Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕСТАВРАЦИИ СТАТУИ "ХРИСТОС" И.Г. ДАННЕКЕРА ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА'

К ВОПРОСУ О РЕСТАВРАЦИИ СТАТУИ "ХРИСТОС" И.Г. ДАННЕКЕРА ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО / СКУЛЬПТУРА / ГЕРМАНИЯ / И.Г.ДАННЕКЕР / СТАТУЯ "ХРИСТОС" / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ / РЕСТАВРАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ / WESTERN EUROPEAN ART / SCULPTURE / GERMANY / J. H. DANNECKER / STATUE OF CHRIST / THE STATE HERMITAGE MUSEUM / RESTORATION OF SCULPTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карчёва Елена Ивановна, Богданова Александра Михайловна, Новиков Андрей Александрович

В 1954 г. в Государственный Эрмитаж из Шапели в Александровском парке города Пушкина передали мраморную статую Христа работы И. Г. Даннекера (1758-1841). К тому времени статуя имела значительные повреждения, существенно изменившие ее общий вид и образное звучание. Ни по эстетическим, ни по этическим соображениям обезображенное произведение экспонировать было невозможно. В середине 2012 г. начались работы по реставрации статуи: главной задачей для сотрудников Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа было восполнение многочисленных утрат скульптуры. Благодаря собранному иконографическому материалу и обращению к авторским вариантам скульптуры оказалось возможным создать модели утраченных деталей. Выбор как традиционных, так и современных материалов был обоснован размерами дополнений, способом их крепления, цветом, прозрачностью и текстурой каждого из применяемых материалов. Для восполнения самых крупных и композиционно значимых утраченных деталей, прежде всего кистей рук, использовался мрамор, идентичный мрамору статуи. Дополнения меньших по размеру фрагментов были выполнены из реставрационного, имитирующего мрамор материала - камнезаменителя, изготовленного на основе полиэфирной смолы. Применение различных реставрационных материалов и техник, обусловленных состоянием сохранности скульптуры, позволило вернуть известному художественному произведению экспозиционный вид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RESTORATION OF THE STATUE OF CHRIST BY J.H. DANNECKER, FROM THE COLLECTION OF THE STATE HERMITAGE

In 1954 a marble statue of Christ, the work by J. H. Dannecker (1758-1841), was transferred from the Chappelle in Aleksandrovsky Park of Pushkin city to the State Hermitage Museum. By that time, the statue had considerable damages that significantly changed its overall look and meaning. The disfigured art object could not be exhibited for both aesthetic and ethical reasons. In 2012 the restoration of the statue started: the main task for the specialists of the Laboratory for Stone Restoration of the State Hermitage Museum was to reconstruct numerous lost parts of the sculpture. Thanks to assembled iconographic materials and analogies of the sculpture, it became possible to create models of the lost parts. The choice of either traditional or contemporary methods for integrations depended upon the size of lacunas and the method of fixing the additions on the sculpture. The choice was also based on the decorative properties of restoration materials. It was decided to use marble, identical to the original marble of the statue, to recreate the largest and most significant lost parts (the hands). The smaller losses were substituted with composite materials including polyester resin, marble powder, and pigments. The application of different restoration materials and techniques presupposed by the condition of the preservation of the sculpture allowed us to return the exposition look to the famous artwork.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕСТАВРАЦИИ СТАТУИ "ХРИСТОС" И.Г. ДАННЕКЕРА ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА»

УДК: 73.025+7.035(430)

ББК: 85.13

А43

DOI: 10.18688/aa188-1-6

Е. И. Карчёва, А. М. Богданова, А. А. Новиков

К вопросу о реставрации статуи «Христос» И. Г. Даннекера из собрания Государственного Эрмитажа

