Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 102-106. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 102-106.
Научная статья УДК 316.422(470:510) https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.16
Гендерные стереотипы современного общества в экономике России и Китая Итун Жань
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. Гендерные стереотипы - социальные представления, шаблоны и мыслительные оценки, возникающие на основе специфического восприятия мужчинами и женщинами разных социальных явлений и формирующиеся в разных общественных условиях. Стереотипы являются важной частью клише и стандартов, отражающих субъективные представления людей о социальных ролях мужчин и женщин. Они могут получать научное обоснование, а могут, напротив, опровергаться представителями мыслящих кругов. Как правило, гендерные стереотипы носят обобщенный характер и не учитывают индивидуальные различия людей, однако социальные представления, порожденные ими, трудно изменить после формирования и закрепления в сознании членов общества, что препятствует способности людей принимать новое или серьезно влияет на межличностное общение. Именно этот аспект рассматриваемого феномена лежит в основе актуальности его изучения: социологам крайне важно исследовать гендерные стереотипы с точки зрения их влияния на социум и процессы внутри него, в том числе и в сфере экономических отношений.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, личностные характеристики, карьерные устремления, цифровая экономика, экономическое поведение, экономическая социология
Для цитирования: Жань Итун. Гендерные стереотипы современного общества в экономике России и Китая // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 102-106. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.16.
Original article
Gender Stereotypes of Modern Society in the Economy of Russia and China Yitong Ran
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. Gender stereotypes are social perceptions, patterns and mental assessments that arise on the basis of specific perception of men and women of different social phenomena and are formed in different social conditions. Stereotypes are an important part of the clichés and standards that reflect people's subjective ideas about the social roles of men and women. They may or may not be scientifically substantiated and may, on the contrary, be refuted by members of the thinking community. As a rule, gender stereotypes are generalized and do not take into account people's individual differences, but the social perceptions generated by them are difficult to change once formed and fixed in the minds of members of society, which hinders people's ability to accept new things or seriously affects interpersonal communication. It is this aspect of the phenomenon underlies the relevance of its study: it is extremely important for sociologists to investigate gender stereotypes in terms of their impact on society and processes within it, including in the field of economic relations.
Keywords: gender stereotypes, personal characteristics, career aspirations, digital economy, economic behavior, economic sociology
For citation: Ran Yitong (2022) Gender Stereotypes of Modern Societyin the Economy of Russia and China. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 102-106. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.16 (In Russian).
Исследование гендерных стереотипов в экономической сфере в последнее десятилетие становится актуальным направлением социологии (Е Чжаося, Петров, 2017; Petrov, 2015). На наш взгляд, это связано с тем, что стремительно трансформирующийся мир подстраивает под себя и социальную структуру конкретной страны, а процессы глобализации, имеющие место в современном мировом пространстве, делают эти изменения универсальными для разных государств. Россия и Китай являются мировыми державами с устойчивой системой многовековых ценностей, основанной на философско-религиозной основе, поэтому рассмотрение на их примере функционирования гендерных стереотипов представляется нам интересным и своевременным.
В традиционной культуре как России, так и Китая мужчины занимают доминирующую позицию, а женщины - зависимую. Это подтверждается и соответствующими образами, закрепленными в массовом сознании граждан. Когда речь идет о мужчинах, возникают ассоциации с независимым, свободным, уверенным в себе человеком, в коллективном представлении сильный пол
© Жань Итун, 2022
характеризуется амбициозностью и рациональностью. Говоря же о женщине, большинство людей имеют перед глазами образ нежных, добродетельных, мягких, внимательных, чувственных созданий (Краснова, 2004).
Гендерные стереотипы касаются всех сфер жизни человека и транслируются с помощью СМИ (телевидение, пресса), интернет-платформ, общественных организаций и т.д. Учителя в школах также непреднамеренно распространяют устоявшиеся представления в процессе социализации воспитанников (Лю Цзя, 2009). Так, считается, что девочки усерднее, чем мальчики, обучающиеся в соответствии с теми же стандартами и нормами. До сих пор многие думают, что математика дается им легче, поэтому мальчикам необязательно прилагать большие усилия по ее освоению (Ни Цзяньлянь, 2007). Этот гендерный стереотип, хотя и делает «комплимент» сильному полу, но создает неверное представление о мужчинах в обществе, что будет сдерживать их эффективную социализацию в дальнейшем.
