Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX -XXI ВВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX -XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
390
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / RELIGIOUS ASSOCIATIONS / RELIGIOUS POLICY / STATE / INTERFAITH RELATIONS / MODERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмадулина Светлана Зиннатовна

В статье рассматривается состояние традиционных религиозных объединений в современной России. В многообразной религиозной жизни современной России можно наблюдать и новые тенденции. Это, во-первых, все большее распространение получает такое движение как религиозный экуменизм, идея которого состоит в объединении всех христианских конфессий. В контексте этой идеи существуют и другие аналогичные движения, пытающиеся преодолеть традиционные различия в верованиях и создать некие универсальные учения с элементами христианства, ислама, иудаизма и прочих как мировых, так и нетрадиционных конфессий. Во- вторых, для религиозной жизни России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная прозелитическая деятельность. Современная религиозная и конфессиональная культура России весьма разнообразна, что связано с многонациональным составом ее жителей, как в прошлом, так и в настоящем. Традиционными религиями в соответствии с преамбулой религиозного закона для России являются православие, ислам, буддизм и иудаизм. Безусловно, подобный акцент связан с историческим прошлым страны, судьбы которой тесно переплелись с представленными религиями, при этом несколько не умоляется роль других конфессий и религиозных верований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ахмадулина Светлана Зиннатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF THE STATE AND RELIGIOUS ASSOCIATIONS IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

The article deals with the state of traditional religious associations in modern Russia. New trends can be observed in the diverse religious life of modern Russia. First of all, such a movement as religious ecumenism, the idea of which is to unite all Christian confessions, is becoming more and more widespread. In the context of this idea, there are other similar movements trying to overcome traditional differences in beliefs and create some universal teachings with elements of Christianity, Islam, Judaism and other both world and non- traditional faiths. Secondly, the religious life of Russia is characterized by the mass appearance of foreign preachers and representatives of various non-traditional religions for Russia and their very active proselytizing activities. Modern religious and confessional culture of Russia is very diverse, due to the multinational composition of its inhabitants, both in the past and in the present. Traditional religions in accordance with the preamble of the religious law for Russia are Orthodoxy, Islam, Buddhism and Judaism. Of course, such an emphasis is linked to the historical past of the country, whose destinies are closely intertwined with the religions represented, while the role of other faiths and religious beliefs is not somewhat implicated.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX -XXI ВВ»

Н А У Ч Н Ы Е С Т А Т Ь И

УДК 267/361

doi: 10.18101/2305-753Х-2019-2-3-12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX -XXI ВВ.

© Ахмадулина Светлана Зиннатовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова E-mail: lana_clio@mail.ru

В статье рассматривается состояние традиционных религиозных объединений в современной России. В многообразной религиозной жизни современной России можно наблюдать и новые тенденции. Это, во-первых, все большее распространение получает такое движение как религиозный экуменизм, идея которого состоит в объединении всех христианских конфессий. В контексте этой идеи существуют и другие аналогичные движения, пытающиеся преодолеть традиционные различия в верованиях и создать некие универсальные учения с элементами христианства, ислама, иудаизма и прочих как мировых, так и нетрадиционных конфессий. Во-вторых, для религиозной жизни России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная прозелитическая деятельность. Современная религиозная и конфессиональная культура России весьма разнообразна, что связано с многонациональным составом ее жителей, как в прошлом, так и в настоящем. Традиционными религиями в соответствии с преамбулой религиозного закона для России являются православие, ислам, буддизм и иудаизм. Безусловно, подобный акцент связан с историческим прошлым страны, судьбы которой тесно переплелись с представленными религиями, при этом несколько не умоляется роль других конфессий и религиозных верований.

Ключевые слова: религиозные объединения, религиозная политика, государство, межконфессиональные отношения, современная Россия.

Для цитирования:

Ахмадулина С. З. Взаимодействие государства и религиозных объединений в России на рубеже XX -XXI вв. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2019. № 2. С. 3-12.

