О^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ПАВЛИКОВ Сергей Герасимович,
доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, профессор РГСУ [email protected] ЛОБАХЛилия Энгельсовна, юрист, помощник нотариуса, e-mail: kontora_lili@ mail.ru
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (в контексте концепции конституционного
государства)
Аннотация. Авторы статьи предпринимают попытку обосновать суждение о перспективности исследования институтов гражданского общества во взаимосвязи с учением о конституционном государстве.
Ключевые слова: государство, Конституция, общество, гражданское общество, конституционное государство, институт, закон, право, власть, права, свободы, конституционный строй.
PAVLIKOV Sergey Gerasimovich,
doctor of legal Sciences, Professor, Professor of the Department of legal regulation of economic activities of the Financial University under the Government of the Russian
Federation, Professor of Russian state social University
I.AUBACH Lily Engelsonvna, lawyer, notary assistant
TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS
(in the context of the concept of the constitutional state)
Abstract. The authors attempt to justify the judgment about the prospects of the study of civil society institutions in connection with the doctrine of the constitutional state.
Keywords: government, Constitution, society, civil society, constitutional state, institution, law, legislation, power, rights, freedoms, constitutional order.
УДК - 347 ББК - 67.404
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017
В работах конституционалистов предпринимаются вполне обоснованные попытки исследовать концепцию конституционного государства в контексте ее связи с развитием гражданского общества, его институтов.
Так, в трудах Л.Ю. Грудцыной можно обнаружить утверждение, что в гражданском обществе «ни одного индивидуума нельзя освободить от подчинения закону. Те, кто управляет гражданским обществом посредством конституционного государства (здесь и далее выд. - С.П., Л.Л.), являются попечителями управляемых. Это означает, что они должны управлять посредством изданных или известных, постоянно действующих законов, совместимых с естественными законами и имеющими универсальное применение. Законодатели, которые и есть верховная власть, могут периодически переизбираться, и выборы не должны фальсифицироваться или отменяться. Право собственности на жизнь, свободу и имущество нельзя отнимать без согласия на то со стороны большинства лиц, наделенных гражданскими правами, или их представителей» [8, с. 51; 2, с. 38, 39].
Такого рода позиция подтверждается в ее исследованиях ссылками на других известных конституционалистов; так, Л.Ю. Грудцына пишет, что «подлинная гарантия писаной конституции и закрепляемых ею институтов конституционного государства, при условии, что она соответствует потребности общества и отвечает уровню его развития, заключается в такой организации социума, которая могла бы противостоять всяким покушениям на защищаемый Основным Законом конституционный строй. Как верно отмечает Б.С. Эбзеев, «речь идет о такой организации государственных и общественных институтов, собственности, социальных отношений, которая объективно служила бы утверждению и развитию демократии» [21, с. 7; 8].
Современные исследователи на основе анализа трудов выдающихся философов, юристов, мыслителей также констатируют отмеченную выше взаимосвязь (разумеется, их понимание концепции консти-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017
туционного государства не всегда тождественно современным теоретическим подходам). Так, они пишут, что, «по мнению Гегеля, гражданское общество не может оставаться самим собой, пока не управляется политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть - конституционное государство — может эффективно нейтрализовать его дисгармонию и объединить людей с различными интересами в единое сообщество. С этой точки зрения он критикует теорию естественного права за отождествление гражданского общества с государством, принижение «абсолютного божественного принципа государства» [1, с. 12—15; 6, с. 227, 228]. Подобные сопоставления не единичны. В частности, как утверждает М.В. Без-рученков, «роль школы «возрожденного естественного права» в формировании конституционного государства и гражданского общества в позднеимперской России характеризуют А.С. Туманова и Р.В. Киселев» [19, с. 74—105; 3, с. 41—44].
В Конституции России не использован термин «гражданское общество», но мы разделяем позицию, согласно которой «одной из основ конституционного строя Российской Федерации является обеспечение функционирования гражданского общества и его развития. Как общественно-политический институт, гражданское общество автономно от институтов государства, его самостоятельность основана на принципах народного суверенитета, приоритета прав и свобод человека, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности. Конституция РФ реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные на достижение стоящих перед гражданами и их объединениями целей, защиту прав и законных интересов граждан, ограничения вмешательства государства в проявления гражданами активных позиций, создание эффективных механизмов воздействия граждан на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и принимаемые ими решения» [13, с. 7 — 12].