В 1954 г. в Государственный Эрмитаж из Шапели в Александровском парке города Пушкина передали фигуру Христа высотой 220 см, созданную из каррарского мрамора прославленным немецким скульптором Иоганном Генрихом Даннекером (1758-1841). К сожалению, к тому времени статуя имела значительные повреждения, существенно изменившие ее общий вид и образное звучание. Ни по эстетическим, ни по этическим соображениям обезображенное произведение Даннекера экспонировать было невозможно. Попытка реставрировать «Христа» в конце XX в. закончилась безрезультатно. В середине 2012 г. на основе собранного иконографического материала вновь начались работы по воссозданию многочисленных утрат скульптуры. Вскоре было одобрено предложение об использовании мрамора, идентичного мрамору статуи, для восполнения самых крупных и композиционно значимых утраченных деталей, прежде всего кистей обеих рук. Перед сотрудниками Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня стояла задача вернуть памятнику целостный вид, применяя современные материалы и технологии. Решение о проведении столь сложных и трудоемких работ было продиктовано художественной значимостью статуи Христа, считающейся одним из самых известных пластических произведений, созданных на религиозную тему в XIX в.

И. Г. Даннекер, придворный скульптор Вюртембергского герцога, вскоре после окончания в Штутгарте Высшей школы герцога Карла (Hohe Karlsschule) по отделению скульптуры был направлен совершенствовать мастерство сначала в Париж (1783-1785) в мастерскую О. Пажу, а затем в Рим (1785-1789), где испытал сильнейшее влияние А. Кановы. Вернувшись на родину, мастер в 1790 г. начал преподавать в Высшей школе герцога Карла. Одновременно он много и плодотворно работал, выполняя пластические произведения в разных жанрах. Создание Даннекером портрета Ф. Шиллера, с которым скульптор был дружен еще с юных лет, а также скульптурных групп «Ариадна на пантере», «Амур и Психея» и статуи Христа современники расценивали как крупнейшие события в художественной жизни Германии. Сам же скульптор считал «Христа» самым важным произведением в своем творчестве [6, S. 85].

Работу над статуей Даннекер начал не позднее лета 1815 г. 12 августа 1815 г. в письме к другу Г. Шарфенстейну мастер сообщил, что исполнил уже 23 рисунка головы Спа-

сителя. «Я хочу представить Христа, — писал Даннекер, — как он взывает к человечеству, „следуйте за мной"» [11, S. 50 (Anhang); 7, S. 183]. Даннекер углубленно изучал Священное Писание. В основу замысла он положил слова Иисуса, обращенные к Фоме: «Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). Уже в 1816 г. существовал небольшой эскиз фигуры Христа высотой 37,5 см из обожженной глины (Государственная галерея, Штутгарт), композиция которого соответствовала композиции будущей мраморной статуи. С небольшим эскизом будущей статуи Даннекер изображен на поколенном портрете, созданном в 1822 г. немецким художником К. Я. Т. Лейбольдом (Государственная галерея, Штутгарт). Особенно долго скульптор работал над головой Христа, пытаясь найти нужный поворот и выражение лица, что привело к созданию отдельной модели головы (Государственная галерея, Штутгарт). В настоящее время исследователи датируют её 1817 г. [6, S. 364]. Скульптор был настолько захвачен работой над статуей, что, даже не имея определенного заказчика, решился создать это произведение в мраморе лично для себя. В 1817 г. он заказал блок в Карраре, обратившись к скульптору Х. Д. Рауху, который в то время там находился. В августе 1820 г. блок был доставлен в Штутгарт [11, S. 124].

В октябре 1818 г. императрица Мария Федоровна посетила Штутгарт и побывала в мастерской Даннекера. Возможно, не без содействия великой княгини Екатерины Павловны, королевы Вюртембергской, она заказала Даннекеру статую Христа из мрамора «колоссального» размера. О «духовном участии» королевы Екатерины в «физиогномическом формировании» модели писали некоторые современники [8, S. 5]. Летом 1819 г. Даннекер выстроил позади своего дома небольшое ателье с верхним светом специально для работы над мраморной статуей, так как в его основной мастерской места для нее не было. Весной 1821 г. скульптор закончил гигантскую гипсовую модель, а в декабре 1821 г., когда пунктировка мраморного блока была завершена и лишний мрамор снят, начал работать над головой Христа. Сохранились свидетельства о том, что мраморная статуя полностью была завершена поздней осенью 1823 г. [11, S. 124], хотя на ней стоит дата «1824». На подножии скульптор выбил латинскую фразу: PER ME AD PATREM («Через Меня к Отцу»).

