Научная статья на тему 'К вопросу о развитии политических идеологий. Идеология натурализма'

К вопросу о развитии политических идеологий. Идеология натурализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1913
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕОЛОГИЯ НАТУРАЛИЗМА / СВОБОДА / РАВЕНСТВО / БРАТСТВО / ЛИБЕРАЛИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / ФАШИЗМ / КОНСЕРВАТИЗМ / POLITICAL IDEOLOGY / RELIGION / CHRISTIANITY / SOCIAL VALUES / IDEOLOGY OF NATURALISM / FREEDOM / EQUALITY / FRATERNITY / LIBERALISM / SOCIALISM / FASCISM / CONSERVATISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Максим Георгиевич

В данной статье предлагается альтернативный устоявшемуся взгляд на этапы и проблемы развития политических идеологий. На сегодняшний день большинство политологов считают политические идеологии пережитком ушедшей эпохи идеологического противостояния и либо отрицают значительное их влияние на современные политические процессы, либо констатируют мировую победу неолиберализма и его системы ценностей. Тем не менее, есть основания полагать, что именно в наше время происходит развитие действительно новой идеологии как с точки зрения ее системы ценностей, так и с точки зрения форм воздействия на массы. Эту комплексную политическую идеологию можно назвать натурализмом. И он знаменует новый этап развития идеологий в принципе. Взгляд автора статьи не претендует на роль «новой истины», а содержит лишь попытку взглянуть на знакомое политическое явление с новой стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Development of Political Ideologies. Ideology of Naturalism

In this paper we offer an alternative to the popular view on the stages of political ideologies development. Nowadays most political analysts consider the political ideology a relic of a bygone era of ideological confrontation and either deny their significant impact on the modern political processes, or state the world victory of neoliberalism. Nevertheless, there is reason to believe in the development of a new ideology nowadays. This complex political ideology can be called naturalism. And it marks a new stage in the development of ideologies in general. The authors point of view does not claim to be the new truth, and is only an attempt to look at the familiar political phenomenon from a totally different standpoint.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии политических идеологий. Идеология натурализма»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266). Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 31-36.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

М. Г. Смирнов

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ. ИДЕОЛОГИЯ НАТУРАЛИЗМА

В данной статье предлагается альтернативный устоявшемуся взгляд на этапы и проблемы развития политических идеологий. На сегодняшний день большинство политологов считают политические идеологии пережитком ушедшей эпохи идеологического противостояния и либо отрицают значительное их влияние на современные политические процессы, либо констатируют мировую победу неолиберализма и его системы ценностей. Тем не менее, есть основания полагать, что именно в наше время происходит развитие действительно новой идеологии как с точки зрения ее системы ценностей, так и с точки зрения форм воздействия на массы. Эту комплексную политическую идеологию можно назвать натурализмом. И он знаменует новый этап развития идеологий в принципе. Взгляд автора статьи не претендует на роль «новой истины», а содержит лишь попытку взглянуть на знакомое политическое явление с новой стороны.

Ключевые слова: политическая идеология, религия, христианство, общественные ценности, идеология натурализма, свобода, равенство, братство, либерализм, социализм, фашизм, консерватизм.

«Политическая идеология» - некогда очень популярная у политологов тема постепенно исчезает из современных учебников и научных исследований. Политические партии приобретают идеологическую аморфность и многозначность, т. к. ни одна из политических идей на сегодняшний день не способна собрать под свои знамена значительное число преданных последователей. А развитые политические технологии позволяют добиться многого без излишней идеологизации. О политической идеологии сейчас говорить не модно и после заката эпохи биполярного противостояния это явление становится не актуальным. На первый план выходят проблемы, связанные с политическими процессами и способами управления ими. Идеология становится частью истории и культуры. Причин этому называется множество. В основном, исследователи сходятся на мысли о том, что главная причина упадка идеологий кроется в преобладании “функциональной рациональности”, свойственной бюрократии постиндустриального общества, которая

разрушает иллюзорное идеологизированное сознание.

