Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РИТОРИЗАЦИЯ / РИТОРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / РИТОРИКОКОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / RHETORIZATION / THE RHETORICAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER / RHETORICAL AND COMMUNICATIVE SKILLS / COMMUNICATIVE TASKS / FURTHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чечева Наталья Алексеевна

Одним из важнейших видов профессиональной активности педагога высшей школы является коммуникативная деятельность. Коммуникативные практики трансформируются, наполняются новыми смыслами и профессиональными задачами, побуждая преподавателя вуза как обладателя индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в педагогической коммуникации, к поиску путей повышения эффективности педагогического взаимодействия. В статье рассмотрена проблема повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы посредством риторизации педагогического взаимодействия, в контексте которой обсуждается вопрос развития риторической компетенции педагога высшей школы. Основой риторизации педагогической коммуникации выступают положения как общей, так и педагогической риторики, призванные развивать риторическую личность преподавателя, искусно владеющего возможностями языка и речи и осмысленно использующего их для решения профессиональных педагогических задач. Потребность в развитии риторической личности педагога, его риторико-коммуникативных умений обуславливает необходимость обращения к понятию «риторическая компетенция педагога высшей школы» и определения способов ее формирования. В статье проанализированы структурно-содержательные характеристики риторической компетенции педагога высшей школы в совокупности ее когнитивного, операционального и мотивационного компонентов. Предложен трехэтапный алгоритм организации работы по развитию риторикокоммуникативных умений преподавателя с применением комплекса коммуникативных заданий и риторических задач в рамках дополнительного профессионального образования, ориентированного на оказание поддержки преподавателю в совершенствовании коммуникативных практик, оптимизации педагогического взаимодействия, преодолении риторических затруднений. Обозначен вектор дальнейших исследований по проблеме развития риторической компетенции педагога высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чечева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION ABOUT THE DEVELOPMENT OF THE RHETORICAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER

One of the most important types of professional activity of a university teacher is communication. Communicative practices are being transformed, filled with new meanings and professional tasks, prompting a university teacher as an owner of individual communication strategies and tactics, cognitive, semiotic, motivational preferences formed in pedagogical communication, to search for ways to increase the effectiveness of pedagogical interaction. The article considers the problem of increasing the efficiency of the professional activity of a university teacher through the rhetorization of pedagogical interaction, in the context of which is the issue of the development of the rhetorical competence of a university teacher is discussed. The basis for the rhetorization of pedagogical communication is the provisions of both general and pedagogical rhetoric, designed to develop the rhetorical personality of a teacher who is proficient in the capabilities of language and speech and uses them intelligently to solve professional pedagogical problems. The need for the development of the rhetorical personality of a university teacher, his rhetorical and communicative skills determines the need to refer to the concept of "rhetorical competence of a university teacher" and determine the ways of its formation. The article analyzes the structural and content characteristics of the rhetorical competence of a university teacher in the aggregate of its cognitive, operational and motivational components. A three-stage algorithm for organizing work on the development of the teacher's rhetorical and communicative skills using a set of communicative tasks and rhetorical tasks within the framework of further education, focused on supporting the university teacher in improving communication practices, optimizing pedagogical interaction, overcoming rhetorical difficulties, is proposed. The vector of further research on the problem of the development of the rhetorical competence of a university teacher is outlined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чечева Н. А. К вопросу о развитии риторической компетенции педагога высшей школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Checheva N.A. (2020). On the question about the development of the rhetorical competence of a university teacher. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 378.12 ГРНТИ 14.37.27

Чечева Наталья Алексеевна

ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний», Вологда, Россия

Преподаватель кафедры «Русского и иностранных языков»