28 августа 1824 г. личный секретарь императрицы Марии Федоровны Г. И. Вил-ламов в письме к управляющему Царскосельским дворцовым управлением Я. В. Захар-жевскому сообщил, что «ожидаемое из Штутгарта произведение скульптора Даннекера, мраморное изображение Христа Спасителя, отправлено из Амстердама» морем. Статуя прибыла в Россию 22 сентября. Ученик Даннекера скульптор Т. Ф. Ф. Баун был направлен в Петербург, чтобы присутствовать «при выгрузке и постановке на место известного изображения Христа Спасителя», за что получил 211 1/3 дукат [1, с. XXXIV]. Наградой же самому Даннекеру стали 3000 дукатов, орден св. Владимира и кольцо с бриллиантом [9, S. 42]. В русской литературе упоминалась сумма в 100 000 рублей, выплаченная скульптору, а также отмечалось, что Мария Федоровна подарила статую Христа сыну, императору Александру I [3, с. 508; 1, с. XXXIV].

В 1828 г. уже находившаяся в России статуя была гравирована С. Амслером по рисунку Лейбольда, сделанному по желанию скульптора перед её транспортировкой в Петербург [10, S. 393]. Произведение Даннекера получило столь широкую известность

в Германии, что в 1827 г. скульптор вынужден был принять заказ Карла Максимилиана князя фон Турн и Таксис на повторение статуи Христа также в каррарском мраморе для дворцовой капеллы в Нересхайме (ныне — в капелле св. Эммерама дворца князей фон Турн и Таксис в Регенсбурге). Однако в этом экземпляре, установленном в 1832 г., надпись на подножии «через Меня к Отцу» была выбита на немецком языке, а не на латинском, как в эрмитажной статуе. В 1834 г. Даннекер подарил колоссальную гипсовую статую Христа Госпитальной церкви в Штутгарте, где она находилась до Второй мировой войны. К сожалению, до настоящего времени от нее сохранился лишь фрагмент головы (Госпитальная церковь Евангельской общины, Штутгарт).

Доставленную же в Россию статую Христа отправили в Царское Село и после постройки Шапели в Александровском парке установили в ней (Рис. 1). По свидетельству русского писателя И. И. Мартынова, посетившего Царское Село в 1829 г., произведение некоторое время находилось в Александровском дворце, прежде чем его поместили в Шапель [2, с. 169]. 4 августа 1827 г. «мраморных дел мастер» Семен Копылов подал в Царскосельское Дворцовое Управление счет «за сделание и постановление в Шапели гранитного пьедестала под мраморное изображение Христа Спасителя в Парке 2425 руб.». Пьедестал высотой в 1 аршин 12 вершков (около 124 см) был выполнен из «полевого мелкозернистого красного гранитного камня»1. 27 сентября 1828 г. С. Копылов представил в Царскосельское Дворцовое Управление еще один счет, согласно которому ему полагалось 50 рублей «за поднятие с земли до пьедестала изображения Христа Спасителя»2. Мартынов писал, что «изваяние Спасителя на четырехугольном пьедестале красного зернистого гранита поставлено у стены южной по средине, лицом к северу» [2, с. 169]. Здесь скульптура, созданная Даннекером, находилась до середины XX в., пока ее не перевезли в Эрмитаж.

На момент поступления статуи Христа в Лабораторию научной реставрации скульптуры и цветного камня памятник имел следующие утраты: крупные сколы одеяния — два фрагмента на правом рукаве и один скол складки у запястья на левом, там же две незначительные утраты складок; многочисленные сколы на пальцах ног. На верхней части

Рис. 1. И. Г. Даннекер. Христос. Мраморная статуя в «Шапели». Из книги: А. Бенуа «Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». 1910

РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2417. Л. 4, 29. Там же. Д. 2419. Л. 28.

фигуры утрачены: нос, фрагмент бороды и ниспадающий локон волос слева. Однако главной утратой явилось отсутствие обеих кистей рук с фрагментами запястий (Рис. 2). В процентном соотношении утраты занимают не более 5 % от всего объема памятника, но они сильно искажают его облик. Экспонирование фигуры без кистей рук, через которые передавалась основная авторская мысль «через Меня к Отцу», по общему мнению, было невозможно, поэтому реставрационная комиссия музея приняла решение восполнить эти утраты.

