Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории
и теории христианского искусства
Жердев Виталий Викторович, канд. искусствоведения, доцент каф. рисунка Харьковской государственной академии дизайна и искусств, член Национального Союза художников Украины [email protected]
2016. Вып. 1 (21). С. 59-70
Церковь св. Екатерины в Штутгарте
В ПОИСКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
В. В. Жердев
В статье рассматривается история создания одного из первых фундаментальных памятников русского православного присутствия на немецких землях — надгробной церкви великой княгини Екатерины Павловны Романовой, королевы Вюртембергской. Прослеживается конкурс проектов церкви, представляющих концепции от неоготического стиля до классицистического. Раскрывается галерея мастеров, предложивших проекты и непосредственно участвовавших в создании художественного ансамбля храма. Архитекторы: Д. Салуччи, Д. Тюрмер, И. Кнапп, Г. Хюбш, Л. Фон Кленце. Скульпторы: Б. Тор-вальсен, И. Даннекер, И. Лееб, И. Цвергер, Т. Вагнер.
Отдельное внимание уделено иконостасу, изготовленному в России. Рассмотрены стилистические особенности его образов и декора. В итоге значимый памятник эпохи романтизма представил собой взвешенный синтез архитектурных форм, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и живописи.
Великая княгиня Екатерина (1788—1819), четвертая дочь Павла I и Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской, в 1816 г. выходит замуж за наследного принца Вильгельма Вюртембергского, в том же году вступившего на престол. Для Екатерины Павловны в апартаментах в Кгопрп^ераЫБ на Кое^Б^аББе устраивают домовую православную церковь св. Георгия Победоносца. Ампирный иконостас, выполненый по рисунку К. И. Росси, церковная утварь, литургические книги, облачение священника были доставлены из резиденции княгини в Твери1, т. к. в первом браке княгиня была замужем за принцем Петром Фридрихом Георгом Ольденбургским (1784—1812), назначенным тверским генерал-губернатором2. В Штутгарте энергичная молодая королева занимается благотворительностью, созданием учебных заведений, претендует на видную государственную роль, но внезапно умирает на 31-м году жизни.
Для строительства усыпальницы Екатерины Павловны Вильгельм I приказал снести родовой замок вюртембергских правителей В1атт$сЫо88 на горе Ро-тенберг (в давние времена — Вюртемберг), близ Штутгарта. Отсюда открывается
1 Антонов В. В. и др. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005. С. 110.
2 Федорченко В. И. Российский императорский дом и европейские монархии. М., 2006. С. 75.
вид на живописные виноградники долины Неккар, здесь же хотела быть похороненной и сама королева. Древность замка подтверждает латинская надпись на сохранившемся камне из капеллы старого замка на горе Ротенберг: «В году 1083 от Рождества Христова, 8 февраля Капелла освящена Адальбертом, епископом Вормской церкви святого (Николая)» («Stammschloss освящен в 1080 г. епископом вормским», как цитирует ее А. Мальцев3).
В конкурсе проектов церкви (или «Grabkapelle», как называют ее местные жители) участвовали и уже известный зодчий баварского двора Лео фон Кленце (Leo von Klenze, 1784—1864), а также архитекторы Джозеф Тюрмер (Joseph Thuermer, 1789—1833), Генрих Хюбш (Heinrich Huebsch, 1795—1863) и др. Рассматривались варианты создания усыпальницы в неоготическом стиле. Проект И. Кнаппа (J. M. Knapp, 1791—1861) отличался пышностью и в то же время изяществом и легкостью (ил. 1). Здание с высокой центральной башней, фасады, покрытые ажурным декором готической резьбы, прорезаны узкими высокими готическими окнами, акцентом на фасаде является величественное окно над порталом центрального входа4. Кнаппом был представлен и весьма примечательный проект ротонды с массивным куполом и выносными вестибюлями5 (ил. 2). Здание характеризуется лаконичностью, совершенно гладкими фасадами, полным отсутствием ордерной системы, классицистического декора, и воспринимается несколько
Ил. 1. Кнапп И. Проект усыпальницы королевы Екатерины Павловны. Главный вид и разрез. (Staatsgalerie, Stuttgart Schefold Nr. 11393. Bestand LMZ-BW)
3 Мальцев А. П., прот. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903. С. 80.
4 Staatsgalerie, Stuttgart Schefold Nr. 11393. Bestand LMZ-BW.
5 Ibid.
+
Ил. 2. Кнапп И. Проект усыпальницы королевы Екатерины Павловны. 1819.