Можно признать справедливость и мнения о том, что «отсутствие этого собирательного понятия вовсе не означает, что отношения, складывающиеся при функционировании гражданского общества, не могут быть предметом конституционного регулирования. В широком смысле элементами гражданского общества являются все те социальные институты людей, которые не относятся к формам публичной власти и функционируют в политической, экономической, духовной и иных сферах жизни человека. Однако было бы неверно определять принадлежность тех или иных организаций к гражданскому обществу по остаточному принципу: все то, что не относится к государственным институтам, является структурами гражданского общества» [20, с. 7-10].
В актуальной юридической литературе можно обнаружить разнообразные подходы к развитию форм проявления институтов гражданского общества. Приведем лишь некоторые примеры, связанные с обеспечением (участия в обеспечении) гражданским обществом:
- национальной безопасности [5, с. 3341];
- эффективности противодействия противоправным действиям [18, с. 36-40];
- защиты окружающей среды [17, с. 9498], культурного наследия страны [15, с. 711];
- развития предпринимательской деятельности [14, с. 43-47];
- повышения уровня правовой культуры населения [16, с. 18-26], «нового общественного сознания» [12, с. 9-12];
- увеличения количества субъектов, участвующих в благотворительной деятельности [10, с. 15-20];
- активности институтов местного самоуправления [4, № 1, с. 6-12, № 2, с. 132138];
- формирования системы законодательства, в максимальной мере обеспечивающей интересы защиты прав человека [9, с. 2-5], и т.д.
Однако, по нашему мнению, перспективным направлением исследования институтов гражданского общества является изучение этой концепции в ее взаимосвя-
зи с учением о конституционном государстве. Такое мнение (в той или иной мере) разделяют многие конституционалисты. Так, В.В. Гриб отмечает, что «власть пока все еще не готова относиться к гражданскому обществу как к равноправному партнеру, и попытки управлять институтами гражданского общества продолжаются... Надо всегда помнить, что в основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции Российской Федерации положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство рассматривается Конституцией как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией... Сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции Российской Федерации играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством» [7, с. 13-17].
Авторы статьи, тем не менее, разделяют оптимистичную позицию, согласно которой «гражданское общество является обязательным атрибутом, главным партнером конституционного государства. Его функционирование, создание условий для этого - главная цель и смысл существования того порядка, который мы называем конституционным строем. Именно государственный конституционный строй является первоочередным объектом юридического оформления демократической государственности» [11, с. 22].
Список литературы:
[1] Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2.
[2] Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
[3] Безрученков М.В. Становление школы «возрожденного» естественного права в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 1.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
[4] Вавилов Н.С. Роль гражданского общества в обеспечении гласности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2016. № 1, 2.
[5] Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1.
[6] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
[7] Гриб В.В. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. 2010. № 4.
[8] Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008. 352 с.
[9] Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А. Правовая система и гражданское общество: механизмы взаимовлияния // Российская юстиция. 2016. № 6.
[10] Журавлев В.И. Конституционная политика государства в области благотворительности и ее значение для развития гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8.
[11] Затонский В.А. Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство? // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.
[12] Киреева Е.Ю. Трансформация механизмов участия институтов гражданского общества в обновлении власти // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1.
[13] Курячая М.М. Взаимодействие граждан и институтов гражданского общества в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 11.
[14] Лысенко В.В. Социальное предпринимательство как новая форма взаимодействия гражданского общества и бизнеса // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10.
[15] Мартыненко И.Э. Участие институтов гражданского общества в сохранении культурного наследия // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4.
[16] Мельников В.Ю. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 3.
[17] Мылицын Н.В. Взаимодействие прокуратуры Республики Алтай с институтами
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017
гражданского общества в деле защиты природы и прав предпринимателей УУ Прокурор. 201б. № 4.
[1S] Осипова М.А. Противоправная деятельность коллекторов в гражданском обществе как угроза общественной безопасности УУ Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 4.
[19] Туманова А.С., Киселев Р.В. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX -начала XX века. М., 2011.
[20] Уваров А.А., Уваров А.А. Теоретико-правовые вопросы функционирования современного гражданского общества в России УУ Российская юстиция. 201б. № 10.
