УДК 342.76 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10243
К ВОПРОСУ О РОЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
W W _ _
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юрий Владимирович УШАКОВ, адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне по противодействию терроризму в общей системе государственного регулирования обеспечения антитеррористической безопасности. Автором анализируется и оценивается роль структурных подразделений полиции местного уровня на этапах предупреждения, пресечения и ликвидации последствий совершения преступлений террористической направленности.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, преступление террористической направленности, территориальный орган МВД России на районном уровне, функции, роль, задачи.
Annotation. This article discusses the features of the activities of the territorial bodies of the Ministry of internal affairs of Russia at the district level in countering terrorism in the general system of state regulation of anti-terrorism security. The author analyzes and evaluates the role of structural units of the local police at the stages of prevention, suppression and elimination of the consequences of committing crimes of a terrorist nature.
Keywords: terrorism, counter-terrorism, crime of terrorist nature, territorial body of the Ministry of internal affairs of Russia at the district level, functions, role, tasks.
В течение последних 30 лет Россия на собственном опыте испытала всю тяжесть последствий террористических преступлений. Противоправные деяния указанной категории были и остаются одними из самых жестоких, но при этом эффективных методов запугивания населения.
Основополагающие организационно-практические меры, предпринятые на государственном уровне, в первую очередь после трагических событий в г. Беслан в 2004 г., позволили вывести систему противодействия терроризму в Российской Федерации на принципиально новый уровень, создать и внедрить в практическую область применения новые рычаги и механизмы выявления, пресечения и документирования преступлений террористической направленности.
Начиная с 2004 г. поэтапно начинается процесс создания такой системы государственного управления и межведомственного взаимодействия, которая позволила бы максимально эффективно решать задачи по предотвращению и ликвидации кризисных ситуаций террористического характера не только на территории Северного Кавказа, но и на территории страны в целом.
Так, 6 марта 2006 г. вступает в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-Ф31 (далее — Закон), который формирует новую структурную вертикаль органов государственной и исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, определяя и разграничивая их функции, задачи и полномочия.
Для фактического определения места и роли территориальных органов МВД России на рай-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
онном уровне в данной вертикали рассмотрим ее на основе анализа положений Закона.
Отметим, что центральным связующим и организующим органом становится Национальный антитеррористический комитет, в структуре которого для решения задач координации, планирования и проведения контртеррористических операций создается Федеральный оперативный штаб. Аналогичные функции в субъектах Федерации отводятся оперативным штабам, в состав которых, в том числе, в качестве заместителя руководителя включается начальник регионального территориального органа МВД России.
Для решения вопросов профилактики и межведомственного взаимодействия, на базе органов местного самоуправления, создаются коллегиальные органы (антитеррористические комиссии) краевого, областного и районных уровней. Реализация же задач оперативного реагирования на угрозы совершения преступлений террористической направленности отводится оперативным группам, создаваемым на районном уровне.
Следует указать, что в состав каждого из перечисленных органов включаются руководители либо представители полиции.
Из положений Закона также вполне очевидно следует, что главенствующая и первостепенная роль в этой системе отводится федеральным, региональным и местным органам исполнительной власти в области обеспечения безопасности (далее — ФСБ).
В связи с этим руководителем Федерального оперативного штаба, а равно оперативных штабов на региональном уровне являются начальники ФСБ соответствующего уровня.
Таким образом, рассмотрев сложную, но при этом иерархически структурированную вертикаль органов власти в области противодействия терроризму в Российской Федерации, на первый взгляд мы не видим в ней территориальных органов МВД России на районном уровне. Закон, разграничивая и определяя полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти, не акцентирует внимание на органах внутренних дел как одном из основных составных элементов этой системы.
По нашему мнению, отсутствие таких положений в нормативном акте, регламентирующем концептуальные положения противодействия терроризму внутри страны, является упущением (пробелом) законодательства.
Подразделения полиции в современной правоохранительной системе чаще любых других органов оказываются в ситуациях прямого контакта с гражданами в экстремальных ситуациях, обусловленных совершением преступлений и правонарушений, в том числе террористической направленности; обладают быстро мобилизуемыми службами и подразделениями, выполняющим свои задачи и функции в круглосуточном режиме.