Работа началась со сбора иконографического материала. Благодаря двум фотографиям, опубликованным в 1910 г. в книге А. Бенуа, посвященной Царскому Селу, оказалось возможным представить утраченные фрагменты [1, с. 210-211]. Кроме того были найдены еще две фотографии: одно изображение из альбома фототипий 1897 г., сделанное с фасада скульптуры [5, с. 89], и любительская фотография статуи 1947 г., на которой у фигуры Христа отсутствуют пока только пальцы обеих рук [4].

Мраморное повторение статуи, находящееся в частном собрании в Германии, также послужило иконографическим источником. Еще в 1970-х гг. Нине Константиновне Косаревой, в то время хранителю немецкой скульптуры XIX в. в Эрмитаже, удалось с помощью немецких коллег получить фотографии статуи Христа из Регенсбурга, в частности, сфотографированные в разных ракурсах кисти рук и голову Христа3. Эта подробная фотофиксация скульптуры с разных сторон и ракурсов позволила установить незначительные детали, трудноразличимые на фотографиях оригинала. Однако работа с данным материалом имела свои ограничения, поскольку в мраморном повторении заметен момент интерпретации памятника. Статуя из Регенсбурга выглядит иначе в стилистическом аспекте: она отличается по манере исполнения от строгой и классически-изящной эрмитажной статуи.

Внимательно изучались также подготовительные наброски, модели и отдельно вылепленные фрагменты данного произведения Даннекера, что помогло проследить пластику отбитых складок, утрат лица и плечевого пояса статуи.

Весь собранный иконографический материал позволил приступить к расчету и созданию моделей утраченных фрагментов. Отталкиваясь от главного ориентира — размера правой руки, вычисленного от места касаний пальцев на фигуре до места скола

Рис. 2. И. Г. Даннекер. Христос. Фотография статуи до реставрации. 1992 ГЭ, Санкт-Петербург

Фотографии хранятся среди документов Кабинета новой скульптуры Эрмитажа.

3

на предплечье, сверяя его с размерами, снятыми циркулем с разных фотографий, были изготовлены каркасы для рук и проложены основные объемы утраченных фрагментов.

Для вычисления более точных пропорций восполняемых деталей были промерены и соотнесены все части фигуры. Соотношение кистей рук к плечевому поясу и ко всей фигуре в целом трудно назвать классическим, поскольку статуя была высечена по специфическим пропорциям: скульптор учитывал, что она будет установлена на высоком постаменте. Намеренные искажения пропорций фигуры обычно применяются при создании экстерьерной скульптуры. Благодаря им компенсируются пропорциональные сокращения, возникающие при обзоре статуи, стоящей на некоторой высоте от зрителя. Такое же несоответствие есть в пропорциях головы Христа: затылочная и лобная части значительно выше по отношению к лицу. Но, как показали дальнейшие измерения, соотношение кисти к размеру руки в целом с точки зрения пропорциональных систем верное: плечевая часть и предплечье, а далее кисть, мысленно измеряемая от мест утрат, попадают в классические пропорции человека.

В процессе лепки модели постоянно сверялись с фотографиями скульптуры до ее повреждения, а поскольку снимки сделаны с сильного ракурса, приходилось искать и необходимую точку зрения на различные участки поверхности статуи. При создании мягких моделей учитывалась такая особенность, как различие между зрительным восприятием формы деталей памятника, вырубленного из мрамора и вылепленного из пластилина. Мягкие модели моделировались с учетом того, что они будут переводиться в гипс, дорабатываться по месту и только потом изготавливаться в материале.

Изначально планировалось восполнять все утраты на статуе в имитирующем мрамор композитном материале на основе полиэфирной смолы с мраморной крошкой. Данная методика широко используется в современной реставрационной практике, поскольку одним из её преимуществ является неприкосновенность стыковочных поверхностей оригинала — непременное условие при установке реставрационных дополнений. Технология работы с камнезаменителем позволяет создавать тонкие, сложно профилированные реставрационные дополнения и производить их установку с максимально точной стыковкой с поверхностью мест утрат, не затрагивая материал оригинала.

