УДК 376. 37
Кульчицкая Д.И. студент магистратуры Южный Федеральный университет Россия, Ростов-на-Дону
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Аннотация: В статье раскрываются теоретико-методические аспекты программы формировании связной речи детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами, методы и приемы обучения связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: связная монологическая речь, стертая форма дизартрии, особенности развития связной речи у детей со стертой формой дизартрии, программа формирования связной монологической речи
Kulchitskaya D.I. graduate student Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don
PROGRAM FOR THE FORMATION OF COHERENT SPEECH OF
PRESCHOOL CHILDREN WITH MINIMAL DYSARTHRIC
DISORDERS
The article reveals the theoretical and methodological aspects of the program for the formation of coherent speech ofpreschool children with minimal dysarthric disorders, methods and techniques for teaching coherent monologue speech of preschool children.
Keywords: coherent monologue speech, erased form of dysarthria, features of the development of coherent speech in children with an erased form of dysarthria, program for the formation of coherent monologue speech
Навыки владения устной монологической речью - это огромное достижение, к которому необходимо стремиться в речевом воспитании дошкольников. Знание особенностей связной речи, их проявлений, механизмов будет способствовать более эффективному осуществлению коррекционного воздействия, которое носит также развивающий характер. Умение связно говорить предполагает владение всеми сторонами устной речи: грамматической, лексической, фонетической.
Разработкой программы обучения связной монологической речи детей дошкольного возраста в разное время занимались О. С. Ушакова[13], Е. И. Тихеева [12], Н.Ф. Виноградова [2], Р. И. Лалаева [9], Н. В. Серебрякова [11], В. П. Глухов [5], Н. Г. Андреева [1], О. С. Гомзяк [6] и др.
Конечный результат освоения программы, направленной на формирование связной речи, как вида речемыслительной деятельности, выступает текстовое сообщение. В программе уделяется особое внимание обучению дошкольников разным типам связных высказываний. Основным направлением коррекционно-логопедической работы над сформированностью речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами признано обучение их рассказыванию. Многие исследователи и практические работники сосредоточили свое внимание на необходимости освоения детьми с подобными проблемами речи разных видов рассказывания. В исследованиях Е.И.Тихеевой [12], Н.Ф.Виноградовой [2], О.С.Ушаковой [13], Т.Ф.Филичевой [14], М.М.Кониной [7], А.М.Леушиной [10] и др. показано значение формирования навыков рассказывания в развитии устной монологической речи. Описаны методики, основные приемы и последовательность обучения рассказыванию детей с проблемами речи.
В рамках программы основными видами связной монологической речи, которыми необходимо овладеть старшим дошкольникам выступают пересказ, рассказ-описание (реального события, какого-либо предмета, изображения на картинке) и рассказ по воображению.
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:
1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л.С. Выготского о структуре дефекта.
2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.
С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам - концентрам. Речевой
материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы.
Соблюдение данного принципа обусловливает: 1) высокую мотивированность речевого общения; 2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому.
Реализуя принцип концентризма, логопед и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Моно-темная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
5. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу, обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.
7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
В рамках программы предполагается использование сказки. Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:
- коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка; -совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности;
- развитие диалогической и монологической стороны речи;
- эффективность игровой мотивации речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Таким образом, в статье описаны методы и приемы обучения рассказыванию детей с проблемами речи. Все они должны содействовать главной цели - формированию навыков связной устной речи, необходимых в первую очередь для преодоления речевого недоразвития дошкольников, а также для подготовки их к дальнейшему обучению в школе.
Использованные источники:
1. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика / Н. Г. Андреева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 184 с.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978. - 102 с.
3. Ворошнина Л. В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1994.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь: сб. / Л.С. Выготский - М.: АСТ: Астрель , 2011 - 637, [1] с., ил.
5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
6. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Гном, 2014. - 112 с.
7. Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста (словарная работа).// Известия Акад. пед. наук РСФСР.1948.- Вып. 16.
8. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1974. - 255 с.
9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, СПб: Союз, 2004.
10. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 713 с.
12. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с
14. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушение речи у детей: пособ. для воспит. дошк. учрежд. - М.: Проф. обр.,1993. - 232с.