Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕГРЕССИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА'

К ВОПРОСУ О РЕГРЕССИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

29
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий потенциал / творческий потенциал / развитие личности / удовлетворенность работой / адаптация молодого специалиста / human potential / creative potential / personality development / job satisfaction / adaptation of a young specialist.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раков Станислав Максимович

в статье раскрыты причины регрессии творческого потенциала выпускников технических вузов в период начала трудовой деятельности. Определены недостатки технического образования, обосновано негативное влияние коммерциализации отечественных предприятий на удовлетворенность работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раков Станислав Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE REGRESSION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF A YOUNG SPECIALIST

The article discloses the reasons for the regression of the creative potential of graduates of technical universities during the start of work. The disadvantages of technical education are determined, the negative impact of the commercialization of domestic enterprises for satisfaction with the work is substantiated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕГРЕССИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 316.444

Раков Станислав Максимович Rakov Stanislav Maksimovich

cтудент student

Московский государственный технический университет гражданской авиации Moscow State Technical University of Civil Aviation

К ВОПРОСУ О РЕГРЕССИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

TO THE QUESTION OF THE REGRESSION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF A YOUNG SPECIALIST

Аннотация: в статье раскрыты причины регрессии творческого потенциала выпускников технических вузов в период начала трудовой деятельности. Определены недостатки технического образования, обосновано негативное влияние коммерциализации отечественных предприятий на удовлетворенность работой.

Abstract: The article discloses the reasons for the regression of the creative potential of graduates of technical universities during the start of work. The disadvantages of technical education are determined, the negative impact of the commercialization of domestic enterprises for satisfaction with the work is substantiated.

Ключевые слова: человеческий потенциал, творческий потенциал, развитие личности, удовлетворенность работой, адаптация молодого специалиста.

Key words: human potential, creative potential, personality development, job satisfaction, adaptation of a young specialist.

Утверждение в российском обществе западной идеи достижения экономического благополучия любой ценой и коммерциализация всех сфер социальной жизни обусловила появление тенденции получения максимальной прибыли за счет интенсивного использования человеческого капитала, рассматриваемого как ресурс. При таком «ресурсном» подходе развитие самого человека как правило остается

XIVМеждународная научно-практическая конференция за гранью целей достижения экономического процветания при

декларировании порой безграничных возможностей. Исследователи

отмечают, что «стремление снять ограниченность концепций

человеческих ресурсов и человеческого капитала получило отражение

в концепции человеческого потенциала» [1, с.78]. Человеческий

капитал может быть сформирован, если общество уделяет внимание

формированию и развитию человеческого потенциала. Разработка

концепции человеческого потенциала в работах Б.Г. Юдина позволяет

сделать вывод, что содержание человеческого потенциала включает в

себя несколько параметров, важнейшими из которых выступают

«здоровье (телесное и душевное), обеспечивающее общую

жизнеспособность человека; готовность к семейной жизни и

воспитанию детей; знания и квалификацию; адаптированность к

социальной инфраструктуре общества; культурно-ценностные

ориентации и психологическую компетентность» [2]. Развитие

человеческого потенциала должно способствовать формированию

творческого потенциала, который является целью развития отдельной

личности и коллектива в целом. Творческий потенциал в науках,

связанных с управлением персоналом, понимают, как «особенности

личности, способствующие реализации творческих способностей

таких, как мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества,

интеллект, духовность и нравственность» [3, с. 12]. Однако есть

основания утверждать, что творческий потенциал молодого человека,

выпускника вуза, зачастую оказывается в состоянии стагнации и даже

регрессии в тот период, когда человек молод и энергичен, полон сил и

устремлений к преобразованию. Регрессия творческого потенциала

выпускника вуза обусловлена наличием двух противоположных

тенденций. Первая тенденция связана с проблемами отечественной

подготовки инженеров. В настоящее время в российских технических

университетах образовательный процесс организован согласно ФГОС

«Инновационные аспекты развития науки и техники» 3++. По сравнению с образовательными стандартами предыдущих

поколений сделан упор на узкую профессиональную подготовку (в

соответствии с задачами бакалавриата), следствием которой будет

развитие у будущих инженеров «профессионального кретинизма»,

поскольку из образовательной системы элиминированы ориентации на

формирование общекультурных компетенций, содержанием которых

выступает знание социально-гуманитарной проблематики, умение

творчески мыслить и навыки критического анализа социальной

ситуации. Преподаватели социально-гуманитарных дисциплин

вынуждены подстраивать учебный процесс под сформулированные в

стандартах компетенции, нередко не имеющие к преподаваемому

предмету никакого отношения. Если государство в профессиональной

подготовке инженеров не может отказаться от наличия в

образовательных программах социально-гуманитарных предметов, то

не надо превращать процесс образования в профанацию. Человеческий

потенциал нельзя сводить к профессиональным умениям и навыкам,

здесь надо учитывать интересы человека как личности, развивать

творческий потенциал.

