Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ХИМИИ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ВОДНО-СПИРТОВЫЕ РАСТВОРЫ / СОЛИ / МИКРОКРИСТАЛЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Т. Г., Ахмадуллина О. Р.

Предложена программа предметно-ориентированного элективного курса, в котором углубленно изучается раздел «Растворы», и описаны условия ее реализации. Курс включает данные исследования свойств водно-спиртовых растворов солей щелочных металлов, которые могут служить теоретической и научной основой для создания более эффективных технологий очистки промышленных стоков, содержащих хлориды натрия и калия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведерникова Т. Г., Ахмадуллина О. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ХИМИИ»

В конце практики были проведен итоговый срез знаний, динамику которой можно наблюдать в представленной ниже таблице (рис. 2).

Мы провели анализ на основе полученных данных до использования в обучении химии элементов метода фасилитации и после, обратив внимание на повышение качества. Так же мы наблюдали прогресс не только в хорошей динамике, но и на взаимоотношениях, которые складываются внутри класса.

Таким образом, мы определили значимость реального статуса учителя-фасилитатора. Это лицо, которое руководит и регулирует работой группы, оказывает поддержку в установлении целей и задач, поддерживает учащихся, придавая уверенность каждому и прибавляя силы в самого себя, создает и сохраняет на протяжении всего временного отрезка благоприятную атмосферу в команде, не вступая на чью-либо позицию и не навязывая никому собственную точку зрения.

Итак, мы подтвердили свою гипотезу, что систематическое применение метода фасилитации на уроках химии оказывает положительный эффект на результативность процесса обучения не только в теории, но и на практике.

Список использованной литературы:

1. Валова А., Маркова О., Казакова А., Закиева Р., Космодемьянская С.С. Студенты третьего курса провели фрагменты уроков химии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/chemistry/chemistry-edu-metodika-2020.html (дата обращения: 16.05.2021).

2. Копец Л. Эксперимент Норманна Триплетта и социальная фасилитация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/experiment_triplett.htm (дата обращения 16.05.2021).

3. Космодемьянская С.С. Методические особенности использования дидактических игр на уроках химии: подготовка студента / С.С. Космодемьянская, А.А. Валова // Fundamental science and technology - promising developments XXII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 6-7.04.2020. - Morrisville, NC, USA: Lulu Press, Inc. 2020. - p. 103.

4. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб., 2002. - 512 с.

5. Принципы и правила фасилитации. Тренажеры Soft Skills и игровые решения для бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://donskih.ru/2017/06/metod-fasilitatsii/ (дата обращения 16.05.2021).

6. Сколки: мысли о неформальном образовании. Фасилитацию в школы! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skolki-project.com/blog/fasilitatsiju-v-shkoly (дата обращения 13.05.2021).

© Валова А.А, Космодемьянская С.С., 2021

УДК 378.147

Т.Г. Ведерникова

канд. техн. наук, доцент БГПУ им. М. Акмуллы,

г. Уфа, РФ О.Р. Ахмадуллина Магистрант БГПУ им. М. Акмуллы,

г. Уфа, РФ

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПО ХИМИИ

Аннотация

Предложена программа предметно-ориентированного элективного курса, в котором углубленно изучается раздел «Растворы», и описаны условия ее реализации. Курс включает данные исследования свойств водно-спиртовых растворов солей щелочных металлов, которые могут служить теоретической и научной основой для создания более эффективных технологий очистки промышленных стоков,

содержащих хлориды натрия и калия.

Ключевые слова:

Элективный курс, водно-спиртовые растворы, соли, микрокристаллы.

Новые целевые установки в системе современного образования основываются на приоритете индивидуализации и дифференциации обучения, что проявляется в различных направлениях построения системы многоуровневого образования, реализации продуктивных форм обучения, разработку новых подходов к формированию содержания образования и т.д. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Концепция химического образования в настоящее время предусматривает варьирование соотношения прикладных и теоретических знаний в зависимости от целей различных профилей обучения. Нам представляется, что сегодня можно усилить прикладную направленность школьного курса химии за счет установления смысловой связи теоретического материала с уже имеющимся в учебниках прикладным, а также и новым материалом современных химических технологий c использованием новых научных данных. На современном этапе модернизации содержания химического образования наряду с фундаментализацией и интеграцией к направлениям модернизации также относят и практическую направленность на формирование универсальных способов деятельности. Следовательно, в школьном курсе химии должны быть темы, раскрывающие взаимосвязи науки и практики, роль химической технологии, прикладной химии в жизни общества.

