Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ'

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3261
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / DIVISION OF THE AUTHORITIES / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / EXECUTIVE POWER / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ НАУКА / ADMINISTRATIVE AND LEGAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гамалей Артем Александрович

Организационно (т.е. в смысле перечня органов, входящих в структуру) исполнительная власть и государственное управление не тождественны. Государственное управление в широком смысле осуществляют вообще все государственные органы, к какой бы ветви власти они ни были отнесены действующей Конституцией РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гамалей Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTIVE POWER: A CONCEPT AND A RATIO WITH PUBLIC ADMINISTRATION

Organizationally (i.e. in a sense of the list of the organs entering into structure) executive power and public administration aren’t identical. Public administration is exercised in a broad sense generally by all public authorities, to whatever branch of the power they were carried by the operating Constitution of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ»

О^ ПОЛИТИКА И ПРАВО

УДК - 342 ГАМАЛЕЙ Артем Александрович,

ББК - 67.400 кандидат юридических наук, доцент;

e-mail: mail@law-books.ru

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ

УПРАВЛЕНИЕМ

Аннотация. Организационно (т.е. в смысле перечня органов, входящих в структуру) исполнительная власть и государственное управление не тождественны. Государственное управление в широком смысле осуществляют вообще все государственные органы, к какой бы ветви власти они ни были отнесены действующей Конституцией РФ.

Ключевые слова: разделение властей, исполнительная власть, государственное управление, административно-правовая наука.

GAMALEY Artem Aleksandrovich,

Candidate of Law Sciences, associate professor;

e-mail: mail@law-books.ru

EXECUTIVE POWER: A CONCEPT AND A RATIO WITH PUBLIC ADMINISTRATION

Summary. Organizationally (i.e. in a sense of the list of the organs entering into structure) executive power and public administration aren't identical. Public administration is exercised in a broad sense generally by all public authorities, to whatever branch of the power they were carried by the operating Constitution of the Russian Federation.

Keywords: division of the authorities, executive power, public administration, administrative and legal science.

Возникшие в XVIII в. идеи о необходимости разделения властей и создании взвешенной системы сдержек и противовесов властных интересов (см. работы Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.) нашли свое преломление в современной организации системы государственной власти в большинстве демократических, правовых государств во всем мире. Причиной тому является довольно простой вывод о том, что разделение властей «необходимо, чтобы недостатки высших руководителей не стали пороками всего государства» [3, с. 8].

Исторический опыт свидетельствует: сосредоточение властных полномочий в

единых руках ведет к узурпации власти, попранию права и свобод граждан, нарушению принципа законности, а в конечном итоге — к социальной дестабилизации и краху властного механизма, основанного на подобных принципах. В течение нескольких столетий мировое сообщество постепенно приобщается к демократическому принципу разделения государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную [9]. Неудачный предреволюционный опыт буржуазных преобразований в России привел к установлению в нашей стране на долгое время антидемократических принципов, видимо объединивших законотвор-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

ческие и правоприменительные функции в руках самых демократических органов — советов, а на деле — аккумулировавших властные полномочия в руках находящихся за законом и вне закона исполнительно-распорядительных органов государства.

Демократические преобразования конца 80-х — начала 90-х годов ХХ в. в нашем государстве стимулировали выведение из тени исполнительных органов, их, с одной стороны, легализацию, а с другой - существенное ограничение их свободы нормативно-правовой детализацией их правомочий и функций. Принцип законности, воплощаемый в жизнь, начинает все более оказывать положительное влияние на общую систему функционирования системы исполнения законов. Именно исполнение законов является основной (если не единственной) функцией исполнительной власти в ее современном состоянии. При этом исполнительная власть продолжает оставаться наиболее представительной и властно окрашенной ветвью государственной власти [4, с. 73-82].

Что же представляет собой исполнительная власть? Прежде всего, исполнительная власть - это государственная власть. Последняя, в свою очередь, суть разновидность власти вообще как социального феномена. Вопрос о природе власти является одним из сложнейших философских вопросов. Ответить на него с очевидностью не представляется возможным [5]. Тем не менее в прикладных целях изучения природы одной из разновидностей власти можно определить ее и как «соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле» [8, с. 43]. Иными словами, по своей природе власть -это возможность одного лица или группы лиц вследствие объективных особенностей социальной организации управлять деятельностью других членов социальной общности.

