УДК 347.167:338.48(470.345) DOI: 10.15507/VMU.025.201502.114
ПРАВОСЛАВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕКТЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА
С. В. Сарайкина
В статье подчеркивается роль религии в общественной и научной деятельности, усилении межкультурных связей; рассматривается научная основа религии и религиозной инфраструктуры; раскрываются особенности современного этапа в развитии религиозной сферы России и Республики Мордовия; уделяется внимание вопросам строительства новых и восстановления разрушенных в советский период религиозных объектов; дается классификация православных религиозных объектов Республики Мордовия по статусу, времени возникновения, количеству прихожан, принадлежности к различным архитектурным стилям; определяется значение религиозных объектов для развития туризма в Мордовии; подчеркивается важность развития религиозного туризма в республике, основанного на развитой религиозной инфраструктуре.
Ключевые слова: религия, религиозные объекты, религиозная инфраструктура, конфессия, православие, религиозный туризм, Республика Мордовия.
ORTHODOX RELIGIOUS OBJECTS
OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA AND THEIR
ROLE IN DEVELOPMENT OF RELIGIOUS TOURISM
S. V. Saraykina
The article emphasizes the role of religion in strengthening of intercultural relations, social and scientific activities. It discusses the scientific basis of religion and religious infrastructure; considers specific features of the current stage in development of the religious sphere of Russia and the Republic of Mordovia; pays attention to issues of construction of new religious objects and reconstruction of those which were destroyed in the Soviet period; the author classifies orthodox religious sites of the Republic of Mordovia by status, time of occurrence, number of members, belonging to different architectural styles; determines the prospects of religious objects for tourism development in Mordovia; emphasizes the importance of development of religious tourism in the Republic, which should be based on a developed religious infrastructure.
Keywords: religion, religious objects, religious infrastructure, faith, scientific research, orthodoxy, religious tourism, Republic of Mordovia.
Роль религии сегодня повсеместно возрастает не только в связи с ростом национального самосознания, но и вследствие необходимости устранения этнорелигиозных конфликтов, когда развитие диалога, усиление межкультурных связей становятся действенной альтернативой национальной вражде и религиозной нетерпимости. Очевидной является совместная работа различных религиозных конфессий как
эффективный инструмент для разрешения общенациональных проблем и предотвращения конфликтов. Именно об этом было заявлено в 2010 г. на Кавказском Всемирном саммите религиозных лидеров, проведенном по инициативе Русской православной церкви (РПЦ) и Управления мусульман России.
Религия занимает важное место не только в общественной, но и в научной деятельности. В современной гумани-
© Сарайкина С. В., 2015
тарной географии сложилось комплексное научное направление - география религий. А. Г. Дружинин рассматривает ее как составную часть культурной географии, характеризующуюся аксиологическими подходами в исследованиях. В зарубежной географической литературе ее относят к социальной географии, причем объектами исследования выступают религиозная инфраструктура и религиозные институты, а предмет
В религии как географической системе выделяются компоненты, которые имеют определенную территориальную привязку и являются организующей и преобразующей силой социокультурной жизни населения определенной территории. К этим компонентам отнесятся религиозные институты и их последователи, религиозная инфраструктура (материальная база отправления и территориальные особенности религиозного культа), а также религиозные ценности
научного направления определяется преимущественно с точки зрения исследовательского подхода [2].
Нужно отметить и то, что в настоящее время относительно понятия «религия» разработан ряд концепций: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и другие, имеющие различные научные подходы к объяснению ее сущности (табл. 1).
как один из важных рубежных компонентов территориальных этноконфессио-нальных комплексов [3]. В разные годы изучением вопросов религиоведения, географии религии и религиозной инфраструктуры занимались А. А. Музалев, М. Бурдо, С. Б. Филатов, Э. В. Екеева, О. Ф. Лобазова, И. Н. Яблокова и др.
Усиление влияния религии на общественные процессы прослеживается через активное строительство и восстановление объектов религиозной инфраструкту-
Т а б л и ц а 1
Концепции религии
Концепция Характеристика
Теологическая (конфессиональная) Понятие религии «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта
Философская и социологическая Осмысление религии через философию и социологию как отрасли знания
Биологическая Поиск религии (религиозный инстинкт, религиозное чувство) в биологических или биопсихических процессах человека
Психологическая Выведение религии из индивидуальной (групповой) психики. Наиболее распространен поиск основ религии в эмоциональной сфере
Этнологическая Объяснение религии посредством этнографического материала с использованием идеи культурной (социальной) антропологии
ры, принадлежащих разным конфессиям. Особое внимание уделяется православным объектам, так как большая часть населения страны - православные христиане. Вместе с тем, несмотря на значительное строительство таких объектов для России, по оценке Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, не достаточно. По статистике, соотношение численности населения и количества приходящихся на него храмов составляет 11 600 к 1. Даже самый лучший показатель по России - 3 тыс. чел. на 1 храм является низким [1].