(Staatsgalerie, Stuttgart Schefold Nr. 11393. Bestand LMZ-BW)
«футуристично» в ряду типичных для эпохи проектов. Проект, созданный в Риме Д. Тюр-мером, отличался тем, что кенотаф или собственно саркофаг предполагалось поместить в центре капеллы под сенью высокого готического балдахина с кружевной резьбой (ил. 3). Сам же зал намечалось украсить росписями в готических зеркалах и алтарной преградой с изображениями святых. Предполагалось и устройство подземной крипты6.
Однако предпочтение было отдано проектам в классицистическом стиле придворного архитектора флорентийца Джованни Салуч-чи (Giovanni Salucci, 1769-1845). Мастером было предложено несколько вариантов, в т. ч. и очень помпезный с богатым рельефным декором интерьеров и грандиозными колоннадами. Салуччи предполагал обыграть естественный рельеф горы пандусами, ведущими к вершине, и усилить монументальность ротонды, окруженной сплошной колоннадой, высокими маршами ступеней, фланкирующих портик входа в цоколь, где размещалась крипта. Но был выработан компромиссный
Ил. 3. Тюрмер Д. Проект усыпальницы королевы Екатерины Павловны. 1819. Главный вид (Kupferstichkabinett der
Staatsgalerie Stuttgart Schefold Nr. 11394-11396. Bestand LMZ-BW)
6 Kupferstichkabinett der Staatsgalerie Stuttgart Schefold Nr. 11394-11396. Bestand LMZ-BW.
61
Ил. 4. Надгробная церковь во имя св. великомученицы Екатерины. Арх. Д. Салуччи.
(Фото В. В. Жердева8)
вариант, более скромный, но не менее величественный7 (ил. 4). Строительные работы были проведены в сравнительно короткий срок — ровно четыре года. Закладка состоялась 7 мая 1820 г., а 23 мая 1824 г. церковь освящается во имя св. великомученицы Екатерины. Храм, высота которого составляет 20 м, представляет собой ротонду с тремя четырехколонными ионическими портиками. Уравновешивает объемы портиков с восточной стороны выступающая прямоугольная в плане апсида. Над вратами портиков находятся следующие надписи (приведены с учетом немецкой орфографии XIX в.): южный портик — «Wir haben einen Gott der da hilft und den Herrn Herrn der vom Todte errettet» («У нас есть Бог, который помогает, и Господь, который спасает от смерти» Пс 68. 20); западный портик — «Die Liebe hoeret nimmer auf» («Любовь никогда не перестанет» 1 Кор 13. 8); северный портик — «Seelig sind die Todten die in dem Herrn sterben! Sie ruhen von ihrer Arbeit denn ihre Werke folgen ihnen nach» («Блаженны умирающие о Господе; они почиют от трудов своих, ибо дела их идут вслед их» Откр 14. 13); стена апсиды — «Seiner vollendeten ewig geliebten Gemahlin Catharina Paulowna Grossfuerstin von Russland hat diese Ruhestaette erbaut Wilhelm, Koenig von Wuertemberg im Jahre 1824» («Своей почившей, вечно любимой супруге Екатерине Павловне, великой княгине российской, воздвиг эту усыпальницу Вильгельм, король Вюртемберг-
7 Fandrey C. Giovanni Salucci: 1769—1845; Hofbaumeister Koenig Wilhelms I, von Wuerttemberg. Stuttgart, 1995.
8 Здесь и далее фото автора.
ский в году 1824» [перевод наш. — В. Ж.]). С запада к площадке мавзолея ведет величественная двухмаршевая лестница, второй пролет которой делят четыре треножника на пьедесталах. Храм перекрыт полусферическим куполом с аллюзией на римский Пантеон, что усиливает мемориальную символику усыпальницы. В силуэте граб-капеллы прочитывается и влияние архитектурной модели известной Виллы Капра (Ротонда), близ итальянской Виченцы, архитектора Ан-дреа Палладио (1508-1580).
Классицистический интерьер с венцом из шестнадцати коринфских колонн и пилястр равномерно освещается через световой фонарь украшенного лепными розетками купола (ил. 5-6). Спокойствие плоскостей стен подчеркивает монументальность фигур четырех евангелистов, установленных в нишах (ил. 7-10).
