ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УДК: 316.334.2 ББК 60.5
DOI 10.53115/19975996_2023_03_048-052
Жань Итун
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
Образование является важным фактором накопления человеческого капитала национальными экономиками и конкретными предприятиями. Особенно важным этот фактор стал в связи с развитием цифровой экономики и «общества знания» в XXI в. Образование мужчин и женщин имеет одинаково высокий статус для экономического развития. Повышение уровня образования и профессиональной квалификации являются основой для более активного участия женщин в жизни общества, а также являются важным показателем социального и экономического положения женщин в обществе. Расширение возможностей для более активного участия женщин в социальной и экономической жизни китайского общества - важная задача общественного развития на современном этапе реформ в КНР. Более активное использование трудового потенциала женщин может как вывести экономику на новый уровень развития, так и создать благоприятные условия для равноправного участия мужчин и женщин в социально-экономической жизни.
Ключевые слова:
женская экономика, женское образование, «общество знания», социальная политика, экономическая социология.
Жань Итун. К вопросу о развитии женского образования в современном Китае // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 3. - С. 48-52. -DOI 10.53115/19975996_2 023_03_04 8-05 2
© Жань Итун - аспирантка, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
см со
О
3
\о О
Уровень образования является одним из важных показателей профессионального статуса, а этот статус является основным мерилом положения женщины в современном обществе. На практике уровень образования является не только одним из показателей, отражающих социальный статус женщины, но и важным фактором, влияющим на самооценку и самореализацию женщины [2]. В последние годы проблема занятости женщин привлекает все больше внимания со стороны общества и государства и в России, и особенно в Китае. Сегодня женщинам по-прежнему труднее найти работу, чем мужчинам, а уровень их занятости ниже, чему у мужчин. Такова текущая ситуация с занятостью женщин, например, в Китае. И по сей день актуальными проблемами для повышения уровня занятости женщин являются их уровень образования, профессиональная подготовка, культурный уровень, все эти качества оказывают определяющее влияние на их конкурентоспособность на рынке труда
в рамках современной цифровой экономики и «общества знания».
С прогрессом и развитием общества, женщины играют все более важную роль в современном обществе, и их социальный статус становится все более и более важным. В течение веков китайские женщины испытывали на себе все трудности, связанные с их дискриминацией в феодальном обществе. Сегодня же женщины занимают высокооплачиваемые рабочие места, имеют высокий профессиональный статус, и ежедневно они добиваются выдающихся достижений во всех сферах общественной жизни, включая и экономику. Однако важнейшим ресурсом для дальнейшего повышения статуса является женское образование всех уровней.
Кроме того, что касается возможностей для трудоустройства женщин, то трудности, с которыми они сталкиваются при трудоустройстве, также связаны и с объективными условиями, например, существенным конкурентным давлением,
вызванным увеличением выпускниц колледжей и вузов. Подобная ситуация требует от женщин всё более активного включения и в процесс непрерывного обучения [1; ф4]. И возможность непрерывного обучения становится для современных женщин важным аспектом повышения и профессиональной квалификации, и социального статуса.
12 апреля 1986 г. в Китае на четвертом съезде Всекитайского собрания народных представителей был принят «Закон об обязательном образовании в Китайской Народной Республике», согласно которому в стране было введено обязательное девятилетнее образование. Провинции, автономные районы и муниципалитеты, находящиеся в прямом подчинении центрального правительства, должны были определить шаги по внедрению обязательного образования в соответствии с их экономическим и культурным развитием. К 1999 г. охват системой обязательного образования детей младшего школьного возраста достиг 99%, причем наиболее быстрыми темпами изменялся процент охвата таким образованием девочек, и был достигнут, что важно, гендерный паритет в образовании. В 1990-е гг. бурное развитие высшего образования способствовало быстрому увеличению числа учащихся в колледжах и университетах. Повышение уровня образования женского населения неотделимо от прогресса системы образования Китая. В системе высшего образования доля женщин увеличилась с 23,6% в 1980 г. до 35,4% в 2004 г. К 2004 г. доля женщин среди учащихся бакалавриата возросла до 45,7%. Подобные темпы повы-
шения уровня женского образования беспрецедентны.
В «Пекинской декларации», принятой на Четвертой Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 г., четко указано, что она будет «способствовать устойчивому развитию, ориентированному на человека, включая устойчивый экономический рост». В качестве новых целей было объявлено и развитие женского образования. За последние десять лет Китай добился важных успехов в процессе реализации запланированных целей развития образования китайских женщин, изложенных в «Программе действий» и «Программе развития китайских женщин», но их реализация также сталкивается со многими трудностями. На фоне популяризации среднего и высшего образования в стране увеличилось количество женщин, получивших среднее образование, а число стремящихся к дальнейшему повышению квалификации также значительно возросло (рис. 1).
