Научная статья на тему 'К вопросу о роли философии в совершенствовании системы высшего профессионального образования'

К вопросу о роли философии в совершенствовании системы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исмаилов Нурмагомед Омарович

В статье рассматриваются методологические вопросы и роль философии в системе высшего профессионального образования в современном обществе. Подчеркивается роль философии в подготовке специалистов, в формировании всесторонне развитой личности. Утверждается, что в результате обучения специальностей можно получить несколько, а высшее образование только одно, поскольку высшее образование предполагает высокий уровень духовности и личностного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли философии в совершенствовании системы высшего профессионального образования»

УДК-101.1:316

Исмаилов Нурмагомед Омарович

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

К ВОПРОСУ О РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.:

В статье рассматриваются методологические вопросы и роль философии в системе высшего профессионального образования в современном обществе. Подчеркивается роль философии в подготовке специалистов, в формировании всесторонне развитой личности. Утверждается, что в результате обучения специальностей можно получить несколько, а высшее образование только одно, поскольку высшее образование предполагает высокий уровень духовности и личностного развития.

Ключевые слова:

высшее профессиональное образование, философия, личность, духовность, гармоничное развитие, общество.

Ismailov Nurmagomed Omarovich

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy, Law and Social Humanitarian Sciences, Armavir State Philosophical University (Armavir)

TO THE QUESTION OF THE ROLE OF PHILOSOPHY IN IMPROVING THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract:

The article deals with methodological issues and the role of philosophy in the system of higher professional education in modern society. The role of philosophy in the training of specialists in the formation of a fully developed personality is emphasized. It is claimed that as a result of training several qualifications can be obtained, whereas higher education is only one, because higher education involves a high level of spirituality and personal development.

Keywords:

higher professional education, philosophy, personality, spirituality, harmonious development, society.

В данной статье мы задались целью исследовать некоторые методологические вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования в современном российском обществе, не претендуя на исчерпывающий анализ всех аспектов данной проблемы. Сразу отметим, что здесь речь идет не об официально признанном обозначении системы современного вузовского образования по принципу бакалавриата и магистратуры, а о фактическом высшем профессиональном образовании по своей сущности, которое имеет место в современной России.

Можно не сомневаться, что в современном обществе многие люди чрезвычайно утилитарны в своем подходе к духовной культуре, её роли и назначению, её возможном использовании. Такая утилитарность, прежде всего, проявляется в их воззрениях на роль современного научного знания в жизнедеятельности общества.

Заметим, что сложившаяся в современном обществе система высшего профессионального образования рассчитана главным образом на подготовку специалистов-экспертов в какой-либо области. Все чаще звучат утверждения, что современное общество - это общество профессионалов, экспертов, узких специалистов, и чтобы выжить в этом обществе, необходимы специальные знания, которые должны этому способствовать. Руководители многих организаций заявляют о необходимости для них успешных и просто эффективных менеджеров, а не специалистов-управленцев, отличающихся высоконравственными характеристиками, людей с высоким уровнем личностного развития в различных отношениях. Часто многих руководителей не интересуют мировоззренческие ориентации специалистов, их система ценностей, их действительное отношение и внимание к людям.

Ситуация на рынке труда настолько изменилась, что в настоящее время для многих работодателей гораздо важнее определенные компетенции, чем наличие диплома о высшем образовании в какой-либо области деятельности. На уровне обыденного сознания существует ошибочное мнение, что поступление в вузы теряет смысл, поскольку «нужные компетенции можно приобрести значительно быстрее и эффективнее вне системы формального образования». И это становится вызовом для вузов, для всей системы высшего профессионального образования [8]. Можно с сожалением

отметить, что «недавно популярный российский интернет-ресурс по поиску работы Superjob.ru вообще отказался от обязательной строки с указанием образования при размещении вакансий. Это говорит о том, что работодателям все равно, какое у вас образование. Им интересно, какие у вас компетенции» [8].

В общественном мнении современного общества формируются устойчивые убеждения, что у экономических и политических элит многих стран мира отсутствуют цели, понимаемые не как служение интересам транснациональных корпораций, а как свои собственные, направленные на выражение национальных интересов и ценностей. В этой связи представляется, что система современного образования направлена на подготовку кадров для реализации указанной цели. То есть эти кадры, эффективные менеджеры, должны способствовать преумножению богатства экономически господствующего класса. А каким образом эти кадры будут воздействовать на персонал, с целью развития нравственно-личностных качеств работников глобальную экономическую элиту не интересует.