Созданием скульптурных образов евангелистов руководили известные скульпторы эпохи позднего классицизма немец И. Г. Даннекер (Johann Heirich von Dannecker, 1758-1841) и датчанин Б. Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen, 1770— 1844), которые поручили исполнение образов своим ученикам. В Риме по эскизам Торвальдсена вели работу его немецкие ученики И. Лееб (евангелист Матфей) и И. Н. Цвергер (евангелист Марк). Ученик Даннекера Т. Вагнер выполнил фигуру евангелиста Луки. Собственно, здесь продолжена западная традиция скульптурного воплощения образов святых, не свойственная православной традиции: статуи евангелистов в музее собора Санта Мария дель Фьоре работы Нанни ди Банко и Донателло (1410-1415), скульптуры Гиберти для церкви Ор Сан Микеле во Флоренции (1419-1422) и др. Образы евангелистов Матфея и Марка работы учеников Торвальдсена — Лееба и Цвергера — во многом повторяют пластические находки в скульптурном решении евангелистов и апостолов работы самого Торвальдсена для Кафедрального собора в Копенгагене9. В усыпальнице на Ротенберг особенно выразительна фигура евангелиста Иоанна работы Даннекера. В ней нет отстраненности, подобно другим евангелистам, его порыв направлен к зрителю, он словно идет к тем, кто ждет его Благую весть. В решении его фигуры прочитывается влияние романтического периода эпохи классицизма. И хотя его одежды не блещут богатством складок и сложных драпировок, как у других евангелистов, тем не менее в Иоанне нет статики, он полон внутреннего движения и порыва. Следует отметить, что фигуры евангелистов были установлены позже окончания строительства мавзолея — в начале 1827 г., о чем свидетельствует благодарственное письмо Вильгельма I Торваль-дсену, датированное 2 февраля 1827 г., в котором король благодарит мэтра за руководство скульптурными работами его учеников в Риме и награждает Орденом Вюртембергской короны10.
Алтарная часть отделена от основного пространства храма двумя колоннами с коринфскими капителями. За колоннами находится белый одноярусный деревянный иконостас с позолоченным декором работы русских мастеров, доставленный в 1816 г. из Тверской резиденции Екатерины Павловны для ее дворцовой церкви в Штутгарте. После преждевременной смерти Екатерины Павловны вся
9 BarnardM. R. The life of Thorvaldsen collated from the Danish of J.M. Thiele. L., 1865. 247 p.
10 The Thorvaldsens Museum Archive: m 29 II, nr. 38; Afskrevet i Thiele III, p. 324: Thorvaldsen's Helpfulness.
утварь и иконостас были отправлены в мавзолей11. Очевидна «приспособленность» иконостаса в интерьере — владычные иконы Иисуса и Богоматери полностью перекрываются колоннами. Собственно, и не предусматривалось наличие в интерьере православного иконостаса. Предполагалась традиционная для латинского богослужения открытая алтарная часть с пресвитерием, престолом и дарохранительницей, дополнительно отделенная от основного пространства церкви балюстрадой (сапсе11ш)12.
Ампирный стиль иконостаса характеризуется доминантой плоскости над объемом: даже врата и двери украшены плоской сквозной резьбой. Над Царскими вратами скульптурная композиция из двух ангелов, несущих корону из звезд на фоне пирамиды с Всевидящим Оком в ореоле из расходящихся лучей. Венчает иконостас карниз из позолоченных пальметт, характерных для ампира. Царские врата напоминают парадные двери дворцов классического периода (ил. 11). В верхней части врат расположены иконы Благовещения, в нижней — парные изображения евангелистов. Парные евангелисты стали частым явлением на небольших Царских вратах невысоких классицистических иконостасов (А. Егоров и др.)13. На северной служебной двери иконостаса изображение кня-
Ил. 5. Интерьер мавзолея с иконостасом
11 Seide G. Die russusche Kirche zum Ehren des Hl. Nikolaus des Wundertaeters. München, 1989.
S. 3.
12 Bibliothek der Techn. Hochschule Stuttgart Schefold Nr. 11401. Bestand LMZ-BW.
13 Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XVI—XX в. СПб., 2000. С. 345346.