В современном обществе, где позиционируется гендерное равенство, признано, что женщины могут добиваться профессионального успеха и в областях, где привычно доминируют мужчины, но, к сожалению, это не всегда так. Традиционные гендерные стереотипы продолжают сдерживать выбор направления карьеры у обоих полов. Авантюризм, уверенность в себе, амбициозность, рациональность, расчетливость и другие черты «сильной личности» считаются присущими именно мужчинам. В связи с этими стереотипами можно предположить, что обладателям перечисленных качеств больше подходит научно-исследовательская работа или работа в высокотехнологичных отраслях промышленности и т.д. Согласно этим же стереотипам «женские профессии» чаще всего ассоциируются с канцелярской или офисной деятельностью.
Исторически сложилось так, что известных мужчин, которые внесли большой вклад в научные исследования или развитие высокотехнологичных отраслей промышленного производства как в России, так и в Китае, больше, чем женщин, что, как принято считать, и способствовало экономическому и социальному развитию и научно-техническому прогрессу человечества. Например, Мария Кюри, которая получила Нобелевскую премию, воспринималась долгое время в обществе, скорее, как «нежная мать», чем как ученый. Подобные исторические факты укрепляют существующие гендерные стереотипы, которые трудно изменить и которые носят межкультурный характер. Они определяют поведение обоих полов при выборе карьерных стратегий, что может привести к выбору профессии, которая не интересует субъекта, но зато соответствует тендерным стереотипам. Кроме того, исследования подтверждают, что в ряде компаний всё ещё присутствует проблема «стеклянного потолка» именно вследствие широкого распространения гендерных стереотипов и опосредованного воздействия их на принятие менеджментом компаний кадровых решений о найме и продвижении по службе работников разного пола1.
Рассмотрим влияние гендерных стереотипов на рынок труда в России и Китае.
По данным Росстата, женщин в России насчитывается 78,8 млн. Это 54 % населения страны2. При этом уровень занятости работоспособных дам составляет 60 %, в то время как у мужчин этот показатель равен 72 %3. Кроме того, представительницы прекрасного пола зарабатывают на 28 % меньше, чем мужчины, обладая такой же квалификацией4. В результате такого положения дел «женские» профессии сегодня не относятся к высокооплачиваемым и постепенно теряют привлекательность для талантливых людей.
Однако в то же время результаты социологических исследований показывают, что представительницы прекрасного пола занимаются саморазвитием чаще и ценят образование больше, чем мужчины5. Статистика говорит о следующем: 36 % женщин и 28 % мужчин, занятых в экономике, имеют высшее образование. В результате на рынке труда значительно больше высококвалифицированных специалистов женского пола (63 %), чем мужского (37 %)6. В России
1 Явление «стеклянного потолка» [Электронный ресурс] // Гендерная психология. URL: https://www.sites.google.com/site/gendernyapsihologia/home/avlenie-steklannogo-potolka (дата обращения: 25.11.2022).
2 Стереотипы в отношении женщин и их последствия. На пути к равным возможностям в цифровой экономике [Электронный ресурс] // НАФИ. URL: https://clck.ru/32rw4d (дата обращения: 25.11.2022).
3 Женский фактор экономического роста [Электронный ресурс] // Солидарность. URL: https://www.soNdamost.org/artides/zhenskiy-faktor-ekonomicheskogo-rosta.html (дата обращения: 25.11.2022).
4 Исследование: женщины в РФ зарабатывают на 28 % меньше мужчин с такой же квалификацией [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/8468883 (дата обращения: 25.11.2022).
5 Там же.
6 Опасные взгляды: как гендерные стереотипы мешают развивать экономику [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/400407-opasnye-vzglyady-kak-gendernye-stereotipy-meshayut-razvivat-ekonomiku (дата обращения: 25.11.2022).
также одна из самых высоких в мире доля женщин-руководителей - 41 %1. Кроме того, исследования показывают, что за последние три года постепенно увеличивается и количество бизнес-вумен, занимающихся предпринимательством2.
