Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Журавлев Д.Ю.

В статье раскрывается современные особенности развития муниципальной службы, представлены проблемы развития муниципальной службы. Рассматриваются направления по решению проблем в рамках развития муниципальной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL SERVICE

The article reveals the modern features of the development of the municipal service, presents the problems of the development of the municipal service. The directions for solving problems in the framework of the development of the municipal service are considered

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»

Журавлев Д.Ю. студент

Институт менеджмента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет»

Россия, г.Оренбург

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация: В статье раскрывается современные особенности развития муниципальной службы, представлены проблемы развития муниципальной службы. Рассматриваются направления по решению проблем в рамках развития муниципальной службы

Ключевые слова: муниципальная служба, органы местного самоуправления, муниципальное управление, управленческие решения.

Zhuravlev D. Yu.

student

Institute of Management Federal State Budgetary educational institution of higher education Orenburg State University Russia, Orenburg

TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL

SERVICE

Annotation: The article reveals the modern features of the development of the municipal service, presents the problems of the development of the municipal service. The directions for solving problems in the framework of the development of the municipal service are considered

Key words: municipal service, local government bodies, municipal government, management decisions.

В настоящее время деятельность органов местного самоуправления повсеместно направлена на повышение эффективности проводимых административным аппаратом реформ и преобразований. Необходимость постоянного совершенствования в рамках данных реформ определяется динамикой проблем развития местного сообщества, решение которых в целом зависит от эффективности деятельности муниципальной службы, так как именно эта категория является наиболее близкой местному сообществу, его проблемам.

Муниципальная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий муниципального образования, а также полномочий органов муниципального образования и лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования [4].

Деятельность муниципальных служащих связана с реализацией муниципального управления, то есть исполнением административно-хозяйственных, исполнительно-распорядительных, информационно-аналитических, проектно-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций.

Комплекс полномочий муниципального аппарата определяет значительный перечень необходимых условий эффективной деятельности, но при этом одним из ключевых отличий муниципальной службы выступает жесткая регламентация управленческих действий в рамках организации деятельности. Подобная регламентация формируется на основе правового механизма, содержащего несколько уровней, каждый из которых призван определить наиболее оптимальный состав методов и инструментов управления.

Значительная зависимость муниципальной службы от правового обеспечения определяет необходимость выявления факторов, способных повысить эффективность работы за счет изменений в соответствующих нормативно-правовых актах. Кроме того, современный механизм правоприменения на уровне местного самоуправления имеет комплекс проблем, от решения которых напрямую зависит эффективность деятельности муниципальных служащих.

В числе подобных проблем особенно выделяется несовершенство практики управления муниципальными служащими, отражающей проблемы становления качественно новых форм и методов в данной области. Эти проблемы напрямую связаны с трансформациями цивилизационного характера, а именно массовой информатизацией, глобализацией, развитием наукоемких технологий и др., обусловившими появление качественно новых форм в области труда. Правовое регулирование трудовых отношений зачастую развивается значительно медленнее, чем методы и формы в рамках системы управления персоналом, что определяет временные лаги между появлением кадровых инноваций и внедрением их в практику.

В качестве современных особенностей развития муниципальной службы возможно выделить:

1) установление нормативно-правовых гарантий экономической основы местного самоуправления;

2) улучшение координации между различными типами государственной власти;

3) совершенствование механизмов осуществления компетенций

местными органами власти;

4) создание эффективной системы контроля и надзора за местными органами власти на основе новых подходов;

5) принятие мер по повышению эффективности деятельности местных органов власти;

6) принятие четких мер ответственности местных органов власти перед населением и государством [3].

Этот список нельзя считать исчерпывающим и однозначно сформулированным, поскольку развитие муниципальной службы представляет собой постоянно развивающуюся сферу деятельности, в которой появляются новые направления стратегического развития.

Преодоление существующих проблем в рамках муниципальной службы потребует принципиально нового подхода предусматривающего улучшения правового регулирования (законодательства и муниципального регулирования) местного самоуправления.

Основой для развития муниципальной службы является комплексная модернизация всех ее ключевых элементов, особенно персонала, нормативно-правовую основу и инструментарий управления территорией.