Вместе с тем, история развития явления идеологии и понятия «идеология» далеко не однозначна. Она представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, которые в ходе исторического общественного развития неоднократно меняли содержание термина, его эмоциональное восприятие, а также подводили под него различные, не связанные между собой явления. В данной статье мы попробуем представить альтернативный устоявшемуся взгляд на развитие идеологий и на место ее в современной политической и общественной системах. В основу предлагаемого подхода положена эволюция ценностной составляющей идеологий от развития старого до появления принципиально нового.

Прежде всего, следует определиться, что такое идеология в самом общем виде. «Идеология» (гбго^оуСа) имеет греческое происхождение и образовано от слов: гбга - прообраз, идея; и ^оуос; - слово, разум, учение.

Под идеологией понимается система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая мировоззренческие и стратегемные позиции социальных групп различных форм, уровней и видов. Таким образом, идеология определяет взгляд человека как представителя определенной социальной группы или общности на социальный мир и свое место в нем. Кроме того, она определяет его стратегии поведения и реакции на различные события, вызовы и угрозы, а также систему основополагающих жизненных ценностей. Именно система ценностей задает основные параметры функционирования идеологии: цели и средства, алгоритмы восприятия человеком окружающего мира и поведения, способы, подходы к оценке действительности.

Рассмотрим поэтапное развитие идеологий в том виде, как оно представлено в современных работах.

Первым этапом можно считать западное средневековое традиционное общество. Это некий латентный этап развития идеологии, когда ее самой еще не существовало, но функционально ее роль в обществе закреплялась за религией. Этот этап довольно длителен: примерно с образования раннехристианских общин в 30-е годы I века нашей эры, до конца XVII века - периода Английской буржуазной революции.

В традиционном обществе система социальных ценностных ориентаций определялась религией. Церковь в рамках христианской доктрины обосновывала функциональное ранжирование социума при общем единстве перед лицом Бога. А благодаря концепции двух истин (Фома Аквинский), человеческий мир виделся лишь несовершенным отражением божественного - идеального и воспринимался верующими как священный и относительно справедливый. Церковь следила за соблюдением мировоззренческих традиций, которые постоянно ею актуализировались и воспитывались в молодом поколении. Религиозность общества амортизировала социальные диссонансы и кризисы.

Когда традиционное общество вошло в фазу кризисного существования и возник мировоззренческий диссонанс, стали появляться первые представления об идеологии. Сам кризис религиозной системы общественной регуляции начался в эпоху возрождения, с разложения института церкви (духовенства), продолжился в эпоху абсолютизма, когда были по-

дорваны устои феодального класса и затем постепенно распространился на другие сословия, вылившись в череду европейских революций, развивавших идеи секуляризма.

Апогеем кризиса западного традиционного общества стала Великая французская революция, начавшаяся 14 июля 1789 года с взятия Бастилии. В отличие от Английской буржуазной революции, французская смела все устои традиционного общества, превратив Францию из монархии в республику с юридически закрепленной свободой равных между собой граждан. Лозунгом Великой французской революции стал девиз «Свобода, равенство, братство» (фр. Liberté, Égalité, Fraternité), провозгласивший основные ценности нового общества и положивший начало классическим идеологиям.

Сам термин «идеология» ввел в научный оборот в 1796 году французский философ и экономист Дестют де Траси в докладе «Проект идеологии». В этом докладе и в появившемся позднее четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени - Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и создать общую «теорию идей». Он называл «идеологию» наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления. Развить науку об идеях ему было не суждено. Пришедший к власти Наполеон назвал идеологию демагогией и болтовней, придав тем самым термину резко отрицательное значение пустой идейной спекуляции, не имеющей под собой ничего конкретного. Так появилось и устоялось два подхода к пониманию идеологии: первый раскрывал ее как подлинное сознание народа; второй, с подачи Наполеона, как сознание иллюзорное.

Идеология - не наука, хотя может включать в себя научные знания. В отличие от науки, идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни. По сути, идеология заняла место религии, взяв на себя многие ее функции, а саму религию оттеснила в духовную сферу жизни общества, тем самым жестко закрепив барьер между духовным и светским режимами существования человека. Для религии авторитетным источником воздействия был Бог. Для идеологии в условиях нарастающей секуляризации ценностей таким источником стал народ.

