Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОМ ФАКТОРЕ В ПОЛИТИКЕ'

К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОМ ФАКТОРЕ В ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ДУХОВНОЕ ОСКУДЕНИЕ / ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Перевезенцев Сергей Вячеславович

В статье исследуется феномен религиозного фактора в современной мировой политике, предлагается учитывать религиозный фактор наряду с иными факторами исторического развития (экономическим, политическим, социальным, природно-климатическим и др.). С традиционалистской точки зрения показано противостояние учения гуманизма и традиционных религий, как духовное противостояние различных религиозных учений. Раскрыты основные духовно-политические процессы в современном мире: процесс целенаправленного уничтожения традиционных ценностей, религий и культур и противостоящий ему процесс возрождение традиционных ценностей, религий и культур с целью сохранения “цветущей сложности”, т.е. цивилизационного разнообразия мирового сообщества. В рамках первого процесса на основе многочисленных данных показана борьба сторонников религиозно-философского учения гуманизма с традиционными религиозными учениями, прежде всего с христианством, а главной задачей этой борьбы указана дехристианизация человека и общества, ведь именно христианское вероучение лежит в основе локомотива мировой истории, европейской цивилизации. Основная цель этой борьбы заключается в замене христианства и традиционных мировых религий религией человекобожия, т.е. гуманизмом и рационализмом. Раскрывается смысл концепции трансгуманизма: создание искусственного, унифицированного, полностью управляемого мира, населенного биообъектами без индивидуальности и вообще каких-либо личностных признаков. Таким образом раскрыта античеловеческая сущность религии человекобожия - уничтожение “человека естественного”. В статье представлены основные сущностные черты противоположного первому второго духовно-политического процесса. На базе многочисленных социологических исследований доказано, что в мире происходит заметный рост традиционной религиозности и значения традиционных религий. Усиление роли традиционных религий и религиозных организаций в жизни общества, прежде всего православия и Русской Православной Церкви, фиксируется и в России. В то же время в статье отмечается противоречивый характер обоих процессов, противостояние которых еще далеко от завершения. В результате проведенного анализа сделаны три основных вывода. Первое: в будущем сохранятся и станут определять мировую политику те народы и цивилизации, чей духовный корень окажется наиболее крепким, а традиционные духовные смыслы и ценности продолжат оставаться значимыми для большинства членов того или иного сообщества. Второе: в проигрыше, вплоть до полного исчезновения, окажутся те народы и цивилизации, которые будут и дальше пребывать в состоянии духовного оскудения и, в итоге, окончательно утеряют собственную духовную суверенность. Третье: отказ от традиционных религий, смыслов и ценностей в пользу религии человекобожия может привести человечество к физическому исчезновению и замене “человека естественного” “искусственным интеллектом”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE RELIGIOUS FACTOR IN POLITICS

Te article examines the phenomenon of the religious factor in modern world politics, suggests taking into account the religious factor along with other factors of historical development (economic, political, social, natural and climatic, etc.). From the traditionalist point of view, the confrontation between the teachings of humanism and traditional religions is shown, as a spiritual confrontation of various religious teachings. Te main spiritual and political processes in the modern world are revealed: the process of purposeful destruction of traditional values, religions and cultures and the process of reviving traditional values, religions and cultures in order to preserve the “blooming complexity”, i.e., the civilizational diversity of the world community. In the frst process, on the basis of numerous data, shows the struggle of the supporters of the religious-philosophical doctrine of humanism with traditional religious teachings, especially Christianity, and the main task of this struggle provided dechristianization of man and society, because the Christian faith is the basis of the locomotive of world history, European civilization. Te main goal of this struggle is to replace Christianity and the traditional world religions with the religion of man-God, i.e., humanism and rationalism. Te author reveals the meaning of the concept of transhumanism: the creation of an artifcial, unifed, fully controlled world populated by biological objects without individuality or any personal characteristics at all. Tus, the anthuman essence of the religion of mangod is revealed - the destruction of the “natural man”. Te article presents the main essential features of the second spiritual-political process, which is opposite to the frst one. On the basis of numerous sociological studies, it is proved that in general, there is a noticeable increase in traditional religiosity and the importance of traditional religions in the world. Te strengthening of the role of traditional religions and religious organizations in the life of society, especially Orthodoxy and the Russian Orthodox Church, is also recorded in Russia. At the same time, the article notes the contradictory nature of both processes, the confrontation of which is still far from complete. As a result of the analysis, three main conclusions are made. First, in the future, those peoples and civilizations whose spiritual roots will be the strongest will remain and will determine world politics, and traditional spiritual meanings and values will continue to be signifcant for the majority of members of a particular community. Second, those nations and civilizations that will continue to be in a state of spiritual impoverishment and, as a result, will fnally lose their own spiritual sovereignty will be the losers, even to the point of complete disappearance. Tird, the rejection of traditional religions, meanings and values in favor of the religion of mangod can lead humanity to the physical disappearance and replacement of “natural man” with “artifcial intelligence”.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОМ ФАКТОРЕ В ПОЛИТИКЕ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2021. Т. 27. № 2

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-2-137-153

К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОМ ФАКТОРЕ В ПОЛИТИКЕ

С.В. Перевезенцев, докт. историч. наук, проф. кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ГСП-1,

Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, г. Москва, Российская Федерация, 119991*

