Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЕ СВЯЗИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ'

К ВОПРОСУ О РОЛИ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЕ СВЯЗИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Д. И., Волобуева Т. А.

В данной статье рассматривается необходимость математических знаний в формировании будущих специалистов, а так же взаимосвязь других дисциплин с математикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF MATHEMATICS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS AND ITS CONNECTION WITH PROFESSIONAL DISCIPLINES

This article discusses the need for mathematical knowledge in the formation of future specialists, as well as the relationship of other disciplines with mathematics.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЕ СВЯЗИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ»

7. Итоги Мониторинга рынка труда: где применяют профессиональные стандарты, 2021 год - URL: https://nark.ru/analytics/monitoring-rynka-truda/itogi-monitoringa-rynka-truda-gde-primenyayut-prof/ (дата обращения 06.04.2023 г.)

8. Духанина Л. Разработка профессиональных квалификаций в сфере образования //Национальная система квалификаций - URL: https://nark.ispringmarket.m/marketplace/content/info/503?vc_cik=5566-RDor7-CSFAA-1sJ7u&vc_lpid=503 (дата обращения 06.04.2023 г.)

Aina-Jan Y. Makhmetova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A., Saratov, Russia (e-mail: [email protected])

FEATURES OF DEVELOPMENT AND TRAINING OF EMPLOYEES WITHIN THE FRAMEWORK OF PROFESSIONAL STANDARDS

Abstract. This article reveals the features of the development and training of employees of organizations taking into account the requirements of professional standards in the framework of the implementation of training and retraining programs in the context of digitaliza-tion of the economy.

Keywords: training, development, qualifications, professional standards, retraining, employees.

К ВОПРОСУ О РОЛИ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЕ СВЯЗИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ

ДИСЦИПЛИНАМИ Медведева Дарья Игоревна, студент (e-mail: [email protected]) Волобуева Татьяна Александровна, к.э.н., доцент

(e-mail: [email protected]) Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, г. Орел, Россия

В данной статье рассматривается необходимость математических знаний в формировании будущих специалистов, а так же взаимосвязь других дисциплин с математикой.

Ключевые слова: математика, образование, знания, прикладные задачи, экономика.

Воспитание научного мировоззрения является важной задачей образовательного процесса, и каждый изучаемый предмет вносит свой особый и уникальный вклад в решение этой проблемы. Математика имеет большие возможности показать силу научных методов в познании мира, раскрыть значение абстрактного мышления в научных и практических вопросах. В настоящее время математические знания и навыки используются во всех областях для создания новых технологий, изобретения новых машин, управления современным производством, бизнесом и т.д.

Математика - это наука о количественных отношениях и пространственных формах реального мира. Конечно, математика - это не только сверхмощный инструмент для решения практических задач, но и доминирую-

щий элемент всей общей культуры, неотъемлемая часть цивилизации. Математика определяет разностороннее развитие логического мышления, базовые навыки для продолжения деятельности и определяет профессиональные качества будущих специалистов. Знакомство с математикой с самого начала её изучения формирует у обучающихся глубокие фундаментальные знания и позволяет решать различные практические задачи.

Математическое образование и грамотность занимает важное место в подготовке современного специалиста. Это связано с тем, что математика является элементом культуры человека, воспитывает его интеллект и является наиболее эффективным средством умственного развития [1]. В профессиональной подготовке будущих специалистов математика занимает одно из ведущих мест. Знание математических законов помогает изучать специальные дисциплины и видеть связь теории с практикой. Можно утверждать, что в цепочке «математика - другие дисциплины» устанавливается связь не столько для математики, сколько для всех других дисциплин, в том числе и дисциплин профессионального цикла [2].

Решение прикладных задач профессиональной деятельности требует следующих специальных навыков:

• умение видеть предмет в единстве его разнообразных свойств и отношения;

• способность оценивать частное с точки зрения общего, что обеспечивает формирование готовности к профессиональной деятельности.

Обществу в первую очередь нужен специалист, способный реагировать на быстрые изменения в соответствующей профессиональной сфере. И здесь особое значение приобретают именно фундаментальные знания (к которым и относится математика), на основе которых путем самообразования реализуются возможности следовать современным тенденциям науки и техники [3].

При решении большинства вопросов совершенствования профессионального образования и такой важной его составляющей, как математическая подготовка будущих специалистов, необходимо исходить из того, что система «образование - производство» крайне динамична и не стоит на месте, она развивается и движется вперед вместе с научным прогрессом. В связи с этим, будущие специалисты должны обладать навыками и профессиональной мобильностью, позволяющей оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения во внешнем окружении. Решение такой задачи возможно на основе глубоких знаний математики и умения применять математический аппарат при изучении других дисциплин, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности [4].

Вместе с тем, надо понимать, что в отличие от других дисциплин, математика оперирует абстрактными объектами, которые идеализируются и облегчают понимание реальности. Несмотря на их специфичность, они являются отражением определённой стороны действительности - количественных отношений материальных объектов и процессов [5]. Поэтому, что-

бы прочувствовать реальное «присутствие» математики в профессиональной деятельности необходимо при ее изучении опираться на принципы наглядности и неразрывности теории с практикой [6].

Принцип наглядности обучения - один из важнейших при обучении математике. В его основе лежит способность учащихся опираться на реальные представления изучаемого объекта, более того, уметь не только его видеть, но и вообразить его. Принцип наглядности наиболее часто встречается при изучении таких разделов математика как аналитическая геометрия, где правильность решения задачи зависит от представления фигуры и ее чертежа, введение в математический анализ при изучении элементарных функций и их свойств и графиков. Умение анализировать, определять зависимые и независимые величины находит практическое применение в процессе изучения такой специальной дисциплины, как экономический анализ. Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта зависит от множества факторов, каждый из которых с различной степенью влияет на результат хозяйственной деятельности. И в этом прослеживается функциональная зависимость. В зависимости от характера связи для расчета количественного влияния отдельных факторов на результат их взаимодействия применяются соответствующие математические методы.