На этапе основного общего образования в рамках профильной подготовки, которая играет важную роль в обеспечении профессионального самоопределения обучающихся, реализуются элективные курсы. Они являются средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором содержания образования в зависимости от интересов и способностей обучающегося. Элективные курсы это эффективный механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения [1]. Цель преподавания элективных курсов - ориентация обучающихся на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач: расширить знания по предмету (например, химии); обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков; формировать и развивать познавательный интерес к предмету. Самый оптимальный вариант, если предлагаемый элективный курс содержательно подходит для конкретного УМК по предмету, т.е. действительно расширяются или углубляются рамки изучения предмета (лучше по одному разделу).

Элективные курсы выполняют несколько функций, в том числе: ориентация на совершенствование навыков познавательной деятельности, дополнение и углубление базового предметного образования, компенсация недостатков обучения по профильным предметам [2]. Ведущие методы обучения -проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную активность обучающихся.

Рекомендации по формированию структуры программ по предмету Химия с учетом требований ФГОС ООО и ФГОС СОО предусматривают содержание трех разделов: планируемые результаты освоения учебного курса; содержание курса; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Содержание электива должно нацеливать на самые разнообразные формы занятий - от традиционных классно-урочных занятий до реальной практической деятельности, в том числе введение некоторых вузовских форм занятий: лекции, семинары, лабораторные занятия и др.

Элективные курсы профильного обучения будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если: фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью; полученные знания можно будет применить в реальных условиях; проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги; образовательная ориентация

{ »« }

на вузовское обучение будет просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы (семинар, реферат, зачет, проект), а также, если при реализации курсов будет осуществляться подготовка к ЕГЭ по профильным предметам. [3-7]

Анализ проверяемых элементов содержания предмета по материалам ОГЭ показывает, что для выпускников, выбирающих химию в качестве предмета по выбору, трудными оказываются следующие разделы и темы: свойства основных классов неорганических веществ; реакции ионного обмена и их признаки; вопросы, связанные с лабораторным оборудованием, лабораторной техникой, свойствами веществ, определяемыми на практике; качественные реакции на ионы и вещества. А результаты выполнения заданий первой части КИМ ЕГЭ-2020 показали, что наименьший процент верных ответов (от 25 до 55 %) получен по следующим элементам содержания: характерные химические свойства солей; электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах; сильные и слабые электролиты; реакции ионного обмена; характерные химические свойства органических соединений, в том числе предельных одноатомных спиртов; качественные реакции на неорганические вещества и ионы, а также расчёт массовой доли растворённого вещества в насыщенном растворе. Поэтому эти разделы и темы должны стать предметом дополнительной проработки с обучающимися, эти вопросы должны быть включены в программы разрабатываемых элективных курсов.

При изучении элективного курса (в рамках подготовки к ЕГЭ по химии) необходимо продолжить развивать метапредметные результаты обучения: умение характеризовать вещества и явления, прогнозировать свойства веществ на основе особенностей их строения, устанавливать и объяснять причинно-следственные связи; уметь классифицировать вещества и процессы по самостоятельно выбранным критериям, умение планировать и наблюдать эксперимент, фиксировать происшедшие изменения и самостоятельно делать выводы; самостоятельно составлять алгоритм решения заданий, планировать эксперимент по распознаванию веществ. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самостоятельная работа, которая выходит на новый уровень: обучающийся с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет. Возможность делать выбор ставит ученика перед необходимостью принимать ответственное решение.

Нами разработана программа предметно-ориентированного элективного курса «Химия растворов: растворимость солей». Разработанная программа является логичным и актуальным дополнением к основному курсу химии, в которой углубленно изучается отдельный раздел «Растворы». Представленная разработка посвящена использованию результатов диссертационного исследования свойств водно-изопропанольных растворов хлоридов щелочных металлов при проектировании содержания школьного курса химии. Предлагаемый элективный курс имеет прикладной характер, цель его ознакомить обучающихся с применением результатов научных исследований на практике, например, при разработке технологий переработки минерального сырья или утилизации промышленных сточных вод, содержащих соли щелочных металлов, или подготовки воды в системе поддержания пластового давления для снижения интенсивности образования отложений солей и т.д., развитие интереса обучающихся к современному производству. Курс направлен на удовлетворение познавательного и профессионального интересов, формирование способов деятельности, необходимых для решения практических задач по выявлению и решению проблем, связанных с прикладной химией на примере исследований свойств водно-спиртовых растворов солей щелочных металлов.