В статье исследуется феномен религиозного фактора в современной мировой политике, предлагается учитывать религиозный фактор наряду с иными факторами исторического развития (экономическим, политическим, социальным, природно-климатическим и др.). С традиционалистской точки зрения показано противостояние учения гуманизма и традиционных религий, как духовное противостояние различных религиозных учений. Раскрыты основные духовно-политические процессы в современном мире: процесс целенаправленного уничтожения традиционных ценностей, религий и культур и противостоящий ему процесс возрождение традиционных ценностей, религий и культур с целью сохранения "цветущей сложности", т.е. цивилизационногоразнообразия мирового сообщества. В рамках первого процесса на основе многочисленных данных показана борьба сторонников религиозно-философского учения гуманизма с традиционными религиозными учениями, прежде всего с христианством, а главной задачей этой борьбы указана дехристианизация человека и общества, ведь именно христианское вероучение лежит в основе локомотива мировой истории, европейской цивилизации. Основная цель этой борьбы заключается в замене христианства и традиционных мировых религий религией человекобожия, т.е. гуманизмом и рационализмом. Раскрывается смысл концепции трансгуманизма: создание искусственного, унифицированного, полностью управляемого мира, населенного биообъектами без индивидуальности и вообще каких-либо личностных признаков. Таким образом раскрыта античеловеческая сущность религии человекобожия — уничтожение "человека естественного". В статье представлены основные сущностные черты противоположного первому второго духовно-политического процесса. На базе многочисленных социологических исследований доказано, что в мире происходит заметный рост традиционной религиозности и значения традиционных религий. Усиление роли традиционных религий и религиозных организаций в жизни общества, прежде всего православия и Русской Православной Церкви, фиксируется и в России. В то же время в статье отмечается противоречивый характер обоих процессов, противостояние которых еще далеко от завершения. В результате проведенного анализа сделаны три основных вывода. Первое: в будущем сохранятся и станут определять мировую политику те народы и цивилизации, чей духовный корень окажется наиболее крепким, а традиционные духовные смыслы и ценности продолжат оставаться

* Перевезенцев Сергей Вячеславович, e-mail: serp1380@yandex.ru

значимыми для большинства членов того или иного сообщества. Второе: в проигрыше, вплоть до полного исчезновения, окажутся те народы и цивилизации, которые будут и дальше пребывать в состоянии духовного оскудения и, в итоге, окончательно утеряют собственную духовную суверенность. Третье: отказ от традиционных религий, смыслов и ценностей в пользу религии человекобожия может привести человечество к физическому исчезновению и замене "человека естественного" "искусственным интеллектом".

Ключевые слова: религия, религиозный фактор в мировой политике, духов -ность, духовное противостояние, духовное оскудение, духовно-политические процессы.

ON THE QUESTION OF THE RELIGIOUS FACTOR IN POLITICS

Perevezentsev Sergey V., Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of History of Social and Political Doctrines, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University, GSP-1, Lomonosovskiy prospect, 27, korp. 4, Moscow, Russian Federation, 119991, e-mail: serp1380@yandex.ru

The article examines the phenomenon of the religious factor in modern world politics, suggests taking into account the religious factor along with other factors of historical development (economic, political, social, natural and climatic, etc.). From the traditionalist point of view, the confrontation between the teachings of humanism and traditional religions is shown, as a spiritual confrontation of various religious teachings. The main spiritual and political processes in the modern world are revealed: the process of purposeful destruction of traditional values, religions and cultures and the process of reviving traditional values, religions and cultures in order to preserve the "blooming complexity", i.e., the civilizational diversity of the world community. In the first process, on the basis of numerous data, shows the struggle of the supporters of the religious-philosophical doctrine of humanism with traditional religious teachings, especially Christianity, and the main task of this struggle provided dechristianization of man and society, because the Christian faith is the basis of the locomotive of world history, European civilization. The main goal of this struggle is to replace Christianity and the traditional world religions with the religion of man-God, i.e., humanism and rationalism. The author reveals the meaning of the concept of transhumanism: the creation of an artificial, unified, fully controlled world populated by biological objects without individuality or any personal characteristics at all. Thus, the ant-human essence of the religion of man-god is revealed — the destruction of the "natural man". The article presents the main essential features of the second spiritual-political process, which is opposite to the first one. On the basis of numerous sociological studies, it is proved that in general, there is a noticeable increase in traditional religiosity and the importance of traditional religions in the world. The strengthening of the role of traditional religions and religious organizations in the life of society, especially Orthodoxy and the Russian Orthodox Church, is also recorded in Russia. At the same time, the article notes the contradictory nature of both processes, the confrontation of which is still far from complete. As a result of the analysis, three main conclusions are made. First, in the future, those peoples and civilizations whose spiritual roots will be the strongest will remain and will determine world politics, and traditional spiritual meanings and values will continue to be significant for the majority of members of a particular community. Second, those nations and civilizations that will

continue to be in a state of spiritual impoverishment and, as a result, will finally lose their own spiritual sovereignty will be the losers, even to the point of complete disappearance. Third, the rejection of traditional religions, meanings and values in favor of the religion of man-god can lead humanity to the physical disappearance and replacement of "natural man" with "artificial intelligence".

Key words: religion, religious factor in world politics, spirituality, spiritual confrontation, spiritual impoverishment, spiritual and political processes.

В начале XXI в. в разных странах сложился целый комплекс духовных кризисов, конфликтов и противостояний: между традиционными религиями в разных сочетаниях; между гуманизмом, как религией человекобожия1, и всеми иными традиционными религиями; между гуманизмом и отдельными традиционными религиями; между возродившимися в разных странах языческими культами и традиционными религиями; между гуманизмом и языческими культами; между различными направлениями внутри гуманизма и т.д. Разобраться в этом поистине запутанном клубке противоречий и противостояний крайне сложно, тем более что наряду с фундаментальными противоречиями и союзами постоянно возникают ситуативные противоречия и рождаются ситуативные союзы разных религиозных учений, направлений, групп и т.д. Но эта сложность свидетельствует о крайне важном факте: в современном мире резко возросла роль религиозного фактора исторического развития вообще, и религиозности как фактора мировой политики, в частности.

События, происходящие в современном мире в разных странах и на разных континентах, говорят о том, что все мы являемся свидетелями и, главное, участниками двух продолжающихся глобальных духовно-политических процессов. Первый — это процесс целенаправленного уничтожения традиционных ценностей, религий и культур. Истоки этого процесса уходят в более чем пятисотлетнюю давность, когда во времена так называемой Эпохи Возрождения с помощью созданного тогда же религиозно-философского учения гуманизма началась борьба с традиционными религиозными учениями. Первым и главным объектом этой борьбы сразу стало христианство, а главной задачей — дехристианизация человека и общества, ведь именно христианское вероучение лежит в основе локомотива мировой истории, европейской цивилизации.