Рассматривая вопрос эффективного реагирования на угрозы террористического характера, следует признать, что именно на подразделения полиции ложится основная нагрузка с момента поступления сообщения о готовящемся или совершаемом преступлении террористической направленности до непосредственно силового этапа контртеррористической операции; немаловажными остаются и реализуемые ими функции на этапе ликвидации последствий террористического акта, в случае его совершения.
В связи с этим вполне обоснованно, что, реализуя начатые в 2004 г. реформы, законодатель, признавая отсутствие реальной возможности оперативного развертывания сил и средств оперативных штабов на территории субъектов Российской Федерации, за пределами краевых и областных центров, приходит к мысли о создании на местах оперативных групп, призванных решать задачи первоочередного, незамедлительного реагирования на угрозы совершения преступлений террористической направленности2.
Исходя из положений Указа Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» полномочия руководителей оперативных групп на районном уровне также делегируются начальникам территориальных подразделений ФСБ. Вместе с тем в случае отсутствия на территории муниципального образования отдела (отделения) ФСБ такие функции исполняются начальником территориального органа МВД России на районном уровне.
Анализируя данные положения, с учетом имеющейся практики планирования и проведения первоочередных мероприятий на местах (автор данной статьи более восьми лет работал начальником штаба территориального органа МВД России), необходимо понимать, что сами по себе территориальные подразделения ФСБ не имеют в своем составе сил и средств реагирования на такие угрозы.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
В сложившейся практике, на основании решений оперативных штабов, руководители подразделений ФСБ (при их наличии на местах) реализуют задачи руководства и планирования действий членов оперативных групп, тогда как фактические мероприятия по оцеплению и блокированию территорий и объектов, организации эвакуационных, досмотровых, фильтрационных и других неотложных мероприятий в полном объеме, до развертывания сил и средств оперативного штаба, выполняются муниципальными подразделениями полиции.
Например, на территории Калужской области из 26 муниципальных образований территориальные подразделения ФСБ имеются только в пяти.
Таким образом, в 21 районе фактические мероприятия, от планирования деятельности оперативных групп до проведения первоочередных мероприятий, реализуются подразделениями полиции.
Кроме этого, необходимо учесть, что органы внутренних дел как правоохранительная структура имеют возможность реализовывать свои полномочия при введении в действие правового режима контртеррористической операции (КТО) как совместно с органами федеральной службы безопасности или иными уполномоченными органами, так и самостоятельно согласно своей компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»3 (далее — Закон о полиции) полиция вправе применять ограничения и запреты, предусмотренные ст. 11 Закона «О противодействии терроризму», практически в полном объеме. При этом данное право полиции на период введения контртеррористической операции прямо предусмотрено п. 31 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции.
Именно принимая во внимание особенности и специфику ограничительных мер, применяемых при КТО, становится понятным, в связи с чем п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на полицию возложена обязанность «участвовать в обеспечении правового режима контртеррористической операции».
Таким образом, рассматривая роль и значимость деятельности территориальных органов
внутренних дел МВД России на местах, мы приходим к выводу, что подразделения полиции занимают важную нишу в общей системе противодействия терроризму, являются ключевым звеном на уровне органов исполнительной власти, способным быстро и качественно применять комплекс мер, направленных на пресечение и предупреждение преступлений террористической направленности.
Именно поэтому нами подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования нормативного регулирования деятельности подразделений полиции по противодействию терроризму, обращается внимание на важность дальнейшего материального-технического и методического обеспечения работы органов внутренних дел на территориях муниципальных образований.
В свою очередь, не могут отходить на второй план и другие вопросы, такие, как межведомственное взаимодействие, в том числе в рамках районных антитеррористических комиссий, прокурорский надзор, деятельность средств массовой информации и др.
1 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2 Указ Президента РФ от 26.12.2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» // СЗ РФ. 2015. № 52 (ч. I).
3 Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Указ Президента РФ от 26.12.2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» // СЗ РФ. 2015. № 52 (ч. I).
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020