А. А. Каменский
(Санкт-Петербург)
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье предпринимается попытка выявить сущность познавательной самостоятельности на основе анализа условий ее развития, которые выделяются разными исследователями
В настоящее время российское государство характеризуется переходом к постиндустриальному обществу, которому нужны образованные, творческие, инициативные граждане, способные ставить перед собой цели и планировать эффективные шаги по их достижению, быть ответственными за результаты своей деятельности, способные определять направления своего развития, выстраивать свой образовательный маршрут.
Происходящие в обществе перемены диктуют и необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимися социальными заказами общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе современного образования, в котором актуально личностноориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. В связи с этим одной из основных задач, остро стоящих перед школой в современных условиях, является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Новые федеральные государственные стандарты и проект нового закона об образовании предусматривают увеличение продуктивных видов самостоятельной работы в школе. В современной практике активно используются формы обучения и сопровождения учебного процесса, стимулирующие развитие самостоятельности школьников: тьюторство, проектная работа, кейс-технологии, создание личного портфолио, интеллектуальные игры. Расширяется сектор школьного научного общества и дополнительного образования, школьное самоуправление, усиливается сфера социального взаимодействия с научными, образовательными заведениями, учреждениями культуры, применяются различные виды информационных технологий. Однако школа испытывает много трудностей, связанных с развитием самостоятельности в новых социокультурных условиях и не в полной мере отвечает запросам времени.
В современной педагогической и социально-психологической литературе нет единого определения понятия самостоятельности. Известные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев] определяют самостоятельность как волевое свойство личности, как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без посторонней помощи извне.
Самостоятельность в педагогической науке часто рассматривается как качество личности, которое должно формироваться под руководством педагога (Ю. К. Бабанский,
Н. А. Половникова, Ю. А. Лях], а также подчеркивается направленность усилий самого школьника в достижение образовательных целей (П. И. Пидкасистый, И. Я. Лернер, Т. И. Шамова и др.].
По мнению Ю. К. Бабанского, самостоятельность - не только одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, но оно предусматривает и ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решении [1, с. 78].
Значительное место в педагогической литературе занимает анализ познавательной самостоятельности, без осмысления которой невозможно конструирование образовательного процесса, адекватного целям и задачам современного образования.
Одними учеными познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности, другими - как свойство. Схожесть позиций тех и других заключается в выделении деятельностной основы познавательной самостоятельности, направленной на саморазвитие.
В качестве признаков познавательной самостоятельности школьников Ю. К. Бабанский, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый, М. А. Федорова выделяют инициативность, настойчивость, независимость, уверенность, самокритичность, ответственность, способность к самоанализу, умение анализировать информацию, организовывать свою деятельность, находить разнообразные способы достижения цели, доводить работу до логического завершения, исправлять ошибки, подводить итоги, делать выводы.
Признаками познавательной самостоятельности считают качества личности, связанные с мотивацией и волевыми усилиями, а также различными умениями, направленными на организацию познавательной деятельности.
В качестве критериев познавательной самостоятельности школьника ряд ученых (Д. Б. Богоявленская, В. К. Лебедева, И. Л. Мен-чинская, Г. И. Вергелес] выделяют способность ориентироваться в цели полученного задания, умение выбрать способы действий, адекватные поставленной задаче, и реализовать их на практике, способность корректировать содержание и способы работы.
Таким образом, можно констатировать, что познавательная самостоятельность проявляет себя как интегративное качество личности, умение при минимальной посторонней помощи или без нее определять ближайшие цели и задачи деятельности, находить пути их реализации. На более высоком уровне развития самостоятельности школьника ему оказывается доступным контролирование хода деятельности, а также анализ, оценка и если необходимо, коррекция ее результатов.
Анализ литературы показал, что существует несколько подходов к определению уровней познавательной самостоятельности. Так, И. Я. Лернер выделяет четыре ее уровня на основе умения школьника делать выводы в процессе целенаправленного творческого поиска [4, с. 53]. В. А. Козаков, исходя из степени осознанности, заинтересованности и мотивированности в какой-либо деятельности, выделяет несколько уровней развития познавательной самостоятельности: начальный, репродуктивный, продуктивный и творческий [3, с. 55]. Начальный уровень развития познавательной самостоятельности характеризуется поверхностным знанием предмета, отсутствием навыков обработки и поиска ин-
формации, незначительным стремлением к самостоятельным действиям; изучение материала не вызывает положительных эмоций, не развита способность к волевым усилиям в познавательной самостоятельной деятельности и т.д. [3, с. 55]. Репродуктивный уровень отличается бессистемным знанием учебного материала, интерес к изучению предмета проявляется, однако цели познавательной самостоятельной деятельности ставятся редко, действия неосмысленны, эмоции не выражены [3, с. 56]. Продуктивный уровень определяется целостным знанием учебного материала, наличием навыков использования его для саморазвития и собственной интеллектуальной деятельности; проявляются мотивы учения и интерес, согласуемые с мотивами цели познавательной самостоятельной деятельности ставятся сознательно; интерес сопровождается положительными эмоциями [3, с. 57]. Творческий уровень характеризуется глубиной, целостностью знаний, которые получаются систематично; имеется устойчивое стремление к выполнению интеллектуальных творческих заданий; четко выражены мотивы учения в интеллектуальной деятельности, ставятся цели; проявляется интерес к познанию сложных теоретических вопросов [3, с. 58].