Вышеизложенные факторы способствуют также и появлению нынешних глобальных проблем, решение которых представляется все более затруднительным. Но человечеству, как полагает К.Р. Баянов, необходимы поиски все более новых путей в выявлении причинных связей и прогнозировании природных, социальных и культурных процессов. Он считает, что в современном глобализирующемся мире лидерами мирового эволюционного процесса станут не те, в чьем распоряжении находятся самые крупные финансовые возможности, а те, кто будет обладать новыми фундаментальными знаниями. А потому важнейшей задачей для современного общества является умение предвидеть будущее фундаментальной науки [2; 3].

В связи со сложившейся ныне в стране ситуацией по поводу востребованности специалистов определенной направленности студенты вузов все чаще подвергают сомнению необходимость изучения философии и других гуманитарных дисциплин, направленных на повышение общекультурного уровня специалистов различного профиля.

На наш взгляд, провозглашенная в современном обществе необходимость гуманизации знаний не находит своего реального воплощения

в системе высшего профессионального образования. Система современного высшего образования направлена преимущественно на выполнение информационной функции. В результате сложившейся системы образования современный специалист становится всё более прагматичным, расчетливым, но менее нравственным и неспособным оценить прекрасное и получить эстетическое удовольствие. Многие явления общественной жизни он рассматривает, прежде всего, сквозь призму возможной материальной выгоды.

Однако в человеке заложена потребность в гармоничном развитии, предполагающее единство интеллектуальной и эмоциональной сторон, а имеющее ныне место развитие специалиста становится односторонним, вследствие которого у него может возникнуть склонность к психической неуравновешенности, моральному и эстетическому убожеству, в результате чего человек становится все более неуравновешенным и агрессивным. Он не формируется как цельная личность [1].

Целью образования должно стать гармоничное развитие личности в единстве рациональной и эмоциональной сторон познания, а в том случае, когда образование сводят, в основном, к повышению интеллектуального уровня и к чистой утилитарности, наука становится все более агрессивной и все больше порождает различные глобальные проблемы. Современное общество не должно пугать развитие науки самой по себе, а развитие науки без развития человека в отношении духовности.

Можно не сомневаться, что решение ныне существующих глобальных проблем современности во многом зависит и от того, какой тип человека мы воспитаем, каким окажется не только его интеллектуальный, но и общий духовный уровень. Данная задача должна быть главной для всей системы непрерывного образования. Задача реализации личностного потенциала и развития способностей, задача развития интеллектуальной и эмоциональной сторон восприятия мира должна решаться всей системой непрерывного образования уже в детском возрасте и для всех категорий детей [7, с. 241]. Задача всестороннего развития личности является также одной из основных стратегии устойчивого развития современного общества.

В результате обучения специальностей можно получить несколько, а высшее образование только одно, поскольку высшее образование предполагает знание философии, культурологии и других гуманитарных дисциплин, высокую духовность и разностороннее развитие личности. Высшее образование, высокий личностный уровень человека предполагают, например, освоение им этики, эстетики, искусства, поэзии, освоение им мировой культуры, выработанной человечеством, предполагают в определенных ситуациях любовь и сострадание к людям, взаимопомощь и чувство благодарности. Конечно, можно подготовить специалиста высокого уровня и без вышеизложенных дисциплин, но из него с определенной долей вероятности может получиться человек, лишенный милосердия и сострадания к людям, равнодушный к людским бедам, своего рода робот. Этот специалист-робот, предположим в области ядерной физики или микробиологии, может в будущем направить свои знания не на благо людей, а на их покорение и власть над ними, даже на их уничтожение.

Человек без нравственности, без духовности - грубое и бесчувственное животное. Сущность человека, помимо всего прочего, определяется и достигнутым уровнем культуры, определенным уровнем духовности [5, с. 30]. Известный российский философ М.И. Билалов считает, что именно культура как система ценностей образует реальность, с которой и должна согласовываться наша цивилизационная перспектива [4, с. 238].

Прежде чем специалист, получивший высокое образование, начнет работать в какой-либо области, и особенно в той, где от его деятельности зависят судьбы и жизни людей, он должен определиться в своих ценностных ориентациях. А помогает человеку в этом философия, которая в отношении частных наук и различных видов человеческой деятельности выполняет мировоззренческую, методологическую, аксиологическую и иные функции. Именно философия, выполняя свою методологическую функцию, указывает на место, роль и задачи не только высшего, но и всей системы непрерывного образования в жизни человека и общества. К примеру, как следует из диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности всех сфер общественной жизни, прежде чем ставить определенные задачи в сфере образования, необходимо учитывать уровень

экономического развития общества, его материальные возможности, а также уровень развития остальных сфер жизнедеятельности общества. «Любая социальная проблема должна рассматриваться и решаться в единстве различных аспектов» [6, с. 524].