Современная религиозная и конфессиональная культура России весьма разнообразна, что связано с многонациональным составом ее жителей, как в прошлом, так и в настоящем. Традиционными религиями в соответствии с преамбулой религиозного закона для России являются православие, ислам, буддизм и иудаизм. Безусловно, подобный акцент связан с историческим прошлым страны, судьбы которой тесно переплелись с представленными религиями, при этом несколько не умоляется роль других конфессий и религиозных верований.

Православие тесно связано с культурой и историей становления русского государства и общества. Исторический опыт религиозной жизни нашей страны свидетельствует об укорененности православной веры в традициях, культуре, образе жизни, сознании населения страны.

В дореволюционный период православие являлось в соответствии с Уваров-ской триадой «Православие, Самодержавие и Народность», одним из идеологических столпов российской государственности. В силу этого православная церковь представляла собой мощнейший политический институт, оказывающий огромное влияние не только на духовно-нравственную жизнь общества, но и на социально-политические процессы в государстве. 1917 год стал рубежным периодом при переходе от царской России к новому, во всех отношениях, советскому строю. В результате революции православие утратило не только статус государственной религии, но и юридическую самостоятельность.

Место религии заняла идея социальной перестройки российского общества и государства. «Советский человек» — это тот образ, который сменил образ православного русского человека и стал идеологической основой идентификации в процессе формирования нескольких поколений людей. Разрушение и утрата этого образа, в тяжелые перестроечные 1990-е годы, стали причиной активного поиска новых жизненных ориентиров, особенно среди молодежи. В сложившихся условиях религия обрела новый статус.

Эпоха так называемого «религиозного возрождения» выразилась не только в повсеместном открытии монастырей, дацанов, мечетей, синагог и т. д., но и в возросшем интересе населения к вопросам религии. Более того, большинство жителей нашей страны заявили о том, что они верующие. Если раньше это было под строжайшим запретом, то сегодня это «мода».

«Мода» на религию не является показателем истинной религиозности ее последователей. Понятие религиозности подразумевает не только определенное состояние людей верующих в сверхъестественные силы и поклоняющиеся им, но и включенность в религиозные отношения.

В новых, изменившихся условиях вопросы стабильности межконфессиональных отношений и совершенствования религиозной политики в Российской Федерации стали играть одну из важнейших ролей.

Во второй половине 1990-х гг. позицией Русской православной церкви в межконфессиональных отношениях становится поддержание отношений и сотрудничество в первую очередь с традиционными конфессиями страны — исламом, буддизмом и иудаизмом.

Так, в декабре 1998 года по инициативе Русской православной церкви на встрече глав и представителей Московской патриархии, Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Буддийской традиционной сангхи России и Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России была создана общественная организация — Межрелигиозный совет России [14]. Целью деятельности Совета является координация совместных действий и противодействие использованию религиозных чувств для разжигания межэтнических конфликтов, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, диалог с государственной властью России и других стран.

Представители традиционных российских конфессий принимали активное участие в различных общественных мероприятиях, например, по борьбе с распространением наркотиков среди молодого поколения.

На территории России, в частности в Москве, существуют автокефальные православные церкви: храм Грузинской Православной церкви, храм подворья Болгарской Православной Церкви, храмы при представительстве Антиохийского патриархата (церкви Архангела Гавриила и Феодора Стратилата).

Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской православной церкви широко освещена на официальном сайте Московского патриархата [14]. Обратимся к анализу деятельности Церкви за последние десять лет, с 2009 по 2019 гг. В пределах своей канонической территории, которая охватывает 16 стран, Русская Православная Церковь объединяет епархии в России; Самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую Православную Церковь; Автономные Церкви: Китайскую и Японскую Православные Церкви; Самоуправляемые Церкви: Латвийскую Православную Церковь, Православную Церковь Молдовы, Эстонскую Православную Церковь; Белорусский экзархат; Митрополичий округ в Республике Казахстан и Среднеазиатский митрополичий округ; епархию в Литве. Украинской Православной Церкви в 1990 году была предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении. Помимо этого монастыри и храмы Русской Православной Церкви имеются за пределами ее канонической территории в 61 стране, будучи организованы в разные канонические образования -епархии, благочиния Патриарших приходов и другие. Некоторые из этих епархий объединены в следующие канонические образования: самоуправляемую часть Русской Православной Церкви — Русскую Зарубежную Церковь; Патриарший экзархат в Западной Европе; Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии [6].