На основе анализа данных статистики, теоретической и научной информации, нами было проведено комплексное географическое научное исследование религиозной инфраструктуры Республики Мордовия. Важным итогом исследовательской работы явился не только созданный реестр религиозных объектов, но и серия картографических материалов для каждого муниципального района республики, проведена классификация православных религиозных объектов Мордовии по определенным признакам. Научное исследование основывалось на материалах Центрального республиканского архива, данных Саранской и Мордовской епархии, министерства юстиции, а также информации отдела архитектуры и строительства республики.
В настоящее время в Мордовии действует значительное количество различных религиозных объектов, которые составляют прочную основу формируемой религиозной инфраструктуры. Следуя содержанию определения понятия «инфраструктура», к ее составным компонентам относятся: культовые здания и сооружения (мечети, соборы, буддистские храмы, часовни, молельные дома и т. д.), религиозные образовательные учреждения (медресе, семинарии, воскресные школы и т. д.), официально зарегистрированные религиозные организации низового звена (приходы, джа-мааты, общины и т. д.), религиозные
центры (монастыри, дацаны и т. д.), сакральные объекты (святые источники, священные рощи и другие природные и антропогенные объекты) [3].
На территории Мордовии осуществляет деятельность 381 религиозная организация. Они представлены 9 конфессиями: РПЦ, ислам, евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, церковь Ингрии, свидетели Иеговы, создание Кришны и иудаизм.
Наибольшее количество религиозных объектов принадлежит РПЦ. Высшим органом православия является Саранская и Мордовская епархия, а также две автономные епархии: Красносло-бодская и Ардатовская, выделенные Священным синодом РПЦ 30 мая 2011 г. Каждая епархия поделена на благочинные округа соответствующих районов республики: Краснослободская - в составе Атюрьевского, Ельниковского, Зубово-Полянского, Краснослободско-го, Старошайговского, Темниковского, Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия; Ардатовская -в составе Ардатовского, Атяшевского, Большеберезниковского, Большеигна-товского, Дубенского и Чамзинского районов Республики Мордовия; Саранская и Мордовская - в составе приходов г. Саранска, а также Рузаевского, Кадошкинского, Кочкуровского, Ковыл-кинского, Ичалковского, Ромодановско-го, Лямбирского и Инсарского районов республики.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа религиозных организаций, особенно православных (табл. 2). Если в 2000 г. РПЦ насчитывала 232 организации, то в 2013 г. -более 300. Это связано с активной работой Саранской епархии, которая занимается восстановлением разрушенных храмов и возведением новых при поддержке руководства республики, а также спонсоров и прихожан. Увеличивается и количество других религиозных организаций.
Т а б л и ц а 2
Динамика изменения численности религиозных организаций на территории Мордовии
Конфессия 2000 г. 2009 г. 2013 г
РПЦ 232 288 314
Ислам 9 51 54
Евангельские христиане-баптисты 4 3 3
Пятидесятники 3 3 3
Адвентисты седьмого дня 1 1 1
Церковь Ингрии 3 3 3
Свидетели Иеговы 1 1 1
Создание Кришны 1 1 1
Иудаизм - 1 1
Итого 254 352 381
Составлена по: [5].
Важная роль в укреплении православия в Мордовии исторически принадлежит монастырям. Система православных монастырей в республике, с одной стороны, связана с сетью дореволюционных обителей, а с другой -процесс их возрождения определяется факторами, отражающими современное состояние церкви и общества.
Именно в монастырях сохранялись православные традиции и велась активная миссионерская деятельность среди мордовского населения. В настоящее время в республике действуют 13 монастырей: 8 мужских - Рождество-Богородичный Санаксарский, Иоанно-Богослов-ский, Свято-Троицкий, Казанская Ключевская пустынь, Александро-Невский, Покровский, Спасо-Преображенский, Монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и 5 женских -Параскево-Вознесенский, Свято-Тихвинский, Свято-Ольгинский, Свято-Троицкий и Свято-Варсонофиевский (рис. 1).
Среди субъектов ПФО Республика Мордовия отличается значительным числом и плотностью размещения религиозных православных объектов. В настоящее время насчитывается 301
приход (13 городских и 288 сельских) и 13 монастырей (8 мужских и 5 женских). В ходе исследовательской работы нами была проведена классификация православных религиозных объектов по нескольким признакам.