В следующие столетия наступление на христианское вероучение и Христианскую Церковь только ширилось, а со временем борьба

1 О гуманизме, как религии человекобожия, см. подробнее: Перевезенцев С.В. Крах гуманизма // Перевезенцев С.В. Русский выбор: Очерки национального самосознания. М., 2007. С. 311-328.

повелась с любыми традиционными укладами жизни и любыми традиционными ценностями, религиями и культурами. Причин тому много. Как кажется, одна из главных — жесточайшие религиозные войны в Европе в ХУ1-ХУ11 вв. Двести лет непрекращающихся религиозных конфликтов породили иллюзию того, что можно и нужно выработать новое миропонимание — принципиально нерелигиозное или, точнее, надрелигиозное, благодаря которому удастся для начала минимизировать, потом преодолеть, а впоследствии вообще избавиться от религиозных конфликтов, ибо все люди будут жить в мире единых нерелигиозных ценностей и смыслов. Так постепенно стало утверждаться так называемое рационалистическое мышление, базирующееся на философии гуманизма.

Наиболее жестокими насильственными методами борьба со всякой традицией велась в ХХ в. в рамках осуществлявшегося радикальными гуманистами-большевиками "коммунистического проекта". Впрочем, гуманисты либерального склада тоже тогда не оставались в стороне, но отличались от своих собратьев-радикалов более "мягкими" способами борьбы.

Однако попытки преодолеть традиционную религиозность человеческого сознания и уничтожить традиционные религии не принесли ожидаемых результатов. Более того, чем дальше, тем больше в XX столетии религиозные противоречия порождали все новые жесточайшие конфликты. Так, главный конфликт XX столетия между коммунистической и либеральной идеологиями носил все признаки специфического духовного кризиса — внутриконфессиональное столкновение адептов религии человекобожия (гуманистического учения) по-разному понимающих суть и методы воплощения принципов этого религиозного учения в жизнь. В то же время кризис религии человекобожия (гуманизма и рационализма) вновь вернул к жизни значимость традиционных религий и различных нетрадиционных культов, которые стали приобретать все большее влияние в сознании людей разных стран и континентов.

В начале XXI в., после краха "коммунистического проекта", либеральные гуманисты подхватили большевистское знамя и повели наступление на христианство и всякую иную традицию с тем же "большевистским" задором. Европейцам и всему миру предлагается окончательно отказаться от своих христианских корней, а любые упоминания о христианских основах европейской цивилизации или какой-либо европейской страны вызывают немедленную бурную и негативную реакцию. Так, накануне Пасхи 2014 г. (20 апреля 2014 г.) британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что Великобритания — "христианская страна", и

сразу же подвергся резкой критике. В газете "The Telegraph" было моментально опубликовано коллективное письмо за подписью 55 британских ученых и литераторов, которые громогласно заявили: "Имеющиеся факты показывают, что нет оснований называть Великобританию христианской страной". Чуть позднее один из "подписантов", правозащитник Питер Тэтчелл в интервью BBC утверждал, что только 29% жителей современной Великобритании считают себя "религиозными", при этом более половины из них не являются приверженцами какой-либо определенной религии. "Таким образом, — сказал правозащитник, — христианская Англия ушла в прошлое, это следует признать и действовать соответствующим образом"2. И английский правозащитник не так уж и не прав. Статистика свидетельствует, что за последние десять лет посещаемость англиканских соборов в Англии и Уэльсе во время воскресных служб уменьшилась вдвое (в 2013 г. — 800 000 человек)3. Примерно такая же картина и в других европейских странах. Так, только за ноябрь 2014 г. 20 000 финнов покинули лютеранскую церковь, которая имеет государственный статус, по той причине, что наряду с церковным налогом с 2015 г. им пришлось бы еще платить налог за пользование телевидением, а всего около 4% жителей Финляндии указали, что они не могут себе позволить платить и церковный, и телевизионный налоги одновременно4. Как следствие, намеренный и сознательный отказ от традиционной религии и традиционных ценностей влечет за собой и другие "отказы" — от традиционной семьи, от родителей и даже от собственной половой принадлежности. Но изгнание христианства и христиан из Европы означает, что на их место приходят представители иных религиозных направлений. В частности, самым популярным мужским именем в Великобритании в 2014 г. стало имя Мухаммед (этот факт фиксируется в Англии на протяжении ряда лет, начиная с 2008 г.)5. Та же история в столице Норвегии — Осло.

При этом волна антихристианских настроений в Европе только возрастает. В недавно выпущенном в докладе Института Гейтстоун

2 Премьера Кэмерона, назвавшего Британию, "христианской страной", обвинили в сектантстве. URL: http://www.newsru.com/religy/21apr2014/cameron.html (дата обращения: 16.01.2021).

3 Власть. 2014. № 47. С. 35 (Инфографика).

4 Финны уходят из Церкви из-за налога на телевидение. URL: http://www. sedmitza.ru/text/3230924.html (дата обращения: 16.01.2021).

5 Nur and Maryam join Muhammad in list of Britain's top baby names — while Royal monickers fall with George dropping five places. URL: http://www.dailymail.co.uk/ news/article-2855330/Nur-Maryam-join-Muhammad-baby-names-list-Royal-relegation-continues-George-falling-five-places.html (accessed: 16.01.2021).

говорится, что в 2019 г. Западная Европа пережила неслыханную волну антихристианского вандализма: в Британии, Франции, Германии, Ирландии, Италии и Испании примерно 3000 христианских объектов — церквей, школ, кладбищ и монументов, — подверглись вандализму, разграблению или осквернению. Это "рекордный

" "6 Т"»

уровень проявлений антихристианского кощунства . Б целом же сегодня, по подсчетам французского электронного ресурса "Slate. fr", именно христианство — самая угнетаемая религия в мире, а за последние годы жертвами запугиваний, дискриминации и агрессии оказались почти 200 миллионов христиан7.