Химия во многом «обязана» растворам той большой ролью, которую она играет в развитии науки и техники. Производства, в основе которых лежат химические процессы, связаны с растворами: синтезы в химической промышленности осуществляются, как правило, в водных растворах; наконец, классификация веществ основана на их свойствах в растворах. Существует ряд причин, определяющих важность изучения растворов. Во-первых, растворы - это среда, в которой проводятся многие химические реакции. Взаимодействие растворенного вещества с молекулами растворителя (сольватация) существенно влияет на скорость и направление химических реакций. Во-вторых, многие лабораторные и промышленные методы очистки и разделения основаны на селективном растворении. В-третьих, в виде растворов многие вещества

-( )-

применяются уже за пределами химической науки (в медицине - растворы лекарств, в физике - растворы лазерных красителей и др.). При этом свойства веществ могут существенно изменяться при переходе от твердого вещества к раствору.

Как показывают исследования, аномалии в поведении электролитов в неводных растворах обусловливаются взаимодействием растворенного вещества с растворителем. Влияние индивидуального характера растворителя сказывается на электропроводности, на состоянии ионов в растворах, на преимущественном направлении реакций, на химических свойствах растворенного вещества и т.д. Особый интерес представляет необычное поведение в водно-спиртовых растворах многих веществ, например, солей щелочных металлов.

Растворы неорганических солей широко используются в быту, при переработке полезных ископаемых ресурсов и утилизации производственных отходов. В литературе приведены физико-химические свойства неорганических солей в водных системах. Особую актуальность и практическую значимость имеют растворы неорганических солей в бинарных смешанных растворителях, позволяющие получать электролитные композиции с требуемыми физико-химическими свойствами. Имеющиеся в литературе данные по свойствам неорганических солей в водно-органических растворах относятся преимущественно к растворимости и фазовым равновесиям различных солей в этих системах. В работах [9-11] показано влияние добавок спиртов на физико-химические свойства водно-спиртовых растворов, в которых взаимодействия растворитель-растворитель играют значительную роль. Показана взаимосвязь процесса ассоциации между молекулами воды и спирта с электропроводностью растворов: добавки этанола существенно понижают электропроводность растворов N2SO4, при этом соль в зависимости от содержания спирта проявляет свойства сильного, средней силы или слабого электролита. Изучено влияние спирта на растворимость, электропроводность и константы электролитической диссоциации сульфатов щелочных металлов в водно-изопропанольных растворах. В работе [9], посвященной изучению растворимости хлоридов щелочных металлов в водно-этанольных растворах, показано, что при увеличении объемной доли спирта до 90% массовая доля хлоридов лития, натрия и калия снижается от 40 до 400 раз. Кристаллооптический анализ показал, что в водно-спиртовых растворах нарушается морфология образующихся кристаллов в сравнении с кристаллами, выделяющимися из водных растворов. Добавки спирта приводят к уменьшению размеров кристаллов солей до 600 раз. Полученные данные по исследованию водно-изопропанольных растворов NaCl и KCl также свидетельствуют о том, что размер частиц, образующихся из водно-спиртовых растворов одинаковой химической природы - алифатических спиртов - солей щелочных металлов, зависит от двух факторов: равновесного или неравновесного режима получения осадка и содержания спирта в растворе. Увеличение концентрации i-СзШОН приводит к уменьшению размеров кристаллов солей до сотни раз. Добавки изопропанола к водным растворам NaCl и KCl уменьшают диэлектрическую проницаемость среды, вследствие чего понижается растворимость солей. В жидкой фазе насыщенных водно-изопропанольных растворов хлоридов натрия и калия образуются зародыши кристаллов, размеры которых уменьшаются с повышением концентрации спирта в системе. Добавки изопропанола к водным растворам солей оказывают влияние на форму образующихся кристаллов осадков. Полученные результаты могут быть использованы в практике при разработке технологий переработки минерального сырья или утилизации промышленных сточных вод, содержащих соли щелочных металлов.