В 2000 г. отчет о данных второго исследования социального положения китайских женщин показал, что по сравнению с тем, что было 10 лет назад, китайские женщины добились большого прогресса, улучшив свое положение в таких областях, как экономическая деятельность, образование, брак и семья, здравоохранение и законодательство. Из отчета видно, что за это десятилетие резко сократилось число необразованных женщин (на 19%), число женщин со средним образованием увеличилось на 13,7%, а с высшим образованием - на 5,1%.
Рис. 1. Изменения в уровне образования женщин, 1990-2000 гг. Источник: Отчет о данных второго исследования социального положения женщин в Китае. Источник: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-ZFYZ200110008.htm
Рис. 2. Доля женщин в высшем образовании КНР. Источник: Женские СМИ №. 38: https://www.sohu.cOm/a/528046612_116132
Что касается дальнейшего повышения уровня высшего образования, то в 2021 г. женщин было 50,94% среди магистров, 52,53% среди бакалавров очной формы обучения и 57,98% среди бакалавров заочной формы обучения. За 10 лет с 2010 по 2020 гг. эта доля увеличилась в среднем на 3,1%, 0,1% и 4,9% соответственно (рис. 2). Кроме того, за последние пять лет доля женщин-руководителей увеличилась с 1,6% в 2016 г. до 2,1% в 2020 г., и, соответственно, медианная годовая зарплата женщин-руководителей также выросла с 216,6 тыс. долл. в 2016 г. до 240 тыс. долл. в 2020 г.
В 2020 г. Китайский институт отраслевых исследований «Хуацзин» опубликовал результаты недавнего исследования на тему: «Анализ конкурентной модели
и консультационный отчет по инвестиционной стратегии индустрии брачных знакомств Китая на 2020-2025 годы», из которого следует, что доля студенток-бакалавров колледжей и университетов общего высшего образования к общему числу зачисленных студентов достигла в 2018 г. 52,5%, (в 1949 г. - 19,8%, см. рис. 3). В частности, быстро растет доля женщин в высшем образовании, а доля женщин-аспирантов к общему числу аспирантов в Китае в 2018 г. достигла 48,4%, что на 29,8% выше, чем в 1985 г. За последние тридцать лет уровень образования женского населения Китая продолжал стремительно расти. По данным переписи населения 1990 г., в Китае насчитывалось 55,78 млн женщин в возрасте от 20 до 24 лет, из них
со о
о
\о О
60.00% 50.00% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00% 0.00%
50 90% 52.40% 52.50% 52.50% 47.10% О О О
1949 1978 1995 2000 2005 2010 2015 2017 2018
Рис 3. Доля студенток-бакалавров в общих и высших учебных заведениях Китая, 1949-2018 гг. Источник: составлено Национальным бюро статистики Китая, Научно-исследовательским институтом промышленности «Хуацзин»: http://www.stats.gov.cn
только 503 тыс. человек (0,9%) имели высшее образование. По данным переписи населения 2020 года, в стране насчитывалось 35,27 млн женщин в возрасте 20-24 лет, из которых 10,09 млн человек (28,6%) имели высшее образование.
Подводя итоги, следует отметить, что образовательный статус китайских женщин значительно улучшился в процессе реализации современных реформам в области образования. Значительно улучшились возможности женщин для получения образования, доля образованных женщин увеличилась на всех уровнях, включая и высшее образование. Существенное значение имеет и тот факт, что всё больше женщин в КНР выбирает научную карьеру после получения высшего образования и ащиты диссертации.
По результатам анализа шестой переписи в Китае, региональные, сельско-городские и гендерные различия в образовательном уровне населения существенно снижаются. Однако уровень образования в восточных, центральных и западных провинциях Китая ещё существенно различаются, как и уровень образования городского населения отличается от уровня образования сельских жителей. Кроме того, данные статистических исследований показывают, что китайские мужчины по-прежнему более образованны, чем женщины [6].
Для устранения возникающих сложностей в образовании женщин необходима совместная работа всего социума. И здесь эффективная социальная политика вносит важную лепту. Правительству следует увеличивать свои инвестиции в образовательную сферу, уделяя наибольшее внимание слаборазвитым районам страны, таким как сельские поселения и горные территории. Важно обратить внимание, что образование девочек школьного возраста должно стать приоритетом в развитии обязательного школьного образования. Кроме того, важно чтобы и само китайское общество быстрее изживало патриархальные представления о мужском и женском образовании, особенно в слаборазвитых регионах и сельской местности. Очень важно расширить каналы распространения и развития обязательного образования, создать условия для передачи педагогического опыта между городом и сельской местностью [4].
Из отчета об экономическом положении китайских женщин, также следует, что доля занятых женщин растет. По мере укрепления самосознания, женщины все
больше стремятся быть независимыми и свободными в выборе баланса между работой и личной жизнью. Они становятся более независимыми и в общественной жизни, и на работе, потому что могут тратить свою зарплату на саморазвитие.