[21] Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007.
Spisok literatury:
[1] Ayupova Z.K., Kusainov D.U. Grazhdan-skoe obshhestvo i pravovoe gosudarstvo УУ Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom. 2015. № 2.
[2] Baranov P.P. Instituty' grazhdanskogo obshhestva v pravovom prostranstve sovre-mennoj Rossii: Diss. ... kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 200S.
[S] Bezruchenkov M.V. Stanovlenie shkoly' «vozrozhdennogo» estestvennogo prava v Rossii Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom. 2014. № 1.
[4] Vavilov N.S. Rol' grazhdanskogo obshhestva v obespechenii glasnosti mestnogo samoupravleniya УУ Administrativnoe i municipal'noe pravo. 201б. № 1, 2.
[5] Voronov A.M. Instituty' grazhdanskogo obshhestva v negosudarstvennoj sisteme obespecheniya nacional'noj bezopasnosti sovremennoj Rossii УУ Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2017. № 1.
[6] Gegel' G.V.F. Filosofiya prava. M.: My'sl', 1990.
[7] Grib V.V. Vzaimodejstvie grazhdanskogo obshhestva i organov gosudarstvennoj vlasti v social'noj sfere Social'noe i pensionnoe pravo. 2010. № 4.
[S] Grudcy'na L.Yu. Advokatura, notariat i drugie instituty' grazhdanskogo obshhestva v Rossii У Pod red. N.A. Mixalevoj. M.: Delovoj dvor, 200S. S52 s.
[9] Dzy'bova S.G., Parasyuk E.A. Pravovaya sistema i grazhdanskoe obshhestvo: mexanizmy'
vzaimovliyaniya // Rossijskaya yusticiya. 2016. № 6.
[10] Zhuravlev V.I. Konstitucionnaya politika gosudarstva v oblasti blagotvoritel'nosti i ee znachenie dlya razvitiya grazhdanskogo obshhestva // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2016. № 8.
[11] Zatonskij V.A. Grazhdanskoe obshhestvo i gosudarstvo: protivostoyanie ili partnerstvo? // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2007. № 16.
[12] Kireeva E.Yu. Transformaciya mexa-nizmov uchastiya institutov grazhdanskogo obshhestva v obnovlenii vlasti // Konstitu-cionnoe i municipal'noe pravo. 2016. № 1.
[13] Kuryachaya M.M. Vzaimodejstvie grazhdan i institutov grazhdanskogo obshhestva v sovremennoj Rossii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2016. № 11.
[14] Ly'senko V.V. Social'noe predprini-matel'stvo kak novaya forma vzaimodejstviya grazhdanskogo obshhestva i biznesa // Konsti-tucionnoe i municipal'noe pravo. 2016. № 10.
[15] Marty'nenko I.E'. Uchastie institutov grazhdanskogo obshhestva v soxranenii
kul'turnogo naslediya // Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom. 2015. № 4.
[16] Mel'nikov V.Yu. Znachenie pravovoj kul'tury' dlya razvitiya cheloveka i grazhdanskogo obshhestva // Kul'tura: upravlenie, e'konomika, pravo. 2016. № 3.
[17] My'licy'n N.V. Vzaimodejstvie prokura-tury' Respubliki Altaj s institutami grazhdan-skogo obshhestva v dele zashhity' prirody' i prav predprinimatelej // Prokuror. 2016. № 4.
[18] Osipova M.A. Protivopravnaya deyatel'-nost' kollektorov v grazhdanskom obshhestve kak ugroza obshhestvennoj bezopasnosti // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samouprav-lenie. 2017. № 4.
[19] Tumanova A.S., Kiselev R.V. Prava cheloveka v pravovoj my'sli i zakonotvorchestve Rossijskoj imperii vtoroj poloviny' XIX - nachala XX veka. M., 2011.
[20] Uvarov A.A., Uvarov A.A. Teoretiko-pravovy'e voprosy' funkcionirovaniya sovre-mennogo grazhdanskogo obshhestva v Rossii // Rossijskaya yusticiya. 2016. № 10.
[21] E'bzeev B.S. Lichnost' i gosudarstvo v Rossii: vzaimnaya otvetstvennost' i konstitu-cionny'e obyazannosti. M.: Norma, 2007.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017