Разработанная программа элективного курса «Химия растворов: растворимость солей» предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы, изучающих химию на базовом уровне, и рассчитана на 22 академических часа (1 час в неделю).

Элективный курс может быть реализован за счёт часов школьного компонента учебного плана и использован с целью подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, успешная сдача которого зависит от степени владения обучающимися теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях.

Цель курса - помочь обучающимся усвоить базовый курс химии, расширение и углубление знаний

о неорганических и органических веществах, создать условия для развития познавательного и профессионального интереса обучающихся к химии на примере изучения результатов анализа научных исследований в области исследования свойств водно-спиртовых растворов солей, имеющих большое значение вследствие их чрезвычайной важности для физической и прикладной химии, в частности, исследования свойств водно-изопропанольных растворов хлоридов натрия и калия, развитие интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества.

Задачи курса: углубить базовые знания обучающихся по химии, повысить творческую активность и расширить кругозор обучающихся; показать закономерности процесса образования растворов и их свойства; реакции в растворах; научно обосновать важность влияния растворителя на дифференцирование силы электролита, на свойства растворенного вещества, в частности, на растворимость солей; показать практическое значение растворов для человека; знать подробную характеристику солей (их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства); придать прикладную направленность практическим работам исследовательского характера для выработки у обучающихся умения работать самостоятельно с химическими веществами и химическим оборудованием; совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности; развить умения самостоятельно работать с литературными источниками, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов; научить применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека; раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении практических и экологических проблем.

Осуществляемая в ходе учебных занятий деятельность ориентирована на достижение результатов образования:

- предметных: сформированность системы знаний о химических закономерностях протекания реакций в растворах; умений исследовать свойства неорганических (сложных, например, солей) и органических (спиртов) веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций в растворах, прогнозировать возможность их осуществления; владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования; владение методами самостоятельного проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата.

- метапредметных: находить и выделять основную и дополнительную информацию; преобразование информации из одного вида в другой; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задания; анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, формулировать выводы; самостоятельно планировать пути достижения целей; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; участие в коллективном обсуждении вопросов; представление и сообщение информации в устной форме; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- личностных: осознание единства и целостности окружающего мира; осознание готовности к профессиональному самоопределению.

Для повышения эффективности результатов необходимо осуществлять дополнительную подготовку обучающихся к государственному экзамену, так как не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи его, достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы.

Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по химии. Элективный курс «Химия растворов: растворимость солей» подается на более глубоком уровне и направлен, прежде всего, на расширение, обобщение и пополнение знаний школьников по химии. В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. Содержание этих разделов химии в элективном курсе -( 2. )-

раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ. Изучение курса поможет обучающимся раскрыть свойства веществ, например, солей в связи с их практическим использованием.

Программа реализуется при использовании как традиционных, так и элементов других современных педагогических технологий. Значительное место в курсе уделяется реализации межпредметных связей. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов и проведение лабораторно-практических занятий. В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, лабораторных работ, организации коллективных способов обучения, метод проектов.

Лекционная часть курса посвящена изучению вопросов образования растворов, термодинамики растворения кристаллических веществ; растворимости веществ: мера растворимости, растворимость твердых веществ, теория растворимости; темы «Растворы электролитов»: теория электролитической диссоциации, понятие о диэлектрической проницаемости, механизм взаимодействия ионов с молекулами воды в гидратных оболочках; растворы сильных электролитов: активность и коэффициент активности, ионная сила раствора; темы «Неводные растворители: спирты»: спирты как растворители, понятие о водно-спиртовых растворах солей на примере хлоридов щелочных металлов, растворимость в неводных растворителях.

Программой предусмотрено проведение шести практических занятий: концентрация растворов, произведение растворимости, количественные характеристики процесса диссоциации, соли, ионообменные реакции.

Семинар, посвященный правилам работы в химических лабораториях, включает следующие вопросы: общие правила работы в химической лаборатории; правила техники безопасности и меры предосторожности; техника лабораторных работ и оборудование; техника выполнения отдельных операций: измерение объемов, приготовление растворов, нагревание, измельчение вещества, фильтрование, сушка в эксикаторе, очистка газов; реактивы: квалификация, правила работы с химическими реактивами; организация рабочего места обучающегося, мытье и сушка посуды; оказание первой помощи при несчастных случаях в лаборатории. На семинаре, посвященном правилам обработки результатов экспериментов, обучающиеся знакомятся с классификацией погрешностей, методами математической статистики, требованиями к оформлению отчета по лабораторной работе, формируют умения и навыки обсуждения полученных результатов экспериментальных работ.