Митрополичий округ в Средней Азии, а также Патриаршие экзархаты в Западной Европе и в Юго-Восточной Азии были образованы в период после Поместного Собора 2009 года.

К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года (Экзархат в Юго-Восточной Азии на данном этапе действует как одна епархия), с 382 архиереями — на 182 больше, чем в 2009 году. За эти десять лет было совершенно 228 архиерейских хиротоний. Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек) [6].

На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений. К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни - к

примеру, строящиеся или восстанавливаемые). С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия.

В епархиях Русской Православной Церкви открыты 972 монастыря — 474 мужских и 498 женских против 804 обителей — 395 мужских и 409 женских — в 2009 году. В монастырях проживают 5 883 насельника и 9 687 насельниц (включая рясофоров). В дальнем зарубежье действуют 19 епархий Русской Православной Церкви, включающие в общей сложности 977 приходов и 40 монастырей. За десять лет количество стран присутствия Русской Православной Церкви увеличилось на десять государств, в 2009 году в дальнем зарубежье насчитывалось 356 церковных учреждений [6].

По мнению Р. Лункина несмотря на большое количество уже действующих проектов, талантливых инициатив и успехов во многих епархиях РПЦ, развитие социального православия на уровне общин Церкви пока нельзя назвать революционным. Происходит внутренняя эволюция общин на низовом уровне и сознания епископов, настоятелей, ведущих активистов епархий и приходов. Это движение охватывает всю страну, почти все митрополии, но по-прежнему существует и ряд сдерживающих факторов: бюрократизация, инертность церковного начальства, неразвитость приходской жизни и ее абсолютная зависимость от воли местного архиерея [10, с. 71].

С. Филатов рассматривая христианские религиозные сообщества России как субъект гражданского общества отмечает, что не надо и переоценивать общинную эволюцию — среди 15 тыс. зарегистрированных организаций РПЦ в России около 500 приходов и монастырей, которые с полным правом можно назвать социально активными ячейками гражданского общества, собирающими вокруг себя молодежь, интеллигенцию, организующими творческие центры, школы и фонды. По мнению автора, число таких общин не может быть значительным, так на всю страну наберется 200-250 полноценных общин такого рода из около 12 тыс. зарегистрированных православных приходов [17].

В региональном разрезе картина соотношения православных и других объединений, прежде всего, католиков и протестантов, складывается в пользу РПЦ. Соотношение православных и других религий на территории Республики Бурятия в динамике подробно представлено в следующем разделе.

Кроме Русской православной церкви (РПЦ), православное население страны представлено Древлеправославием (старообрядчество).

Староверы в истории России уникальный феномен. «Сторонники староверия впечатляют преданностью вере, широтой расселения на земном шаре, сохранением древнерусской культуры и своего лица на протяжении одной трети тысячелетия. Осмотрительный консерватизм старообрядцев во многом оказался нужным для нового подъема или возрождения национальной культуры. Гонимые властями старообрядцы становились невольными насельниками новых земель. Их хозяйственная деятельность на этих землях требовала выхода на рынок, что приводило к завязыванию связей с аборигенами края, к взаимовлиянию различных культур. Такое взаимное влияние наблюдалось почти везде, где поселялись

старообрядцы (на Украине и в Прибалтике, в Белоруссии и Польше, на Урале, в Западной Сибири, на Алтае, в Забайкалье и на Дальнем Востоке)» [5, с. 27]. Сегодня Республика Бурятия, где старообрядцев называют «семейскими» стал регионом сохранения и трансляции их традиционной культуры, быта, религиозных представлений. На 01.01.2015 г. численность старообрядческих религиозных организаций, в том числе Русская православная старообрядческая церковь, Древлеправославная церковь, Поморская церковь, Федосеевское согласие и другие согласия, составило — 339, из них 8 — централизованные религиозные организации, 323 — местная религиозная организация, 1 — духовное образовательное учреждение, 5 — монастырей и 2 - религиозных учреждения [19].