Б результате такого наступления, а также в силу демографических процессов, по мнению исследовательского центра "Pew", к 2050 г. доля христиан в мире заметно снизится, потому что из него уйдут 106 миллионов верующих, а присоединятся к нему только 40 миллионов. Как полагают эксперты центра "Pew", большинство из тех, кто откажется от своей христианской веры, не будет исповедовать никакой конкретной религии. Примерно 3 миллиона человек, по прогнозам, станут мусульманами. Кстати, испытают потери и другие вероисповедания, к примеру, буддизм и иудаизм покинут 3 миллиона и 300 тысяч верующих соответственно. При этом к середине XXI в. наибольшее число христиан уменьшится в США — с 78 до 66%, в то же время число мусульман (2,1% населения) превысит число приверженцев иудаизма (1,4%), а число атеистов, агностиков и людей, не принадлежащих ни к какой религии, к 2050 г. вырастет с 16 до 26%8.

Смысл целенаправленной дехристианизации человека и общества, как и смысл целенаправленного отказа от иных традиционных религий и ценностей в полной мере раскрылся в концепции трансгуманизма. Б этом отношении показателен прогноз развития технологий до 2099 г., сделанный техническим директором Google и известным технологическим футурологом Р. Курцвейлом в книге "Сингулярность близка"9. Б последующие годы в своих многочисленных интервью Курцвейл расписал свои прогнозы буквально по годам. Некоторые его прогнозы (или "пророчества"? или целенаправленное формирование общественного мнения?) стоит напомнить:

6 Soeren Kern. Europe: anti-Christian attacks reach all-time high in 2019. URL: https:// www.gatestoneinstitute.org/15366/europe-anti-christian-attacks (accessed: 16.01.2021).

7 La religion la plus persécutée au monde? Le christianisme. URL: http://www.slate. fr/story/93959/christianisme (accessed: 16.01.2021).

8 The future of world religions: population growth projections, 2010-2050. URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ (accessed: 16.01.2021).

9 См.: Kurzweil R. The singularity is near: when humans transcend biology. N.Y., 2005.

2029 г. — компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова.

2031 г. — 3Б-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня.

2037 г. — гигантский прорыв в понимании тайны человеческого мозга. Будут определены сотни различных субрегионов со специализированными функциями. Некоторые из алгоритмов, которые кодируют развитие этих регионов, будут расшифрованы и включены в нейронные сети компьютеров.

2038 г. — появление роботизированных людей, продуктов трансгуманистичных технологий. Они будут оборудованы дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную узкую сферу знаний, полностью охватить которую человеческий мозг не способен) и разнообразными опциями-имплантантами — от глаз-камер до дополнительных рук-протезов.

2039 г. — наномашины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности "полного погружения", которая не потребует никакого дополнительного оборудования.

2042 г. — первая потенциальная реализация бессмертия: благодаря армии нанороботов, которая будет дополнять иммунную систему и "вычищать" болезни.

2043 г. — человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменять кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.

2044 г. — небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический.

2045 г. — наступление технологической сингулярности. Земля

10

превратится в один гигантский компьютер .

Прогнозы Курцвейла сегодня кажутся настолько "завиральными", что вызвали критическую реакцию даже у многих американских журналистов и исследователей11. Правда, дискуссия развернулась, в основном, вокруг сроков исполнения прогнозов. Но ведь дело вовсе не в том, когда именно "небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический", а внутренние органы человека "будут заменять кибернетическими устройствами

10 Технический директор Google расписал будущее мира: прогноз до 2099 года. URL: https://inforesist.org/texnicheskij-direktor-google-raspisal-budushhee-mira-prognoz-do-2099-goda/ (дата обращения: 16.01.2021).

11 Рэймонд Курцвейл ошибается: сингулярность совсем не близко. URL: https:// vc.ru/future/25099-ray-kurzweil-is-wrong (дата обращения: 16.01.2021).

гораздо лучшего качества". Дело в другом — прогнозы Курцвейла ясно описывают главные цели адептов религии человекобожия: создание искусственного, унифицированного, полностью управляемого мира, населенного биообъектами без индивидуальности и вообще каких-либо личностных признаков. А достижение, как казалось великой цели, поставленной еще на заре рождения гуманизма, — физического бессмертия, оказалось возможно лишь в результате убийства "человека естественного".

Трансгуманизм готов уже сегодня превратиться в новое религиозное учение, и заменить собой даже религию человекобожия. Об этом свидетельствует интересный факт. В 2015 г. один из ключевых специалистов в сфере беспилотных автомобилей, бывший технический руководитель подразделений Google и Uber Энтони Левандовски основал специфическую религиозную организацию "Путь будущего" ("Way of the Future"). Цель организации — "разрабатывать и продвигать реализацию божества, основанного на искусственном интеллекте". Через понимание и поклонение ему "Путь будущего" планирует "вносить вклад в улучшение общества". Конечно, можно посмеяться на очередным чудаком-ученым. Однако сам Левандовски уверяет, что это не шутка и не пиар-ход12. Так что, лиха беда начало... Иначе говоря, гуманизм, как религия человекобожия, имеет совершенно антигуманную, античеловеческую сущность и ведет человечество к физическому и духовному уничтожению "человека естественного".

Опасность физического уничтожения естественных форм человеческой жизни становится постепенно понятной все большему числу людей. Поэтому если поначалу "мягкие" либеральные меры по замещению традиционных ценностей гуманистическими воспринимались как ступени восхождения из "дикости" к "цивилизации", и так или иначе принимались мировым сообществом, то взятый нынче либерал-гуманистами откровенный курс на уничтожение традиционных ценностей, религий и культур большинством народов нашей планеты оказался воспринят как неприкрытое духовное и нравственное насилие.