Готовые мягкие модели утраченных фрагментов были отформованы, затем по готовым формам отливались гипсовые модели, объёмы и формы которых уточнялись. Гипсовые отливки монтировались на скульптуру и дорабатывались на месте надфилями и рифлёвками, чтобы нивелировать свободную трактовку поверхности, характерную для лепки в мягких материалах. Обработка гипсовых моделей позволила впоследствии максимально приблизить фактуру доделок из имитирующего материала к шлифованной поверхности мрамора статуи.

В процессе изготовления пробных отливов из полиэфирной смолы авторами статьи был предложен вариант восполнения наиболее ответственных деталей из мрамора. Основными факторами, повлиявшими на выбор мрамора как окончательного материала для воссоздания фрагментов рук, были их визуальная значимость, размеры и особенности формы. Мрамор обладает свойством светопроницаемости, разнообразными оттенками, характерной фактурой шлифованной поверхности. В процессе работы стало очевидным, что значительные фрагменты, восполненные из камнезаменителя, будут

существенно уступать по этим показателям доделкам из натурального камня. Необходимо было учитывать, что любая перемена освещения будет сильно отражаться на цветовом восприятии столь разных по свойствам материалов. Выбор цвета или цветовой палитры для доделок из полиэфирной смолы, имитирующих белый мрамор, сопряжен с определенными сложностями, а иногда становиться попросту невыполнимой задачей, поскольку мрамор — один из немногих природных материалов, способных порождать невероятную игру света! Сама технология отливки предполагает некоторую усадку, мягкую и обтекаемую передачу поверхности, что требует дополнительной обработки отлитой детали, как и обязательной зачистки швов и возможных литейных дефектов. Вместе с тем характер сколов на самой статуе позволял установить мраморные фрагменты без подготовки специальных стыковочных площадок, сохраняя тем самым неприкосновенность оригинала. В результате единственным механическим реставрационным вмешательством на статуе стали просверленные крепежные отверстия для обеих кистей рук, без которых, однако, было бы невозможно проведение и всех предыдущих реставрационных работ. Изложенные выше аргументы не повлияли на решение восполнять другие, меньшие по размеру, фрагменты из композитного материала, тем более что их сложные стыковочные поверхности и толщина не оставляли других вариантов.

Для воссоздания рук в материале, аналогичном мрамору оригинала, был подобран каррарский статуарный мрамор высшего сорта. Перевод гипсовых моделей в камень осуществлялся по «классической» технологии с использованием трехкоординатной пунктир-машины. Восполняемые фрагменты были отпунктированы со всех плоскостей, включая стыковочную поверхность, что потребовало особой тщательности и осторожности: модели были зафиксированы в вертикальном положении, с возможностью доступа ко всем их координатам специальным глубиномером пунктировальной установки. После пунктировки фрагменты предполагалось дорабатывать уже на статуе (Илл. 8). Доработанные «в ноль» мраморные восполнения отпиливались от оснований блоков камня для окончательного монтажа. Более точная подгонка стыковочных поверхностей осуществлялась с применением гипсовых оттисков, снятых со сколов мест утрат на статуе.

В завершение велась доработка восполнений по стыкам форм: уточнялись места соприкосновений мрамора восполнений с мрамором оригинала. Также по месту были завершены тонкие детали, такие как прорези линий ладони левой кисти, ногтевые фаланги правой кисти руки. Для новых вырубленных мраморных деталей была подобрана легкая, отличимая тонировка под «состаренный мрамор» из раствора танинов (Илл. 9).

В середине 2016 г. после установки всех реставрационных дополнений некогда поврежденной статуе были возвращены не только ее первоначальные пластические формы, но и ее образное звучание. Высокая духовная идея, которую вкладывал Дан-некер в статую Христа, — «Через Меня к Отцу» — получила зримое воплощение благодаря восполненным в мраморе фрагментам рук.

Литература

1. Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. — СПб.: издание тов-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1910. — 262 с., XLVI с.

