончилось опустошением, разграблением и покорением Мордовской земли (1242 г.). Монголо-тататарское ханство, безусловно, оказало влияние на систему отношений, хозяйствования, языковое общение. Современные филологи отмечают многочисленные тюркизмы в структуре мордовских языков.

Разгром и распад Золотой Орды существенно повлияли на процесс отношений и взаимодействий (на вхождение в состав) мордвы и Московского княжества, формирующегося Русского централизованного государства. Уже в 80-е гг. XV в. значительная часть Мордовской земли входила в состав Московского государства. Мордва постепенно включилась в политические, экономические, религиозные, культурные сферы Русского государства. Так, по данным летописей, около 10 тыс. мордовских ратников непосредственно участвовали в походе против Казанского ханства в 1552 г.

И «после 1552 г. в крае была введена система общероссийского воеводского управления, вобравшая в себя военные, административные и судебные функции. Оформлялись уезды, которые делились на станы и волости. С середины XVI века мордва включилось в

политическую жизнь Русского государства» [1, с. 28].

Преобразования, которые осуществлялись в результате единения с Русским государством, затронули буквально все сферы жизнедеятельности культуры и воззрений мордвы. Прежде всего это связано с христианизацией мордвы, начавшейся после падения Казанского ханства (середина XVI в.). Доминировавшие в представлениях женские божества (Вирява, Ведява, Толава, Кудава, Модава) постепенно сменились представлениями и верой в Иисуса Христа. Причем в конце XVI - начале XVII в. христианство распространялось лишь среди мордовской знати. Таким образом, в мордовской культуре сформировалась «верхняя», элитарная культура, которая существенно отличалась от массовой, народной культуры. Монастырская колонизация распространялась со стороны Нижнего Новгорода и Арзамаса на эрзянский ареал, со стороны Тамбова и Рязани - на мокшанский. Значительную роль в христианизации мордвы сыграл выходец из мордвы патриарх Никон (середина XVII в.). Массовое обращение мордвы в православие осуществилось лишь в 18 в. в силу нескольких обстоятельств (обращение знати, указы о вознаграждении за принятие христианской веры (1688 г., указ Федора Алексеевича за принятие веры - 10 руб.; 1720 г. - денежное вознаграждение при крещении; 1722 г. - освобождение от рекрутства; через обучение детей в миссионерских, новокрещенских школах). Крещение мордвы целыми селами осуществлялось при Елизавете Петровне, и с 1750-х гг. началось строительство православных храмов.

Значительно влияние Русского государства было на развитие языка, прежде всего в плане формирования письменного, графического языка. Образцы мордовской письменности составлялись на основе русской и латинской графики. Письменность на мокшанском и эрзянском языках возникла в XVIII в. главным образом вследствие распространения христианства.

Письменный язык позволяет хранить и воспроизводить знание, информацию, осуществлять языковую связь, трансляцию и коммуникацию. Все это способствовало развитию системы образования, которая изна-

чально развивалась как часть системы образования России.

Таким образом, привнесения, которые приходили и принимались в Мордовии, расширили и трансформировали деятельность, культуру, воззрения мордвы. Следует отметить, что мордва на протяжении многих столетий влияния и целенаправленных различных воздействий, особенно со стороны России, сохраняла этническую идентичность. Особенно это проявляется в сфере самобытного и многообразного творчества мордвы: устно-поэтического творчества, народного зодчества, вышивке, ювелирном искусстве, узорном ткачестве, шитье бисером, эстетической обработки дерева, музыке и др. Идентичность сохранялась через родовые-племенные, семейные праздники, ритуалы, повседневный быт, характер общения. Все это называется народной культурой. Отметим также и факт формирования «верхней», элитарной культуры (вспомним, например, изменения веры мордовской знати и ее влияние на жизнедеятельность простой мордвы, мордвы не элитарной) воздействия которой были направлены прежде всего на изменение их собственной идентичности. Определим главную причину этих культурных процессов - влияние и воздействие извне, вызывающих трансформацию и обновление всей культурной сферы, причину, которая является противоположностью той, что вызывает консервацию материальной и духовной культуры.

Каково положение сегодня? Сохраняются ли тенденции, противоречия и взаимодействия элитарной и массовой культуры в современном развитии мордвы? Ответы на поставленные вопросы коренятся в характере и процессах воздействия, влияния, заимствования в сфере культуры, в сфере технологий, управления, коммуникации, трансляции культурных образцов, знания, информации.

Локальная мордовская культура базировалась изначально на социокультурной оппозиции «свой - чужой». Свое - это приемлемое, позитивное, родное. А чужое - это неприемлемое, враждебное, не наше. Развитая (или классическая) культурная локальность характеризуется этничностью (язык, обычаи, традиции) и письменностью, наличием графически визуального языка, художественной

ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2 (18) 2012 гуманитарной науки и образования - V л

литературы и т. д. - все это присуще мордовской культуре. Современность существенно меняет всю традиционную систему общения, коммуникации и трансляции знания, навыков, культурных образцов и стереотипов. Резко возрастают активность информационных процессов, их скорость и объем. Отсюда меняющееся и укрепляющееся медиапро-странство оказывает не только положительное, но и отрицательное воздействие на всю традиционную культурную коммуникацию (мобильная связь, Интернет, интранет). Языки оказываются под сильнейшим влиянием и давлением инноваций и коммуникативных образцов. При этом создаются более универсальные стереотипы, образцы, структуры, оценки, которые упрощают межкультурные диалоги, создаются простые, общедоступные возможности коммуникации и трансляции. Таким образом, новые средства массовой информации становятся основой всей локальной культуры.