Несмотря на эти положительные тенденции, 40 % россиян считают, что мужчинам легче построить карьеру и получить повышение по службе3. 24 % опрошенных согласны с тем, что женщины менее успешны на руководящих должностях, и это мнение разделяют 17 % представительниц прекрасного пола4. Парадоксально, но эти стереотипы в определенной степени противоречат экономическим интересам страны: по прогнозам Минэкономразвития РФ, равный уровень занятости мужчин и женщин в 2022 г. может обеспечить рост ВВП на 13-14 %, или на 14 трлн руб. (Ильин, 2002).
Цифровая экономика немного сократила гендерное неравенство на рынке труда, расширила возможности женщин для трудоустройства и осуществления предпринимательской активности. Однако требуется объединение усилий государственных и частных структур, а также стремление самих участников рынка труда, субъектов для того, чтобы в полной мере использовать возможности цифровой экономики и содействовать женщинам в достижении более полной и качественной занятости и ведения предпринимательства.
Гендерное неблагополучие женщин на рынке труда как в России, так и в Китае в основном связано с причинами, относящимися к выполнению ими традиционных гендерно-социальных функций: уходом с рабочего места в связи с рождением ребенка (отпуск по беременности и родам); реализацией большей части семейных обязанностей; необходимостью совмещения разнополяр-ного социального функционала - в семье, обществе, на работе. Эти обстоятельства способствуют дифференциации женщин и мужчин в плане их приоритетного значения для накопления человеческого капитала (Вульф, 2013). На традиционном рынке труда женщины могут самостоятельно выбирать профессии, которые предоставляют более гибкие условия с точки зрения времени занятости, благоприятны для возможности сочетать работу и семью и доступны для возвращения к активному труду после рождения ребенка. Появление цифровой экономики разрушило ограничения, налагаемые на занятость женщин временными и пространственными барьерами.
В цифровой экономике уникальные сильные стороны женщин на рынке труда более заметны. Акцент на «коммуникации» естественным образом подходит для тех соискательниц, которые склонны к общению, сопереживанию и обладают развитыми навыками взаимодействия с другими людьми. Эти черты помогают им получить больше возможностей в областях, связанных с цифровой экономикой, или чувствовать себя комфортно в профессиях, требующих работы с людьми, таких как телемедицина, онлайн-образование и электронная торговля и другие.
Цифровая экономика создает благоприятные условия для занятости и предпринимательства, которые повышают возможности трудоустройства женщин за счет более широкого доступа к информационным ресурсам и большей приспособленности экономики к риску. Несмотря на тот факт, что в последние годы глобальная цифровизация всех сфер жизни получила быстрое развитие, положительная ее роль в содействии занятости женщин и предпринимательства до сих пор не реализована.
В настоящее время в Китае, как, впрочем, и в России, существует большое количество потенциальных работниц-женщин на удаленных рынках труда, таких как малые и средние города и уездные поселки, которые остро нуждаются в приобретении навыков работы на цифровых платформах. Этот факт также свидетельствует в пользу расширения занятости женщин в IT-сфере.
Однако влияние традиционных взглядов на гендерные роли сохраняется. Карьеру женщин по-прежнему определяют культурные традиции и другие неформальные институты. Более того, даже в цифровой экономике традиционное разделение труда в семье и механизм урегулирования конфликта между работой и семьей по-прежнему заставляют женщин брать на себя большую часть семейных обязанностей, предъявляя повышенные требования к их навыкам управления временем (Лю Бай Цзянь, Лю Кон Лин, 2022).
Таким образом, гендерные стереотипы и традиционные социальные роли продолжают оказывать негативное влияние на занятость женщин и их ценность на рынке труда.
Государство должно и дальше совершенствовать спектр цифровых профессий на высшем уровне и полностью использовать гендерный трудовой потенциал. С одной стороны, необходимо и дальше способствовать здоровому развитию цифровой экономики и торговых онлайн-плат-форм, чтобы создать прочную основу для женской занятости и предпринимательства; с другой
1 Исследование: женщины в РФ зарабатывают на 28 % меньше мужчин с такой же квалификацией ...