По статусу все объекты можно подразделить на монастыри, церкви и подворья. Так, Саранская и Мордовская епархия поделена на 9 церковных округов и в своем составе насчитывает 6 монастырей (3 мужских и 3 женских), 104 храма, 10 домовых церквей и часовен, а также 3 подворья монастырей. В состав Краснослободской епархии входят 8 церковных округов, которые насчитывают 6 монастырей (4 мужских и 2 женских), 2 подворья, 114 храмов, 8 домовых церквей и часовен. Арда-товская епархия образована в составе 6 округов и включает 1 мужской монастырь, 1 подворье и 77 храмов.
По времени возникновения православные религиозные объекты можно подразделить на самые старые (старейшие), образованные в период с 1640 по 1750 г.; старые - с 1750 по 1900 г.; новые - с 1900 по 1990 г. и новейшие, возникшие с 1990 г.
Масштаб 1 : 1 200 ООО (в 1 см 12 км)
Теньгуш<
'омоданов<
юслобо.
Дубенки
Л/окгиЛ
Гаигово
ЗубоваЧЛоляна
Коякурово
, 1» Ипсар
До революции на территории республики насчитывалось 42 монастыря и около 650 храмов
Условные обозначения
Монастыри
Монастыри мужские
П~1 Рождество-Богородичный Санаксарский. г.Темников щ Иоанно-Богасловскнй, с Макаровска, Октябрьского района
рс-. Свято-Троицкий, с. Старый Ковыляй
............. I-....р.,_
^ Казанская Ключевская пустынь, пос. Тургснсво 5 Александра-Невский, Ковылкинский район в Покровский, с.Дракино Торбеевского района
7 Спасо Преображенский, г. Краснослободск. пое. Учхоз
(X) "Живоносный источник", е. Журавкино Зубово-Полянското района
Л1 Свято-Ольгинский. г. Инсар
Рис. 1. География монастырей Республики Мордовия (карта составлена на кафедре геодезии, картографии и геоинформатики ФГЪОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» под руководством Н. В. Бучацкой)
С 1640 по 1750 г. возникло 4,8 % всех православных объектов, что обусловливалось медленным и насильственным процессом христианизации языческой мордвы. В период с 1750 по 1900 г. было построено наибольшее количество объектов (83,9 %), что связано с добровольным и активным процессом христианизации мордовского народа, проживавшего на территории будущей республики. Наи-
меньшее количество объектов возникло в период с 1900 по 1990 г., что связано с политикой нетерпимости к религии, сопровождавшейся разрушением веры и духовных святынь. С начала 1990-х г. наступил новейший этап духовного возрождения как для республики, так и для всей страны. До настоящего времени на территории Мордовии построено 7,8 % православных объектов (рис. 2).
самые старые новые новейшие старые
Р и с. 2. Доля православных религиозных объектов Республики Мордовия, возникших в различные периоды
По принадлежности к памятникам архитектуры выделяют православные религиозные объекты федерального, республиканского и муниципального значения. В основном преобладают объекты, принадлежащие к муниципальным районам. Объекты федерального значения сосредоточены в г. Саранске, Темниковском, Торбеевском, Ардатовском, Ельниковском, Инсар-ском, Краснослободском и Теньгушев-ском районах республики. Памятники республиканского значения сосредоточены во всех районах Мордовии, кроме Большеигнатовского, Лямбирьского и Теньгушевского.
Православные религиозные объекты можно классифицировать по их принадлежности к определенным архитектурным стилям: новорусский, классицизм, барокко, псевдорусский, модерн.
Еще одна классификация храмов -по степени вместимости в них прихо-Выделяются храмы-трехтысячни-ки (их в республике 4): Кафедральный собор святого праведного воина Фео-дора Ушакова в Саранске, Казанская церковь в Саранске, Михайло-Архан-гельская церковь в с. Ичалки Ичал-ковского района, Троицкая церковь с. Салазгорь Торбеевского района. Кроме того, представлены храмы-двухтысяч-ники, тысячники и т. д., а некоторые домовые храмы и приходы вмещают 100 и менее верующих.
Проведенное исследование имеет прикладной характер. Для региона важным направлением региональной политики является развитие религиозного туризма. Не все православные объекты способствуют его развитию как на российском и республиканском уров-
нях, так и на муниципальном. Да этого и не нужно. Важно, чтобы объекты федерального значения включали всю необходимую инфраструктуру, постепенно становясь центрами притяжения паломников и туристов.