В качестве направлений, по совершенствованию муниципальной службы возможно выделить:

1) Осуществление конституционных прав граждан на местное самоуправление путем преодоления отчуждения государственной власти от общественности и предоставления реальных государственных гарантий местного самоуправления.

2) Обеспечение доминирующей роли прямой демократии, особенно на местном уровне.

3) Разработка различных форм общественного надзора за муниципальными властями.

4) Конкретизация форм и обеспечения реальных механизмов ответственности избранных и назначенных должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Прежде всего, для улучшения и предоставления реальных гарантий органам местного самоуправления необходимо вернуться к рассмотрению законодательной консолидации основ, общих принципов и фактических гарантий местного самоуправления. Основания законодательной реализации перечисленных направлений заключаются в следующем:

1) Правовой характер местного самоуправления должен быть четко определен на основе двух позиций: конституционной, отделяющей местное самоуправление от государственных органов, и реальной ситуации, установленной в практике муниципального управления. Необходим юридический компромисс, который, с одной стороны, не изолирует местное самоуправление из политической системы общества, а с другой стороны, не будет подчинять муниципальные органы

государственным органам через механизмы административной и финансовой зависимости. Важным является установленный законом баланс (граница) государственного «присутствия» в местных органах власти.

2) Федеральный законодатель должен отойти от детального регулирования организационных основ местного самоуправления, обозначив только их общие демократические принципы и ограничения, связанные с перегрузкой муниципальных администраций сложными и не совместимыми государственными функциями. Основным должен быть принцип субсидирования: только то, что может быть реализовано или осуществлено там более эффективно, должно быть передано на местный уровень с обязательным условием - достаточностью финансовых и материальных ресурсов. Полномочия должны осуществляться на основе принципов их осуществимости для определенного уровня власти, для их полезности жителям определенного населенного пункта и всей страны.

3) Необходимо преодолеть те противоречия развития местного самоуправления, которые не соответствуют чрезмерным делегированным полномочиям и реальным финансовым и ресурсным возможностям для их практической реализации в рамках муниципальной службы.

4) Функционирование местного самоуправления не может происходить без финансовой и экономической составляющей. В то же время, в первую очередь, должен быть вопрос об урегулировании занятости муниципальных бюджетов, чтобы снизить негативную тенденцию накопления дефицита бюджета.

5) Серьезной проблемой, требующей ее законодательного решения, остается нехватка квалифицированного персонала во всех видах территорий. Достаточно большое количество выпускников университетов по специальности «государственное муниципальное управление», «юриспруденция», «экономика и финансы» недостаточно мотивированы для работы в небольших муниципальных образованиях по специальности [2].

Формы участия населения в муниципальном управлении должны использоваться более широко. Обеспечение основного права выбора власти и возможности постоянного влияния на власть и процесс принятия решений посредством диалога, общественного надзора и других эффективных форм влияния, а также растущий объем информации о политике должны перейти к качеству участия, гражданского самоуправления и контроля.

Таким образом, современный этап муниципальной реформы не является односторонней процедурой или кампанией, касающейся исключительно изменения содержания правовых норм, регулирующих основы местного самоуправления. В последнее время наблюдается тенденция к усилению централизации органов власти и управленческих

функций при сохранении автономии местных органов от государственных органов власти. Очевидно, что основной задачей в реформировании системы муниципальной службы должно быть создание всеобъемлющей и многоуровневой системы функционирования демократических институтов государства и общества, в которой местное правительство является одним из основных участников.

Использованные источники:

1) Газизова, Э. И. Проблемы муниципальной службы в современном российском обществе / Э. И. Газизова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - № 1 (41). - 2020. - С. 177-180.

2) Нестеренко, М. А. Система муниципального управления / М. А. Нестеренко и др. Учебник. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. - 163 с.

3) Петроградская, А. А. Реализация конституционных принципов муниципальной службы / А. А. Петроградская // Образование и право. - № 2. - 2019. - С. 40-44.

4) Термелева, Е. Е. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие / Е. Е. Термелева, А. Я. Ябарова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.