Неразрывность теории с практикой легко увидеть в прикладных задачах. Чем больше приобретаемые обучающимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Ярким примером может служить раздел высшей математики «Линейная и векторная алгебра» и применение ее элементов в задачах экономического содержания. Так при изучении темы «Матрицы и операции над ними» можно показать, что понятие матрицы широко используется в практической деятельности, благодаря ее удобству и наглядности. Например, для записи данных о выпуске продукции нескольких видов в каждом квартале года или нормы затрат нескольких видов ресурсов на производство продукции нескольких типов и т.д. Проиллюстрируем на простом примере применение матрицы в экономической сфере.

Задача. Предприятие производит три вида продукции, которую реализует в пяти районных центрах. Определить выручку предприятия по каждому району, если объем выпуска продукции задан матрицей-строкой А = (100 250 160), а цена реализации единицы каждого вида продукции

Сделать вывод, какой из представленных пяти районов наиболее интересен производителю.

Решение. Выручка предприятия от реализации продукции определяется

по районам представлена матрицей В =

как С1Х5 = ^1X3 • #3X5:

/2 4 3 2 22 С = (100 250 160) • (2 1 2 4 4 1 =

\2 3 3 3 5/ = (1020 1130 1280 1680 2000).

Как видим, наибольшую выручку от реализации продукции дает пятый район, поэтому он в большей степени интересен производителю.

Матричные методы можно также использовать для моделирования экономики отраслей народного хозяйства, экономики республик, народного хозяйства страны. Матрицы данного типа носят название межотраслевого баланса и находят широкое применение в планировании и статистике [7].

В заключении отметим, что обучение математике в высшей школе должно быть ориентировано не столько на математическое образование как таковое, сколько на образование с помощью математики. Интеграция математики со специальными дисциплинами неоспорима, ведь она (математика) - фундаментальная наука. И каков бы ни был уровень научно-технического прогресса фундаментальные знания - это то, на чем выстраивается профессиональная подготовка любого специалиста.

Список литературы

1. Окунева, О. А. Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс]. - URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-matematicheskoy-kultury-buduschih-menedzherov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 13.04.2023).

2. Тюлеева, Г.В. Формирование готовности будущих специалистов среднего звена к профессиональной деятельности на основе межпредметных связей [Электронный ресурс]. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6660 (дата обращения: 13.04.2023).

3. Волобуева, Т. А. Инновационные и традиционные подходы к обучению математики в вузе // В сборнике: Инновации в образовании. Материалы IX научно-практической конференции. 2017. С. 17-20.

4. О роли математики в изучении общепрофессиональных, специальных дисциплин и подготовке специалиста [Электронный ресурс]. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/rol-matiematiki-v-izuchienii-obshchieprofiessional-nykh-spietsial-nykh-distsipli.html (дата обращения: 13.04.2023).

5. Ахмедов, О. С. Определение предмета и место математики в системе наук [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-predmeta-i-mesto-matematiki-v-sisteme-nauk/viewer (дата обращения: 13.04.2023).

6. Волобуева П.Д., Волобуева Т.А. Применение принципов дидактики в процессе обучения математике // В сборнике: Физика и современные технологии в АПК. Материалы Х11 Всероссийской (с международным участием) молодежной конференции молодых ученых, студентов и школьников. Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина. 2021. С. 432-436.

7. Блинова, Ю.Ю., Родина Е.В. Решение экономических задач матричным методом [Электронный ресурс]. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34028 (дата обращения: 13.04.2023).

Medvedeva Darya Igorevna, student (e-mail: [email protected] )

Volobueva Tatiana Alexandrovna, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Digital Economics and Information Technology Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin, Orel, Russia (e-mail: [email protected])

ON THE ROLE OF MATHEMATICS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS AND ITS CONNECTION WITH PROFESSIONAL DISCIPLINES

Abstract. This article discusses the need for mathematical knowledge in the formation of future specialists, as well as the relationship of other disciplines with mathematics. Keywords: mathematics, education, knowledge, applied problems, economics.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Нестеренко Юлия Анатольевна, кан. филос.наук, доцент (e-mail: [email protected])

Российский университет транспорта РУТ (МИИТ) г.Москва, Россия

Предметом исследования является методика преподавания иностранного языка как средства активизации познавательной активности студентов, а также развития их творческих и интеллектуальных способностей. Интерактивный метод обучения рассматривается как форма познавательной деятельности, отражающая актуальные явления современной действительности. Основное внимание уделяется методике проведения занятий с использованием такого интерактивного метода обучения, как языковая игра, с целью развития лексической, грамматической и фонетической компетенции учащихся.

Различные интерпретации понятия "языковая игра" были составлены на основе современной научной литературы. Анализируется несколько уровней понимания языковой игры и перевода, в том числе следующие: словообразовательный, идиоматический и фонетический. Предложены методические рекомендации по применению языковой игры в качестве интерактивного метода обучения.

Ключевые слова: иностранный язык, методы обучения, методика преподавания

Исключительной особенностью текущего десятилетия XXI века являются стремительно набирающие темпы мировые процессы глобализации, которые приводят к качественно новому этапу развития мирового образовательного пространства. Проблема поиска эффективных методов и технологий обучения находится в поле зрения многих ученых и исследователей, которые подчеркивают, что образовательный процесс полностью подчинен потребностям нашего общества. В последнее время большое внимание уделяется оптимизации процесса изучения иностранных языков, начинают преобладать коммуникативная и поликультурная компетентности, целью которых является правильное использование иностранного языка в коммуникативной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.