Так, Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь ежегодно принимает порядка 40 тыс. паломников. Он основан на берегу Мокши в 5 км от г. Темникова в 1659 г. Здесь можно поклониться мощам Преподобного Феодора Санаксарского и посетить могилу великого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова, захороненного в стенах монастыря и причисленного к лику святых [4].
Пользуется туристской популярностью и архитектурный ансамбль Мака-ровского Иоанно-Богословского мужского монастыря. Увеличивается число
паломников и в другие православные святыни республики.
В 2006 г. в Саранске патриархом Алексием II был открыт и освещен кафедральный собор в честь всемирно известного флотоводца адмирала Федора Ушакова. Это главный религиозный православный храм республики, который является и главным объектом туристского посещения местных жителей, туристов из регионов России и иностранных граждан.
Развитию религиозного туризма в республике будет способствовать не только активно строящаяся инфраструктура, но и деятельность местных туристских агентств. Продуманная маркетинговая политика по продвижению внутренних туров и экскурсионных маршрутов по религиозным объектам также может иметь большое значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Доклад Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла // Журнал Московской патриархии. - 2011. - № 3. - С. 9-38.
2. Дружинин, А. Г. Теоретико-методологические основы географических исследований культуры : автореф. дис. на соиск. учен. степ д-ра геогр. наук / А. Г. Дружинин. - Санкт-Петербург, 1995. - С. 11.
3. Музалев, А. А. География религиозных институтов Северного Кавказа : сборник статей по материалам IV, V, VI международных семинаров молодых ученых «Теория и практика географической конфликтологии» / А. А. Музалев. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 29.
4. Приоритетные виды развития туризма в Республике Мордовия / С. В. Сарайкина [и др.] // Известия Смоленского государственного университета. [Смоленск]. - 2011. - № 4. - С. 47-55.
5. Текущий реестр религиозных объектов РМ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minjust13. га (дата обращения: 02.09.2014).
Поступила 18.09.2014 г.
Об авторе :
Сарайкина Светлана Васильевна, доцент кафедры международного и регионального туризма географического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат географических наук, [email protected]
Для цитирования: Сарайкина, С. В. Православные религиозные объекты Республики Мордовия и их роль в развитии религиозного туризма / С. В. Сарайкина // Вестник Мордовского университета. -2015. - Т. 25, № 2. - С. 114-121. DOI: 10.15507/VMU.025.201502.114
REFERENCES
1. Doklad Svyateyshego Patriarkha Moskovskogo i Vseya Rusi Kirilla [The report of his Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Kirill]. Zhurnal Moskovskoy patriarkhii = Journal of the Moscow Patriarchate. 2011, no. 3, pp. 9-38.
2. Druzhinin A. G. Teoretiko-metodologicheskie osnovy geograficheskikh issledovaniy kultury: avtoref. dis. na soisk. uchen. step d-ra geogr. nauk [Theoretical and methodological bases of geographical research culture: author's abstract of cand. geogr. sci. diss.]. Saint-Petersburg state University, SPb., 1995, 11 p.
3. Muzalev A. A. Geografiya religioznykh institutov Severnogo Kavkaza: sbornik statey po materialam IV, V, VI mezhdunarodnykh seminarov molodykh uchenykh "Teoriya i praktika geograficheskoy konfliktologii" [Geography of religious institutions of the North Caucasus: A collection of articles IV, V, VI international seminar of young scientists "Theory and practice of geographical conflictology"]. St. Petersburg, 2009, 29 p.
4. Saraykina S. V. Saraykina S. C., Yulina M. A., Nechayeva N. E., Emelyanov N. A., Prasolova N. Yu. Prioritetnye vidy razvitiya turizma v Respublike Mordoviya [Priority types for tourism development in the Republic of Mordovia]. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of the Smolensk state University. 2011, no. 4, pp. 47-55.
5. Tekushchiy reestr religioznykh obektov RM [The current registry of religious entities of the Republic of Mordovia]. Available at: http://www.minjust13.ru.
About the author.
Saraykina Svetlana Vasilevna, associate professor of International and Regional Tourism chair of Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya str., Saransk, Russia), Ph.D. (Geography), [email protected]
For citation: Saraykina S. V. Pravoslavnye religioznye obekty Respubliki Mordoviya i ikh rol v razvitii religioznogo turizma [Orthodox religious objects of the Republic of Mordovia and their role in development of religious tourism]. Vestnik Mordovskogo Universiteta = Mordovia University Bulletin. 2015, vol. 25, no. 2, pp. 114-121. DOI: 10.15507/VMU.025.201502.114