2 Швецова А. 8 новых исследований о женщинах в бизнесе [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://clck.ru/32rwdq (дата обращения: 25.11.2022).
3 40 % россиян уверены, что мужчинам легче построить карьеру [Электронный ресурс] // Долг.рф. URL: https://долг.рф/short_news/158071/ (дата обращения: 25.11.2022).
4 Опасные взгляды: как гендерные стереотипы мешают развивать экономику ...
стороны, надо учитывать особые потребности женщин в плане вариативности рабочего времени, гибкости занятости. Например, на уровне государственной и корпоративной систем образования можно было бы внедрить поощряющий подход к процессу обучения, при котором женщины, изучающие курсы, связанные с цифровыми технологиями, могли бы использовать новый, гендерно обусловленный взгляд на базовую техническую логику развития цифровой экономики. В то же время данный подход усилит стремление женщин к приобретению цифровых навыков и предпринимательству, обеспечит им более активные и адекватные государственные услуги и усилит пул женщин-преподавателей по предпринимательству и бизнес-наставников в цифровой экономике.
Предприятия также должны продолжать расширение прав и возможностей женщин-работников в цифровой экономике, предоставлять ресурсы для их обучения IT-предпринимательству, а также разработать стратегию повышения уровня цифровых навыков сотрудниц и подготовки их в качестве специалистов в области электронных технологий.
Однако современная ситуация на китайском и российском рынке труда также требует от соискательниц изменить свое отношение к занятости и предпринимательству в цифровой экономике. Женщины должны в полной мере осознать возможности гибкой занятости в интернет-пространстве и ее отличия от традиционных форм трудовой деятельности. Для того чтобы мотивировать женщин строить карьеру в сфере цифровой экономики, должны быть реализованы различные образовательные мероприятия и проекты (Ван Цю Жун, 2017). Так, Совет Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ объявил конкурс работодателей «Развитие женского лидерства», основная цель которого - поощрение организаций, поддерживающих работающих родителей1. «Google» в свою очередь запустила серию тренингов «I'm Remarkable», где женщины рассказывают о своих профессиональных и личных достижениях и развитии в различных сферах2. В тренинге уже приняли участие более 1 000 человек из России - сотрудники компании «Google», а также SAP, «Северсталь», «Unilever» и других крупных организаций3.
Резюмируя сказанное, отметим, что гендерные стереотипы оказывают значительное влияние на семьи, социальную жизнь и выбор профессии людей, а также, в некотором смысле, препятствуют глобальному экономическому развитию и социальному прогрессу. Представленный анализ гендерных стереотипов с нескольких точек зрения имел своей целью привлечь внимание общественности к засилью стандартизированного мышления, чтобы появился шанс изменить ситуацию, смягчить или устранить негативное воздействие стереотипов на жизнь людей и способствовать социальному развитию.
Миллионы женщин в мире трудятся на рабочих местах, которые не только не помогают им выбраться из бедности, но даже в некоторых случаях угрожают их здоровью, не обеспечивают пенсионным страхованием или социальными пособиями, не учитывают их обязанности по воспитанию детей и так далее.
Сохраняется неравенство и в оплате труда, не оправданное ничем, кроме как существующим стереотипом, что женщина не может достойно зарабатывать, поскольку не погружается всецело в работу, а отвлекается на дом и семью.
Слишком долго женщины были мало представлены в науке, технике, инженерном деле, математике и финансах, вообще в топ-менеджменте компаний, особенно в Китае. Причиной тому - все те же гендерно-социальные стереотипы, подпитанные функционально-ролевым диссонансом положения в обществе мужчин и женщин.
Сегодня, несмотря на ещё существующие проблемы с гендерной дискриминацией, всё же наблюдается определенный прогресс в этом направлении. Благодаря цифровой экономике формируются благоприятные условия для равенства и социальной защиты женщин-работниц. Однако следует помнить, что решение вышеизложенных проблем требует не только дальнейшего совершенствования правовой и экономической систем, но и обновления сознания общества относительно гендерных стереотипов для успешного экономического развития в дальнейшем.
Список источников:
Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин. М., 2013. 445 с.
