Научная статья на тему 'К вопросу о роли психолога при производстве вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних'

К вопросу о роли психолога при производстве вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетний / потерпевший / свидетель / следователь / психолог / педагог / предварительное расследование / уголовное дело / minor / victim / witness / investigator / psychologist / teacher / preliminary investigation / criminal case

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Вениаминовна Лебедева

В представленной статье автор анализирует различные точки зрения ученых о значении и роли специалиста-психолога при производстве вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних. Поднимается ряд актуальных проблем, касающихся не только увеличения количества преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, но и недостаточной эффективности правового регулирования защиты их прав, свобод и интересов. Особое место в статье отводится описанию значимости психолога при установлении психологического контакта между следователем и несовершеннолетним потерпевшим (свидетелем); оказанию содействия следователю (дознавателю) в формировании перечня вопросов при подготовке к следственным действиям вербального характера; осуществлению контроля за психическим состоянием несовершеннолетнего потерпевшего с целью своевременного предложения следователю (дознавателю) незамедлительно приостановить ход производства следственного действия либо его перенести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of the psychologist in the conduct of verbal investigative actions involving minors

In the presented article, the author analyzes the different points of view of scientists about the importance and role of a specialist psychologist in the production of verbal investigative actions involving minors. A number of urgent problems are being raised concerning not only the increase in the number of crimes committed against minors, but also the insufficient effectiveness of the legal regulation of the protection of their rights, freedoms and interests. A special place in the article is given to the description of the importance of a psychologist in establishing psychological contact between the investigator and a minor victim (witness), assisting the investigator (interrogator) in the formation of a list of questions in preparation for verbal investigative actions, monitoring the mental state of a minor victim in order to timely offer the investigator (interrogator) to immediately suspend the course. production of an investigative action, or its transfer.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли психолога при производстве вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних»

Закон и право. 2022. № 7. С. 192-194. Law and legislation. 2022;(7):192-194.

Научная статья УДК 343; Л 33

EDN: https://elibrary.ru/YZRXVI

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-192-194

NIION: 1997-0063-7/22-414 MOSURED: 77/27-001-2022-7-614

К вопросу о роли психолога при производстве вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних

Юлия Вениаминовна Лебедева

Сибирский институт управления РАНХиГС, Новосибирск,

Россия, Lebedeva2803@rambler.ru

Аннотация. В представленной статье автор анализирует различные точки зрения ученых о значении и роли специалиста-психолога при производстве вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних. Поднимается ряд актуальных проблем, касающихся не только увеличения количества преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, но и недостаточной эффективности правового регулирования защиты их прав, свобод и интересов.

Особое место в статье отводится описанию значимости психолога при установлении психологического контакта между следователем и несовершеннолетним потерпевшим (свидетелем); оказанию содействия следователю (дознавателю) в формировании перечня вопросов при подготовке к следственным действиям вербального характера; осуществлению контроля за психическим состоянием несовершеннолетнего потерпевшего с целью своевременного предложения следователю (дознавателю) незамедлительно приостановить ход производства следственного действия либо его перенести.

Ключевые слова: несовершеннолетний, потерпевший, свидетель, следователь, психолог, педагог, предварительное расследование, уголовное дело.

Для цитирования: Лебедева Ю.В. К вопросу о роли психолога при производстве вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних // Закон и право. 2022. № 7. С. 192—194. М1р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-192—194. ББЫ: https://elibrary.ru/YZRXVI.

Original article

On the role of the psychologist in the conduct of verbal investigative actions involving minors

Yulia V. Lebedeva

Siberian institute of management RANEPA, Novosibirsk, Russia, Lebedeva2803@rambler.ru

Abstract. In the presented article, the author analyzes the different points of view of scientists about the importance and role of a specialist psychologist in the production of verbal investigative actions involving minors. A number of urgent problems are being raised concerning not only the increase in the number of crimes committed against minors, but also the insufficient effectiveness of the legal regulation of the protection of their rights, freedoms and interests. A special place in the article is given to the description of the importance of a psychologist in establishing psychological contact between the investigator and a minor victim (witness), assisting the investigator (interrogator) in the formation of a list of questions in preparation for verbal investigative actions, monitoring the mental state of a minor victim in order to timely offer the investigator (interrogator) to immediately suspend the course. production of an investigative action, or its transfer.

