УДК 376. 37
Локтева А.М. студентка магистратуры Донской государственный технический университет
Россия, Ростов-на-Дону
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Аннотация: В статье раскрываются теоретические аспекты развития связной речи у детей с нарушением интеллекта, методы и приемы развития связной монологической речи.
Ключевые слова: связная монологическая речь, дети с нарушением интеллекта, особенности развития связной речи детей с нарушением интеллекта
Lokteva A.M. master's student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don
ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL SPHERE
Abstract: The article reveals the theoretical aspects of the development of coherent speech in children with intellectual disabilities, methods and techniques for the development of coherent monological speech.
Keywords: coherent monological speech, children with intellectual disabilities, features of the development of coherent speech in children with intellectual disabilities
Актуальность проблемы развития связной монологической речи у детей с нарушением интеллекта обусловлена специфичностью и уникальностью данного возраста, особенностями социально-личностного и психофизического развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период закладывается фундамент речевого развития ребенка, а также благоприятные возможности для всестороннего развития личности ребенка.
Уровень развития связной речи напрямую зависит от уровня умственного развития, чувственного восприятия. Навыки владения устной монологической речью — это огромное достижение, к которому необходимо стремиться в речевом развитии детей. Знание особенностей связной речи, их
проявлений, механизмов будет способствовать более эффективному осуществлению коррекционного воздействия, которое носит также развивающий характер. Умение связно говорить предполагает владение всеми сторонами устной речи: грамматической, лексической, фонетической.
Разработкой методов обучения связной монологической речи детей в разное время занимались О. С. Ушакова [13], Е. И. Тихеева [12], Н.Ф. Виноградова [2], Р. И. Лалаева [9], Н. В. Серебрякова [11], В. П. Глухов [5], Н. Г. Андреева [1], О. С. Гомзяк [6] и др.
Конечный результат связной речи, как вида речемыслительной деятельности, выражается в текстовом сообщении. В настоящее время в психолого-педагогической литературе представлены разные взгляды на содержание и последовательность включения определенных типов связных высказываний. В специальной литературе характеризуются связные детские высказывания с различных точек зрения: сюжетные и описательные высказывания; по картинам и игрушкам; творческие рассказы по воображению и по памяти и др.
Основным направлением коррекционно-логопедической работы детей с нарушением в развитии интеллектуальной сферы признано обучение их рассказыванию. Многие исследователи и практические работники сосредоточили свое внимание на необходимости освоения детьми с подобными проблемами в развитии разных видов рассказывания. В исследованиях Е.И.Тихеевой [12], Н.Ф.Виноградовой [2], О.С.Ушаковой [13], Т.Ф.Филичевой [14], М.М.Кониной [7], А.М.Леушиной [10] и др. показано значение формирования навыков рассказывания в развитии устной монологической речи. Описаны методики, основные приемы и последовательность обучения рассказыванию детей с проблемами в развитии интеллектуальной сферы.
Основными видами связной монологической речи, которыми необходимо овладеть детям с нарушением интеллекта, являются пересказ, рассказ-описание (реального события, какого-либо предмета, изображения на картинке) и рассказ по воображению.
Пересказ — это довольно сложное для школьника с нарушением интеллекта, творческое учебное упражнение. Целью пересказа является умение ребенка определить главную мысль рассказа и основные линии сюжета; на основе анализа содержания выделить по смыслу второстепенные детали, чтобы исключить их из своего пересказа. Затем ему необходимо сформулировать свои мысли и передать содержание прочитанного материала близко к тесту, но своими словами, используя различные обороты и синтаксические конструкции. В процессе пересказа тренируется гибкость мышления ребенка, развивается его восприятие и внимание, логическое мышление, обогащается словарный запас [12].
Рассказ по картинке составляется с использованием иллюстративного материала. По мнению исследователей, использование наглядного материала очень важно для формирования конкретных представлений ребенка об
изображенном на картине. Так, например, Л.С.Выготский [4], С.Л.Рубинштейн [11], А.М.Леушина [10] утверждали, что внимательное рассматривание картин известных художников, иллюстраций к произведениям является для ребенка своеобразным средством информации, помогает им увидеть и назвать характерные признаки изображенных объектов, развивает внимание, учит подмечать детали.
Назначением рассказа-описания является характеристика какого-либо предмета, явления, или сообщение об определенном моменте действительности. В описании могут перечисляться различные качества предмета, уточняться его свойства, назначение. В этом виде рассказа ребенок должен опираться на факты, память, свое восприятие, уметь вычленять существенные признаки предложенного предмета и описывать их в определенной последовательности. В завершении описания выражается свое отношение к предмету или явлению, его оценка. В рассказе-описании необходимо употреблять слова с пространственным и качественным значением, использовать сравнения. Много внимания особенностям описательной речи детей уделяли в своих работах такие педагоги, как Н. Ф. Виноградова [2], М. М. Конина [7], О. С. Ушакова [13] и др.
Исследованиями, посвященными развития у детей навыков творческого рассказывания, занимались Л.В. Ворошнина [3], А.Е. Щибицкая [15], О.С. Ушакова [13] и др. Данный вид рассказывания должен иметь сюжет, который развивается во времени. Часто дети делают попытки создать собственный сказочный сюжет, описать придуманное ими место действия. В данном виде творчества немалое значение имеет уровень художественного развития детей. Для успешных результатов в обучении детей связному рассказыванию должна быть выстроена последовательная система комплексной работы специалистов. По словам О.С.Гомзяко: «Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи» [6].
Таким образом, в психолого-педагогической литературе описаны методы и приемы обучения рассказыванию детей с проблемами в развитии интеллектуальной сферы. Все они должны содействовать главной цели -формированию навыков связной устной речи.
Использованные источники:
1. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика / Н. Г. Андреева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 184 с.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978. - 102 с.
3. Ворошнина Л. В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1994.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь: сб. / Л.С. Выготский - М.: АСТ: Астрель , 2011 - 637, [1] с., ил.
5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
6. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Гном, 2014. - 112 с.
7. Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста (словарная работа).// Известия Акад. пед. наук РСФСР.1948.- Вып. 16.
8. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1974. - 255 с.
9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, СПб: Союз, 2004.
10. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 713 с.
12. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с
14. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушение речи у детей: пособ. для воспит. дошк. учрежд. - М.: Проф. обр.,1993. - 232с.
15. Шибицкая А. Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок //Художественное творчество в детском саду. - М., 1974.