2. Мартынов И. И. Записки. III. Поездка в Царское Село и в Павловск 27 июня 1829 года // Памятники новой русской истории. Сб. исторических статей и материалов, издаваемых В. Кашпиревым. — Т. II. II отдел. — СПб.: В. Кашпирев, 1872. — С. 164-182.

3. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. — СПб.: издание А. С. Суворина, 1889. — 550 с.

4. Фотоальбом Шапель. Фотография предоставлена Т. Кривенко // Социальная сеть города Пушкин. 2012. URL: http://tsarselo.ru/photos/photo13403.html#.WHy9sFOLTX4 (дата обращения: 16.01.2017).

5. Царское Село. Альбом фототипий. Репринт издания 1897 г. — СПб.: Серебряный век, 2009. — 200 с.

6. Holst Chr. von. Johann Heinrich Dannecker. Der Bildhauer. — Stuttgart; Bad Cannstatt: Staatsgalerie Stuttgart, Edition Cantz, 1987. — 496 S.

7. Gauss U. Johann Heinrich Dannecker. Der Zeichner. — Stuttgart; Bad Cannstatt: Staatsgalerie Stuttgart, Edition Cantz, 1987. — 196 S.

8. Grüneisen C., Wagner T. Dannecker's Werke in einer Auswahl. Mit einem Lebensabris des Meisters. — Hamburg: Verlag von Georg Heubel, 1841. — 53 S.

9. Pazaurek G. E. Dannecker und seine Beziehungen zu Russland // Jahrbuch für Kunstsammler. — 1921. — Bd. 1. — S. 37-46.

10. S. [Schorn L.]. Christus, von Dannecker // Kunst-Blatt. — 1831. — No. 99. — 393 S.

11. Spemann A. Dannecker. — Berlin; Stuttgart: Verlag von W. Spemann, 1909. — 154 S., 196 S. (Anhang).

Название статьи. К вопросу о реставрации статуи «Христос» И. Г. Даннекера из собрания Государственного Эрмитажа.

Сведения об авторах. Карчёва Елена Ивановна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, хранитель. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. karcheva@hermitage.ru

Богданова Александра Михайловна — художник-реставратор. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. am_bogdanova@hermitage.ru Новиков Андрей Александрович — старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств, Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. novicov74@inbox.ru

Аннотация. В 1954 г. в Государственный Эрмитаж из Шапели в Александровском парке города Пушкина передали мраморную статую Христа работы И. Г. Даннекера (1758-1841). К тому времени статуя имела значительные повреждения, существенно изменившие ее общий вид и образное звучание. Ни по эстетическим, ни по этическим соображениям обезображенное произведение экспонировать было невозможно. В середине 2012 г. начались работы по реставрации статуи: главной задачей для сотрудников Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа было восполнение многочисленных утрат скульптуры. Благодаря собранному иконографическому материалу и обращению к авторским вариантам скульптуры оказалось возможным создать модели утраченных деталей. Выбор как традиционных, так и современных материалов был обоснован размерами дополнений, способом их крепления, цветом, прозрачностью и текстурой каждого из применяемых материалов. Для восполнения самых крупных и композиционно значимых утраченных деталей, прежде всего кистей рук, использовался мрамор, идентичный мрамору статуи. Дополнения меньших по размеру фрагментов были выполнены из реставрационного, имитирующего мрамор материала — камне-заменителя, изготовленного на основе полиэфирной смолы. Применение различных реставрационных материалов и техник, обусловленных состоянием сохранности скульптуры, позволило вернуть известному художественному произведению экспозиционный вид.

Ключевые слова: западноевропейское искусство; скульптура; Германия; И. Г. Даннекер; статуя «Христос»; Государственный Эрмитаж; реставрация скульптуры.

Title. On the Restoration of the Statue of Christ by J. H. Dannecker, from the Collection of the State Hermitage.