Вполне естественно, в разных странах и культурах возник сначала индивидуальный, потом общественный протест, принимающий в наши дни формы мощного народного протестного движения. Вспомним лишь недавние события: многосоттысячные демонстрации против законодательного разрешения однополых браков и заметный рост авторитета правого движения во Франции; приход правых националистических партий к власти в Венгрии; стремление

12 God is a bot, and Anthony Levandowski is his messenger. URL: https://www.wired. com/story/god-is-a-bot-and-anthony-levandowski-is-his-messenger/ (accessed: 16.01.2021).

к возрождению национальных и религиозных традиций в Австрии, где у власти находятся тоже представители правых сил; стремление нового папы римского Франциска к нравственному очищению Европы; усиление недовольства европейскими "нравственными новшествами" в традиционно католических Польше и Хорватии. В той же Великобритании при сокращении вдвое посещений церковных служб по воскресениям, одновременно вдвое выросло посещение англиканских церквей по рабочим дням — 15 000 человек в 2013 г.13 Или сведения из Финляндии: 28 ноября 2014 г. финский парламент принял закон, разрешающий в стране однополые браки, в поддержку этого закона тогда же высказался глава лютеранской церкви архиепископ Турку и Финляндии Кари Мякинен, и... сразу же после одобрения закона около 8000 человек через онлайн-сервис в знак протеста подали уведомления о выходе из церкви14.

Вот такие противоречия в тихой и спокойной Финляндии: одни финны выходят из церкви, просто не желая на нее тратиться, другие потому, что лютеранская церковь Финляндии нарушает христианские традиции. Что уж говорить о других, более жарких странах. Нельзя забывать и о сильнейшем фундаменталистском повороте в исламском мире, также во многом ставшем реакцией на вторжение в мусульманское общество либерально-гуманистических идей и практик.

И все эти явления свидетельствуют о том, что в наше время продолжает развиваться второй глобальный духовно-политический процесс — возрождение традиционные ценностей, религий и культур с целью сохранения "цветущей сложности", т.е. цивилизационного разнообразия мирового сообщества.

Оба эти процесса характерны и для России: в нашей стране немало тех, кто совершенно не приемлет традиционные религии и культуры. Более того, можно сказать, пора духовного оскудения, наступившая в России примерно сто пятьдесят лет назад, еще не закончилась, а значит сохраняются все возможные негативные последствия духовного самограбления народа. В то же время, в России есть и множество людей, для которых как раз традиционные ценности составляют основу жизни. Таким образом, наша страна в очередной раз оказалась перед историческим выбором: по какой дороге двигаться дальше, на какие ценности опираться — религия человекобожия или традиционная религиозность?

13 Власть. 2014. № 47. С. 35 (Инфографика).

14 Финскую церковь покинули тысячи человек после легализации гей-браков. URL: http://www.sedmitza.ru/text/5258857.html (дата обращения: 16.01.2021).

История последних тридцати лет, когда вместо господствовавших раньше радикальных "коммунистических" ценностей в одночасье стали насаждаться ценности либерально-гуманистического толка, показала, что значительная часть наших соотечественников довольно быстро поняла смертельную опасность подобного пути развития. Недаром, как показывает статистика, число сторонников традиционных ценностей, религий и культур, особенно, последователей православия и Православной Церкви, в России за последние тридцать лет стабильно растет. Этот процесс был зафиксирован еще в 2006 г.: в конце 1980-х — начале 1990-х гг. страна официально считалась атеистической, но даже тогда атеистами называли себя около 35% населения, а в начале XXI в. атеистами назвали себя менее 15%, т.е. их число сократилось в два с лишним раза. При этом около 15% опрошенных можно было назвать людьми воцерковленными, поскольку они каждый месяц и чаще посещают храм и участвуют в таинствах, а ведь в конце 1980-х гг. таких было всего 4% населения, во второй половине 1990-х — около 6%. Наконец, Православная Церковь оказалась на втором месте по уровню доверия в российском обществе после института президента: Церкви доверяли 60% опрошенных15.

Спустя шесть лет, в январе 2012 г., холдинг "Ромир" опубликовал данные об уровне религиозности российского населения, полученные в ходе совместного исследования с Ассоциацией Gallup International в рамках ежегодного глобального международного опроса WIN "Глобальный барометр надежды и отчаяния" ("Global Barometer on Hope and Despair"). Согласно этому исследованию, религиозными людьми назвали себя 55% жителей России, нерелигиозными — 26%, и всего лишь 6% россиян считали себя убежденными атеистами. При этом по сравнению с предыдущим аналогичным опросом, проведенным в 2005 г., индекс религиозности россиян понизился на 2%, а индекс атеизма вырос на те же 2%16.

Примечательно, что вскоре после публикации этих сведений, Русская Православная Церковь испытала мощное идеологическое наступление антицерковных и антирелигиозных сил (что стоил только один скандал с хулиганской выходкой неких девиц в Храме Христа Спасителя, а ведь таких скандалов было организовано сразу несколько). Казалось бы, авторитет Русской Православной Церкви должен был пасть ниже самых низких величин. Но вот в соответствии с

15 Тарусин М. Неизвестная Россия: Записки социолога. URL: http:// www.foma. ru/article/index.php?news=2494 (дата обращения: 16.01.2021).

16 Мир становится менее религиозным. URL: https://romir.ru/studies/mir-stano-vitsya-menee-religioznym (дата обращения: 16.01.2021).

рейтингом доверия россиян, составленном исследовательским холдингом "Ромир" в июле 2013 г., Русской Православной Церкви "полностью доверяют" или "скорее доверяют" 66% респондентов17.

Иначе говоря, в тот период после всех скандалов авторитет Русской Православной Церкви только укрепился. Эту динамику подтвердили и данные, полученные в ходе опросов, осуществляемых ВЦИОМ: если в 2010 г. 64% опрошенных считали, что церковная политика, проводимая Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, отвечает интересам нашего общества, то к 2013 г. это мнение укрепилось и уже 71% опрошенных был уверен в соответствии церковной политики интересам российского общества18. Интересно, что проведенное Gallup International в 2015 г. исследование религиозности населения разных стран в отношении России дало совершенно иные показатели, нежели в 2012 г., и оказалось близко к данным ВЦИОМ: в России верующими себя назвали 70%

19

опрошенных .