E-mail: checheva_99@mail.ru

К вопросу о развитии риторической компетенции педагога высшей школы

Аннотация. Одним из важнейших видов профессиональной активности педагога высшей школы является коммуникативная деятельность. Коммуникативные практики трансформируются, наполняются новыми смыслами и профессиональными задачами, побуждая преподавателя вуза как обладателя индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в педагогической коммуникации, к поиску путей повышения эффективности педагогического взаимодействия. В статье рассмотрена проблема повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы посредством риторизации педагогического взаимодействия, в контексте которой обсуждается вопрос развития риторической компетенции педагога высшей школы. Основой риторизации педагогической коммуникации выступают положения как общей, так и педагогической риторики, призванные развивать риторическую личность преподавателя, искусно владеющего возможностями языка и речи и осмысленно использующего их для решения профессиональных педагогических задач. Потребность в развитии риторической личности педагога, его риторико-коммуникативных умений обуславливает необходимость обращения к понятию «риторическая компетенция педагога высшей школы» и определения способов ее формирования. В статье проанализированы структурно-содержательные характеристики риторической компетенции педагога высшей школы в совокупности ее когнитивного, операционального и мотивационного компонентов. Предложен трехэтапный алгоритм организации работы по развитию риторико-коммуникативных умений преподавателя с применением комплекса коммуникативных заданий и риторических задач в рамках дополнительного профессионального образования, ориентированного на оказание поддержки преподавателю в совершенствовании коммуникативных практик, оптимизации педагогического взаимодействия, преодолении риторических затруднений. Обозначен вектор дальнейших исследований по проблеме развития риторической компетенции педагога высшей школы.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность; педагогическая коммуникация; риторизация; риторическая компетенция педагога высшей школы; риторико-

https:// mir-nauki. com

коммуникативные умения; коммуникативные задания; дополнительное профессиональное образование

Одним из важнейших видов профессиональной деятельности педагога выступает коммуникативная. Педагогическая коммуникация как самостоятельный вид профессиональной активности преподавателя вуза представляет собой сложное как по структуре, так и по содержанию явление, которое характеризуется полифункциональностью, многоуровневостью, разнообразием субъектов, возможностью использования различных режимов организации коммуникации (синхронный, асинхронный), поликодовостью, умением работать с разными источниками и каналами передачи педагогических сообщений.

Диапазон современной коммуникативной практики преподавателя вуза разнообразен и включает не только традиционную контактную работу с обучающимися, но и организацию взаимодействия в дистанционном, смешанном форматах в рамках электронной информационно-образовательной среды вуза.

Педагогическая коммуникация приобретает новые характеристики, наполняется новыми смыслами, технологиями и практиками, побуждая преподавателя как обладателя индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в коммуникативной деятельности, к поиску путей повышения эффективности педагогического взаимодействия.

Одним из способов решения указанной проблемы становится риторизация педагогического общения.

Термин «риторизация», предложенный С.А. Минеевой, рассматривается как «процесс преобразования, т. е. совершенствования и развития, образовательного процесса в целом, преподавания любой учебной дисциплины средствами риторической деятельности участников процесса» [1]. Об универсальности и эффективности концепции риторизации педагогического общения говорит Г.Ф. Глебова, касаясь проблемы оптимизации образовательного процесса [2].

Риторизация педагогической коммуникации основывается на теоретико-методологической базе общей риторики, а также положениях педагогической риторики как частной дисциплины, которые призваны развивать языковую, речевую, коммуникативную, риторическую личность педагога, свободно владеющего возможностями языка и речи и осмысленно использующего их для решения профессиональных педагогических задач.

Как показывают наблюдения, проблема овладения эффективной профессиональной речью актуальна для вузовских преподавателей, что и определяет востребованность организации практики развития риторико-коммуникативных умений педагогов и ее научно-методического сопровождения.

В рамках указанной проблемы обращают на себя внимание работы Л.Н. Колесниковой, которая раскрывает особенности риторической культуры личности современного педагога высшей школы, дает описание модели риторической личности, определяет средства эффективной вербальной коммуникации, раскрывает особенности перцепции обучающимися риторической личности преподавателя [3].

Т.М. Балыхина акцентирует внимание на особенностях лингводидактического дискурса, сквозь призму которого рассматривает профессионально-риторическую компетенцию преподавателя русского языка как иностранного [4].

Введение (актуальность)

https:// mir-nauki. com

Л.П. Аксенова выявила педагогические условия формирования риторической культуры преподавателя высшей школы, которые предполагают создание системы работы, включающей теоретико-практическую подготовку в процессе повышения квалификации и самостоятельную отработку приобретенных риторических умений в процессе преподавательской деятельности

Ю.А. Белкина акцентирует внимание на формировании профессиональной риторической компетенции студентов и предлагает авторскую систему упражнений (языковых, речевых) и риторических задач [6].

Л.Н. Горобец в своих работах вводит лингвометодическое понятие «риторическая компетенция», раскрывает специфику риторической компетенции учителя, выделяет риторические жанры педагогического дискурса, дифференцирует коммуникативные и риторические умения, выделяет типы последних [7-9].