Таким образом, можно отметить, что независимо от того, какие компоненты положены в основу определения уровней познавательной самостоятельности, ее можно рассматривать в динамике развития, от более простых уровней, носящих в основном воспроизводящий характер, до более сложных - творческих, креативных.
Особое место в исследованиях занимает проблема влияния различных факторов на формирование познавательной самостоятельности школьников [5, с. 3]. Так, Е. Н. Шия-нов выделяет такие факторы развития познавательной самостоятельности школьников, как познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки, эмоциональный фон. П. И. Пидка-систый отмечает творчество, образовательную подготовку школьника, индивидуальные особенности. Большую роль в развитии мотивации к самостоятельному получению знаний играют профессиональные и личностные качества учителя: конструктивность его
взаимодействия со школьником, его багаж предметных и методических знаний; умение последовательно, наглядно, эмоционально и
140
Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО
образно раскрыть содержание урока. По мнению Ю. А. Лях, И. А. Гуриной, З. М. Хаутиевой, трудности развития познавательной самостоятельности школьников обусловлены недостаточно разработанной системой соответствующих методов и неготовностью педагогов руководить данным процессом. Как отмечает Т. А. Капитонова, учителя часто делают особый упор на количество выполняемых заданий, что не только не решает задач сознательного и прочного усвоения школьниками основ научных знаний, но и формирования увлеченного отношения к учению. Между тем, благодаря продуктивным видам самостоятельной учебной деятельности, представляется возможным длительное время поддерживать интерес к занятиям [2, с. 4].
Для развития познавательной самостоятельности в процессе обучения школьники должны быть задействованы на всех этапах образовательной деятельности: совместного планирования учебной деятельности, ее осуществления, совместного анализа, оценки и коррекции. Необходимо создавать условия, способствующие свободе выбора школьником форм и методов работы, самостоятельному принятию решений, но при этом предоставлять четкие данные о ситуации и перспективах ее развития, о способах выполнения ключевых учебных задач. Так, Ю. К. Бабанский в качестве одного из условий развития познавательной самостоятельности выделяет успешность овладения навыками планирования работы.
Таким образом, можно констатировать, что познавательная самостоятельность как качество личности формируется и развивается при самостоятельном выборе способов ре-
шения какой-либо проблемы, поиске необходимой для ее решения информации, свободе в оформлении решения проблемы, в способности объективной оценки своей деятельности. В процессе осуществления самостоятельной работы формируются умения и навыки, происходит процесс овладения видами учебной деятельности. Самостоятельная работа является средством вовлечения школьников в познавательную деятельность, средством ее логической и психологической организации, «важнейшим стимулом и для развития интереса к учению, и для познавательной активности школьника» [6, с. 45].
Познавательная самостоятельность
школьника - ключевой фактор при организации учебного процесса. Сегодня учитель должен ставить задачу формирования самостоятельности как целостного качества, а не как отдельных умений. Познавательная самостоятельность представляет собой единство трех компонентов: эмоционально-ценностного, когнитивного и деятельностного, ее развитие невозможно при отрыве этих компонентов друг от друга, без эффективного взаимодействия учителя и ученика. Не случайно современный педагог становится еще и наставником, создающим условия для формирования необходимых знаний, приемов учебной работы, обеспечивающим разнообразие ее форм. Важнейшими педагогическими умениями для развития познавательной самостоятельности, становятся совместное выстраивание образовательного маршрута, умение оценить потенциал заданий для развития личности школьника, выбрать эффективные методы и средства совместной деятельности и коррекции ее результатов.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 257 с.
2. Капитонова Т. А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Саратов, 1996. - 20 с.
3. Козаков В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. - Киев : Вища школа, 1990. -246 с.
4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974. - 450 с.
5. Лях Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2004. - 22 с.
6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. - С. 97.