УДК 330.322 + 630:330.322 ББК У9(2)30-56
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ
О.Б. Мезенина
Рассмотрены вопросы о необходимости и сложности инвестиционной деятельности в области освоения лесов; представлены варианты условий для привлечения инвестиций в лесной сектор экономики страны; также приведены оценочные критерии приоритетных инвестиционных проектов.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность в области освоения лесов; приоритетные инвестиционные проекты; оценка эффективности проекта.
Система сложившихся к настоящему времени партнерских отношений государства с частным сектором является основополагающим элементом функционирования смешанной экономики и имеет принципиальное значение для эффективного управления государственной собственностью в разных отраслях экономики и сферах деятельности под контролем государства без передачи ее в частную собственность.
Важнейшим направлением развития государственно-частного партнерства является реализация приоритетных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики.
Основой реализации приоритетных инвестиционных проектов па территории РФ являются положения Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», которое в целях привлечения частного капитала предоставляет соответствующие отраслевые льготы для сегментов лесопромышленной отрасли, признанных в установленном порядке приоритетными для РФ.
В соответствии с Лесным кодексом РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ст. 12 ЛК РФ).
Необходимость реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов обусловлена системными проблемами, сдерживающими развитие лесного сектора экономики:
- недостаток мощностей по глубокой переработке древесины;
- использование технологий с высокой долей ручного труда и низкой производительностью;
- высокий износ основных производственных фондов [3].
Инвестиционная деятельность в области освоения лесов, как и в любой другой сфере, может осуществиться за счет: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (реинвестированная прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварии, стихийных бедствий, и другие); заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства); привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц); денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке; инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов; иностранных инвестиций; а также за счет привлечения средств специальных институтов развития: Инвестиционного фонда РФ и Банка развития.
Направления развития инвестиционной деятельности в области освоения лесов определены «Стратегией развития лесопромышленного комплекса РФ до 2020 года», в которой установлено, что для развития лесного сектора экономики по инновационному пути и создания новых производств по глубокой механической, химической переработке древесины суммарный объем инвестиций должен составить более 2200 млрд руб.: из них 12 млрд руб. - прямые государственные вложения в рамках НИОКР, оставшаяся часть должна быть сформирована за счет средств частных инвесторов, Инвестиционного фонда, Банка развития и бюджетов субъектов РФ [5].
В настоящее время годовой уровень инвестиций намного ниже необходимого для реализации инновационного сценария развития лесопромышленного комплекса.
Правительством установлены преференции инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Во-
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
первых, они получают лесные участки в пользование без участия в аукционе по приобретению такого права; во-вторых на срок окупаемости проекта им предоставляется льгота по арендной плате размере 50 %. Кроме этого государство участвует в софинансировании приоритетных проектов - за государственный счет создается промышленная инфраструктура: лесовозные дороги, автомобильные, железнодорожные подъездные пути.
Государство (федеральные органы власти) формирует институциональную среду государственно-частного партнерства в лесопользовании и участвует в проекте как собственник передаваемых в пользование лесных участков; региональные органы власти в рамках переданных им полномочий в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов обязаны обеспечить их освоение в целях устойчивого развития региона; положительные социальные эффекты реализации проекта источаются в повышении благосостояния местного населения. Лесные отношения, формируемые в результате реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, должны базироваться на принципах устойчивого управления лесами [2].
На включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов смогут претендовать инвестиционные проекты по созданию или модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн рублей.
Принятие решений экономическими агентами в рамках рационального поведения заключается в выборе действий, максимизирующих их целевые функции. Целевая функция инвестора - коммерческой организации выражается в получении прибыли. Финансовый результат коммерческой организации от реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов зависит от доходов организации от реализации проекта и ее затрат на его реализацию:
Г (Я, Спер., су.п.) — Я - К - Спер - су.п
где Я - доход коммерческой организации от реализации проекта, К - расходы на осуществление лесохозяйственного производства на лесном участке, арендованном для реализации инвестиционного проекта, спер - сумма переменных затрат, связанных с реализацией проекта, су.п - условнопостоянные затраты, связанные с деятельностью в рамках проекта.
Реализация инвестиционного проекта в области освоения лесов направлена на устойчивое развитие территорий, и целевая функция местного сообщества, как участника инвестиционного проекта, заключается в максимизации общественной полезности от реализации мероприятий инвестиционного проекта и имеет следующий вид:
№, мт, Ъ) = + мт - г,
где W - выгоды местного сообщества (социальноэкологические эффекты реализации проекта), Мт -поступления налогов в местный бюджет в результате реализации инвестиционного проекта, Ъ -издержки местного сообщества, возникающие вследствие реализации инвестиционного проекта [1].
Оценка эффективности инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, должна строиться на основе следующих принципов:
- техническая, технологическая, экологическая, финансовая реализуемость проекта;
- учет наличия разных участников проекта, имеющих не совпадающие интересы;
- системность, т. е. учет всей системы взаимоотношений между участниками проекта и их экономическим окружением, важнейших факторов, влияющих на затраты и результаты каждого участника, а также внутренних, внешних и синергических эффектов;
- учет всех наиболее существенных последствий проекта;
- оценка эффективности инвестиционного проекта должна производиться сопоставлением ситуаций «с проектом» и «без проекта»;
- учет влияния неопределенностей и риска, сопровождающих реализацию проекта;
- стоимостная оценка всех видов затрат и результатов инвестиционного проекта на основе моделирования связанных с проектом денежных потоков за расчетный период;
- максимизация эффекта.
Для достижения стратегических целей развития государственно-частного партнерства в лесном секторе в основу оценки эффективности инвестиционных проектов в области освоения лесов по мнению экономистов-лесников должна быть положена Методика оценки эффективности инвестиционных проектов, разработанная авторским коллективом Института системного анализа РАН, адаптированная к потребностям развития инвестиционной деятельности в области освоения лесов на условиях государственно-частного партнерства (см. рисунок) [4].
Таким образом, проект может быть рекомендован органами исполнительной власти региона для включения его в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, если по результатам оценки будет доказана его эффективность.
Литература
1. Бурков, В.Н. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. - М: Синтег, 1997. -188 с.
2. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления /
68
Вестник ЮУрГУ, № 30, 2012
Мезенина О.Б.
К вопросу о реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов
Схема оценки эффективности инвестиционного проекта в области освоения лесов
В.Г. Варнавский // Отечественные записки (журнал для медленного чтения). - 2004. - № 6.
3. Гагарин, Ю.Н. Государственное управление лесами России: состояние и пути повышения эффективности /Ю.Н. Гагарин // Кадровое и научное сопровождение устойчивого управления лесами: состояние и перспективы: материалы междунар. конф. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. - С. 7-10.
4. Кожухов, Н.И. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий лесного сектора / Н.И. Кожухов. - М.: МГУЛ, 2006. - 154 с.
5. Моисеев, Н.А. О стратегии развития лесного сектора экономики России / Н.А. Моисеев // Лесное хозяйство. - 2008. - № 5. - С. 2-6.
Поступила в редакцию 12 декабря 2011 г.
Мезенина Ольга Борисовна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Землеустройство и кадастры», Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург). Область научных интересов - управление земельными ресурсами (в т. ч. лесными землями) на федеральном, региональном и местном уровнях. Контактный телефон: (343) 2583716. E-mail: [email protected].
Olga Borisovna Mezenina, Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Land Management and Cadasters, the Ural State Forest Engineering University, Yekaterinburg. Research interests: land management (including forest earth) at federal, regional and local levels. Contact phone number: (343) 2583716. E-mail: [email protected].