JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-139-142 EDN: https://elibrary.ru/mbtmgm NIION: 2003-0059-4/23-743 MOSURED: 77/27-003-2023-04-942
Оксана Николаевна Кузьмина
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Анализируется современное состояние уровня информационного обеспечения государства; выявлены направления правового регулирования и применения технологий искусственного интеллекта с позиций конституционного права в соотношении с действующей Конституцией Российской Федерации и основополагающими ценностями конституционного строя и правового статуса личности. Отмечается, что положения Конституции Российской Федерации закрепляют широкое толкование термина «личность», которое включает в себя не только самого человека, но и высокоразвитый искусственный интеллект. По мнению автора, конституционно-правовой статус усовершенствованного искусственного интеллекта должен соответствовать содержанию конституционно-правового статуса человека и гражданина.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, права и свободы человека, цифровая трансформация общества, конституционная трансформация, искусственный интеллект, конституционно-правовой статус личности
Для цитирования: Кузьмина О. Н. К вопросу о реализации технологий искусственного интеллекта: конституционно-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 139-142. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-139-142. EDN: MBTMGM.
Original article
Оksana N. Kuzmina
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The presented article is devoted to determining the current state of the level of information support of the state, as well as identifying areas of legal regulation and application of artificial intelligence technologies from the perspective of constitutional law in relation to the current Constitution of the Russian Federation and the fundamental values of the constitutional system and the legal status of the individual. It is noted that the provisions of the Constitution of the Russian Federation enshrine a broad interpretation of the term «personality», which includes not only the person himself, but also a highly developed artificial intelligence. According to the author, the constitutional-legal status of advanced artificial intelligence should correspond to the content of the constitutional-legal status of a person and a citizen.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, human rights and freedoms, digital transformation of society, constitutional transformation, artificial intelligence, constitutional and legal status of the individual
For citation: Kuzmina O. N. On the implementation of artificial intelligence technologies: the constitutional and legal aspect. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):139-142. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-139-142. EDN: MBTMGM.
К вопросу о реализации технологий искусственного интеллекта: конституционно-правовой аспект
On the implementation of artificial intelligence technologies: the constitutional and legal aspect
© Кузьмина О. Н., 2023
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Современные технологии искусственного интеллекта имеют огромный потенциал не только для автоматизации различных процессов и решения сложных задач в различных областях жизни, общества и государства, но и предполагают обеспечение безопасности их применения.
Изучение литературы и практики показывает, что под искусственным интеллектом в Российской Федерации понимаются системы и программы, которые выполняют задачи, обычно требующие человеческого интеллекта, такие как распознавание речи, обработка естественного языка, анализ данных, принятие решений, обучение и многое другое, но и включает в себя множество подходов и методов, например, машинное обучение, нейронные сети, генетические алгоритмы, логическое программирование и т. п.
Важно отметить, что искусственный интеллект в современных условиях представляет собой комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.
В настоящее время искусственный интеллект применяется во многих областях, таких как безопасность, государственные услуги, медицина, промышленность, финансы, наука и технологии, транспорт и многие другие. Также разрабатываются исследования в области искусственного интеллекта, которые используют новейшие технологии для решения сложных задач, а именно, для обеспечения безопасности личности, общества и государства.
«Искусственный интеллект — это будущее не только России, это будущее всего человечества. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира», — указал Президент Российской Федерации во время Всероссийского открытого урока «Россия, устремленная в будущее».
Цифровая трансформация общества и как следствие внедрение искусственного интеллекта, по мнению Президента Российской Федерации, повлияла на изменение жизни государства и общества в целом. Несомненно, эти слова подчеркивают наличие колоссальных возможностей в развитии области деятельности, связанной с созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающей воздействие на информацию, индивидуальное и общественное сознание, а также на основополагающие ценностями конституционного строя и правового статуса личности.