В докладе «Гендерный разрыв в уровне оплаты труда на рабочих местах в Китае в 2021 году», опубликованном научно-исследовательским институтом китайского рекрутинга, отмечается, что образование всегда было лучшим инструментом для повышения конкурентоспособности женщин в карьере и зарплате, а также единственным фактором, способным сократить гендерный разрыв в оплате труда. По данным этого исследования, коэффициент отдачи от образования для женщин на рабочих местах в КНР в 2021 г. составил 0,066 пунктов, что означает, что средняя зарплата женщин увеличивается на 6,6% за каждый дополнительный год обучения.
В ходе социологических исследований установлено, что чем выше уровень образования женщины, тем больше это будет оказывать влияние на её гендерно-ролевую самореализацию. Одним из аспектов этой гендерно-ролевой самореализации является то, что образование, особенно высшее, повышает профессиональный статус женщин в большей степени, чем мужчин. Более того, по сравнению с мужчинами, чем выше уровень образования женщин, тем больше может быть их стремление к самореализации именно в рамках выбранной профессии (в силу наличия профессиональной конкуренции с мужчинами). И такое стремление, безусловно, может сказываться позитивно и на производительности труда.
На 37-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва, был обсужден и одобрен недавно пересмотренный «Закон о защите прав и интересов женщин». Эта реформа является основой для политики национального равенства в системе образования и формирует соответствующие государственные гарантии. Система образования может охватывать период около 20 лет (начиная с дошкольного образования и заканчивая полным университетским). Включение базовой политики гендерного равенства в национальную систему образования в качестве закона и концепции равенства во всех видах образовательных услуг на всех уровнях принесет значимую пользу обществу. Эти меры, несомненно, лучше защитят права и интересы женщин и создадут
3
ю О
со
OJ
о
OJ
о
(D
Е? \о О
хорошую основу для совершенствования экономического и социального положения женщин в современном Китае [7].
В подтверждение сказанного выше в мае 2023 г. автором был проведен экспертный опрос женщин Китая и России по поводу влияния уровня образования на их экономическую деятельность. Опрос экспертов был проведен в онлайн формате. Всего было опрошено 100 женщин: 50 из Китая и 50 из России. Ключевыми критериями отбора опрашиваемых экспертов были: наличие высшего образования (магистратура и выше), руководящая должность в организации, где численность сотрудников от 100 чел. и выше, а размеры дохода организации - от 2 млрд руб. В частности, были заданы вопросы и про влияние образования на уровень потребления товаров и услуг, и о влиянии уровня образования женщин в целом на социально-экономическое развитие. Результаты оказались следующими:
«Как Вы думаете, сильно ли влияет уровень образования на Ваше потребление?»
Большинство экспертов, свыше 50% считают, что образование влияет, а от 30% и выше считают, что оказывают общее влияние на их потребление.
Список литературы:
«Способствует ли повышение уровня образования и культуры женщин социально-экономическому развитию современного общества?»
Второй вопрос представил отражение развития участия женщин в экономике на позитивную трансформацию общества. Как видно по данным опроса, повышение уровня образования и культуры женщин играет важную роль в развитии семьи и общества, что свидетельствует об актуальности и необходимости развивать женскую экономику, а также продолжать создавать возможности для дальнейшего повышения уровня культуры и образования женщин.
Итак, женское образование зависит не только от объема знаний или полученных дипломов и научных степеней, но и от качества полученного образования, и, главное, от признания обществом важности этого образования. Общекультурный уровень и полученные знания напрямую влияют на дальнейшее воспитание новых поколений граждан КНР. И в рамках современных реформ многое делается для совершенствования системы женского образования в Китае.
2017,
[1] Е Чжаося, Петров А. В. Экономическая социология в Китае // Общество. Среда. Развитие. № 1(42). - С. 33-38.
[2] Новикова Т. А. Женщина и рынок труда // Вестник РУДН. Серия Экономика. - 2003, № 1(9). - С. 146154.
[3] Петров А. В. Организационная культура и развитие системы непрерывного обучения в современных компаниях // Общество. Среда. Развитие. - 2014, №3. - С. 72-76.
[4] Цзинь Имин. Социология образования. - Нанкин: Издательство Цзянсу, 2000. - 301 с.
[5] Petrov A. V. New Horizons for Learning and Teaching Economic Sociology in the Modern Higher Education: Theoretical Aspects // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. - 2015, vol. 6, № 6, S 5. - P. 24-29.
[6] TOR^tt-ttS'J^WW^-X^ff^ttW^ / Исследование характеристик и актуальности женского тендерного образования в колледжах и университетах. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// www.docin.com/p-2732888775.html (06.08.2021)
[7] ЗС^даТТЗД, 2016/ Мэнгу Чжан. Разговор о необходимости женского образования в современном Китае // Литературное образование Вторая половина. - 2016, Выпуск 8. - С. 36-45.