Рост религиозности населения России и числа российских жителей, доверяющих Русской Православной Церкви в первые два десятилетия XXI в., проходил на фоне роста консервативных настроений в российском обществе в этот период. Так, исследования ВЦИОМ, проведенные в феврале 2014 г., показывали, что в российском обществе за последние 10 лет заметно возросла популярность консервативных идей: если в 2003 г. 44% опрошенных были уверены в том, что консерватизм не только способствует сохранению традиций и общественного строя, но также помогает поступательно идти вперед, не совершая резких рывков, то в 2014 г. в этом были уверены более половины россиян — 56%20.

Интересны выводы, представленные в исследовании Института социологии РАН, в котором говорится, что, в частности, понятие "церковь" в общественном сознании россиян "скорее связано с положительными эмоциями, разделяемыми всеми религиозно-

17 Церковь стала социальным институтом, которому россияне доверяют больше всего. URL: https://romir.ru/studies/za-veru-carya-i-otechestvo (дата обращения: 16.01.2021).

18 РПЦ при патриархе Кирилле: векторы перемен // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rpcz-pri-patriarkhe-kirille-vektory-peremen (дата обращения: 16.01.2021).

19 The most (and least) religious countries in the world // https://www.telegraph. co.uk/travel/maps-and-graphics/most-religious-countries-in-the-world/ (accessed: 16.01.2021)

20 Консервативные настроения в российском обществе усиливаются. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/konservativnye-nastroeniya-v-rossijskom-obshhestve-usilivayutsya (дата обращения 16.01.2021).

мировоззренческими группами России, либо с определенным эмоциональным безразличием, что маркирует данное понятие как неконфликтогенное (49% опрошенных относятся к нему скорее положительно, 44 — нейтрально, 6% — скорее отрицательно)". Еще более позитивно воспринимается понятие "вера" (69% опрошенных указали скорее на положительную реакцию на данное понятие, 28 — на нейтральную, 25% — скорее на отрицательную), что подтверждается и его высоким статусом в ценностной иерархии, и возрастающим признанием роли веры в жизни. Как показывают данные пяти "волн" мониторинга ИС РАН в 2014-2016 гг., "большинство во всех религиозно-мировоззренческих группах... воспринимают Россию как особую цивилизацию". По мнению исследователей, "это свидетельствует о том, что исходными пунктами социальной консолидации в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, являются осознание единства культурного поля и наличие общих ценностных регуляторов, что снижает риски религиозно окрашенных конфликтов и использование разности религиозных традиций в целях политической и социальной дестабилизации"21.

Впрочем, от перечисления этих цифр не стоит впадать в эйфорию и самообман. Есть и иные показатели. В 2018 г. уже упомянутый здесь исследовательский центр "Pew" провел опрос жителей 34 европейских стран об их приверженности религии. В данном случае речь шла о религии вообще, а результаты опроса оценивались на основе четырех индивидуальных показателей религиозного соблюдения-самооценки: значимость религии в жизни респондентов, посещаемость религиозных мероприятий, частота совершения молитв и вера в Бога. Опрос показал, что в Центральной и Восточной Европе, в основном в странах бывшего СССР и бывшего соцлагеря, европейцы в целом чаще, чем жители Западной Европы, признают религию очень важной в их жизни, посещают религиозные службы по крайней мере ежемесячно, молятся каждый день и верят в Бога с абсолютной уверенностью. В первую "десятку" в этом отношении входят Румыния, Армения, Грузия, Греция, Молдавия, Босния, Хорватия, Польша, Португалия и Сербия. Во второй "десятке" расположены Украина, Белоруссия и Литва. Из западноевропейских стран во второй "десятке" названы Италия, Ирландия, Испания, Нидерланды и Норвегия. Россия замыкает вторую "десятку", разделив 20-е место с Норвегией и Венгрией. В России, согласно этому опросу, 17% очень

21 Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2017. С. 290, 294.

религиозных людей (для 15% религия важна, 17 — ходят на службы, 17 — молятся, 25% верят в Бога)22.

Противоречивую динамику показал ряд исследований, проведенных Фондом "Общественного мнения" по определению уровня доверия российского населения Русской Православной Церкви. Так, согласно этим исследованиям, в 2014 г. Русской Православной Церкви доверяли 65% опрошенных, в 2015 г. — 70%, в 2017 — 62, в 2019 — 66, а в 2020 — 53%. При этом 73% опрошенных назвали себя верующими людьми (63% — православными, 2 — последователями иных христианских конфессий, 6 — мусульманами, 2% — последователями иных религий)23. Снижение уровня доверия Русской Православной Церкви, по сравнению с предыдущими показателями, показал и опрос, проведенный ВЦИОМ в ноябре 2020 г.: деятельность Русской Православной Церкви одобряют 58,4% опрошенных. Правда, согласно этому же опросу, РПЦ занимает второе место после Российской армии по уровню доверия граждан к деятельности общественных институтов24.

Примерно та же динамика отношения россиян к Русской Православной Церкви, но с совершенно иными показателями, фиксируется в опросах "Левада-Центра": с 1999 г. Русской Православной Церкви доверяли 36% жителей России, с 2008 по 2018 гг. — 48, в 2019 — 40, в 2020 — 42%. В соответствии с данными "Левада-Центра" РПЦ занимала четвертое место по уровню доверия граждан России после Российской армии, президента РФ, ФСБ и других спецслужб25.

Конечно, даже эти цифры свидетельствуют об очень заметном росте традиционных религиозных настроений в российском обществе за последний 25-30 лет. Однако в целом статистические данные несмотря на иногда заметную разницу в количественных показателях свидетельствуют о важном факте: духовная ситуация в российском обществе намного сложнее, чем кому-то кажется. При этом большинство приведенных выше статистических данных свидетельствуют о том, что у нашего народа есть понимание (может

22 Evans J., Baronavski C. How do European countries differ in religious commitment. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/12/05/how-do-european-countries-differ-in-religious-commitment/ (accessed: 16.01.2021).