Большое внимание уделяется лабораторным работам, которые позволяют проявить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность обучающихся, их познавательную деятельность. Часть работ носит исследовательский характер. В процессе выполнения лабораторных работ обучающиеся знакомятся с элементами количественного анализа, учатся пользоваться химической посудой, взвешивать на весах. На занятиях обучающиеся должны научиться готовить растворы определенной заданной концентрации, овладеть приемами сборки химических установок для проведения анализа, т.е. особо важными приоритетами курса является умение работать самостоятельно с химическими веществами и оборудованием, делать химический анализ растворов, сравнивать свойства веществ.

Итоговая работа осуществляется в конце изучения элективного курса и может проводиться в форме защиты индивидуального проекта и/или тестирования по материалам ЕГЭ (разбор демоверсии КИМ 2021 года (1,2 часть). По окончании курса деятельность обучающихся оценивается в виде зачета, для получения которого необходимо выполнить не менее 55% тестовых заданий (тестирование по материалам ЕГЭ по желанию), подготовить и защитить на уроке-конференции проектную работу по одной из тем.

Важную значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, когда они в поисках необходимой информации работают с различными источниками. В список литературы курса включен ряд изданий, рекомендованный учителям при написании программ элективных курсов по химии для 10-11 классов в 2020-2021 учебном году. [8, 13, 14]

В табл. 1 представлено тематическое планирование элективного курса «Химия растворов: растворимость солей», разработанного на основе материала выполненной научно-исследовательской работы.

Таблица 1

Тематический план элективного курса «Химия растворов: растворимость солей»

№ Тема занятия Кол-во Форма проведения

занятия часов занятия

1 Введение. Образование растворов. Дисперсные системы и растворы. Химическая теория растворов. Термодинамика растворения кристаллических веществ. 1 Урок-лекция

2 Концентрация растворов: массовая доля растворенного вещества ю, молярная концентрация См, молярная концентрация эквивалента Сэкв (нормальная концентрация, нормальность), моляльность Ст, титр Т растворов, мольная доля N вещества. Расчеты, связанные с концентрацией растворов. 1 Практическое занятие

3 Растворимость веществ. Мера растворимости. Растворимость твердых веществ. Теория растворимости. 1 Урок-лекция

4 Произведение растворимости 1 Практическое занятие

5 Растворы электролитов. Теория электролитической диссоциации (С.Аррениус, И.А.Каблуков, В.А.Кистяковский, Д.И.Менделеев). Понятие о диэлектрической проницаемости. Механизм взаимодействия ионов с молекулами воды в гидратных оболочках 1 Урок-лекция

6 Понятие о водно-спиртовых растворах солей на примере хлоридов щелочных металлов. Растворимость в неводных растворителях. 1 Урок-лекция

7 Количественные характеристики процесса электролитической диссоциации: степень и константа диссоциации. Ионное произведение воды. рН раствора. 1 Практическое занятие

8 Растворы сильных электролитов. Активность и коэффициент активности. Ионная сила раствора 1 Урок-лекция

9 Соли: определение с позиций ТЭД, классификация, номенклатура, свойства, способы получения. Вводное тестирование. 2 Практическое занятие

10 Ионообменные реакции (или ионные реакции). Типы ионообменных реакций. Уравнения ионообменных реакций. Примеры качественных реакций. 1 Практическое занятие

11 Общие правила работы в химических лабораториях. Правила техники безопасности. 1 Практическое занятие, семинар

12 Гидролиз солей. Изучение гидролиза различных солей и исследование влияния температуры на степень гидролиза соли. Среда растворов средних и кислых солей. Определение водородного показателя с помощью универсальной индикаторной бумаги (измерение рН с помощью визуального колориметрирования). Особые случаи гидролиза. 1 Лабораторная работа

13 Приготовление растворов. Измерительные приборы и некоторые операции в химической лабораторной практике. Весы и взвешивание. Приготовление раствора хлорида натрия: приготовление раствора заданной концентрации из сухой соли; приготовление раствора соли методом разбавления; приготовление насыщенного раствора хлорида натрия. 2 Лабораторная работа