Ил. 6. Фрагмент интерьера с куполом
Ил. 7. Евангелист Матфей. Мрамор. Скульптор И. Лееб
Ил. 8. Евангелист Марк. Мрамор. Скульптор И. Н. Цвергер
Ил. 9. Евангелист Лука. Мрамор. Скульптор Т. Вагнер
Ил. 10. Евангелист Иоанн. Мрамор. Скульптор И. Г. Даннекер
Ил. 11. Царские врата 66
зя Александра Невского (ил. 12). Предметный план и композиция характерны для парадных портретов эпохи классицизма: занавес, колонны, щит с гербом, на стуле лежит княжеская корона, отороченная горностаем, на дальнем плане пейзаж с батальной сценой. Но необычен сам портрет святого князя. Традиционно его изображали и на древнерусских иконах, и на живописных полотнах как мужчину средних лет с бородой. Здесь же в воинских доспехах, как и подобает князю-воителю, изображен молодой, еще безбородый мужчина: хотя князю пришлось воевать всю жизнь, свои самые громкие победы на Неве и Чудском озере он одержал к двадцати двум годам. В композиции картины, в повороте головы Александра Невского, в его взволнованном юношеском лице, в движении рук акцентирована духовная подвижность: здесь ощущается влияние прероман-тической тенденции, которая проявилась в русском искусстве в кон. XVIII в.
Слева от Царских врат изображение Богоматери с Младенцем, стоящей на перевернутом вверх полумесяце (ил. 13). Сверху над фигурой Богоматери сонм херувимов, а нимб состоит из звезд. Упомянутое решение образа Божьей Матери типично для русской церковной живописи этого периода, находящейся под западным влиянием и несущей в себе дух эпохи барокко. В творчестве этой эпохи центром становится тема immaculata conceptio — непорочного зачатия. Семантика образа Богоматери «на луне стоящи», как символ непорочного зачатия, бази-
руется на изречении из 12 гл. Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12. 1—9)14. Популярна также тема Вознесения, или Успения, Богоматери. Так, в классицистическом иконостасе дворцовой церкви в Павловске используется копия картины Мурильо «Успение Богоматери» из Эрмитажа. Такая экспансия в русскую иконопись западной трактовки евангельских сюжетов началась еще в XVII в., несмотря на противодействие клерикальных кругов15. В то же время богословы Киево-Могилянской академии относились к подобным западным тенденциям вполне лояльно, что способствовало и относительно раннему развитию реалистической тенденции в украинской сакральной живописи16. Тем не менее образ Богоматери, вдохновленный западными гравюрами, постепенно вошел в русское сакральное искусство в кон. XVII в., в т. ч. и
в трактовках ярославской монументальной живописи этого периода. В нач. XVIII в. он продолжает свое развитие. В русскую иконографию этот образ войдет как «Жена, облаченная в солнце». Позднее, в классицистический период, антураж и символика из Апокалипсиса в виде перевернутой луны и нимба из звезд в образах Богоматери с Младенцем сохранились (В. Боровиковский, О. Кипренский и др.)17.
Справа от Царских врат помещено изображение Иисуса Христа с крестом и открытым Священным Писанием в окружении коленопреклоненных ангелов и херувимов (ил. 14). В этом полотне, так же как и в «Богоматери с Младенцем», выражена барочная феерия с тревожными облаками, несущимся в порыве хороводом херувимов. И здесь же подчеркивается барочная тема страдания, но страдания искупительного в виде его символа — креста. На контрасте с этой торжественной композицией, выражающей нечто ирреальное, неземное, словно подчеркивая разницу мира горнего и дольнего, на южной служебной двери изображается св. Мария Магдалина в камерной и «земной» трактовке (ил. 15). Здесь чувствуется влия-Ил. 14. Образ Иисуса Христа ние преромантизма и, даже в большей сте-
14 Мутер Р. История живописи от Средних веков до наших дней. М., 1902. Т. II. С. 142.
15 Успенский Л. А. Богословие иконы. М., 2001. С. 300.
16 Флоровский Г. О почитании Софии Премудрости Божией в Византии и на Руси // Труды 5-го Съезда русских академических организаций за границей. София, 1932. Ч. 1. С. 498, 500.
17 Иисус Христос в христианском искусстве и культуре ХУ—ХХ в. С. 46, 48, 50.