23 О влиянии РПЦ на разные сферы жизни страны. URL: https://fom.ru/TSen-nosti/14371 (дата обращения: 16.01.2021).

24 Главные российские институты: общественная оценка. URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/glavnye-rossiiskie-instituty-obshchestvennaja-ocenka (дата обращения: 16.01.2021).

25 Доверие институтам. URL: https://www.levada.ru/2020/09/21/doverie-institu-tam/ (дата обращения: 16.01.2021).

быть, и интуитивное понимание) того, что общество в целом пребывает в духовно-нравственном кризисе; что у нашего народа сегодня есть высокая и глубокая потребность в исправлении этой кризисной ситуации, в духовном осмыслении своего бытия. Иначе говоря, все эти многочисленные цифры свидетельствуют — российское общество испытывает духовные недуги, но "больной" хочет выздороветь.

Обнадеживает и тот факт, что в целом российские процессы вписываются в общую мировую картину. Так, согласно прогнозам, опубликованным исследовательским центром "Pew", мир становится более религиозным. По расчетам социологов этого центра, с ростом численности населения планеты число верующих основных мировых религий, за исключением буддизма, тоже увеличится. Самый большой рывок совершит ислам, и, согласно прогнозу, темпы роста числа его приверженцев превысят темпы роста мирового населения. Если эти прогнозы сбудутся, то к 2050 г. впервые в истории численность мусульман (2,8 миллиарда) и христиан (2,9 миллиарда) почти сравняется. Социологи центра "Pew" прогнозируют стабильный рост числа верующих ряда других конфессий: численность индуистов увеличится на 34%, с 1 миллиарда в 2010 г. до 1,4 миллиарда в 2050 г., а численность приверженцев иудаизма увеличится с 14 миллионов в 2010 г. до 16,1 миллиона в 2050 г. Кроме того, к 2050 г., согласно прогнозу социологов, около 450 миллионов человек по всему миру будут исповедовать различные народные религии, такие как традиционные африканские религии, китайские народные религии, а также религии североамериканских индейцев и австралийских аборигенов. Таким образом, по сравнению с показателями 2010 г. число приверженцев этих религий вырастет на 11%. Число приверженцев нетрадиционной "светской" религиозности (тех, кто считает себя атеистами, агностиками и тех, кто не исповедует никакой конкретной религии) к 2050 г. уменьшится в процентном соотношении к численности мирового населения. Хотя число носителей нетрадиционных религиозных взглядов вырастет с 1,1 миллиарда до 1,2 миллиарда, их доля в мировом населении уменьшится с 16 до 13%. Единственным исключением в этом плане, как уже говорилось, выступит США, где число верующих основных конфессий, как ожидается, несколько уменьшится, а количество нетрадиционно верующих увеличится26.

Понятно, что любые прогнозы — это дело далеко не самое благодарное, более того, зачастую они озвучиваются для того, чтобы убедить людей в истинности предложенного им пути развития, т.е.

26 The future of world religions: population growth projections, 2010-2050. URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ (accessed: 16.01.2021).

могут служить средством манипуляции общественным сознанием. Стоит помнить и другой факт, о котором уже говорилось: христианский мир хоть и станет несколько пространнее, тем не менее, понесет наибольшие потери. Значит, и традиционная православная Россия что-то, а, может, и многое потеряет, тем более что в нашей стране продолжает сохраняться крайне неблагоприятная демографическая ситуация. Иначе говоря, прогнозы о росте традиционной религиозности в мире и в России крайне противоречивы.

Что век грядущий нам готовит? Если судить по основным тенденциям и прогнозам, то при всей их противоречивости вполне ясно — религиозный фактор исторического развития и религия как фактор мировой политики и далее будут оказывать столь же значительное, а, может быть, и намного большее влияние на жизнь человеческого общества, сколь и в предыдущие времена. На основе этих тенденций и прогнозов можно сделать некоторые выводы.

Первое: в будущем сохранятся и станут определять мировую политику те народы и цивилизации, чей духовный корень окажется наиболее крепким, а традиционные духовные смыслы и ценности продолжат оставаться значимыми для большинства членов того или иного сообщества.

Второе: в проигрыше, вплоть до полного исчезновения, окажут -ся те народы и цивилизации, которые будут и дальше пребывать в состоянии духовного оскудения и, в итоге, окончательно утеряют собственную духовную суверенность.

Третье: отказ от традиционных религий, смыслов и ценностей в пользу религии человекобожия может привести человечество к физическому исчезновению и замене "человека естественного" "искусственным интеллектом".

К России все эти выводы имеют самое прямое отношение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бласть. 2014. № 47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главные российские институты : общественная оценка. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/glavnye-rossiiskie-instituty-obshchestvennaja-ocenka (дата обращения: 16.01.2021).

Доверие институтам. URL: https://www.levada.ru/2020/09/21/doverie-institutam/ (дата обращения: 16.01.2021).

Консервативные настроения в российском обществе усиливаются. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/konservativnye-nastroeniya-v-rossijskom-obshhestve-usilivayutsya (дата обращения: 16.01.2021).

Мир становится менее религиозным. URL: https://romir.ru/studies/mir-stanovitsya-menee-religioznym (дата обращения: 16.01.2021).

О влиянии РПЦ на разные сферы жизни страны. URL: https://fom.ru/ TSennosti/14371 (дата обращения: 16.01.2021).

Перевезенцев С.В. Крах гуманизма // Перевезенцев С.В. Русский выбор: Очерки национального самосознания. М., 2007. С. 311-328.

Премьера Кэмерона, назвавшего Британию "христианской страной", обвинили в сектантстве. URL: http://www.newsru.com/religy/21apr2014/cameron.html (дата обращения: 16.01.2021).

Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2017.