14 Титрование. Аппаратура и техника выполнения титриметрического анализа. Определение концентрации раствора методом титрования. Определение хлорид-ионов в пробе методом прямого титрования анализируемого объема стандартным раствором AgNOз в присутствии индикатора -хромата калия К2СЮ4. 2 Лабораторная работа

15 Ионообменные реакции в водном растворе хлорида натрия. Получение малорастворимых веществ. Свойства водно-спиртовых растворов хлорида натрия. Сравнение растворимости соли в воде и этаноле. Исследование свойств водно-этанольных растворов хлорида натрия микрокристаллоскопическим методом. 2 Лабораторная работа, демонстрационный опыт

16 Обработка результатов эксперимента. Классификация погрешностей. Обработка результатов эксперимента методами математической статистики. Оформление отчета по лабораторной работе. Обсуждение полученных результатов экспериментальных работ. 1 Семинар

17 Зачетное занятие 2 Защита проектов. Тестирование

Итого 22

Таким образом, нами предпринята попытка осмысления реализации предметно-ориентированного элективного курса прикладного характера, включающего результаты исследования водно-спиртовых растворов неорганических солей, как эффективного средства химического образования обучающихся -формирования исследовательской компетенции школьников, обеспечения возможности дальнейшего успешного профессионального обучения или будущей профессиональной деятельности старшеклассников, повышения роли компетентностного подхода в формировании у обучающихся готовности к труду в материальном производстве.

Список использованной литературы:

1. Александрова, Е.А. Элективные курсы, как средство реализации индивидуальных образовательных программ / Е.А. Александрова. - Текст: электронный // Образовательная социальная сеть: nsportal.ru. - URL: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/06/05/ (дата обращения: 16.05.2021).

2. Елисеева, И.Н. Элективный курс «Уровневая организация живой природы» как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Н. Елисеева; Астрахан. гос. ун-т. - Астрахань, 2010. - 196 с.

3. Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов / Т.В. Черникова // Профильная школа. - 2005. - № 5. - С.11-16.

4. Ведерникова, Т.Г. Элективный курс как средство индивидуальной образовательной программы по подготовке школьников к участию в конкурсе профессионального мастерства / Т.Г. Ведерникова, Н.Р. Уразова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: сборник трудов Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2020. - Т. I. - С.34-37.

5. Ведерникова, Т.Г. Элективный курс как средство экологического образования обучающихся / Т.Г. Ведерникова, Ю.Г. Мухамадиева // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.И.Прокаева. - Самара, 2019. - С.388-395.

6. Шабанова, И. А. Элективные курсы по химии. Ч. 1: учебно-методическое пособие / И. А. Шабанова. -Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. - 60 с.

7. Ермаков, Д.С. Элективные учебные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков, Г.А. Петрова // Народное образование. - 2004. - № 2. - С.114-119.

8. Аликберова, Л.Ю. Равновесие в растворах: учебное пособие для профильного обучения 10-11 кл. / Л.Ю. Аликберова, Е.В. Савинкина. - Москва: Дрофа, 2012. - 158 с.

9. Галлямова, О.А. Растворимость хлоридов лития, натрия и калия в водно-этанольных растворах / О.А. Галлямова, Т.Г. Ведерникова, Е.Л. Маркова // Фундаментальные проблемы химической науки: сборник тезисов XXI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. - Санкт-Петербург, 2019. - Т. 1. -С. 155.

10. Электролитическая диссоциация сульфата натрия в водно-этанольных растворах / И.М. Борисов, А.А. Набиев, А.А. Мухамедьянова [и др.] // Известия вузов. Химия и химическая технология. - 2017. - Т. 60. Вып. 6. - С. 59-64.

11. Борисов, И.М. Константы электролитической диссоциации сульфатов лития, натрия и калия в водно-изопропанольных растворах / И.М. Борисов, А.А. Набиев // Известия вузов. Химия и химическая технология. - 2020. - Т. 63. Вып. 3. - С. 16-22.

12. Колесникова, А.М. Основы химических методов исследования: учебное пособие для профильного обучения. 10-11 классы / А.М. Колесникова. - Москва: Дрофа, 2012. - 207 с.

13. Информационный портал: сайт. - URL: http://www.ege.edu.ru (дата обращения: 10.05.2021).

14. Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий: сайт. - URL:http://www.fipi.ru (дата обращения: 16.05.2021).

© Ведерникова Т.Г., Ахмадуллина О.Р., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.