Помимо православия, христианство в России представлено католицизмом, протестантизмом и монофизитством. К монофизитам (признающим Иисуса Христа только Богом в отличие от большинства христиан, видящих в нем, и Бога и человека) относится Армянская Апостольская Церковь. Она представляет собой центр так называемой Ново-Нахичеванской Российско-Армянской Епархии, объединяющей верующих армян со всей территории бывшего СССР, кроме Закавказья.

Второй по численности последователей религией в России является ислам. Подавляющее большинство российских мусульман — сунниты. В последние десятилетия в России появились приверженцы ваххабизма [7] традиционно нетипичного для российских мусульман. Есть среди российских мусульман шииты, например большинство живущих в стране азербайджанцев [9]. Ислам в России исповедуют татары, башкиры, чеченцы, ингуши, киргизы, узбеки, азербайджанцы, таджики и другие народы.

Руководящими органами верующих мусульман являются независимые друг от друга Духовные управления. На 1 января 1996 г. в России было зарегистрировано 43 Духовных управления мусульман и около 2350 мечетей [9]. На 01.04.2018 г. численность религиозных организаций мусульман в России составила — 5711, из них 88 — централизованные религиозные организации, 554 — местные, 78 — духовных образовательных учреждения и 5 — иных религиозных организаций [15]. В марте 2018 года муфтий и руководитель мусульман России Равиль Гайнутдинов в одном из своих интервью сказал: «Численность российской уммы достигла 25 миллионов и продолжает динамично расти». По его словам, число мусульман увеличивается не только за счёт приезда и переезда из республик Центральной Азии, но и благодаря тому, что рождаемость у мусульманских семей выше. Численность мусульман была определена в ходе переписи населения. Также за статистикой развития российской уммы следят национально-культурные автономии, в том числе мусульманских народов, и мусульманские религиозные организации, включая мечети, сказал Гайнутдин. Больше всего мусульман проживает в Московском регионе и других крупных мегаполисах, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург. Также высока концентрация последователей ислама в регионах, где до образования единого Российского государства располагались исламские государства, такие как Сибирское, Астраханское, Казанское, Крымское, Касимовское ханства, Ногайское ханство на Кавказе. Сейчас это территории республик Татарстан, Башкортостан, Северного Кавказа. Мусульмане являются коренными жителями России, где свыше 58 народов, нацио-

нальностей и этносов исторически исповедуют ислам. Основная масса российских мусульман — это сунниты ханафитского и шафиитского толка. Но есть и представители шиизма, в основном на территориях, которые граничат с Азербайджаном. Российские мусульмане-шииты — это в основном азербайджанцы и таджики-памирцы. Но их число невелико. Больше всего шиитов проживает в Дербенте, Южном Дагестане. В Москве только одна община зарегистрировалась как шиитская. При этом Равиль Гайнутдин отметил, что российский ислам очень толерантен, уважителен к другим религиям и традициям, в том числе и внутри ислама, к различным масхабам и «мы не делим мусульман на шиитов и суннитов, для нас все они — члены единой мусульманской уммы» [8].

Традиционные районы России, где распространен буддизм — Бурятия, Тува, Калмыкия, Хакасия, Якутия Читинская и Иркутская области [3].

На территории России тибетский буддизм получил распространение в XVII-XVIII вв. среди представителей монгольских племен: бурят, калмыков и тувинцев. Указ 1741 г. об официальном признании буддийской религии в Российском государстве положил начало формированию бурятской автокефальной буддийской церкви. Дореволюционный период в развитии буддизма в Российской империи характеризуется становлением единой ламаистской церковной системы с самостоятельным управлением [4, с. 14].

Политика Советской власти по отношению к религиозным конфессиям привела к закрытию культовых зданий, репрессивным мерам по отношению к верующим [18, с. 3]. С начала 1990-х гг. были восстановлены уцелевшие буддийские храмы и открылись новые, при монастырях возникли учебные заведения, приглашались тибетские учителя.