Хотя, конечно, надо отдать должное и упомянуть о том, что религиозные идеологии также впоследствии имели место, в особенности на Востоке, но даже там они сочетали в себе светские и духовные начала. Да и сам авторитет народа подтверждался авторитетом Бога: «Французский народ провозглашает перед лицом высшего Существа следующую декларацию прав и обязанностей человека и гражданина»1.

Таким образом, вторым этапом развития идеологии можно считать этап секуляризации основных ценностей социальной доктрины христианства, приведший к появлению «изначальной идеологии» - идеологии-прародительницы классических политических идеологий. Хронологически это этап с конца XVII века по конец XVIII века, т. е. до конца Великой французской революции. Для того чтобы определить содержание «изначальной идеологии», в свете избранного нами аксиологического подхода, необходимо вернуться к лозунгу Великой французской революции.

«Изначальная идеология» Великой французской революции вытеснила религию, выдвинув вышеупомянутую единую ценностную триаду: свобода, равенство, братство. Эти ценности были зафиксированы в основном документе Великой французской революции -Декларации прав человека и гражданина (фр. Déclaration des Droits de l’Homme et du Citoyen). Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 года.

• Свобода, здесь, состояла «.. .в возможности делать всё, что не наносит вреда другому»2.

• Равенство означает, что все граждане равны перед законом «.и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способ-ностями»2. Таким образом, гражданин имел право по закону на необходимое для жизни, а остальное он получал - по способностям.

• Братство определяется следующим образом: «Не делай другим того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе»1. Это есть возведение семейных ценностей и практики взаимопомощи на уровень государства.

В результате, с точки зрения декларации, свобода человека ограничена свободой других людей, которые делают благо для других, ана-

логичное тому, что вершат для себя, и имеют равные права и возможности перед земным и божественным законом. Таким образом, если приглядеться к содержанию вышеописанной триады, то оно исходит из социальной доктрины христианства и не противоречит ей.

В раннем христианстве категории равенства и свободы понимались в духе социальной справедливости: «Все же верующие были вместе и имели всё общее, и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»3. В своем подходе к вопросам собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному «закону свободы», характерно использование целого ряда естественно-правовых идей и представлений. Но естественность права определялась законом, установленным Богом в период Творения. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений. Весьма энергично ранние христиане проповедовали основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости

- воздаяние равным за равное4.

С укреплением церковных институтов и с процессами канонизации в христианстве проповедуется мысль о подчинении высшей власти, ответственной перед лицом Бога.

Свобода в христианстве определяется статусом первочеловека - Адама в божественной иерархии. Адам - со-творец Бога. Так же, как и Бог, он обладает даром творчества, который способен реализовывать лишь будучи свободным от ограничений. Человек сам накладывает на себя ограничения сообразно воли Бога, рабом которого он является, и несет ответственность за несоблюдение требований Всевышнего - за грехи. Аналогичным образом видится и свобода человека в Декларации прав человека и гражданина. Закон, перед которым равны граждане, в свете конвенциализма и есть то ограничение, которое человек разумно на себя накладывает, дабы сохранить свободу и возможность делать все, что не нарушает закон.

Что касается братства, то сама идея также была заложена в деятельной доктрине раннего христианства. Не делай другим того, что не хотел бы получить сам, и делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы

по отношению к себе - это основа существования раннехристианской общины. Этому посвящен ряд максим раннехристианской правовой идеологии: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы»5; «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам»6 и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что идеалы Великой французской революции представляют собой секуляризированный вариант христианских идеалов. Более того, они также освещены именем Бога при посредничестве конвенциально ориентированного закона. В этом смысле дальнейшее развитие идеологий представляет собой усиление секуляризации - с одной стороны, и ликвидацию триединства основных ценностей (свободы, равенства, братства) - с другой.

Третьим этапом идеологического развития стало появление классических идеологий. Хронологически он определяется с начала XIX века по 30-е годы XX века. Каждая из трех ценностей Великой французской революции породила одну из классических идеологий сообразно их основному идеалу.