Л.А. Баландина и Г.Ф. Кураченкова также обращаются к понятию «риторическая компетенция» и рассматривают ее в качестве основы продуктивной деятельности вузовского преподавателя [10].

О.А. Морохова рассмотрела эволюцию понятия «риторическая компетенция преподавателя» в контексте академического дискурса и академического красноречия, выделила аспекты ее формирования: социокультурные, лингвистические, нравственно-этические [11].

Для практического решения проблемы совершенствования профессиональной деятельности преподавателя вуза в риторическом аспекте требуется выявление структурно-содержательных характеристик понятия «риторическая компетенция педагога высшей школы» и определение способов ее развития в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В качестве методологической основы исследования выступает деятельностный подход, а также андрагогические принципы, ориентированные на реализацию субъектной позиции преподавателя. В качестве ведущих принципов отметим признание рефлексивно-ценностного отношения к профессиональному опыту слушателей; выявление профессиональных потребностей и приоритетов в профессиональной деятельности; не отсроченную во времени актуализацию результатов обучения; практико-ориентированную направленность образовательного процесса; поддержку и развитие мотивации в овладении значимыми профессиональными компетенциями [12].

Анализ работ в русле рассматриваемой проблематики показал наличие разных подходов к трактовке понятия «риторическая компетенция».

Л.А. Баландина и Г.Ф. Кураченкова подходят к пониманию компетенции как личностной характеристики, исходя из этого определяют риторическую компетенцию преподавателя через совокупность таких качеств, как грамотно построенная речь, естественность поведения, адаптивное риторическое поведение, умение установить контакт с аудиторией и др. В основе эффективности профессиональной деятельности педагога лежит умение управлять риторикой ситуации с целью организации продуктивного взаимодействия с аудиторией [10].

[5].

Методологическая основа исследования

Результаты и их обсуждение

https:// mir-nauki. com

В определении риторической компетенции, предложенном О.А. Мороховой, прослеживаются структурные компоненты компетенции: знания и умения. В частности, «риторическая компетенция преподавателя - это совокупность таких знаний в области языка и умений в области общения, которые способствуют эффективной коммуникации в рамках академического дискурса» [11, с. 145].

Л.Н. Горобец опирается на понятие компетенции как деятельностной характеристики, это находит отражение в определении риторической компетенции, которая понимается как «способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст речевого/риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи» [7]. Рассматривая структуру риторической компетенции в логике системно-деятельностного подхода, автор выделяет иерархию риторических умений. Первый компонент связан с риторическими умениями, имеющими отношение к изобретению и расположению мысли; второй - к выражению мысли и произнесению речи; третий - к владению арсеналом жанрово-стилистических средств. В контексте лингвометодического подхода риторическая компетенция предстает в совокупности установок личности, риторических знаний, риторических умений, рефлексии [7].

Принимая в качестве рабочего определение риторической компетенции, предложенное Л.Н. Горобец, под риторической компетенцией педагога высшей школы будем понимать способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст речевого/риторического жанра педагогического дискурса высшей школы в соответствии с целью и ситуацией публичной речи в условиях институционального общения. В структуре риторической компетенции выделим три компонента: когнитивный, операциональный, мотивационный.

Содержание когнитивного компонента риторической компетенции педагога сводится к знанию теоретических основ общей и педагогической риторики, риторической аргументации, особенностей педагогической коммуникации, закономерностей создания и условий эффективности профессиональной публичной речи, специфики реализации речи в профессиональной педагогической деятельности в сфере высшего образования.

Операциональный компонент предполагает умение создавать и реализовывать успешные публичные речи разных риторических жанров в профессиональной педагогической деятельности в сфере высшего образования, владеть навыками риторической рефлексии.

Риторические жанры педагогического дискурса, посредством которых педагогическая деятельность реализуется как специфическая речевая деятельность, разнообразны и обусловлены апеллированием речи преподавателя, риторической аргументации к этическому, логическому и эмоциональному началам (категориям этоса, логоса и пафоса).

Специфика риторических жанров рассматриваемого институционального дискурса определяется их антропоцентричностью, выраженностью межличностных установок, диалогизированностью, политематичностью, субъективностью, синтезом элементов различных функциональных стилей, зависимостью от ситуации общения, отражением особенностей речевого этикета [8].