Значительно возрос интерес к буддизму у нового поколения граждан России. Из традиционной религии монголоязычных народов - бурят, калмыков и тувинцев — буддизм становится религией представителей разных народов страны [4, с. 4]. В крупных российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске и др.), а также в Бурятии появились общины так называемых неэтнических буддистов (среди них русские и др.), относящихся к разным буддийским направлениям и школам.

В 2009 году впервые в России прошел форум «Дни традиционного российского буддизма». В рамках форума состоялся диалог различных школ буддизма практикующих буддистов и представителей российской буддологической школы [1].

Для народов Бурятии, Тувы и Калмыкии буддизм, неразрывно соединившийся с их более древними традициями, стал основой национальной культуры. На 01.04.2018 г. численность религиозных организация буддистов в России составила — 264, из них 12 — централизованные религиозные организации, 249 — местные религиозные организации, 2 — духовных образовательных учреждения и 1 — иная религиозная организация [15].

Численность последователей иудаизма в России в постсоветский период сократилась в результате эмиграции. Вместе с тем появление в стране религиозной свободы привело к тому, что часть в прошлом неверующих евреев вернулись в иудаизм. В 1993 г. был создан Конгресс еврейских общин России (с 1996 г. Российский еврейский конгресс). В него вошли ортодоксальные и реформированные

общины, позже присоединились и консервативные общины. Другое движение в современном российском иудаизме — хасидизм [2] (еврейское религиозное движение, берущее свое начало в XVIII в. и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозной экзальтации). В 1999 г. хасидские общины образовали Федерацию еврейских общин России. На 01.04.2018 г. численность религиозных организация иудеев в России составила — 268, из них 10 — централизованные религиозные организации, 253 — местные религиозные организации, 1 — духовное образовательное учреждение и 4 — иные религиозные организации [15].

Католицизм в России традиционно ассоциируется, прежде всего, с поляками, хотя среди российских католиков немало представителей других этнических групп. Это часть живущих в России немцев и белорусов, литовцев и др. В последние десятилетия среди российских католиков появилось немало этнических русских [11]. Численность религиозных организаций Римско-католической церкви на 2018 г. достигло — 237, из них из них 9 — централизованные религиозные организации, 216 — местные религиозные организации, 1 — духовное образовательное учреждение, 1 монастырь и 10 — иные религиозные организация [15].

Разнообразно в России представлены протестанты. Наиболее многочисленную группу, к тому же стремительно распространяющую свое религиозное влияние, составляют баптисты. Баптисты представляют наиболее массовое протестантское движение, распространенное в России. Именно за счет численности баптистов протестантизм занимает второе место в России по числу его исповедующих. Близки как по вероучению, так и по большинству обрядов к баптистам пятидесятники. Из представителей протестантизма есть так же адвентисты Седьмого дня. Число адвентистов, то есть христиан, проповедующих скорое второе пришествие Христа, достаточно велико, и численность их постоянно возрастает.

Появились в России и методисты. Они принадлежат к Объединенной Методисткой Евразийской Церкви. В XVIII в. методисты (названия происходит оттого, что они требовали методического следования нормам христианской морали) отделились от англиканства, создав самостоятельные общины [16, с. 117—118].

Наконец, завершая разговор о протестантах, необходимо упомянуть и религиозно-филантропическую организацию «Армия Спасения» [13, с.21—25]. Вероучение этой организации не отличается от методического, но организована она на военный лад.

В этой многообразной религиозной жизни современной России можно наблюдать и новые тенденции. Это, во-первых, все большее распространение получает такое движение как религиозный экуменизм, идея которого состоит в объединении всех христианских конфессий. В контексте этой идеи существуют и другие аналогичные движения, пытающиеся преодолеть традиционные различия в верованиях и создать некие универсальные учения с элементами христианства, ислама, иудаизма и прочих как мировых, так и нетрадиционных конфессий. Во-вторых, для религиозной жизни России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная прозелитическая деятельность.