Е Чжаося, Петров А.В. Экономическая социология в Китае // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 1 (42). С. 33-38.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. 544 с.
1 «Развитие женского лидерства» [Электронный ресурс] // Глобальная платформа Евразийского женского форума. URL: https://eawf.ru/contests/razvitie-zhenskogo-liderstva/ (дата обращения: 25.11.2022).
2 Стереотипы в отношении женщин и их последствия. На пути к равным возможностям в цифровой экономике ...
3 Михантьева А. Женщинам нужно больше говорить о деньгах: что такое феминистская экономика [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/forbes woman/ 452075-zensina mnuzn obolsego-vorit-o-den-gah-cto- takoe-feministskaa ekonomika (дата обращения: 25.11.2022).
Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям (опыт социально-психологического исследования). М., 2004. 303 с.
= Лю Цзя. Анализ «гендерных стереотипов» в классе // Исследования в области частного образования. 2009. № 6. С. 56-85 (на кит. яз.).
ШЙ, ° 2022^ж3Ш3-70Ш = Лю Бай Цзянь, Лю Кон Лин. Ло-
гика, измерение и путь организационной реформы в условиях цифровой трансформации // Организационные изменения в эпоху цифровых технологий. 2022. № 3. С. 63-70 (на кит. яз.).
1Ш-, ятжшт№т° «WTOg^fiJ» 2017^ШШ8-51, Й4Ш = Ван Цю Жун. Иссле-
дование беспроигрышной модели трансграничного сотрудничества для расширения возможностей. «Она» цифровой трансформации // Экономическое обозрение ВТО. 2017. Т. 7, № 48-51 (на кит. яз.).
ШШШ.МШШШШШ№Ш№ЯЩЦЛ±£>ЬтЩф2а07$-Ш3-4т = Ни Цзяньлянь. Анализ гендерных стереотипов в Китае // Социально-психологическая наука. 2007. № 3-4. С. 8-12 (на кит. яз.).
Petrov A.V. New Horizons for Learning and Teaching Economic Sociology in the Modern Higher Education: Theoretical Aspects // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, iss. 6 S5. P. 24-29.
References:
E, Chzhaosya & Petrov, A.V. (2017) Ekonomicheskaya sotsiologiya v Kitae [Economic Sociology in China]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. (1 (42)), 33-38. (In Russian)
Il'in, E.P. (2002) Differentsial'naya psikhofiziologiya muzhchiny i zhenshchiny [Differential Psychophysiology of Men and Women]. St. Petersburg. 544 s. (In Russian)
Krasnova, O.V. (2004) Stereotipy i attityudy k pozhilym lyudyam (opyt sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya) [Stereotypes and Attitudes Towards the Elderly (Experience of Socio-Psychological Research)]. Moscow. 303 р. (In Russian)
Liu, Bai Jian & Liu, Con Lin (2022). [The Logic, Measurement, and Path of Organizational Reform in the Digital Transformation]. [Organizational Change in the Digital Era]. (3), 63-70. (In Chinese)
Liu, Jia (2009). [Analysis of "Gender Stereotypes" in the Classroom]. [Research in the Field of Private Education]. (6), 56-85. (In Chinese)
Ni, Jianlian (2007). [Analysis of Gender Stereotypes in China]. [Socio-Psychological Science]. (3-4), 8-12. (In Chinese) Petrov, A.V. (2015) New Horizons for Learning and Teaching Economic Sociology in the Modern Higher Education: Theoretical Aspects. Mediterranean Journal of Social Sciences. 6 (6 S5), 24-29.
Vulf, N. (2013) Mif o krasote. Stereotipy protiv zhenshchin [The Myth of Beauty. Stereotypes Against Women]. Moscow. 445 р. (In Russian)
Wang, Qiuzhong (2017). [A Study of a Win-Win Model of Cross-Border Cooperation to Expand Opportunities. The «She» of Digital Transformation]. [Economic Review of the WTO]. (7), № 48-51. (In Chinese)
Информация об авторе Итун Жань - аспирант кафедры экономической социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.
Information about the author Yitong Ran - PhD student, Department of Economic Sociology, School of Sociology, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.