Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ'

К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ФЕЙК / МЕССЕНДЖЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЗАКОНОПРОЕКТ О НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гуляев Андрей Анатольевич

В статье рассматривается роль Государственной думы в борьбе с феноменом фейковых новостей. Представлен краткий обзор наиболее актуальной литературы по этой теме. В качестве методологической основы автор выбрал сравнительно-аналитический и классификационный пути исследования. В статье представлены меры, принятые Государственной думой для профилактики возникновения и распространения недостоверной информации, а также зарубежный опыт борьбы с недостоверной информацией. В заключение приводятся аргументы, подтверждающие общественную опасность фейковых новостей и необходимость борьбы с ними, в т.ч. и на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF THE STATE DUMA IN PREVENTING THE DISSEMINATION OF FALSE INFORMATION IN SOCIETY

The article examines the role of the State Duma in the fight against the phenomenon of fake news. A brief overview of the most relevant literature on this topic is presented. As a methodological basis, the author chose the comparative-analytical and classification ways of research. The article presents the measures taken by the State Duma to prevent the occurrence and dissemination of false information and the foreign experience in dealing with false information. In conclusion, the author gives arguments in confirming the public danger of fake news and the need to combat them, including at the legislative level.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ»

Экспертиза

ГУЛЯЕВ Андрей Анатольевич — кандидат философских наук, доцент Московского финансово-промышленного университета «Синергия» (125190, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 80; andrey. gulyaev1966@yandex. ru)

К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассматривается роль Государственной думы в борьбе с феноменом фейковых новостей. Представлен краткий обзор наиболее актуальной литературы по этой теме. В качестве методологической основы автор выбрал сравнительно-аналитический и классификационный пути исследования. В статье представлены меры, принятые Государственной думой для профилактики возникновения и распространения недостоверной информации, а также зарубежный опыт борьбы с недостоверной информацией. В заключение приводятся аргументы, подтверждающие общественную опасность фейковых новостей и необходимость борьбы с ними, в т.ч. и на законодательном уровне. Ключевые слова: фейк, мессенджер, социальные сети, законопроект о недостоверной информации

Введение. Фейковая (от англ. fake - подделка, обман, ложь) информация, или недостоверная информация заполняет современные медиаресурсы и является значимой для создания общественного мнения. Фейковая информация выглядит как обычная информация, но отличается полным или частичным обманом, т.е. недостоверностью. Такая информация чаще всего появляется в социальных сетях и мессенджерах, которые не подвергают ее фактчекингу в силу специфики своей работы [Зырянова 2020: 56].

Фейковая информация носит особо опасный характер, когда происходят печальные инциденты в России, недостоверные новости о которых распространяют как из-за рубежа (Украина, Европа, США), так и внутри России недоброжелатели, заинтересованные в дестабилизации российского общества. Также может распространяться фейковая информация, дискредитирующая армию и государственные органы, наносящая ущерб государству и обществу.

Проблема распространения недостоверной информации волнует государственных служащих, депутатов, журналистов. Исследования, близкие к нашей теме, например, рассматривают правовое регулирование в борьбе с распространением недостоверной информации. Здесь можно назвать работы С.А. Мищенко, А.В. Осташевского, И.Г. Крайних и М.О. Зыряновой [Мищенко, Осташевский, Крайних 2020; Зырянова 2020]. В статье А.П. Суходолова представлена классификация недостоверной информации [Суходолов 2017]. В работах А.В. Манойло и Г.Г. Почепцова представлены уровни опасности для общества и государства от распространения недостоверной информации различными способами [Манойло 2019; Почепцов 2001].

Результаты. Фейковые новости предстают как «новости», которые, будучи недостоверными, выглядят как правдивые. Фейковые новости, как правило, сенсационны, креативны, пикантны, играют на человеческих инстинктах. Поэтому они более популярны у массовой аудитории, чем правдивые. В России официальным новостям доверяют лишь частично вследствие коллективного опыта, поскольку ранее в советских СМИ до граждан зачастую дохо-

дила только часть правдивой информации. В СССР слухи, «сарафанное радио» служили источниками фейковой информации. С появлением Интернета фей-ковая информация приобретает другую природу - она становится доступной, перешагивает границы, легко создается и распространяется.

Фейковые новости чаще всего используют метод смешения правды и лжи [Суходолов 2017: 97]. Рисуя частично правдивую картину события, источник фейка в центр внимания помещает откровенный вымысел. Для появления общественной опасности достаточно, чтобы люди, не доверяя официальным органам, собирались группами или в одиночку преступить закон, совершить противоправное действие. Особо нашумевшая история произошла в марте 2018 г. в Кемерово в торговом центре «Зимняя вишня». При пожаре в нем пострадали взрослые люди и дети. Сразу началась массовая фейковая атака (в основном из-за рубежа) на российское общество, призывавшая не верить официальной информации о пожаре и его последствиях. В России стала нарастать напряженность, появилось недоверие к власти. Это событие стало побудительной причиной на законодательном уровне бороться с недостоверной информацией в СМИ и в интернете [Мищенко, Осташевский, Крайних 2020: 40].

Первый законопроект был принят Государственной думой 1 июля 2018 г. («закон Яровой») - о доступе к персональным данным клиентов телекоммуникационных услуг. Операторы этих услуг должны в течение полугода хранить телефонные сообщения и интернет-трафик своих клиентов. Этот законопроект направлен в т.ч. и на поиск источников и распространителей недостоверной информации, угрожающей жизни людей и имеющей общественную опасность.