Литература

1. Абаев Н. В., Тапышпан О. Д., Мендиярова Г. С. Некоторые проблемы культурно-образовательной безопасности России и почитание учителя-наставника в тибетском буддизме // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 4. Культурология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Abaev&Tapyshpan&Mendiiarova (дата обращения: 18.11.2019).

2. Бубер М. Хасидские предания. — Москва, 1997. — 335 с.

3. Буддизм: словарь / отв. ред. Л. Л. Абаева. — Москва, 1992. — 285 с.

4. Ванникова Ц. П., Чимитдоржин Д. Г. История буддизма в Бурятии: 1945-2000 гг. — Улан-Удэ, 2006. — 132 с.

5. Васильева С. В. Старообрядцы и власть. — Улан-Удэ, 2007. — 231 с.

6. Внутренняя жизнь и внешняя деятельность русской православной церкви с 2009 по 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5359105.html (дата обращения: 13.06.2019).

7. Гамзатова П. О ваххабизме. Часть вторая. — Москва, 2008. — 224 с.

8. Главный муфтий РФ: «Численность мусульман страны растет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iqnanews.ru/ru/news/3502121/ (дата обращения: 01.07.2019).

9. Ислам в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id= 15. (дата обращения: 13.11.2018).

10. Лункин Р. Н. Церкви и государство: парадоксы российской политики в условиях религиозного плюрализма / А. В. Пчелинцев, И. В. Загребина, Р. Н. Лункин. Свобода совести в современной России. — Москва, 2017. — 200 с.

11. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России / под ред. Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. — Санкт-Петербург, 1994. — Вып. 1. — 246 с.

12. Религии народов современной России: словарь. — Москва: Республика, 1999. — 623 с.

13. Религиозные организации Приморского края: Словарь-справочник / С. М. Дударёнок, М. Б. Сердюк, Д. А. Владимиров; под ред. Е. А. Поправко. — Владивосток, 2007. — 376 с.

14. Официальный сайт Московского Патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/54211.html. (дата обращения: 13.01.2019).

15. Состав и количество религиозных организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных в Российской Федерации некоммерческих организаций на 01.04.2018 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svedeniya_o_religioznyh_organ izaciyah_na_01.04.2018.pdf. (дата обращения: 01.07.2019).

16. Таевский Д. А. Синкретические религии и секты / Словарь-справочник. — Москва, 2001. —

159 с.

17. Христианские религиозные сообщества России как субъект гражданского обществ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2005/6/hristianskie-religioznye-soobshchestva-rossii-kak-subekt-grazhdanskogo-obshchestva. (дата обращения: 20.06.2019).

18. Цыремпилова И. С. Религия и власть в Республике Бурятия: история взаимоотношений (1917-1940 гг.). — Улан-Удэ, 2000. — 162 с.

19. Число религиозных организаций зарегистрированных в Российской Федерации на 01.01.2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_ 11/Iss.exe/Stg/d01/11-03.htm. (дата обращения: 01.07.2019).

References

1. Abaev N. V., Tapyshpan O. D., Mendiyarova G. S. Nekotorye problemy kul'turno-obrazovatel'noi bezopasnosti Rossii i pochitanie uchitelya-nastavnika v tibetskom buddizme // Znanie. Ponimanie. Umenie. — 2009. — № 4. Kul'turologiya. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Abaev&Tapyshpan&Mendiiarova (data obrashcheniya: 18.11.2019).

2. Buber M. Khasidskie predaniya. — Moskva, 1997. — 335 s.

3. Buddizm: slovar' / otv. red. L. L. Abaeva. — Moskva, 1992. — 285 s.

4. Vanchikova Ts. P., Chimitdorzhin D. G. Istoriya buddizma v Buryatii: 1945-2000 gg. — Ulan-Ude, 2006. — 132 s.

5. Vasil'eva S. V. Staroobryadtsy i vlast'. — Ulan-Ude, 2007. — 231 s.

6. Vnutrennyaya zhizn' i vneshnyaya deyatel'nost' russkoi pravoslavnoi tserkvi s 2009 po 2019 g. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/5359105.html (data obrashcheni-ya: 13.06.2019).