«Свобода» стала основанием для идеологии либерализма (фр. libéralisme) - философской, политической и экономической идеологии, исходящей из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.

«Равенство» стало основанием для идеологии социализма - экономической, социальнополитической идеологии, характеризующейся идеями социального равенства, при котором процесс производства и распределения доходов полностью сконцентрирован в руках государства без частной собственности на средства производства, соблюдаются нормы минимального материального обеспечения каждого гражданина, оказывается помощь нуждающимся и воздается каждому по труду. Государство действует во благо общества и вопреки мировоззренческому, политическому и экономическому индивидуализму.

«Братство» стало основанием для идеологии фашизма (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение»), правда, вместо братства использовались термины «национализм» и «национальное единство». В целом, фашизм

- это политическая идеология, краеугольной ценностью которой является национальный интерес, приравненный к государственному. Исходя из этого, происходит огосударствление всех сфер жизни общества и оптимизация об-

щества во благо усиления государства во всех сферах жизни.

Еще одной классической идеологией стал консерватизм (фр. conservatisme, от лат. œnservo - сохраняю), несущий в себе амортизационное начало для ликвидации последствий реализации вышеназванных идеологий.

В итоге классические идеологии разбили христианское триединство основных ценностей, абсолютизировав их и положив в основу отличные представления об основном субъекте политической реальности: для либерализма это - индивид (отдельный человек), для социализма - общество с его особой справедливостью, а для фашизма - государство-нация с ее особыми надындивидуальными и сверхобще-ственными интересами.

В этой форме ценности свободы, равенства и братства стали не просто не сочетаемыми, но и антагонистичными, противоречащими друг другу.

В итоге это вылилось в следующий, четвертый этап развития идеологии в целом - эпоху идеологического противостояния, начавшуюся в 30-е годы XX века и завершившуюся в 1991 году с развалом Советского Союза. В рамках этой эпохи можно выделить два периода.

• I период Второй мировой войны - противостояние либерализма (западного социал-ли-берализма), социализма (советского ленинизма и сталинизма) и фашизма (национал-социализма и фашизма), ознаменовавшееся разгромом последнего.

• II период Холодной войны - противостояние западной либерально-демократической идеологии и советской социалистической, ознаменовавшееся победой неолиберализма.

Эти два периода представляют собой не только противостояние универсальных классических идеологий, но и их развитие путем гибридизации. К середине XX века, а может быть и раньше, становится очевидно, что ни одна из классических идеологий не является адекватной реальной политике и политической практике и не отвечает всем вызовам и угрозам современности. Идейно-политическая доктри-нальность перестает быть эффективной политической позицией. Появляются гибридные идеологии, сочетающие в себе ценностные элементы различных классических идеологий в разных пропорциях и сочетаниях. Таковыми явились: социал-либерализм, неолиберализм, национал-социализм, социал-демократия и др.

Стимулом к их ускоренному развитию было идеологическое противостояние, а результатом - материально-технические и социальноэкономические достижения государств-носителей. Одновременно с этим происходит развитие «периферийных» идеологий, не участвовавших в основном противостоянии. Они также подвергаются гибридизации и до сих пор имеют значительный потенциал за счет использования социокультурных ресурсов и ориентиров. К подобным периферийным идеологиям можно отнести, прежде всего, национальные идеологии, такие как пантюркизм и пантуранизм, хиндутва, китайский социализм и др.

С победой неолиберализма в идеологическом противостоянии обозначился пятый, и на сегодняшний день последний, этап в развитии идеологии - появление идеологии натурализма. Хронологически он имеет начало с конца 80-х годов XX века и до сих пор не является завершенным. Идеология натурализма - это не одна, а целый комплекс современных идеологий. К ним можно отнести: современный неолиберализм, глобализм (как идеологию), геополитику (как идеологию), феминизм, современные формы анархизма и др. Их объединяющим ядром является натуралистический подход в определении идеологических основ и призыв к свободной конкурентной циркуляции идеологических ценностей - своего рода идеологическому рынку.