РПЦ при Патриархе Кирилле: векторы перемен. URL: http:// wciom.ru/index. php?id=459&uid=113639 (дата обращения: 16.01.2021).

Рэймонд Курцвейл ошибается: сингулярность совсем не близко. URL: https://vc.ru/future/25099-ray-kurzweil-is-wrong (дата обращения: 16.01.2021).

Тарусин М. Неизвестная Россия: записки социолога. URL: http:// www.foma. ru/article/index.php?news=2494 (дата обращения: 16.01.2021).

Технический директор Google расписал будущее мира: прогноз до 2099 года. URL: https://inforesist.org/texnicheskij-direktor-google-raspisal-budushhee-mira-prognoz-do-2099-goda/ (дата обращения: 16.01.2021).

Финны уходят из Церкви из-за налога на телевидение. URL: http://www. sedmitza.ru/text/3230924.html (дата обращения: 16.01.2021).

Финскую церковь покинули тысячи человек после легализации гей-браков. URL: http://www.sedmitza.ru/text/5258857.html (дата обращения: 16.01.2021).

Церковь стала социальным институтом, которому россияне доверяют больше всего. URL: https://romir.ru/studies/za-veru-carya-i-otechestvo (дата обращения: 16.01.2021).

REFERENCES

Cerkov' stala social'nym institutom, kotoromu rossiyane doveryayut bol'she vsego [The Church has become the social institution that Russians trust most]. URL: https://romir.ru/studies/za-veru-carya-i-otechestvo (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Doverie institutam [Trust in institutions]. URL: https://www.levada. ru/2020/09/21/doverie-institutam/ (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Evans J., Baronavski C. How do European countries differ in religious commitment. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/12/05/how-do-european-countries-differ-in-religious-commitment/ (accessed: 16.01.2021).

Finskuyu cerkov' pokinuli tysyachi chelovek posle legalizacii gej-brakov [Thousands have left the Finnish church after gay marriage was legalized]. URL: http:// www.sedmitza.ru/text/5258857.html (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Finny uhodyat iz Cerkvi iz-za naloga na televidenie [Finns are leaving the Church because of the TV tax]. URL: http://www.sedmitza.ru/text/3230924.html (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Glavnye rossijskie instituty: obshchestvennaya ocenka [Major Russian Institutions: Public Assessment]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ glavnye-rossiiskie-instituty-obshchestvennaja-ocenka (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

God is a bot, and Anthony Levandowski is his messenger. URL: https://www. wired.com/story/god-is-a-bot-and-anthony-levandowski-is-his-messenger/ (accessed: 16.01.2021).

Konservativnye nastroeniya v rossijskom obshchestve usilivayutsya [Conservative sentiments in Russian society are growing]. URL: https://wciom.ru/analytical-

reviews/analiticheskii-obzor/konservativnye-nastroeniya-v-rossijskom-obshhestve-usilivayutsya (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Kurzweil R. The singularity is near: when humans transcend biology. N.Y., 2005.

La religion la plus persécutée au monde? Le christianisme. URL: http://www. slate.fr/story/93959/christianisme (accessed: 16.01.2021).

Mir stanovitsya menee religioznym [The world is becoming less religious]. URL: https://romir.ru/studies/mir-stanovitsya-menee-religioznym (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Nur and Maryam join Muhammad in list of Britain's top baby names — while Royal monickers fall with George dropping five places. URL: http://www.dailymail. co.uk/news/article-2855330/Nur-Maryam-join-Muhammad-baby-names-list-Royal-relegation-continues-George-falling-five-places.html (accessed: 16.01.2021).

O vliyanii RPC na raznye sfery zhizni strany [On the influence of the Russian Orthodox Church on various spheres of the country's life]. URL: https://fom.ru/ TSennosti/14371 (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Perevezencev S. V. Krah gumanizma [The collapse of humanism] // Perevezencev S.V. Russkij vybor: Ocherki nacional'nogo samosoznaniya. M., 2007. S. 311-328 (in Russian).

Prem'era Kemerona, nazvavshego Britaniyu "hristianskoj stranoj", obvinili v sektantstve [Premier Cameron, who called Britain a "Christian country", was accused of sectarianism]. URL: http://www.newsru.com/religy/21apr2014/cameron.html (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Rejmond Kurcvejl oshibaetsya: singulyarnost' sovsem ne blizko [Raymond Kurzweil is wrong: the singularity is not at all close]. URL: https://vc.ru/future/25099-ray-kurzweil-is-wrong (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Rossijskoe obshchestvo i vyzovy vremeni. Kniga pyataya [Russian society and the challenges of the time. Book Five] / Pod red. M.K. Gorshkova, V.V. Petuhova. M., 2017 (in Russian).

RPC pri Patriarhe Kirille: vektory peremen [Russian Orthodox Church under Patriarch Kirill: vectors of change]. URL: http:// wciom.ru/index. php?id=459&uid=113639 (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Soeren Kern. Europe: anti-Christian attacks reach all-time high in 2019. URL: https:// www.gatestoneinstitute.org/15366/europe-anti-christian-attacks (accessed: 16.01.2021).

Tarusin M. Neizvestnaya Rossiya: zapiski sociologa [Unknown Russia: Notes of a Sociologist]. URL: http:// www.foma.ru/article/index.php?news=2494 (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

Tekhnicheskij direktor Google raspisal budushchee mira: prognoz do 2099 goda [Google's CTO has outlined the future of the world: forecast to 2099]. URL: https:// inforesist.org/texnicheskij-direktor-google-raspisal-budushhee-mira-prognoz-do-2099-goda/ (data obrashcheniya: 16.01.2021) (in Russian).

The most (and least) religious countries in the world. URL: https://www.telegraph. co.uk/travel/maps-and-graphics/most-religious-countries-in-the-world/ (accessed: 16.01.2021).

The future of world religions: population growth projections, 2010-2050. URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ (accessed: 16.01.2021).

Vlast' [Power.]. 2014. N 47. S. 35 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.