Что существенно в данной культурной ситуации? А важно то, что происходит с образцами, стереотипами, оценками. Здесь можно выделить факт возрастания массовости о очень высокой скорости (оперативности) распространения информации в медиапростран-стве культуры. Любая трагедия, катастрофа, любое культурное или другое событие немедленно, в считанные секунды, становится доступным достоянием огромного количества людей, большинства населения. Высокая скорость распространения порождает и во много раз увеличивает массовость игр, развлечений и удовольствий. В Мордовии с увеличением количества стадионов, театров, праздников количество и массовость зрелищных развлечений (различных услуг) резко возросла. Поэтому возникает несоответствие, диспропорция между массовой (низовой) и «верхней» (элитарной) культурой. Участие в массовых, зрелищных мероприятиях становится само по себе формой общения, коммуникации, и знание языка здесь особо не является необходимым. Жизнь превращается, таким образом, в карнавал, массовое шоу. Образцы высокой, элитарной культуры становятся в этих условиях доступными, по сути, для всех желающих и даже и для не желающих их употребить. Однако при таком воздействии меняются ценности, прежде всего отноше-

ние к собственной деятельности, к смыслу существования. Среди молодого поколения формируются безразличие, стремление к дармовым средствам и развлечениям, а отсюда отмечается рост безнравственности и нежелание заниматься трудовой деятельностью. Желающих честно работать становится все меньше и меньше, и они могут исчезнуть вовсе. Это означает уничтожение позитивной, нравственной культуры, деградацию жизнедеятельности общества? Спортивная устремленность и мотивация, безусловно, в этой ситуации является одним из способов влияния на общую тенденцию. Главное здесь - системно-дисциплинированная трудовая работа над собой, формирование морали труда и преодоление себя, что является важнейшим фактором человеческой личности. При этом очень важно не превращать спорт в одну из сфер наживы и бизнеса. Зараженный наживой спорт теряет привлекательность и утрачивает честность как самое важное основание.

Влияют ли данные процессы на изменение культурной идентичности? Безусловно, да. Например, одни только функционирующие наименования, вывески, реклама в Саранске растворяют мордовские названия, например: бутик, шоп, шоу, суши, пиццерия и др. Или внедрение многочисленных информационных терминов типа инновация, флешка, инет, файл, сайт, оперативная память, обновление, операционная система и многие другие, которые буквально заполонили все языки. Эти важные смысловые внедрения - суть современной культурной реальности, необходимость, преобразовывающая всю культурную ткань. Человек оказывается погруженным в информационно-образную культурную среду, настолько меняющуюся, что оказывается подчас мало похожей на родную, мордовскую. Такое «погружение» существует в разных формах и вариантах. Например, командировочные и деловые поездки за рубеж, туристические поездки, работа в других регионах России и др. Главное здесь то, что не происходит неприятия всех этих изменений и инноваций, а напротив, осуществляется их положительная трансформация. Необходимо происходит изменение всей культурной среды в направлении образования универсального информационного пространства, выход за

пределы собственной измененной идентичности, ее расширения до совершенно других информационно-технологических возможностей. Отдельные личности, семьи, группы людей которые по разным причинам не добились, не осуществили информационного обновления, оказываются культурно отсталыми и ограниченными в возможностях, в успешной деятельности. Их идентичность, как и сама жизнедеятельность, оказывается законсервированной и малопригодной для них самих.

Вместе с тем современное технологическое развитие и технологические заимствования позволяют сохранять и воспроизводить посредством виртуальной реальности особенности, своеобразие и языка и любых других культурных феноменов, которыми может пользоваться каждый, сохраняя тем самым при желании на новом витке развития собственную идентичность. Поэтому даже умирающий язык, может быть, имеет возможность дальнейшего существования.

Чрезвычайно важными в данной современной ситуации являются систематическое, критически обобщенное понимание, анализ и интерпретация происходящих социокуль-

ная сфера, заключающая в себе возможность такого обобщенного анализа и синтеза, на уровне которой осуществляется «самосознание» культуры - это философия, предельно-обобщенный способ понимания сущности различных феноменов культуры и культур в целом. Фундаментальные элементы такого анализа изменения массовой культуры были заложены М. М. Бахтиным.

Нужна собственная философская культура, со своим центром коммуникации и трансляции результатов обобщенных поисков. Зачем, собственно, необходимо самосознание культуры? И что это означает? Будем краткими - для отличия от других, для развития конституирования собственной развитой культурной идентичности. Как это планировать и осуществлять? Необходима грамотно и теоретически продуманная, взвешенная и охватывающая все сферы жизни систематическая деятельность всех структур общества, связанная и реагирующая на характер обновления культуры. Обновление происходит неумолимо, но оно требует правильной и тонкой регуляции. Если таковая будет отсутствовать, то утрачивается положительность, позитивность культурной среды, ведущей к вырождению и деградации общества.

турных процессов. Есть одна хорошо извест-

Библиографический список

1. Мордовия : энцикл. : в 2 т. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. - Т. 1. 576 с.

Поступила в редакцию 24.01.2011.

Сведения об авторах

Савкин николай Степанович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии для естественно-научных и инженерных специальностей Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: социальная философия, специфика социального познания; культура и цивилизация в системе социального воспроизводства. Автор более 145 научных публикаций, в том числе 4 монографий, 7 учебников и учебных пособий. Тел.: (8342) 29-05-43 e-mail: depart-philos-natur@isi.mrsu.ru

Абрамов владимир Алексеевич - кандидат философских наук, профессор кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов история философии, гносеология, философия техники. Автор более 40 научных публикаций, в том числе 1 учебника, 5 учебных пособий. Тел.: (8342) 29-05-43 e-mail: depart-philos-natur@isi.mrsu.ru

72 ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2 ng) 2012

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.