В декабре 2018 г. в Государственную думу были внесены законопроекты, предусматривающие борьбу с недостоверной информацией в Интернете. За распространение заведомо ложной информации в СМИ и Интернете, угрожающей жизни людей, предлагалось установить штраф до 1 млн руб. Также в пакете законопроектов была предусмотрена защита государственных интересов в Интернете. Была принята возможность блокировки доступа к материалам в Интернете, которые в неприличной форме выражают явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции России, органам власти. За такое административное правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа или административного ареста на срок до 15 суток.

В марте 2019 г. эти законы (№ 31-Ф3 и № 27-ФЗ) были приняты Государственной думой. Их принятие обеспечили депутаты от «Единой России» - самой многочисленной фракции Государственной думы. За данную партию на парламентских выборах 2016 г. было подано 54,20% голосов, что обеспечило ей получение в Государственной думе седьмого созыва 341 депутатского мандата (с учетом депутатов, избранных по одномандатным округам). Благодаря наличию у «Единой России» большинства, законопроекты были приняты 322 и 323 голосами депутатов [Долгих 2020: 20]. Затем названные выше законы были одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом России. Инициаторами законов были глава комитета Совета Федерации Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова, депутат Государственной думы Дмитрий Вяткин.

Зарубежный опыт по борьбе с фейками важен для принятия подобных законов в России. Сперва депутаты Совета Федерации, Государственной думы брали за образец закон о наложении штрафа на социальные сети за несвоевременное удаление недостоверной информации, принятый бундестагом Германии в

2022' 06

ВЛАСТЬ

185

2017 г. Однако от такого образца пришлось отказаться, поскольку у России и Германии разные конституции и системы права. В социальных сетях находятся миллионы людей, и крайне трудно все отследить. Наша Конституция хорошо защищает права, достоинство и репутацию физических лиц, чего не скажешь об обществе в целом и государстве. Поэтому при формировании законопроекта о борьбе с фейками необходимо было учесть данный факт. Новый законопроект взял частично опыт Малайзии в борьбе с фейками, а именно применение штрафов. Если недостоверная информация угрожает жизни человека, то его распространителю грозит штраф. Таким образом, российские депутаты согласовали законопроект по борьбе с недостоверной информацией с зарубежным опытом, учтя недоработки, погрешности и недостатки при реализации подобных законов за рубежом.

Вывод. Современная эпоха ставит новые проблемы в виде распространения фейковой информации о российской армии, направленной на ее дискредитацию. Подобное уже было в нашей истории. В 1990-х гг. в период контртеррористической операции в Чечне «независимая» журналистика в России занималась дискредитацией российской армии и восхвалением террористов из Чечни. Закончилось тогда Хасавюртовскими соглашениями между представителями федеральной власти России и самопровозглашенной Чеченской Республикой Ичкерия, которые были восприняты миром как поражение федеральной власти России [Манойло 2019: 22].

Чтобы подобного не случилось в 2022 г., законодатели России задумались о принятии закона, который бы внес поправки в Уголовный кодекс России. В марте 2022 г. был принят Государственной думой, Советом Федерации и подписан Президентом России закон № 32-Ф3. Данный федеральный закон устанавливает уголовную ответственность за распространение заведомо ложной информации о российской армии, а также за публичные действия, направленные на дискредитацию российской армии и действия государственных органов за рубежом. С марта 2022 г. заведено уже 70 уголовных дел за нарушение этого закона.

Оппозиционные эксперты утверждают, что закон № 32-Ф3 позволяет криминализировать любое антивоенное высказывание или действие и уничтожает независимую журналистику. Действия так называемой независимой журналистики памятны с 1990-х гг. - времени чеченского конфликта. Поэтому принятые Государственной думой в интересах государства и общества законы № 27-ФЗ, № 31-Ф3, № 32-Ф3 окажут крайне благоприятное влияние на профилактику распространения недостоверной информации в обществе, дискредитации российской армии и государственных органов. Эти законы защищают общество и государство от посягательств недругов.

Список литературы

Долгих Ф.И. 2020. Партийная система России - состояние и перспективы. -Юридический мир. № 2. С. 19-22.

Зырянова М.О. 2020. Способы противодействия распространению фейковой информации. — Общество: социология, психология, педагогика. № 6. С. 56-60.

Манойло А.В. 2019. Фейковые новости как угроза национальной безопасности и инструмент информационного управления. - Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. № 2. С. 18-28.

Мищенко С.А., Осташевский А.В., Крайних И.Г. 2020. Фейковые новости в российских интернет-СМИ: правовое регулирование. - Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 12. № 2. С. 36-42.

Почепцов Г.Г. 2001. Информационные войны. М.: Рефл-бук. 576 с. Суходолов А.П. 2017. Феномен «фейковых новостей» в современном медиа-пространстве. — Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во БГУ. С. 93-112.

GULYAEV Andrey Anatolyevich, Cand.Sci. (Philos.), Associate Professor of the Moscow University for Industry and Finance «Synergy» (80 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125190; andrey.gulyaev1966@yandex.ru)

ON THE ROLE OF THE STATE DUMA IN PREVENTING THE DISSEMINATION OF FALSE INFORMATION IN SOCIETY

Abstract. The article examines the role of the State Duma in the fight against the phenomenon of fake news. A brief overview of the most relevant literature on this topic is presented. As a methodological basis, the author chose the comparative-analytical and classification ways of research. The article presents the measures taken by the State Duma to prevent the occurrence and dissemination of false information and the foreign experience in dealing with false information. In conclusion, the author gives arguments in confirming the public danger of fake news and the need to combat them, including at the legislative level.

Keywords: fake, messenger, social networks, bill on false information

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.