Государственная власть возникает на основе традиционной власти вождей и старейшин, т.е. власти авторитетов, царив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

шей в первобытном обществе, и характеризуется несколькими типичными особенностями, выделяющими ее из различного рода властей:

- государственная власть осуществляется специально образованным аппаратом, т.е. органами государственной власти;

- государственная власть опирается на возможность государственного принуждения (фактическую монополию на принуждение);

- государственная власть организована по территориальному принципу, т.е. связана с конкретным пространством;

- государственная власть черпает ресурсы для своего существования, как правило, в системе налогов и сборов;

- государственная власть опирается на право как на один из основных инструментов государственного управления.

Исполнительная власть - проявление реализационных, прикладных свойств государственной власти. Исполнительная власть служит инструментом превращения продуктов законотворчества и правосудия в реалии общественной жизни. В руках исполнительной власти (и только у нее) находятся инструменты непосредственного, физического властного воздействия на общество и личность [2, с. 129133].

Ю.М. Козлов приводит следующие характерные черты исполнительной власти [1, с. 23-25]:

- исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями;

- исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компе-тенционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;

- исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;

- исполнительная власть есть способность и возможность оказывать определя-

ющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле в общегосударственном масштабе;

- исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности;

- исполнительная власть по своей сути правоприменительна;

- исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение, т.е. олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией;

- исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования и др.;

- исполнительная власть выступает как организованный институт, т.е., с одной стороны, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов, при этом механизм должен быть сам необходимым образом организован [6, с. 223-231].

Соглашаясь с Ю.М. Козловым в приведенных им признаках, выделим главные из них, на наш взгляд. Итак, для того чтобы охарактеризовать исполнительную власть, о ней следует сказать следующее:

- является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

- является проводником государственной политики в жизнь;

- подзаконна по своему характеру и задачам;

- объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

- ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

- является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера [10].

Интересен вопрос о соотношении административной власти и власти исполнительной. Согласно мнению Д.Н. Бахраха, «исполнительная власть - это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества. Таким образом, наделяя административную власть всеми признаками исполнительной власти (в авторском тексте они выглядят следующим образом: вторичность, зависимость от высшей власти; организующий характер деятельности; систематически, постоянно осуществляемая организация; универсальная организационная деятельность; предметный, непосредственный характер организационной деятельности; исполнительно-распорядительный характер деятельности; принудительность; ее субъектом является единая многоуровневая, иерархическая государственная администрация; это власть, которую осуществляет большое число служащих, власть администраторов, чиновников; это власть подзаконная; это власть подконтрольная), автор ставит возможность трансформации административной власти в исполнительную от наличия двух признаков: подзаконности и подконтрольности власти исполнительно-распорядительных органов» [3, с. 13, 14].

Мы же сделаем вывод о том, что понятие административной власти гораздо шире понятия власти исполнительной и не может быть с ней сопоставлено лишь по наличию и отсутствию указанных автором двух компонентов. По нашему мнению, административная власть не может быть признана частью государственной власти (как исполнительная), поскольку имеет место и в негосударственном управленческом воздействии (в частности, администрация предприятия осуществляет административную власть в отношении работников этого предприятия) [7, с. 247-257].

Итак, мы вплотную подошли к вопросу о соотношении исполнительной власти и государственного управления. Здесь следует исходить из того, что категории эти разноуровневые, разнопорядковые, т.е. попросту несравнимые. Для того чтобы привести их к единому знаменателю, надо вспомнить, что государственное управле-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

ние в узком смысле характеризуется властным характером, а исполнительная власть служит целям реализации управленческих задач. По меткому определению Ю.М. Козлова, «государственное управление... представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть» [1, с. 26]. Поэтому говорить о тождестве указанных категорий было бы абсолютно неверно. То обстоятельство, что в конституционном законодательстве государственное управление механически заменено исполнительной властью, вызывает сомнение в правильности соответствующего подхода. Дело в том, что, говоря об исполнительной власти, мы, прежде всего, думаем не об абстрактной возможности властного воздействия и ее характеристиках, а о системе органов исполнительной власти. Точно так же и при упоминании термина «государственное управление» в том смысле, в каком он существовал в ранее действовавшем законодательстве, мы представляем себе систему органов государственного управления.