Keywords: minor, victim, witness, investigator, psychologist, teacher, preliminary investigation, criminal case. For citation: Lebedeva Yu.V. On the role of the psychologist in the conduct of verbal investigative actions involving minors // Law and legislation. 2022;(7):192—194. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-192-194. EDN: https://elibrary.ru/YZRXVI.

© Лебедева Ю.В. М., 2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

В настоящее время особую озабоченность вызывает тенденция роста совершения преступлений в отношении несовершеннолетних. В эксклюзивном интервью «Российской газете» (федер. вып. № 118 (8469) от 31.05.2021) заместитель председателя С К России, генерал-полковник юстиции Елена Евгеньевна Леоненко выразила тревогу в связи «с ростом количества преступлений, совершаемых против несовершеннолетних. За последние пять лет отмечается рост зарегистрированных преступлений в отношении несовершеннолетних: если в 2015 году было возбуждено 18 370 уголовных дел, то в 2020 году - уже 22 004».

На протяжении последних лет «растет количество насильственных действий сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних, среди которых особую озабоченность вызывает количество возрастающих изнасилований. В 2020 г. рассмотрено 214 сообщений о преступлениях, связанных с вовлечением несовершеннолетних в потребление наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ, возбуждено 91 уголовное дело. Нередко такие преступления совершаются в совокупности с другими, более тяжкими, например, посягающими на половую неприкосновенность».

Нередко ребенок находится в опасном положении из-за ненадлежащих действий тех, кто за него отвечает, или вовсе подвергается жестокому обращению с их стороны. «В 2020 году Следственному комитету России удалось выявить 255 таких детей, в каждом случае были проинформированы уполномоченные органы и приняты меры по изъятию детей из угрожающей среды».

Особую озабоченность вызывает неэффективность многих правовых институтов, призванных защищать права, свободы и интересы несовершеннолетних.

В Уголовно-процессуальном кодексе нормы, регулирующие особенности производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних, занимают особое место.

Несовершеннолетние потерпевшие нередко нуждаются в понимании и в психологической помощи, которую зачастую не в состоянии оказать родители, учителя или следователь. Эта помощь нужна не только на стадии предварительного расследования, но и на этапе предварительной проверки материалов. И таким «помощником» для несовершеннолетнего, несомненно, должен стать психолог, способный не только установить с ним психологический контакт, но и выяснить степень выраженности психологической травмы.

Безусловно, нельзя недооценивать значения, хотя и вспомогательной, роли психолога.

Так в своей статье Ю.Д. Лягошина, называет педагога и психолога «вспомогательными субъектами уголовного судопроизводства, которые «привлекаются с целью обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, а также с целью оказания содействия должностным лицам при проведении следственных действий с участием подростков» [3, с. 264].

Еще в 2001 г. в своем диссертационном исследовании Л.А. Мифтахова аргументированно подчеркнула о все возрастающей важности участия психолога при производстве по уголовным делам, в которых потерпевшим является несовершеннолетний [5, с. 264].

Несомненно, задействовать психолога следователю (дознавателю) необходимо на каждом этапе производства любого следственного действия вербального характера, в которых участником является несовершеннолетний: и при подготовке, и при непосредственном осуществлении, и при его завершении. Именно учет особенностей возраста несовершеннолетних потерпевших является неотъемлемой частью тактики любого следственного действия, а эффективное взаимодействие следователя с несовершеннолетним невозможно без привлечения лиц, обладающих знаниями возрастной психологии.

Психолог не только сможет своевременно определить психологическое состояние несовершеннолетнего потерпевшего, но также диагностировать его индивидуальные особенности, учет которых позволит следователю рационально организовать производство любых процессуальных действий с участием несовершеннолетнего.