В качестве примеров риторических жанров педагогического дискурса приводятся слово преподавателя о своем предмете, побуждающая речь, эпидейктическая речь, эссе, риторический анализ текста, оценочное суждение, отзыв, рецензия, риторический анализ речевого поведения педагога и обучающегося в разных ситуациях педагогического общения; беседа, диспут, дискуссия, дебаты, и др. [8]. Важная роль в системе риторических жанров отводится академической лекции и ее разновидностям (модуль-лекции, лекции-погружению, лекции-дискуссии, видеолекции, интерактивной лекции, мини-лекции и др.).

https:// mir-nauki. com

По мнению Л.Н. Горобец, именно уровень владения риторическими жанрами и определяет уровень сформированности риторической компетенции педагога [8].

Мотивационный компонент связан с пониманием важности риторического знания и его прикладного характера в профессиональной педагогической деятельности, необходимости овладения риторической культурой в целом, желание педагогов совершенствовать свои риторико-коммуникативные умения.

Выделенные структурно-содержательные характеристики риторической компетенции позволяют спроектировать процесс развития риторико-коммуникативных умений преподавателя высшей школы в условиях дополнительного профессионального образования.

Алгоритм предполагает поэтапное применение системы коммуникативных заданий аналитического, прикладного, творческого характера и риторических задач, направленных на приобретение общетеоретического представления о риторическом убеждении, педагогической риторике как прикладной дисциплине, формирование навыков риторического анализа, публичной речи, выполнение которых предусматривает применение различных форм организации образовательного процесса (фронтальных, групповых, индивидуальных).

Первый этап ориентирован на развитие общериторических умений. Задания включают последовательную отработку каждого этапа работы над речью, осуществление риторического анализа образцов речи разных ораторов, освоение многочисленных способов и приемов аргументации, анализ ситуаций использования софизмов в профессиональной деятельности, поиск способов противодействия уловкам в аргументации.

Интериоризация знаний в области общей риторики и овладение общериторическими умениями помогает осуществить переход ко второму этапу, нацеленному на изучение положений педагогической риторики как прикладной дисциплины, особенностей профессионально-личностного взаимодействия участников педагогического общения и отработку риторико-коммуникативных умений педагога-ритора. С этой целью предлагаются задания на различение риторических жанров педагогического дискурса, анализ педагогических речевых ситуаций (как один из элементов педагогического дискурса), выявление особенностей педагогического говорения и слушания, овладение искусством педагогического диалога (гармонизирующего диалога) как метода профессионального взаимодействия, освоение экстралингвистических средств профессиональной коммуникации, речевой культуры и этики педагога.

Третий этап направлен на развитие умений риторической рефлексии педагога, актуализации критического осмысления своей речи в частности и профессиональной коммуникативной деятельности в целом. Коммуникативные задания направлены на выявление своих речевых достоинств и недостатков как лектора, соотнесение собственной речевой деятельности с требованиями, которые предъявляются современному педагогу высшей школы, выявление причин успехов и неудач в речевой деятельности. Следует подчеркнуть важность проведения рефлексивного этапа в процессе развития риторической компетенции педагога, в особенности, ее мотивационного компонента. Результатом осуществления риторической рефлексии своей профессиональной коммуникативной деятельности становится планирование преподавателем действий по совершенствованию риторико-коммуникативных умений.

Осознанное продуцирование и реализация риторических жанров педагогического дискурса в профессиональной деятельности преподавателя вуза через осмысленный выбор речевого поведения, характеризующегося конкретным набором речевых стратегий и тактик, речевых средств и способов воздействия на аудиторию, требуют специальной подготовки. Это важная научно-методическая задача, решение которой лежит в плоскости дополнительного профессионального образования, ориентированного на оказание поддержки преподавателю в

https:// mir-nauki. com

совершенствовании своей коммуникативной деятельности, оптимизации педагогического взаимодействия.

Предложенный алгоритм развития риторической компетенции педагога нашел отражение в разработанном сотрудниками кафедры русского и иностранных языков модуле «Педагогическая риторика» программы профессиональной переподготовки «Преподавание по программам профессионального обучения, программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам», реализуемой в Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России) на факультете профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Модуль в форме лекционных, практических занятий с широким привлечением разнообразных форм организации учебных занятий и самостоятельной работы, технологий и методов показал свою востребованность в контексте решения задач повышения эффективности педагогического взаимодействия, совершенствования коммуникативных практик, преодоления риторических затруднений педагогов высшей школы.