В современном мире технологии искусственного интеллекта являются одними из самых быстроразви-вающихся областей науки и техники. Их внедрение приводит к серьезным изменениям в обществе и затрагивает многие аспекты жизни людей. В связи с этим возникают вопросы о том, как гарантировать соблю-
дение прав и свобод граждан в условиях внедрения технологий искусственного интеллекта. В последние годы использование искусственного интеллекта в различных сферах жизни становится все более распространенным. Технологии искусственного интеллекта используются для автоматизации процессов, оптимизации ресурсов и повышения качества жизни людей. Одной из сфер, в которых искусственный интеллект может применяться, является сфера реализации основных прав и свобод граждан, в этой связи, важно не только обеспечить защиту прав и интересов людей, но и гарантировать безопасность и конфиденциальность применения технологий искусственного интеллекта. Особенно важно определить правовой статус усовершенствованного искусственного интеллекта и установить правила его использования в соответствии с конституционными нормами.
Одним из важных направлений правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта является обеспечение безопасности и защиты персональных данных. В этой связи, государством разрабатываются и внедряются механизмы защиты персональных данных и механизмы контроля за использованием этих данных, а также обеспечивается соблюдение этических принципов и норм при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта, в частности, с точки зрения уважения человеческого достоинства, прав человека и основных свобод, гендерного равенства, демократии, участия в социально-экономических, политических и культу р-ных процессах и т. п.
Другим направлением правового регулирования при применении технологий искусственного интеллекта является обеспечение равенства и справедливости между органами публичной власти и личностью, т. к. государство разрабатывает и внедряет механизмы контроля за использованием технологий искусственного интеллекта, чтобы исключить дискриминацию на основе расы, пола, возраста и других характеристик.
В настоящее время уровень информационного обеспечения государства глобально и динамически развивается во всех направлениях. Изучение литературы показывает, что органы публичной власти различных стран считают искусственный интеллект стратегической технологией развития.
За в последние годы 25 государств опубликовали национальные стратегии развития искусственного интеллекта. Они охватывают широкий круг вопросов, включая научные исследования, подготовку сотрудников, образование, вопросы государственно-частного партнерства, этические аспекты, стандарты и правила защиты данных, а также цифровую инфраструктуру.
Если обратиться к опыту Российской Федерации, то здесь создается альянс ИИ-компаний с целью к 2030 году войти в ТОП-10 стран. «Это вопрос нашего
JURISPRUDENCE
будущего, места России в мире», — заявил Президент Российской Федерации. Для решения данной проблемы и в целях развития искусственного интеллекта в России Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года в Российской Федерации (далее — Стратегия). Во исполнение Стратегии утвержден Федеральный проект «Искусственный интеллект» 27 августа 2020 года национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на заседании Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Основной составляющей искусственного интеллекта являются данные, закрепленные в ряде нормативных правовых актов, при этом именно их большое количество позволяет системе обучаться, развиваться и учиться самостоятельно принимать решения.
По этой причине следует отдельно проанализировать Федеральный закон от 24 февраля 2020 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия законодательству о персональных данных».
При развитии современных технологий главным инструментом должна быть защита прав и свобод человека и гражданина, хотя Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые гарантируют права и свободы граждан в условиях цифровой трансформации, в том числе и при использовании технологий искусственного интеллекта. Однако, существует ряд вопросов, которые требуют дополнительного рассмотрения с точки зрения конституционно-правовых аспектов, таких как:
• во-первых, чтобы положения Конституции Российской Федерации не только допускали широкое толкование термина «личность», включающее в себя не только самого человека, но и содержание высокоразвитого искусственного интеллекта;
• во-вторых, конституционно-правовой статус усовершенствованного искусственного интеллекта должен быть создан по образцу конституционно-правового статуса человека и гражданина.
При этом для реализации защиты прав и свобод человека и гражданина и развитии искусственного интеллекта, в ходе разработки и принятия законодательных актов необходимо учитывать прозрачность и открытость данных процессов, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта, включающие в себя вопросы доступности информации, правил использования искусственного интеллекта, а также
механизмов контроля и ответственности за принимаемые решения на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Важно, чтобы все эти процессы были не только урегулированы, но и граждане были бы защищены и уверены в прозрачности и справедливости принимаемых решений.
Еще одним важным аспектом является защита персональных данных. Технологии искусственного интеллекта позволяют собирать, хранить и обрабатывать большое количество предоставляемой информации о гражданах. Это может создавать опасность для конфиденциальности и личной жизни самих граждан. Поэтому органам публичной власти принимается комплекс мер, направленных на усиление механизмов защиты персональных данных и принятию дополнительных мер для их защиты в условиях использования технологий искусственного интеллекта, в частности, по обнаружению и предупреждению несанкционированного доступа к такой информации, а также регулярное обновление технических средств обеспечения.