По мнению Е.В. Марковичевой, и Л.Г. Тать-яниной, «педагог или психолог должен выполнять особые функции: оказания содействия лицу, производящему следственное действие, в формулировке вопросов, доступных пониманию несовершеннолетнего; установления психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым и стабилизации данного контакта; защиты несовершеннолетнего от необоснованного и незаконного психического воздействия допрашивающего его лица; оказания помощи органам предварительного расследования и суду в выявлении причин и условий совершения преступления; прогнозирования дальнейшего поведения несовершеннолетнего в процессе расследования преступления; возможной консультативной помощи должностным лицам, решающим вопрос о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера» [4, с. 264].

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2022

Анализ представленных в научной литературе точек зрения [1; 2] позволяет сделать обобщающий вывод о роли специалиста-психолога в уголовном судопроизводстве и выделить основные направления его деятельности при участии в вербальных следственных действиях с участием несовершеннолетнего:

1. Контроль за поведением и речью следователя (дознавателя) с целью предотвращения давления на несовершеннолетнего потерпевшего с его стороны.

2. Контроль за психическим состоянием несовершеннолетнего потерпевшего с целью своевременного предложения следователю (дознавателю) незамедлительно приостановить ход производства следственного действия либо его перенести.

3. Контроль за временем проведения следственного действия в зависимости от возраста несовершеннолетнего потерпевшего в соответствии с УПК РФ.

4. Контроль за эмоциональными реакциями несовершеннолетнего потерпевшего на задаваемые вопросы следователя (дознавателя) с целью определения лживости показаний.

5. После изучения обстоятельств расследуемого преступления, совершенного в отношении несовершеннолетнего, оказание содействия следователю (дознавателю) в формировании перечня вопросов при подготовке к следственным действиям вербального характера.

6. Содействие следователю в получении полных и достоверных показаний несовершеннолетнего, оказание помощи в установлении психологического контакта между следователем и несовершеннолетним.

Список источников

1. Лебедев Н.Ю. К вопросу о несовершенстве правового положения лиц, вовлекаемых в уголовно-процессуальные отношения на стадии возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: Матер. XXIII Междунар. науч.-практ. конф. Сибирский юрид. ин-т МВД России. Красноярск. 2020. С. 122—124.

2. Лебедев Н.Ю. Концептуальные основы криминалистической теории преодоления конфликтов, возникающих в ходе предварительного расследования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. 406 с.

3. Лягошина Ю.Д. Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы законодательного регулирования и теоретические предложения по их разрешению // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 327-328 // URL: https://moluch.ru/archive/ 337/75310/ (Дата обращения: 06.02.2022)

4. Марковичева Е.В., Татъянина Л.Г. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе // Вестник Удмуртского ун-та. Сер.: Экономика и право. 2017. С. 133—138.

5. Мифтахова Л.А. Проблемы участия психолога в уголовном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001. С. 3—4. 154 с.

References

1. Lebedev N. Yu. To the question of the imperfection of the legal status of persons involved in criminal procedural relations at the stage of initiating a criminal case // Actual problems of combating crime: questions of theory and practice: Materials of the XXIII International scientific-practical conference. Siberian Law Institute of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation. Krasnoyarsk. 2020. Pp. 122—124.

2. Lebedev N.Yu. Conceptual foundations of the forensic theory of overcoming conflicts arising in the course of the preliminary investigation: Dis. ... Doctor of Law Sciences. M., 2017. 406 p.

3. Lyagoshina Yu.D. Participation of a teacher and a psychologist in a criminal process: problems of legislative regulation and theoretical proposals for their resolution // Molodoi nauchenii. 2020. № 47 (337). Pp. 327—328 // URL: https://moluch.ru/ archive/337/75310/ (Accessed: 06.02.2022)

4. Markovicheva E. V., Tatyanina L. G. Problems of the participation of a teacher and a psychologist in the criminal process // Bulletin of the Udmurt University. Ser.: Economics and Law. 2017. Pp. 133—138.

5. Miftakhova L.A. Problems of participation of a psychologist in a criminal process: Avtoref. dis. ... cand. Yurid. Sciences. Ufa, 2001. Pp. 3—4. 154 p.

Информация об авторе

Лебедева Ю.В. — кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса

Information about the author

Lebedeva Yu.V. — candidate of psychological sciences, associate professor of the department of criminal law and process

Статья поступила в редакцию 1 9.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 19.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.