В связи с этим следует иметь в виду, что организационно (т.е. в смысле перечня органов, входящих в структуру) исполнительная власть и государственное управление не тождественны. Государственное управление в широком смысле осуществляют вообще все государственные органы, к какой бы ветви власти они ни были отнесены действующей Конституцией РФ. Однако и в узком смысле государственным управлением, т.е. исполнительно-распорядительной деятельностью, занимаются не только органы исполнительной власти, но и некоторые другие властные субъекты административного права. Таким образом, соотношение ключевых понятий административно-правовой науки нельзя признать простым и линейным. Построенная выше логическая цепочка, однако, дает возможность установить их взаимосвязь и взаимную обусловленность указанных явлений, позволяя соотнести их на уровне организационном [10].

Список литературы:

[1] Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002.

[2] Алпатов Ю.М., Грудцына Л.Ю. Классические и современные концепции и взгляды на правовые системы современности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1.

[3] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000.

[4] Гребенников В.В., Грудцына Л.Ю. Типология правовых систем и роль судов в системе органов государственной власти и развитии институтов гражданского общества // Право и общество. 2017. № 1 (23).

[5] Грудцына Л.Ю. К вопросу о справедливости пенсионной системы и солидарности поколений // Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве: Материалы сборника международной научно-практической конференции. 2017.

[6] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Конституция России и развитие институтов гражданского общества // Право и общество. 2017. № 1 (23).

[7] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Конституция России и развитие институтов гражданского общества // Институты гражданского общества: Коллективная монография по итогам круглого стола № 10 в Московском институте государственного управления и права / Под редакцией А.Г. Чернявского. 2017.

[8] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

[9] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Формирование государственной школы права в Российской Империи. М., 2017.

[10] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю., Па-шенцев Д.А. Государство. Гражданское общество. Право. М., 2017.

Spisok literatury:

[1] Administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. L.L. Popova. M., 2002.

[2] Alpatov Yu.M., Grudcy'na L.Yu. Klassi-cheskie i sovremenny'e koncepcii i vzglyady' na pravovy'e sistemy' sovremennosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 1.

[3] Baxrax D.N. Administrativnoe pravo Rossii: Uchebnik dlya vuzov. M., 2000.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

[4] Grebennikov V.V., Grudcy'na L.Yu. Tipologiya pravovy'x sistem i rol' sudov v sisteme organov gosudarstvennoj vlasti i razvitii institutov grazhdanskogo obshhestva // Pravo i obshhestvo. 2017. № 1 (23).

[5] Grudcy'na L.Yu. K voprosu o spravedli-vosti pensionnoj sistemy' i solidarnosti pokolenij // Social'naya spravedlivost' i gumanizm v sovremennom gosudarstve i prave: Materialy' sbornika mezhdunarodnoj nauchno-prakti-cheskoj konferencii. 2017.

[6] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Konsti-tuciya Rossii i razvitie institutov grazhdanskogo obshhestva // Pravo i obshhestvo. 2017. № 1 (23).

[7] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Konsti-

tuciya Rossii i razvitie institutov grazhdanskogo obshhestva // Instituty' grazhdanskogo obshhestva: Kollektivnaya monografiya po itogam kruglogo stola № 10 v Moskovskom institute gosudarstvennogo upravleniya i prava / Pod redakciej A.G. Chernyavskogo. 2017.

[8] Teoriya gosudarstva i prava: Kurs lekcij / Pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2009.

[9] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Formirovanie gosudarstvennoj shkoly' prava v Rossijskoj Imperii. M., 2017.

[10] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu., Pashencev D.A. Gosudarstvo. Grazhdanskoe obshhestvo. Pravo. M., 2017.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.