Authors. Karcheva, Elena Ivanovna — Ph. D., head researcher, curator. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 191186 St. Petersburg, Russian Federation. karcheva@hermitage.ru

Bogdanova, Aleksandra Mikhailovna — M. A., restorer. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 191186 St. Petersburg, Russian Federation. am_bogdanova@hermitage.ru

Novikov, Andrei Aleksandrovich — head lecturer. Saint Petersburg Academy of Arts, Universitetskaia nab., 17, 199034 St. Petersburg, Russian Federation. novicov74@inbox.ru

Abstract. In 1954 a marble statue of Christ, the work by J. H. Dannecker (1758-1841), was transferred from the Chappelle in Aleksandrovsky Park of Pushkin city to the State Hermitage Museum. By that time, the statue had considerable damages that significantly changed its overall look and meaning. The disfigured art object could not be exhibited for both aesthetic and ethical reasons. In 2012 the restoration of the statue started: the main task for the specialists of the Laboratory for Stone Restoration of the State Hermitage Museum was to reconstruct numerous lost parts of the sculpture. Thanks to assembled iconographic materials and analogies of the sculpture, it became possible to create models of the lost parts. The choice of either traditional or contemporary methods for integrations depended upon the size of lacunas and the method of fixing the additions on the sculpture. The choice was also based on the decorative properties of restoration materials. It was decided to use marble, identical to the original marble of the statue, to recreate the largest and most significant lost parts (the hands). The smaller losses were substituted with composite materials including polyester resin, marble powder, and pigments. The application of different restoration materials and techniques presupposed by the condition of the preservation of the sculpture allowed us to return the exposition look to the famous artwork.

Keywords: Western European art; sculpture; Germany; J. H. Dannecker; statue of Christ; The State Hermitage Museum; restoration of sculpture.

References

Babkin P. I.Tsarskoe Selo. Al'bom fototipii. Reprint izdaniia 1897 (Tsarskoe Selo. Album of Phototypes. Reprint Edition of 1897). Saint Petersburg, Serebrianyi vek Publ., 2009. 200 p. (in Russian).

Benua A. Tsarskoe Selo v tsarstvovanie imperatritsy Elizavety Petrovny (Tsarskoye Selo in the Reign of Empress Elizabeth). Saint Petersburg, R. Golike i A. Vil'borg Publ., 1910. 308 p. (in Russian).

Gauss U. Johann Heinrich Dannecker. Der Zeichner. Stuttgart; Bad Cannstatt, Staatsgalerie Stuttgart, Edition Cantz Publ., 1987. 196 p. (in German).

Grüneisen C.; Wagner T. Danneckers Werke in einer Auswahl. Mit einem Lebensabris des Meisters. Hamburg, von Georg Heubel Publ., 1841. 53 p. (in German).

Holst Chr. von. Johann Heinrich Dannecker. Der Bildhauer. Stuttgart-Bad Cannstatt, Staatsgalerie Stuttgart, Edition Cantz Publ., 1987. 496 p. (in German).

Krivenko T. Statue of Christ by Dannecker. Chapelle's Photo album. Social network of Pushkin city. Available at: http://tsarselo.ru/photos/photo13403.htmlf.WHy9sF0LTX4 (accessed 16 January 2017).

Martynov I. I. Notes. III. A Trip to the Tsarskoye Selo and Pavlovsk, June 27, 1829. Pamiatniki novoi russkoi istorii. Sbornik istoricheskikh statei i materialov, izdavaemykh V. Kashpirevym (Monuments of the New Russian History. The Collection of Historical Articles and Papers Published by V. Kashpirev). Saint Petersburg, V. Kashpirev Publ., 1872, vol. 2, no. 2, pp. 164-182 (in Russian).

Pazaurek G. E. Dannecker und seine Beziehungen zu Russland. Jahrbuch für Kunstsammler, 1921, vol. 1, pp. 37-46 (in German).

Pyliaev M. I. Zabytoe proshloe okrestnostei Peterburga (Forgotten Past of Petersburg's Suburbs). Saint Petersburg, A. S. Suvorin Publ., 1889. 550 p. (in Russian).

Schorn L. Christus, von Dannecker. Kunst-Blatt, 1831, no. 99. 393 p. (in German).

Spemann A. Dannecker. Berlin, Stuttgart, von W. Spemann Publ., 1909. 154 p., 196 p. (in German).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.