пени, сентиментализма, и в то же время отзвуки барокко. Если в западном искусстве XV в. этот персонаж изображали разодетой куртизанкой, то мастера эпохи Леонардо пользовались возможностью показать полуобнаженное женское тело, прикрытое ниспадающими волосами. В эпоху барокко Мария из Магдалы вновь стала кающейся грешницей, некоторые художники изображают ее пышноволосой женщиной, в раздумье созерцающей череп18. Так и в ротенбергском образе Марии Магдалины есть глубокая индивидуальность, глубоко сокровенное переживание и тонкая грусть. Здесь образ решается в единении с природой. Фигура женщины словно наполнена светом на фоне мрачных уступов скалы, динамики тревожных облаков и сгущающегося полумрака. Романтические образы Александра Невского и особенно Марии Магдалины, написанные в спокойной охристо-серебристой гамме, несколько контрастируют по своему живописному решению с образами Христа и Богоматери, чьи одежды мощно выделяются Ил. 15. Образ Марии Магдалины активным цветовым пятном на фоне патетики барочного окружения. В целом этот одноярусный иконостас с ампирными декоративными элементами и полотна, написанные в духе эпохи, органично вписываются в строгий классицистический интерьер ротонды.
В центре зала ротонды, в полу, выложенном белым и красным мрамором, находится круглое отверстие, закрытое кованой ажурной плитой. Прорезной декор плиты стилистически поддержан ажурным декором врат и дверей иконостаса. Через него проникает свет в склеп, где установлены саркофаги Екатерины Павловны, Вильгельма I и их старшей дочери принцессы Марии Фредерики. Первоначальный замысел Салуччи по оформлению склепа был так же грандиозен, как и первый проект мавзолея: предполагались и рельефные изображения ангелов на сводах, и скульптуры скорбных фигур у саркофага. В результате аскетически декорированы только арки ниш, в которые помещены саркофаги, дверные проемы и карниз. Саркофаг королевы и короля выполнен во Флоренции скульптором В. Бонелли (V. Bonelli) из белого каррарского мрамора по эскизу Д. Салуччи и А. Исопи Isopi) по мотивам древнеримских саркофагов.
Усыпальница, под сводами которой покоятся в едином саркофаге православная русская княгиня и ее муж, латинского вероисповедания, становится своего рода символом, которым уравниваются все конфессии. Искусство классицизма также интернационально по своей природе, и мавзолей на Ротенберг закономерно становится общей усыпальницей для русско-немецкой царственной четы.
18 Мутер. Указ. соч. С. 145.
Ключевые слова: Церковь св. Екатерины в Штутгарте, великая княгиня Екатерина Павловна, мавзолей, Д. Салуччи, скульптура, Б. Торвальдсен, И. Данне-кер, иконостас, классицизм, романтизм.
Church of St . Catherine in Stuttgart — Quest for the Artistic Image
V. Zherdev
The article discusses the history of one of the first fundamental monuments of Russian Orthodox presence on the German soil — funeral church of Grand Princess Catherine Pavlovna Romanova, Queen of Wurttemberg. Design competition of the church is traced, representing the concept from neo-Gothic to classic style. Gallery of artists who participated in the project's competition and directly involved in the creation of an artistic ensemble of the temple is expanded. Architects: D. Salucci, D. Thuermer, J. Knapp, H. Huebsch, L. von Klenze. Sculptors: B. Thorvaldsen, J. Dannecker, J. Leeb, J. Zwerger, T. Wagner.
Special attention is paid to the iconostasis, made in Russia. Stylistic features of his images and decor are considered.
Weighted synthesis of architectural forms, sculpture, decorative arts and painting presented, as a result, a significant monument of Romanticism.
Keywords: Orthodox church of St. Catherine in Stuttgart, Grand Princess Catherine Pavlovna, mausoleum, D. Salucci, sculpture, B. Thorvaldsen, J. Dannecker, iconostasis, Classicism, Romanticism.
Список литературы
1. Антонов В. В. и др. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005.
2. Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XVI—XX в. СПб., 2000.
3. Мальцев А. П., протоиерей. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903.
4. Мутер Р. История живописи от Средних веков до наших дней. М., 1902. Т. II.
5. Успенский Л. А. Богословие иконы. М., 2001.
6. Федорченко В. И. Российский императорский дом и европейские монархии. М., 2006.
7. Флоровский Г. О почитании Софии Премудрости Божией в Византии и на Руси // Труды 5-го Съезда русских академических организаций за границей. София, 1932. Ч. 1. С. 321.
8. BarnardM. R. The life of Thorvaldsen collated from the Danish of J. M. Thiele. London, 1865.
9. Fandrey C. Giovanni Salucci: 1769—1845; Hofbaumeister Koenig Wilhelms I, von Wuerttem-berg. Stuttgart: Oberfinanziondirection, 1995.
10. Seide G. Die russusche Kirche zum Ehren des Hl. Nikolaus des Wundertaeters. München, 1989.