Отдельного внимания заслуживает проблема оценивания уровня сформированности риторической компетенции педагога высшей школы, разработки критериальной базы и диагностического инструментария, что может определять направление дальнейших исследований в этой области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Минеева, С.А. Проблемы и трудности риторизации / С.А. Минеева. - URL: https://labritor.ucoz.ru/index/mineeva_s_a_problemy_i_trudnosti_ritorizacii/0-65 (дата обращения: 30.10.2020).

2. Глебова, Г.Ф. Оптимизация обучения на основе риторизации педагогического общения / Г.Ф. Глебова // Непрерывное образование: XXI век. - 2018. - Вып. 4 (24) - DOI: 10.15393/j5.art.2018.4305. - URL: https://ni21.petrsu.ru/joumal/artide.php?id=4305 (дата обращения: 30.10.2020).

3. Колесникова, Л.Н. Риторическая культура личности современного преподавателя вуза в России / Л.Н. Колесникова. - Орел: Изд-во ОГУ, 2013. - 225 с.

4. Балыхина, Т.М. Профессионально-риторическая компетенция преподавателя РКИ: дискурс-анализ с позиций инноваций в университетском образовании / Т.М. Балыхина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2012. - № 2. - С. 261-265.

5. Аксенова, Л.П. Формирование риторической культуры преподавателя высшей школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 25 с.

6. Белкина, Ю.А. Формирование профессиональной риторической компетенции студентов в курсе «Педагогическая риторика» / Ю.А. Белкина // Самарский научный вестник. - 2015. - Том 4, № 1. - С. 38-41.

7. Горобец, Л.Н. Риторическая компетенция учителя: проблема исследования и практика формирования / Л.Н. Горобец. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/11(62)/gorobets_11_62_214_21 8.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

8. Горобец, Л.Н. Риторические жанры педагогического дискурса / Л.Н. Горобец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 62. - С. 219-225.

9. Горобец, Л.Н. Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя / Л.Н. Горобец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 50. - С. 170-175.

10. Баландина, Л.А. Риторическая компетенция как основа эффективной деятельности преподавателя вуза / Л.А. Баландина, Г.Ф. Кураченкова // Гуманитарные науки. - 2012 г. - № 4. - С. 103-108.

11. Морохова, О.А. Формирование риторической компетенции преподавателя высшей школы в системе дополнительного профессионального образования / О.А. Морохова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 3(59). - С. 143-146.

12. Суйкова, О.А. Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых / О.А. Суйкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 4 (37). - С. 61-68.

Checheva Natal'ya Alekseevna

Vologda institute of law and economics of the federal penitentiary service, Vologda, Russia

E-mail: checheva_99@mail.ru

On the question about the development of the rhetorical competence of a university teacher

Abstract. One of the most important types of professional activity of a university teacher is communication. Communicative practices are being transformed, filled with new meanings and professional tasks, prompting a university teacher as an owner of individual communication strategies and tactics, cognitive, semiotic, motivational preferences formed in pedagogical communication, to search for ways to increase the effectiveness of pedagogical interaction. The article considers the problem of increasing the efficiency of the professional activity of a university teacher through the rhetorization of pedagogical interaction, in the context of which is the issue of the development of the rhetorical competence of a university teacher is discussed. The basis for the rhetorization of pedagogical communication is the provisions of both general and pedagogical rhetoric, designed to develop the rhetorical personality of a teacher who is proficient in the capabilities of language and speech and uses them intelligently to solve professional pedagogical problems. The need for the development of the rhetorical personality of a university teacher, his rhetorical and communicative skills determines the need to refer to the concept of "rhetorical competence of a university teacher" and determine the ways of its formation. The article analyzes the structural and content characteristics of the rhetorical competence of a university teacher in the aggregate of its cognitive, operational and motivational components. A three-stage algorithm for organizing work on the development of the teacher's rhetorical and communicative skills using a set of communicative tasks and rhetorical tasks within the framework of further education, focused on supporting the university teacher in improving communication practices, optimizing pedagogical interaction, overcoming rhetorical difficulties, is proposed. The vector of further research on the problem of the development of the rhetorical competence of a university teacher is outlined.

Keywords: professional pedagogical activity; pedagogical communication; rhetorization; the rhetorical competence of a university teacher; rhetorical and communicative skills; communicative tasks; further education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.