7. Gamzatova P. O vakhkhabizme. Chast' vtoraya. — Moskva, 2008. — 224 s.

8. Glavnyi muftii RF: «Chislennost' musul'man strany rastet». [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://iqnanews.ru/ru/news/3502121/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).

9. Islam v Rossii. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.sektoved.ru/enciclopedia. php?cat_id= 15. (data obrashcheniya: 13.11.2018).

10. Lunkin R. N. Tserkvi i gosudarstvo: paradoksy rossiiskoi politiki v usloviyakh religioz-nogo plyuralizma / A. V. Pchelintsev, I. V. Zagrebina, R. N. Lunkin. Svoboda sovesti v sovremennoi Rossii. — Moskva, 2017. — 200 s.

11. Pravoslavnaya Tserkov', katolitsizm, protestantizm, sovremennye eresi i sekty v Rossii / pod red. Mitropolita Sankt-Peterburgskogo i Ladozhskogo Ioanna. — Sankt-Peterburg, 1994. — Vyp. 1. — 246 s.

12. Religii narodov sovremennoi Rossii: slovar'. — Moskva: Respublika, 1999. — 623 s.

13. Religioznye organizatsii Primorskogo kraya: Slovar'-spravochnik / S. M. Dudarenok, M. B. Ser-dyuk, D. A. Vladimirov; pod red. E. A. Popravko. — Vladivostok, 2007. — 376 s.

14. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata. Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/54211.html. (data obrashcheniya: 13.01.2019).

15. Sostav i kolichestvo religioznykh organizatsii, svedeniya o kotorykh vneseny v vedomstven-nyi reestr zaregistrirovannykh v Rossiiskoi Federatsii nekommercheskikh organizatsii na 01.04.2018 goda. Dostup: file:///C:/Users/user/Desktop/svedeniya_o_religioznyh_organizaciyah_na_01.04.2018.pdf. (data obrashcheniya: 01.07.2019).

16. Taevskii D.A. Sinkreticheskie religii i sekty / Slovar'-spravochnik. — Moskva, 2001. — 159 s.

17. Khristianskie religioznye soobshchestva Rossii kak sub"ekt grazhdanskogo obshchestv. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.strana-oz.ru/2005/6/hristianskie-religioznye-soobshchestva-rossii-kak-subekt-grazhdanskogo-obshchestva. (data obrashcheniya: 20.06.2019).

18. Tsyrempilova I. S. Religiya i vlast' v Respublike Buryatiya: istoriya vzaimootnoshenii (19171940 gg.). — Ulan-Ude, 2000. — 162 s.

19. Chislo religioznykh organizatsii zaregistrirovannykh v Rossiiskoi Federatsii na 01.01.2015 g. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/11-03.htm. (data obrashcheniya: 01.07.2019).

THE INTERACTION OF THE STATE AND RELIGIOUS ASSOCIATIONS IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

Svetlana Z. Akhmadulina

Cand. Sci (History), A/Prof.

Department of General and Homeland History

Buryat State University

E-mail: lana_clio@mail.ru

The article deals with the state of traditional religious associations in modern Russia. New trends can be observed in the diverse religious life of modern Russia. First of all, such a movement as religious ecumenism, the idea of which is to unite all Christian confessions, is becoming more and more widespread. In the context of this idea, there are other similar movements trying to overcome traditional differences in beliefs and create some universal teachings with elements of Christianity, Islam, Judaism and other both world and non-traditional faiths. Secondly, the religious life of Russia is characterized by the mass appearance of foreign preachers and representatives of various non-traditional religions for Russia and their very active proselytizing activities. Modern religious and confessional culture of Russia is very diverse, due to the multinational composition of its inhabitants, both in the past and in the present. Traditional religions in accordance with the preamble

of the religious law for Russia are Orthodoxy, Islam, Buddhism and Judaism. Of course, such an emphasis is linked to the historical past of the country, whose destinies are closely intertwined with the religions represented, while the role of other faiths and religious beliefs is not somewhat implicated.

Key words: religious associations, religious policy, state, interfaith relations, modern Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.