Также следует обратить внимание на вопросы ответственности за действия, связанные с использованием технологий искусственного интеллекта. Правила использования искусственного интеллекта должны быть четко определены, чтобы граждане могли быть уверены в ответственности за сохранение своей личной информации в цифровом пространстве. Одним из примеров использования искусственного интеллекта в реализации прав и свобод граждан является система видеонаблюдения с распознаванием лиц. Эта технология, автоматизированная информационная система «Безопасный город», используется для обеспечения безопасности граждан на улицах и в общественных местах. Однако при использовании этой технологии органами публичной власти не только учитывается право граждан на конфиденциальность и защиту персональных данных, но и устанавливаются четкие правила использования этой технологии, чтобы она не была применена с целью нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Еще одним примером использования искусственного интеллекта является автоматизированная система принятия решений в сфере медицины. Системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР), наравне с телемедициной и электронными медицинскими картами (ЭМК), являются одним из ключевых секторов развития цифрового здравоохранения. Такая система может помочь врачам принимать более точные и обоснованные решения в процессе диагностики и лечения пациентов. Однако при использовании этой технологии необходимо учитывать право пациентов на конфиденциальность медицинской информации и на свободный выбор методов лечения.
В заключении следует отметить, что использование технологий искусственного интеллекта является эффективным инструментом для повышения качества жизни людей при реализации основных прав и сво-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
бод, касающихся вопроса о конституционно-правовом статусе усовершенствованного искусственного интеллекта. Поэтому данное направление в настоящее время является одним из ключевых аспектов развития и применения технологий искусственного интеллекта. В этой связи, высокоразвитый искусственный интеллект в области правового регулирования предполагает следующее:
• во-первых, становится все более актуальным в свете быстрого развития технологий и их интенсивного использования в различных областях, включая безопасность, государственные услуги, здравоохранение, финансы, производство, транспорт и другие;
• во-вторых, создание статуса соответствующего конституционно-правовому статусу человека и гражданина;
• в-третьих, обладает определенными правами и обязанностями юридического субъекта и подлежит защите в соответствии с правовыми нормами;
• в-четвертых, внедрение в положения Конституции Российской Федерации термина «личность», включающее в себя не только самого человека, но и содержание высокоразвитого искусственного интеллекта, наряду с установленными в ней правовыми категориями — человек и гражданин.
Библиографический список
1. «Путин : лидер в сфере искусственного интеллекта станет властелином мира» // ТАСС. 1 сентября 2017 года: [сайт]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/4524746?ysclid=lb17aiylsi769926539.
2. Тим Даттон. Обзор национальных стратегий в области искусственного интеллекта // Medium. 28 июня 2018 года [сайт]. URL: https:// medium.com/politics-ai/an-overview-of-national-ai-strategies-2a70ec6edfd.
3. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».
4. Паспорт федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»».
Bibliographic list
1. «Putin : leader in artificial intelligence will become ruler of the world» // TASS. September 1, 2017: [website]. URL: https://tass.ru/obschestvo/45 24746?ysclid=lb17aiylsi769926539.
2. Tim Dutton. An overview of national strategies for artificial intelligence // Medium. June 28, 2018 [website]. URL: https://medium.com/ politics-ai/an-overview-of-national-ai-strategies-2a70ec6edfd.
3. Presidential Decree No. 490 of October 10, 2019 «On the development of artificial intelligence in the Russian Federation».
4. Passport of the federal project «Artificial Intelligence» of the national program «Digital Economy of the Russian Federation».
5. Federal Law of April 24, 2020 № 123-FZ «On conducting an experiment to establish special regulation in order to create the necessary conditions for the development and implementation of artificial intelligence technologies in the subject of the Russian Federation - the city of federal significance Moscow and amendments to Articles 6 and 10 of the Federal Law «On personal data».
Информация об авторе
О. Н. Кузьмина — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author О. N. Kuzmina — Adjunct of the Faculty for the Preparation of Scientific and Pedagogical and Scientific Staff of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 06.04.2023; одобрена после рецензирования 23.05.2023; принята к публикации 11.07.2023.
The article was submitted 06.04.2023; approved after reviewing 23.05.2023; accepted for publication 11.07.2023.