Натурализм появляется из крайне трансформированного в русле развития либерализма комплекса естественно-правовых идей христианства и конвенциализма.

Из теории естественного права исчезает фигура Бога, санкционирующего земное бытие и его законы. Теперь естественное право трактуется скорее в духе социал-дарвинизма и социального биологизма. Природные потребности, имеющие естественное происхождение, переносятся не только в социально-политической и экономической теории, но и в практике на человека, общество и государство. А их развитие есть демократическая, естественная конкуренция спроса и предложения во всех сферах общественной жизни. Это приводит к господству в обществе экономической и геополитической форм мышления. Источником опять же выступает неолиберализм. Именно он активно поддерживает идею человека-потребителя. Более того, он развивает формы и темпы потребления за счет окончательного превращения денег в товар, а товары - в брендовые услуги.

Основными его идеями являются: монетаризм, разработанный в трудах Роберта Манделла и Маркуса Флеминга, обосновывающий идею экономической глобализации; полное отрицание протекционизма в экономике, плавно перетекающее на иные сферы общественной жизни и поддерживающее наднационального потребителя (принципы деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации); рыночная интерпретация всех типов общественных связей и отношений, когда все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды субрыночной конкуренции.

Вследствие развития подобных тенденций к неолиберализму перестали относиться как к политической идеологии, рассматривая его как некую естественную данность - идейно-культурную среду развития человека и общества. Кроме того, зачастую термин «неолиберализм» заменяют другим термином - «демократия», понимая под последним не разновидность политического режима, а свободную, конкурирующую политику, экономику и потребляющее общество. Важно отметить, что натуралистический подход не чувствителен к социокультурному протекционизму и общественной морали, вытесняемой концепцией успеха.

Таким образом, можно прийти к выводу, что новая натуралистическая идеология пятого этапа идеологического развития представляет собой совершенно новый фундамент для формирования идеологий современности, опирающийся на новое сознание и новые ценности - не регламентируемые выросшей из христианской социальной доктрины триадой: свобода, равенство и братство. Более того, трансформируются и сами субъекты политической реальности: человек, теряя антропоморфные качества, превращается в потребителя; общество - в мировое сообщество, представляемое как арена свободной конкуренции во всех сферах жизни; государство - в живой организм, своего рода макроиндивида с его макроиндивидуальными потребностями.

Конечно, идеология натурализма, как детище неолиберализма, - это не единственная идеология современности. Существуют идейные течения, противостоящие ей. К ним можно отнести: неомарксизм, коммунитаризм, традиционализм, национализм и др. Но можно констатировать факт, что ни одна из них не имеет реальной массовой поддержки и практики ни в

одном государстве мира. Это своего рода про-тестные контр-идеологии.

Если в целом взглянуть на этапы развития политической идеологии, то можно отметить, что, учитывая реальное полное изменение идейно-ценностной основы идеологии, из пяти этапов остается всего два:

1) этап появления изначальной идеологии, основанной на секуляризированной христианской социальной доктрине и ее ценностях;

2) этап появления идеологии натурализма, основанной на естественности и адекватности тварной природы человека и ее экстраполяции на социальные объекты и процессы.

Остальные этапы можно назвать промежуточными. Они обеспечили переход от одной идеологической системы к другой в духе диалектических законов перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания.

Примечания

1 Конституция Франции от 5 фрюктидора III г. (22 авг. 1795 г.). URL : http://www.hist.msu.ru.

2 Original Declaration of the Rights of Man and of the Citizen (1789-1791), UNESCO Memory of the World Programme. URL : http://www.unesco. org.

3 Деяния святых апостолов. Новый Завет. 2:44, 2:45. URL : http://days.pravoslavie.ru.

4 История политических и правовых учений / под общ. ред. акад. РАН, доктора юридич. наук, проф. В. С. Нерсесянца. М. : Норма, 2000.

5 Нагорная проповедь // Евангелие от Матфея, первая книга Нового Завета. 7:2. URL : http:// biblia.org.ua.

6 Евангелие от Марка, вторая книга Нового Завета 4:24. URL : http://biblia.org.ua.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.