Исследуя и обобщая достижения частных наук, а также различные виды человеческой деятельности, философия выявляет всеобщие закономерности развития природы, общества и мышления, которые, в свою очередь, должны являться методологией для представителей частных наук и различных видов деятельности человека.

Философия - это не только понимание природы вещей, но и высшая степень духовной свободы, которая возможна лишь при постижении основных законов бытия и высших жизненных ценностей. Поэтому именно в философии человечество может обнаружить для себя то знание, которое способно помочь ему жить разумно, нравственно и справедливо.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенным рассуждениям, можно сделать вывод, что специализация должна быть необходимым моментом учебного и воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования, но моментом подчиненным задаче формирования в человеке высокой духовности, задаче формирования всесторонне развитой личности. Эта высокоразвитая в различных отношениях личность в своей дальнейшей деятельности может поднять общество на более высокий уровень.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.

2. Баянов, К. Р. Философия образования: становление и современный процесс / К. Р. Баянов / / Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции : сборник статей / отв. ред. С. Л. Логинов. - М., 2016. - С. 95-102.

3. Баянов, К. Р. Целевые основания прогнозирования социокультурных констелляций / К. Р. Баянов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2010. - № 1. - С. 39-42.

4. Билалов, М. И. Символическая модель толкования истины в поиске перспектив российской демократии / М. И. Билалов // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. - 2013. - № 5. -С. 237-241.

5. Исмаилов, Н. О. Взаимосвязь права и нравственности в контексте справедливости / Н. О. Исмаилов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - 2014. - № 1. - С. 28-34.

6. Исмаилов, Н. О. Этика дискурса Хабермаса в контексте справедливости / Н. О. Исмаилов // Право и политика. - 2014, № 4. - С. 521-528.

7. Исмаилова, И. С. Специфические особенности развития связной речи у младших школьников с комплексными нарушениями зрения и интеллекта / И. С. Исмаилова / / Приволжский научный журнал. - 2013. - № 4 (28). - С. 239-243.

8. Почему поступление в вузы теряет смысл? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gazetaby.com6.02.2019.

9. Rawls, J. Political Liberalism / J. Rawls. - New-York : Columbia University Press, 1993.

10. Social justice and distribution. - New-York, 1978.

REFERENCES

1. Andreyeva I. N. Emotsionalnyy intellekt kak fenomen sovremennoy psikhologii [Emotional intellect as a phenomenon of modern psychology]. Novopolotsk: PGU, 2011. 388 p.

2. Bayanov K.R. Filosofiya obrazovaniya: stanovleniye i sovremennyy protsess. Materialnaya i dukhovnaya kultura narodov Urala i Povolzhia: istoriya i sovremennost = Material and Spiritual Culture of the Peoples of the Ural-Volga Region: History and Modernity, 2016, pp. 95-102. (In Russian).

3. Bayanov K. R. Tselevyye osnovaniya prognozirovaniya sotsiokulturnykh kons-tellyatsiy. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta = The Bulletin of Moscow State Regional University, Series: Philoophical Sciences, 2010, no. 1, pp. 39-42. (In Russian).

4. Bilalov M. I. Simvolicheskaya model tolkovaniya istiny v poiske perspektiv ros-siyskoy demokratii. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bulletin of Dagestan State University, Series: Social Sciences, 2013, no. 5, pp. 237-241. (In Russian).

5. Ismailov N. O. Vzaimosvyaz prava i nravstvennosti v kontekste spravedlivosti. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bulletin of Adyghe State University, 2014, no. 1, pp. 28-34. (In Russian).

6. Ismailov N. O. The ethics of Habermas's discourse in the context of justice. Pravo ipolitika = Law and Politics, M., 2014, no. 4, pp. 521-528. (In Russian).

7. Ismailova I. S. Spetsificheskiye osobennosti razvitiya svyaznoy rechiu mlad-shikh shkolnikov s kompleksnymi narusheniyami zreniya i intellekta. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal = Volga Region Science Journal, 2013, no. 4 (28), pp. 239-243. (In Russian).

8. Pochemu postupleniye v vuzy teryayet smysl? [Why is enrollment in universities losing meaning]. Available at: gazetaby.com. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Исмаилов Н.О. К вопросу о роли философии Ismailov N.O. To the Question of the Role of Phi-

в совершенствовании системы высшего про- losophy in Improving the System of Higher Profes-

фессионального образования / Н.О. Исмаилов sional Education // The Bulletin of Armavir State

// Вестник Армавирского государственного Pedagogical University, 2019, No. 1, pp. 55-62.

педагогического университета. - 2019. - № 1. - (In Russian). С. 55-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.