Эта сторона подготовки будущего специалиста важна также и для профессионального самоопределения выпускника. Заканчивая учебное заведение молодые люди сталкиваются с серьезным испытанием -пространством альтернатив в организации жизни после изменения социального статуса: выбор места работы, условия труда и пространства для самореализации серьезный шаг на пути к гармонии с самим собой и миром, в котором мы живем. Сделав ставку лишь на финансовое удовлетворение, забыв об удовлетворении ментальном, творческом, человек рискует остаться «у разбитого корыта» с неудовлетворенностью в себе и в мире. Согласно статистике, около 63% граждан Российской Федерации не удовлетворены своей работой [4]. Для нашей страны за этими данными скрывается огромное число

XIVМеждународная научно-практическая конференция людей, которое не прошли отбор пространством альтернатив: сделав неверный выбор, они вынуждены работать исключительно на финансовую составляющую, не получая морального, целостного и человеческого удовлетворения, а в отдельных случаях и финансового благополучия. Сделав неверный выбор сферы самореализации, человек может приобрести различные психологические проблемы, которые приведут не только к конфликтам в коллективе, но и к конфликтам с семьей и самим собой, что явно не может способствовать полноценной жизни человека, а порой приводить к фатальным последствиям. Одним из способов решения проблемы ошибок в выборе сферы трудовой деятельности является наращивание уровня профориентационной работы с учениками старших классов школы, студентов колледжей и ВУЗов, что приведет к более осознанному подходу в выборе будущей деятельности [5].

Вторая тенденция регрессии творческого потенциала молодых людей обусловлена коммерциализацией отечественных предприятий, куда попадает выпускник инженерного вуза. Коммерческие предприятия, ориентируясь на получение максимальной прибыли любыми средствами, игнорируют процесс организации работы в интересах развития творческого потенциала персонала. Многие страны постсоветского пространства, Европы и Америки уже давно считают главной своей целью вложения в развитие специалистов, поиск и удержание на рабочем месте лучших и наиболее инициативных, но на большинстве отечественных предприятий, к сожалению, ситуация противоположная.

Все большее количество молодых специалистов после получения высшего образования, устраиваются на работу не по специальности, растет текучесть кадров из-за осознания утраты интереса к виду деятельности в следствие неспособности в юном возрасте оценить свои возможности и перспективы [3]. Адекватный полученным

«Инновационные аспекты развития науки и техники» профессиональным компетенциям выбор сферы деятельности,

который приходится делать каждому человеку сразу после окончания

вуза, является важной составляющей адаптации специалиста,

поддержания позитивной атмосферы в коллективе, на которых

строится организация работы в нем. Термин адаптация определяется,

как процесс взаимного приспособления сотрудника и организации к

различным ее сторонам и условиям: экономическим, управленческим,

социальным, технологическим и т. д. Процесс адаптации молодых

специалистов на данный момент является объектом пристального

внимания исследователей, так как управление данным процессом

позволяет снизить потери организации, возникающие из-за текучести

кадров, неудовлетворительной выработки и низкого качества труда.

Адаптация специалистов более успешна на предприятиях, в компаниях, в которых развита корпоративная культура, сформированы принимаемые всеми устоявшиеся ценности, сформирован сплоченный коллектив, что приводит к низкому уровню текучести кадров. Новые специалисты в таких условиях быстро и успешно вливаются в коллектив, становятся его полноправными членами, показывают высокую производительность труда в течение короткого времени.

Грамотный выбор собственной сферы деятельности каждым выпускником вуза приводит к увеличению экономического потенциала государства, к росту уровня жизни людей и общего благополучия нации. Развитие качества образования, совершенствование профориентационной деятельности и достижение в компаниях высокого уровня корпоративной культуры приводит к снижению числа людей, допускающих необдуманный выбор своей профессии, снижению числа специалистов, работающих не по специальности и, конечно, к развитию творческого потенциала личности.

XIVМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Гаранина О. Д. Человеческий фактор в контексте концепции человеческого потенциала // Научный Вестник МГТУГА. Сер. История, философия, социология. 2009. № 142 (5). С. 76-80

2. Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала / Портал «Знание. Понимание. Умение» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/prospects/articles/2007/Yudin/3/ (дата обращения: 14.05.2021).

3. Нетребина Н.С., Шендель Т.В. Развитие творческого потенциала персонала // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Том 3. № 13. С. 847-849.

4. Почему россияне так не любят свою работу / Сайт «Ведомости» URL: https://www.vedomosti.ru/career/articles/2021/03/18/ 862154-pochemu-rossiyane

5. Запольская А. В. Удовлетворенность работой в мире // Вестник науки и образования. 2015. № 6(8). С. 34-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.